Журнал, справочная система и сервисы
№4
Февраль

В свежем «Главбухе»

Не запутайтесь в многочисленной отчетности за март

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№4
27 мая 2016 48 просмотров

Обязана ли организация не плательщик налога на прибыль,в связи с льготой "Сколково" применяющая метод начисления, находящаяся на ОСН создавать резервы по отпускам и резервы по сомнительным долгам, если обязана, но организация это не исполняет, чем это грозит? И какими проводками нужно создавать такие резервы?

Создание резервов в бухгалтерском учете никак не связано с преференциями, которые получают те или иные группы налогоплательщиков.

Резерв сомнительных долгов в бухучете должны создавать все организации без исключения, у которых имеется сомнительная задолженность, то есть имеются долги в отношении которых нет уверенности о погашении в срок или после наступившего срока.

Оценочное обязательство по отпускам должны создавать все организации, которые не вправе вести бухучет упрощенным способом.

Ответственность за несоздание резервов:

А) Грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской отчетности, чревато штрафами. За такие действия должностному лицу грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Б) неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций могут признать грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность в этом случае предусмотрена в пункте 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружили в разных налоговых периодах, штраф вырастет до 30 000 руб.

В) возможность получения отрицательного аудиторского заключения, если организация подлежит обязательному аудиту

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как создать резерв по сомнительным долгам


Резерв по сомнительным долгам создают, чтобы отчетность организации отражала истинный финансовый результат и объем реальных обязательств покупателей и заказчиков. Причем не важно, оплата уже просрочена или есть уверенность, что контрагент нарушит договоренности в будущем.

Резерв в бухучете формируйте каждый раз, когда выявлена сомнительная дебиторская задолженность. Так поступать обязаны все без исключения компании, в том числе малые предприятия. Это прямо следует из пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

О том, когда и как выполнить это требование, как грамотно оценить размер резерва и какими записями в бухучете это оформить, читайте в этой рекомендации.

Когда нужно создавать резерв

86.1081 (6,9)

Резерв создайте в том отчетном периоде, в котором при инвентаризации дебиторки вы выявили сомнительную задолженность. И не имеет значения, создавался аналогичный резерв в налоговом учете или нет (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-03-06/1/295).

Вообще между резервом по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете есть существенная разница. В частности, в бухучете резерв обязателен. А для налогового учета такого требования нет.

Кстати, обратите внимание. Создавать резерв нужно только тогда, когда у вас нет уверенности или каких-то дополнительных гарантий, что просроченная дебиторка будет погашена. И наоборот. Если уверены в неплатежеспособности покупателя, знаете: вовремя денег от него не получите, –резерв тоже создавайте (письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01).

12.51681 (6,8,9)

Ситуация: как определить платежеспособность должника, вероятность погашения дебиторскойзадолженности, принимая решение о создании резерва по сомнительным долгам в бухучете

Для этого соберите и проанализируйте доступную информацию о деятельности и имуществе дебитора.

Так, необходимо знать о ликвидации дебитора. Ведь тогда риски того, что договоренности будут не выполнены, могут существенно возрасти. Получить эту информацию можно, запросив выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Далее можно проанализировать финансовое положение дебитора – его операционную рентабельность, зависимость от заемных средств, ликвидность активов, объем и состав его кредиторской задолженности. Все эти показатели можно определить на основании открытых данных в бухгалтерской отчетности. То есть из Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах. Запросить отчетность можно у самого контрагента или же в территориальном отделении Росстата. И даже заказать на портале госуслуг. Подробно порядок получения отчетности из статистики прописан в Регламенте, который утвержден приказом Росстата от 20 мая 2013 г. № 183.

На основании полученных сведений примите решение о создании резерва и его величине.

Прежде чем создавать резервы, нужно соблюсти одну формальность. Закрепите в учетной политике для целей бухучета конкретные признаки неплатежеспособности дебиторов, при наличии которых будете формировать резервы по сомнительным долгам. Это следует из пунктов67 ПБУ 1/2008.

В каком порядке создавать резерв

86.1082 (6,8,9)

Резерв по сомнительным долгам формируйте в следующем порядке. Сначала определите объем каждой отдельной сомнительной задолженности. Резерв нужно будет сформировать для каждого такого случая. При этом его размер определяйте также с учетом оценки финансового состояния должника и вероятности погашения обязательств полностью или частично. Ведь величина резерва по сомнительным долгам – это оценочное значение. Включать в него всю сумму сомнительного долга не обязательно.

Такой порядок предусмотрен пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, а то, как определить размер резерва, следует из пунктов 2 и 3 ПБУ 21/2008.

Так, например, если контрагент вовремя не заплатил 1 000 000 руб. и у вас нет никаких гарантий, что этот долг будет погашен, вам нужно создать резерв. Размер его при этом может быть максимальным (1 000 000 руб.), когда у вас, допустим, есть точная информация о начале процедуры банкротства должника. Или же сумма может быть меньше, когда известно, что дебитор ведет переговоры для реструктуризации других долгов и его платежеспособность может восстановиться. Если есть информация, что в итоге должник сможет вернуть 600 000 руб., то резерв создайте на 400 000 руб. Точнее оценить возможные риски помогут специалисты вашей финансовой службы, или, если таких нет, можно обратиться к сторонним оценщикам.

Порядок формирования резерва разработайте самостоятельно и закрепите в учетной политике для целей бухучета.

<…>

2. Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как создать резерв на оплату отпусков

<…>


Что такое резерв

В бухучете резерв формируют для того, чтобы учитывать обязательства, которые возникли у организации в ходе ее работы (п. 58 ПБУ 8/2010).

44.3936 (6,9)

В налоговом учете создают резерв с другой целью – чтобы равномерно учитывать расходы в течение года (ст. 324.1 НК РФ).

Подробнее о различиях в порядке формирования резерва см. Различия в формировании резерва на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете.

86.78691 (6,8,9)

В бухучете формировать резерв на оплату отпусков обязательно. Данное требование закреплено в ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Во-первых, резерв на оплату отпусков признается оценочным обязательством, поскольку обладает всеми признаками такового (п. 5 ПБУ 8/2010письмо Минфина России от 14 июня 2011 г. № 07-02-06/107). Во-вторых, в подпункте «а» пункта 2 ПБУ 8/2010 сказано: нормы данного положения применяются, в частности, к трудовым договорам. А оплачиваемые отпуска положены сотрудникам в рамках трудовых отношений, то есть как раз на основании трудовых договоров.

При этом применять ПБУ 8/2010 обязаны все организации. Исключение – организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 3 ПБУ 8/2010, ч. 4 и 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

<…>

3. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности

<…>


За ошибки в бухгалтерском учете и отчетности должностных лиц организации оштрафуют. А если в результате еще и налоги занижены, то накажут и саму организацию, а размер штрафов возрастет.

Грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской отчетности, чревато штрафами. За такие действия должностному лицу грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Наказание по заявлению налоговой инспекции назначает суд (ч. 1 ст. 23.1ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности. Судьи обосновывают такое решение положениями пункта 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.

Зачастую виновным признают главного бухгалтера или того, кто его замещает. Руководитель организации может быть признан виновным:
– если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
– если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
– если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

При этом руководитель или главный бухгалтер могут быть и вовсе освобождены от административной ответственности, если:

  • организация представила уточненную налоговую декларацию (расчет) и доплатила налоги и сборы, а также пени;
  • организация исправила ошибки в отчетности (например, подала пересмотренную бухгалтерскую отчетность) до ее утверждения.

Об этом сказано в пункте 2 примечания к статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Однако неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций могут признать грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность в этом случае предусмотрена в пункте 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружили в разных налоговых периодах, штраф вырастет до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, карается штрафом в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Вы платите НДФЛ досрочно?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка