Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
31 мая 2016 4 просмотра

Произведена модернизация производственного оборудования (Линии укладки в банки), часть оборудования отправлялась за границу.Есть два Акта возмездного оказания услуг по проведению монтажа. Документы по транспортировке этого оборудования.Вопрос состоит в том, являются ли эти работы хоз.способом? Нужна ли смета?

Модернизация проведена подрядным способом, то есть с привлечением сторонних организаций. Смету составлять не обязательно.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении модернизацию основных средств

При эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Модернизация является одним из способов восстановления основного средства (п. 26 ПБУ 6/01).

Модернизацию основных средств можно выполнить:

  • хозспособом (т. е. собственными силами организации);
  • подрядным способом (т. е. с привлечением сторонних организаций (предпринимателей, граждан)).

Документальное оформление

Решение о модернизации основных средств нужно оформить приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:

  • причины модернизации;
  • сроки ее проведения;
  • лиц, ответственных за проведение модернизации.

Объясняется это тем, что все операции должны быть подтверждены первичными документами (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Если организация выполняет модернизацию основных средств не собственными силами, с исполнителями нужно заключить договор подряда (ст. 702 ГК РФ).

При передаче объекта основных средств подрядчику оформите акт о приеме-передаче объекта основных средств на модернизацию. Его можно составить в произвольной форме. Если основное средство будет утрачено (испорчено) подрядчиком, подписанный акт позволит организации потребовать возмещения причиненных убытков (ст. 714 и 15 ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу основного средства подрядчику будет затруднительно.

При передаче основного средства на модернизацию в специальное подразделение организации (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение по форме № ОС-2. Если при модернизации местонахождение основного средства не меняется, никаких передаточных документов составлять не нужно.

По окончании модернизации составляется акт о приеме-сдаче модернизированных основных средств, например, по форме № ОС-3. Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом была проведена модернизация. Только в первом случае организация оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывают:

  • члены приемочной комиссии, созданной в организации;
  • сотрудники, ответственные за модернизацию основного средства (или представители подрядчика);
  • сотрудники, ответственные за сохранность основного средства после модернизации.

После этого акт утверждает руководитель организации и его передают бухгалтеру.

Если подрядчик проводил модернизацию здания, сооружения или помещения, которая относится к строительно-монтажным работам, то дополнительно к акту, например, по форме № ОС-3, могут быть подписаны акт приемки по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат поформе № КС-3, утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100.

Бухучет

Затраты на модернизацию основных средств изменяют (увеличивают) их первоначальную стоимость в бухучете (п. 14 ПБУ 6/01).

Организация обязана вести учет основных средств по степени их использования:

  • в эксплуатации;
  • в запасе (резерве);
  • на модернизации и т. д.

Об этом сказано в пункте 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Учет основных средств по степени использования можно вести с отражением или без отражения на счете 01 (03). Так, при долгосрочной модернизации целесообразно учитывать основные средства на отдельном субсчете «Основные средства на модернизации». Такой подход согласуется с пунктом 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства на модернизации» Кредит 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– передано на модернизацию основное средство.

По окончании модернизации сделайте проводку:

Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 (03) субсчет «Основные средства на модернизации»
– принято из модернизации основное средство.

Учет затрат на модернизацию

Затраты на модернизацию основных средств учитывайте на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п. 42Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Чтобы обеспечить возможность получения данных по видам капитальных вложений, к счету 08 целесообразно открыть субсчет «Расходы на модернизацию».

Затраты на проведение модернизации основных средств хозспособом состоят:

  • из стоимости расходных материалов;
  • из зарплаты сотрудников, отчислений с нее и т. д.

Затраты на проведение модернизации собственными силами отразите проводкой:

Дебет 08 субсчет «Расходы на модернизацию» Кредит 10 (16, 23, 68, 69, 70...)
– учтены расходы на проведение модернизации.

Если организация выполняет модернизацию основных средств с привлечением подрядчика, то его вознаграждение отразите проводкой:

Дебет 08 субсчет «Расходы на модернизацию» Кредит 60
– учтены затраты на модернизацию основного средства, выполненную подрядным способом.

По завершении модернизации затраты, учтенные на счете 08, можно включить в первоначальную стоимость основного средства либо учесть обособленно на счете 01 (03). Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

При включении затрат на проведение модернизации в первоначальную стоимость основного средства сделайте проводку:

Дебет 01 (03) Кредит 08 субсчет «Расходы на модернизацию»
– увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по модернизации.

В этом случае расходы на проведение модернизации отразите в первичных документах по учету основных средств. Например, в акте по форме № ОС-3 и в инвентарной карточке учета основного средства по форме № ОС-6 (№ ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Об этом сказано в указаниях, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Если сведения о проведенноймодернизации отразить в старой карточке затруднительно, взамен ей откройте новую (п. 40 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

При обособленном учете затраты на проведении модернизации спишите на отдельный субсчет к счету 01 (03). Например, субсчет «Расходы на модернизацию основного средства»:

Дебет 01 (03) субсчет «Расходы на модернизацию основного средства» Кредит 08 субсчет «Расходы на модернизацию»
– списаны затраты на проведение модернизации основного средства на счет 01 (03).

<…>

Из книги Эльвиры Митюковой

Строительство: Бухгалтерский и налоговый учет

2.2. Нужна ли смета в строительстве

Как установлено ст. 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией и сметой, определяющей цену работ. В смете определяют виды работ и их стоимость. Смета становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (п. 3 ст. 709 ГК РФ).

Итак, давайте разберемся, когда же составление сметы при выполнении подрядных работ обязательно. На законодательном уровне такое требование есть только в отношении объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств (см. подп. 11 п. 12 ст. 48 ГрК РФ).

В остальных случаях необходимость в оформлении сметы определяет заказчик (застройщик). Такое право ему дает п. 7Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

Однако на практике смету безопаснее составлять при выполнении любых подрядных работ. Кроме того, смета нужна для ведения бухгалтерского учета. Хотя бы для того, чтобы полноценно применять нормы ПБУ 2/2008.

Многие могут с этим не согласиться. Ведь сметы нужны в первую очередь для планирования расчетов между сторонами. Будет ли их проверять налоговая инспекция? Практика показывает, что это так: при проверке налоговики с особым вниманием относятся к такому документу. И при отсутствии некоторых сведений в смете приходят к выводу, что договор подряда является незаключенным. Поэтому рекомендуется, чтобы смета не только была, но еще и содержала ссылки на реквизиты договора. Что поможет в спорных вопросах доказать реальность проведенной сделки, например, если в договоре не хватает существенных условий, скажем, перечня работ (см. Постановление ФАС Московского округа 11.02.2013 № А40-84397/12-85-200). При этом чтобы контролеры признали смету действительной, необходимо ее утвердить и подписать обеими сторонами договора (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.03.2013 № Ф03-736/2013).

Кроме того, смета должна содержать название строящегося объекта, детальный перечень производимых работ и их стоимость. Это позволит обосновать расходы для налога на прибыль и вычет НДС по строительным работам (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2010 № А33-18167/2008; Дальневосточного округа от 23.12.2011 № Ф03-5863/2011). В противном случае основания для оплаты таких дополнительных работ отсутствуют (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2013 № А79-6560/2012).

А отражение в смете сроков выполнения отдельных этапов работ подтвердит учет доходов и расходов по сделке, позволит обосновать порядок распределения дохода для налогообложения (см. письмо Минфина России от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218).

Как составляются сметы?

Строительство объектов ведется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектом и сметной документацией. Основным документом, определяющим сметную стоимость строительства, является сводный сметный расчет. Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004) утверждена Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1. В соответствии с п. 3.15 этой Методики сметная документация состоит из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства и т.д. Согласно п. 4.71 Методики сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.

Организации вправе при составлении смет применять этот документ, а также сметные нормы и расценки, установленные территориальными сборниками, с учетом реальности показателей планируемых расходов. При этом при установлении расценок необходимо учитывать показатели рыночных цен.

К сожалению, на практике инспекторы могут сопоставить суммы на строительство, заложенные сметой, и реальные понесенные затраты. В случаях существенных расхождений не исключено, что строительной организации придется доказывать обоснованность расходов в суде.

Напомним, расхождения можно обосновать: стороны вправе предусмотреть корректировку сметы в рамках исполнения договора (п. 4 и 6 ст. 709 ГК РФ). Например, стоимость материалов, которые подрядчик использует при осуществлении работ, может существенно отличаться от величин, заложенных в смете. Кроме того, может значительно возрасти стоимость услуг третьих лиц (субподрядчиков). В таком случае подрядчик имеет право требовать увеличения первоначальной цены, а при отказе заказчика – расторгнуть договор (ст. 451 и п. 6 ст. 709 ГК РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка