Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
31 мая 2016 3 просмотра

Наша компания является резидентом ОЭЗ и осуществляет производственную деятельность на этой территории. Также в компании есть три сотрудника, которые работают по трудовому договору и осуществляют свою деятельность удаленно (находясь дома в другом городе, работают на сервере).Должны ли мы создавать обособленное подразделение для этих сотрудников? (согласно соглашению о резидентстве мы не можем этого сделать) Что считается командировкой для этих сотрудников, нахождение на территории ОЭЗ или нахождение дома?

Для того, чтобы определить, нужно ли организации вставать на учет по местожительству надомника, обратитесь в налоговую инспекцию. Дело в том, что местожительство сотрудника может быть признано обособленным подразделением организации. Но для признания его таковым нужно брать во внимание все факторы: условия договора между организацией и сотрудником, а также другие обстоятельства, связанные с ведением деятельности вне местонахождения организации (письма Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-109 и от 16 декабря 2011 г. № 03-04-06/3-346). Чтобы избежать возможных споров, сдайте в инспекцию по своему местонахождению или по местожительству сотрудника договор, заключенный с сотрудником, и другие документы, на основании которых он выполняет свои функции дома. В итоге инспекция определит, должна ли организация вставать на учет по местожительству надомника. Такой вывод следует из положений пункта 9 статьи 83 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 18 января 2011 г. № ПА-4-6/449.

Командировка – это служебная поездка сотрудника по распоряжению руководителя для выполнения какого-либо поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). При этом для надомника местом постоянной работы является его место жительства.

Обоснование

1. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать

<…>

Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местожительству ее сотрудника, работающего на дому

Чтобы действовать безопасно, лучше обратитесь в налоговую инспекцию.

Правила требуют, чтобы организация вставала на учет по местонахождению ее обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Вопрос в том, является ли местожительство надомного сотрудника обособленным подразделением.

Обособленное подразделение – любое территориально обособленное от организации помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). А рабочим местом считается место, где сотрудник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).

Таким образом, местожительство сотрудника может быть признано обособленным подразделением организации. Но для признания его таковым нужно брать во внимание все факторы: условия договора между организацией и сотрудником, а также другие обстоятельства, связанные с ведением деятельности вне местонахождения организации (письма Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-109 и от 16 декабря 2011 г. № 03-04-06/3-346).

Чтобы избежать возможных споров, сдайте в инспекцию по своему местонахождению или по местожительству сотрудника договор, заключенный с сотрудником, и другие документы, на основании которых он выполняет свои функции дома. В итоге инспекция определит, должна ли организация вставать на учет по местожительству надомника.

Такой вывод следует из положений пункта 9 статьи 83 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 18 января 2011 г. № ПА-4-6/449.

<…>

2. Из рекомендации
Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Как оформить прием на работу сотрудника-надомника

<…>

Ситуация: возникает ли обособленное подразделение у организации, которая заключила трудовой договор с надомником, проживающим в другом городе

Вопрос о том, приводит ли прием на работу надомника к созданию обособленного подразделения, нужно в каждом конкретном случае решать на основании имеющихся документов.

Подразделение считается обособленным, если:

  • оно территориально отделено от головного отделения организации;
  • по его местонахождению оборудованы стационарные рабочие места.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Такие правила установлены в статье 11 Налогового кодекса РФ.

Рабочим признается место:

  • где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой;
  • которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Об этом сказано в статье 209 Трудового кодекса РФ.

Надомники выполняют работу по местожительству (ст. 310 ТК РФ).

При этом граждане могут использовать свое жилое помещение для профессиональной деятельности, если это не нарушает права других жильцов (п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ).

Место работы является обязательным условием трудового договора. Если сотрудника принимают на работу в филиал, представительство или иное структурное подразделение организации – в трудовом договоре должно быть указано такое подразделение, а также его местонахождение (ст. 57 ТК РФ). Таким образом, решение о том, приводит прием на работу надомника к созданию обособленного подразделения или нет, каждый раз принимается индивидуально на основании имеющихся документов. Если организация затрудняется самостоятельно определить это, за помощью можно обратиться в налоговую инспекцию (п. 9 ст. 83 НК РФ). Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-109, от 1 августа 2011 г. № 03-02-07/1-269, ФНС России от 18 января 2011 г. № ПА-4-6/449.

С другой стороны, жилые помещения граждан являются неприкосновенными (ст. 3 Жилищного кодекса РФ), поэтому организация не может контролировать действия надомника, связанные с выполнением его трудовых обязанностей. Таким образом, стационарным рабочим местом жилище надомника не является. Из этого можно сделать вывод, что заключение трудового договора с надомником, проживающим в другом городе, к созданию обособленного подразделения не приводит. И организация не должна вставать на налоговый учет по месту выполнения трудовых функций надомниками. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 24 мая 2006 г. № 03-02-07/1-129.

Внимание: Если при проверке налоговая инспекция сочтет, что организация создала сотруднику стационарное рабочее место, но не встала на учет по его местонахождению, то организацию могут привлечь к ответственности по статье 116 Налогового кодекса РФ.

Часто спорные ситуации возникают в случае, когда надомник работает в нежилом помещении. Это связано с тем, что в части 1 статьи 310 Трудового кодекса РФ сказано, что надомники – это лица, которые заключили трудовой договор работы на дому. В то же время положениями Конвенции Международной организации труда № 177 (принята в Женеве 20 июня 1996 г.) установлено, что надомник может работать не только на дому, но и в другом месте по его выбору (подп. «i» п. «а» ст. 1). Главное, чтобы оно не находилось в помещении работодателя. Однако данная конвенция не была ратифицирована Россией. Поэтому нельзя достоверно утверждать, что надомник вправе выполнять свои трудовые функции вне дома (жилого помещения). Чтобы избежать возможных споров с налоговой инспекцией, заключите с надомником не трудовой, а гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Например, договор подряда. При заключении такого договора трудовые отношения между организацией и гражданином не возникают. Стороны выступают как заказчик и подрядчик. Следовательно, организация не должна создавать для подрядчика рабочее место и контролировать его.

Ситуация: можно ли направить сотрудника-надомника в командировку

Да, можно.

Никаких запретов на этот счет трудовое законодательство не содержит (гл. 24 и 49 ТК РФ). Сотрудник-надомник может ездить в командировки, чтобы сдать продукцию, взять сырье, получить задание и т. п. Возможность командировок сотрудника-надомника и порядок компенсации командировочных расходов предусмотрите в трудовом договоре с сотрудником.

При этом работодатель возмещает сотруднику командировочные расходы в общем порядке. Затраты на оплату проезда возмещаются от места постоянной работы (которым в данном случае является место жительства сотрудника) к месту командировки и обратно. Аналогичные выводы следуют, в частности, из писем Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-03-06/1/135 и от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/316.

<…>

3. Статья-справка: Командировка

Командировка – служебная поездка сотрудника по распоряжению руководителя для выполнения какого-либо поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка