Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 мая 2016 3 просмотра

Производственная необходимость в содержании этих дорог!По ним проезжают автомобили наших клиентов и поставщиков.Забирают товар со склада и привозят нам товар!Разве это не может служить экономическим обоснованием по данному виду расходов?Завод большой! Предприятий на его территории достаточное количество.Со всеми предприятиями заключен такой договор о содержании дорог в рабочем состоянии.Дороги действительно быстро выходят из строя.И в договоре не говорится о каком то излишнем их благоустройстве.В основном вопросе я цитировала предмет договора.У Стороны1, заключившей с нами данный договор,дороги,за содержание которых нас обязывают платить,находятся в аренде и по ГК они должны следить за их содержанием.Получается, они так и будут это делать,только за наш счет!Противоречий с ГК нет!Мы не арендуем эти дороги,договор аренды не заключался.Мы не можем не ездить по ним,т.к. территория завода закрытая.Подскажите,как нам обосновать экономическую необходимость данного вида затрат при расчете по налогу на прибыль!

Мы согласны с тем, что такие расходы экономически обоснованы, т.к. есть прямая взаимосвязь расходов с Вашей предпринимательской деятельностью. Да, Вы не арендуете дороги, но Вы арендуете площади завода, а дороги прилегают к Вашим арендованным площадям.

Но мы должны предупредить, что с этим не всегда согласны налоговые органы, что мы и сделали в предыдущем ответе.

По поводу документов: ФНС хочет видеть в таких случаях расчеты платежей, составленные арендодателем исходя из занимаемых арендатором площадей, а также приложенные к акту копии счетов от предприятий, выставленные арендодателю и отражающие поставку соответствующих услуг.

Обоснование

1. Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить на налоге на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде экономии на налоге на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).

Например, приобретение для организации легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя.

Ситуация: кто должен доказывать экономическую обоснованность расходов при расчете налога на прибыль

Доказать, что расходы экономически необоснованны, должна налоговая инспекция. Это следует из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Такая точка зрения подтверждается письмами Минфина России от 10 апреля 2013 г. № 03-03-06/2/11897, от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/535, определениями Конституционного суда РФ от 25 января 2012 г. № 134-О-О, от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, от 4 июня 2007 г. № 366-О-П, постановлениями Президиума ВАС РФ от 10 июля 2007 г. № 2236/07, Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, а также окружной арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 17 июля 2013 г. № Ф03-2803/2013, Волго-Вятского округа от 7 августа 2012 г. № А29-5041/2011, Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2013 г. № А19-18625/2012).

<…>

2. Журнал «Российский налоговый курьер» № 12, Июнь 2015

Дюжина расходов на содержание арендованного офиса, которые налоговики так и норовят исключить

<…>

5. «Коммуналка» арендодателю на основании выставленных счетов

Если стоимость «коммуналки» не входит в арендную плату и арендатор компенсирует потребленные услуги на основании отдельных счетов от арендодателя, налоговых претензий не избежать. Так считают 65% опрошенных экспертов.

Ольга Боровкова, главный методолог энергетической компании, член Палаты налоговых консультантов РФ, предупредила, что риск возрастает, если компания арендует не все помещение, а только его часть. В этом случае для документального подтверждения коммунальных расходов необходимы (письма УФНС России по г. Москве от 23.12.11 № 16-15/124553@ и от 08.06.09 № 16-15/058069@):

— акты оказанных услуг;
— расчеты коммунальных платежей, составленные арендодателем исходя из занимаемых арендатором площадей;
— счета от водо-, энергоснабжающих предприятий и других служб, выставленные арендодателю и отражающие поставку соответствующих услуг.

Имея указанный пакет документов, компания сведет риск спора с налоговой по расходам на коммунальные услуги к минимуму.

<…>

3. ПИСЬМО УФНС РОССИИ ПО МОСКВЕ от 23.12.2011 № 16-15/124553@

Вопрос: Организация применяет УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов) и занимается розничной торговлей непродовольственными товарами. Для осуществления деятельности арендует нежилые помещения на основании договоров аренды. Некоторые арендодатели прописывают в договоре, что арендатор должен компенсировать затраты на электроэнергию, коммунальные платежи, вывоз ТБО, телефонные переговоры отдельно, помимо арендной платы на основании выставленных ими счетов. На основании письма Минфина России от 02.06.2011 № 03-11-06/2/89 организация просит предоставить расшифровки коммунальных и иных платежей как приложение к акту выполненных работ или услуг, мотивируя это тем, что иначе расходы не могут быть отнесены к затратам. Значительная часть арендодателей отказывается это делать. Правомерны ли данные действия и требования к арендодателям?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 23 декабря 2011 года № 16-15/124553@

Отдельная оплата арендатором коммунальных платежей

Для признания стоимости потребленных арендатором водоснабжения, энергии, услуг связи, вывоза ТБО в расходах необходимо, чтобы данные затраты были документально подтверждены актами оказанных услуг и расчетами коммунальных платежей, составленными арендодателем исходя из занимаемых арендатором площадей на основании счетов водо-, энергоснабжающих предприятий и других служб, выставленных арендодателю и отражающих поставку соответствующих услуг, копии которых необходимо приложить к акту.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать расходы, перечень которых приведен в пункте 1 указанной статьи НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Согласно статье 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Договором аренды предусмотрена обязанность арендатора по оплате фактически потребляемых электроэнергии, коммунальных платежей, услуг связи, за вывоз ТБО.

В статье 614 ГК РФ содержится открытый перечень наиболее распространенных форм арендной платы. Стороны могут предусмотреть их в договоре в различном сочетании или указать иную форму арендной платы.

На основании пункта 1 статьи 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, на основании книги учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов, осуществляемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Пунктом 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Для документов, форма которых не указана в этих альбомах, предусмотрены определенные обязательные реквизиты:

– наименование документа;

– дата составления документа;

– наименование организации, от имени которой составлен документ;

– содержание хозяйственной операции;

– измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

– наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

– личные подписи указанных лиц.

Таким образом, для признания стоимости потребленных арендатором водоснабжения, энергии, услуг связи, вывоза ТБО в расходах необходимо, чтобы данные затраты были документально подтверждены актами оказанных услуг и расчетами коммунальных платежей, составленными арендодателем исходя из занимаемых арендатором площадей на основании счетов водо-, энергоснабжающих предприятий и других служб, выставленных арендодателю и отражающих поставку соответствующих услуг, копии которых необходимо приложить к акту.

Заместитель руководителя
УФНС России по г. Москве
советник государственной
гражданской службы РФ
2-го класса
Н.В. Михайлова

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка