Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Юридические расходы: когда безопасно списывать

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 июня 2016 3 просмотра

Как проверить продавца спецтехники, имеет ли он право не регистрировать в гостехнадзоре погрузчик, который продает.... Организация хочет купить погрузчик, а в техпаспорте стоит (владелец с 2007 года) фирма-продавец, но регистрации в гостехнадзоре нет.... какие будут последствия, если мы купим этот погрузчик, а он должен был быть зарегистрированным?

Для вычета входного НДС и подтверждения расходов по прибыли нужно проверить контрагента, т.е., проявить должную осмотрительность. Для этого нужно (письма Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710):

  • Получить от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • Проверить факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • Получить доверенность или другой документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
  • Получить информации о фактическом местонахождении контрагента;

Проверить факт регистрации в ЕГЮЛ можно, обратившись в любую налоговую инспекцию с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения информации о контрагенте (например, ИНН/КПП, адрес, сведения о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности, о полученных организацией лицензиях и т. д.) (п. 20–21 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н).

Кроме того, можно получить на сайте ФНС России (www.nalog.ru) доступ к еженедельно обновляемым копиям ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 39 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н).

Получить через Интернет краткую информацию о контрагенте бесплатно (в т. ч. о присвоенном ему ЕГРН) можно, зайдя на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в раздел «Электронные сервисы», а затем пройти по ссылке «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Для этого нужно знать один из реквизитов контрагента (название организации, ИНН, ОГРН или наименование).

Получить через Интернет информацию о том, не отказывался ли учредитель или директор контрагента в суде от руководства компанией можно зайдя на сайт ФНС России (www.nalog.ru), в разделе «Электронные сервисы» пройдя по ссылке «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Затем в подразделе «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес» пройти по ссылке «Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке».

Такие меры для проверки контрагентов рекомендует принимать Минфин России (письма от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-113от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177).

Регистрация погрузчика Гостехнадзоре на порядок учета расходов и вычет входного НДС не влияет. Так переход права собственности оформляется соответствующим договором купли-продажи (дарения и т.д.).

Документами, свидетельствующими о приобретении объекта (свидетельствующими о переходе права собственности) будут являться договор (ст. 218 ГК РФ) и акт приема-передачи. Регистрация в Гостехнадзоре значения не имеет.

При этом, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Обоснование

1.Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату

<…>


Документальное оформление

После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Такую отметку ставят, оформляя приобретенное имущество, в акте приемки-передачи основного средства. Этот документ составьте на основе типовых форм или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в них были все необходимые реквизиты.

Типовые бланки актов приема-передачи для основных средств есть разные:*

  • для одного объекта, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б;
  • для одного здания или сооружения – форма № ОС-1а.

Какую бы форму вы ни использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее утвердить в приказе.

Такой порядок следует из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 4 ПБУ 1/2008.

По общему правилу акты надо составлять на дату, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю. Обычно по умолчанию это происходит в день отгрузки, если иное не предусмотрено в договоре поставки. Исключение предусмотрено лишь для зданий или сооружений. Акт о приемке таких объектов составляют на ту же дату, которая стоит в передаточном документе. При этом неважно, зарегистрированы права собственности на объект или нет.*

Порядок оформления акта зависит от того, как до этого учитывал имущество поставщик – как товар или в составе основных средств.

Поставщик учитывал продаваемое имущество в составе основных средств. В этом случае акт приемки-передачи оформляют обе стороны сделки в двух экземплярах. Один экземпляр акта, заполненный поставщиком, остается у него и служит основанием для отражения выбывшего имущества в учете. При этом раздел «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» в своем экземпляре акта поставщик не заполняет. Второй заполненный экземпляр акта поставщик передает организации-покупателю. Он и будет основанием для отражения поступления основного средства. Раздел «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» покупатель заполняет самостоятельно. Оба экземпляра акта подписывает как поставщик, так и покупатель. Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.*

Поставщик учитывал продаваемое имущество как товар. В этом случае акт приемки-передачи составляет только покупатель, то есть вы. Акт составьте на основании товаросопроводительных и технических документов, приложенных к основному средству. Например, товарной накладной, паспорта объекта и инструкции пользователя. При этом реквизиты поставщика, которые предусмотрены в начале акта, а также разделы «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» и «Сдал» не заполняйте. Ведь у поставщика при реализации такого имущества передача основного средства не происходит. Следовательно, составлять акт приемки-передачи основного средства он не обязан. Об этом сказано в письме Росстата от 31 марта 2005 г. № 01-02-09/205.

При любом из перечисленных вариантов в акте приемки-передачи должны быть указаны:

  • номер и дата составления акта;
  • полное наименование основного средства согласно технической документации;
  • название организации-изготовителя;
  • место приемки основного средства;
  • заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства. Порядок присвоения инвентарных номеров разработайте самостоятельно. Как правило, это сквозная нумерация в хронологическом порядке. Например, 0001, 0002 и т. д.;
  • номер амортизационной группы и срок полезного использования объекта основных средств;
  • сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
  • другие характеристики основного средства.

Оформленный акт утверждает руководитель организации, предприниматель или специально уполномоченный сотрудник.

Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Одновременно с составлением акта приемки-передачи на каждый объект или группу однородных объектов заполните инвентарную карточку или инвентарную книгу, правда, последняя предназначена только для малых предприятий. Сделать это можно, воспользовавшись формами № ОС-6ОС-6аОС-6б или самостоятельно разработанной формой. Эти документы заполняйте в одном экземпляре на основании данных акта и сопроводительных документов, например, технических паспортов. В дальнейшем в инвентарную карточку или книгу вносите сведения обо всех изменениях, влияющих на учет основного средства. Таких как переоценка, модернизация, внутреннее перемещение, выбытие.

Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

<…>

Ситуация: как оформить поступление основного средства, если оно было куплено у человека. Он не занимается предпринимательской деятельностью

Купив имущество у человека, составьте документ, форму которого разработайте самостоятельно. Поступление же такого объекта задокументируйте в обычном порядке.

Ведь в отличие от покупки у организации или предпринимателя для ситуации, когда вещь приобретают у человека, никаких унифицированных форм нет. Таким документом может быть, например, акт закупки у физического лица.

Поступление же основного средства задокументируйте актом приемки-передачи. Типовые бланки актов приема-передачи для основных средств есть разные:

  • для отдельных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б;
  • для отдельных зданий и сооружений – форма № ОС-1а.

В любом случае в этих формах не заполняйте реквизиты сдатчика, которые предусмотрены в начале формы, а также разделы «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» и «Сдал». Это объясняется тем, что:

  • во-первых, человек не является юридическим лицом;
  • во-вторых, имущество, которое человек продает организации, не является для него основным средством.

Это следует из пункта 2 постановления Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 и письма Росстата от 31 марта 2005 г. № 01-02-09/205.

<…>

2. Из рекомендации

Романа Масаладжиу, кандидата юридических наук, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», преподавателя МГЮА им. О.Е. Кутафина

Виталия Дианова, кандидата юридических наук, старшего юриста Goltsblat BLP

Как проверить нового контрагента при помощи внешних источников информации (государственные реестры, интернет-сайты, СМИ)

До заключения договора с новым контрагентом рекомендуется его проверить, чтобы уменьшить риски. В ходе проверки можно выявить обстоятельства, зная которые, руководство компании откажется заключать договор с этим контрагентом. Проверка позволит сэкономить время и деньги компании. Ведь, заключив договор с контрагентом, который, к примеру, находится на грани банкротства, организация рискует как потерять переданные по договору материальные ценности, так и не получить желаемого результата и, более того, рискует быть вовлеченной в длительную судебную тяжбу.*

Юридические риски могут быть самые разнообразные: гражданско-правовые (риск признания договора недействительным, незаключенным), налоговые (риск признания расходов необоснованными, отказа в вычете НДС),* уголовно-правовые (риск уголовного наказания по УК РФ) и т. п. В данной рекомендации пойдет речь о некоторых гражданско-правовых рисках, которые можно предотвратить до заключения договора при помощи внешних источников информации (государственных реестров, интернет-сайтов, специализированных СМИ).

Риск подписания договора с незарегистрированным контрагентом*

Может получиться так, что организация, с которой предполагается заключить договор, вообще не зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Несмотря на то что такие ситуации встречаются крайне редко, перед тем как заключать договор с незнакомой организацией, лучше удостовериться, что такая организация все же существует. Если окажется, что контрагент не зарегистрирован, это может повлечь негативные последствия для организации, которая заключила договор с таким контрагентом. Дело в том, что юридическое лицо считается зарегистрированным только после внесения о нем записи в ЕГРЮЛ. Если же организация не зарегистрирована, то она не может приобретать права и обязанности, в том числе заключать гражданско-правовые договоры. Компания, заключившая договор с незарегистрированным контрагентом, не сможет учесть в целях налогообложения суммы по такому договору (постановление Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. № 7588/08).*

Проверить, зарегистрирована компания или нет, можно следующими способами:*

  • запросить у потенциального контрагента и проверить уставные и иные документы, подтверждающие правоспособность юридического лица;
  • проверить информацию о государственной регистрации контрагента можно на сайте ФНС России (www.nalog.ru) или путем получения выписки о потенциальном контрагенте из ЕГРЮЛ.

<…>

Риски ликвидации, реорганизации и банкротства

Организации при выборе контрагентов предпочитают не иметь дело с теми компаниями, которые находятся на этапе реорганизации (и уже тем более в процессе ликвидации) или в отношении которых возбуждена процедура банкротства. Опасения эти не напрасны: юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, вскоре прекратит свое существование, а его права и обязанности перейдут к другому лицу (к другим лицам). Юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, вскоре прекратит свое существование, и все обязательства с этим контрагентом будут прекращены на основании статьи 419 Гражданского кодекса РФ.* В свою очередь организация, в отношении которой возбуждена процедура банкротства, не имеет средств для погашения всех своих долгов, поэтому заключать договоры с ней экономически нецелесообразно.

Предположим, после заключения договора с незнакомой организацией выясняется, что новый контрагент находится в процессе реорганизации путем разделения или путем выделения нового юридического лица. В этой ситуации есть риск, что его обязательства по заключенному договору могут быть переданы более слабому в экономическом отношении правопреемнику. Это может грозить убытками, вызванными невозможностью исполнения правопреемником своих обязательств и недостаточностью его имущества для удовлетворения требований всех кредиторов.

Как предотвратить подобные риски? Проверить, находится ли предполагаемый контрагент в процессе реорганизации или ликвидации, можно по информации, содержащейся в ЕГРЮЛ.*

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в ФНС России о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. Если в реорганизации участвуют два и более юридических лиц, такое уведомление направляет то юридическое лицо, которое последним приняло решение о реорганизации, или то, на которое эта обязанность возложена самим решением о реорганизации. На основании уведомления ФНС России вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ). Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, размещаются на сайте ФНС России, а также публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».*

Кроме того, сведения о реорганизации юридического лица содержатся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Такие сведения вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).*

О ликвидации юридического лица в ФНС России письменно сообщают в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации. Такая обязанность возложена на того, кто принял решение о ликвидации: то есть на учредителей (участников) юридического лица или на государственный орган. Такие правила установлены в пункте 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ. Сведения из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, размещаются на сайте ФНС России, а также публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Кроме того, сведения о ликвидации юридического лица содержатся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Такие сведения вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с подпунктом «в» пункта 7 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ.

Даже если на момент заключения договора в ЕГРЮЛ не было сведений о том, что данная организация находится в процессе ликвидации, но решение о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии уже было принято, то в суде можно признать договор недействительным.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Следовательно, с момента принятия решения о ликвидации полномочия на заключение гражданско-правовых сделок имеются лишь у ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии).

Пример из практики. Суд признал договор ничтожной сделкой, так как директор заключил его после того, как было принято решение о назначении ликвидатора*

По одному из дел оспаривались договоры цессии, которые руководитель (директор) общества заключил в период после принятия решения о назначении ликвидатора, но до внесения записей об этом в ЕГРЮЛ. Суды указали, что полномочия директора общества с момента назначения ликвидационной комиссии ограничиваются законом, и он уже не вправе выступать от имени юридического лица в отношениях с другими лицами, в том числе в гражданско-правовых сделках. Исходя из этого, суды признали оспариваемые договоры ничтожными сделками на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ в связи с их противоречием пункту 1 статьи 53 и пункту 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. № Ф04-6711/2007(38627-А46-36) по делу № А46-8441/2006).

Размер платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ определен в постановлении Правительства РФ от 19 мая 2014 г. № 462 «О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Сведения о применении в отношении юридического лица процедур банкротства (введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства) вносятся вЕдиный федеральный реестр сведений о банкротстве и публикуются в газете «Коммерсантъ» (ст. 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом до 1 июля 2015 года действует следующее правило: в случае опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (это самостоятельный раздел Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц) обязанность предварительно уведомить в письменной форме должника и всех известных заявителю кредиторов считается исполненной. Такие правила установлены в пунктах 3 и 4 статьи 4 Закона от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию (п. 1 ст. 65 ГК РФ).

Также на сайте ФНС России можно проверить, не принято ли решение о предстоящем исключении той или иной организации из ЕГРЮЛ. Такое решение может быть принято в отношении юридического лица в том случае, если оно является недействующим.

<…>

3.Из рекомендации

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС

<…>

Вычеты по счетам-фактурам недобросовестных поставщиков

Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не сдает отчетность в налоговую инспекцию*

Да, может, если будет доказано, что пр*именение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.*

Налоговый вычет по счету-фактуре такого поставщика может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 13 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).*

Следует отметить, что сам по себе факт представления контрагентом налоговой отчетности не является свидетельством его благонадежности. Отчетность может быть фальсифицированной, а убедиться в ее достоверности инспекция может только в ходе выездной налоговой проверки. Поэтому даже если из налоговой инспекции, в которой контрагент состоит на учете, пришло подтверждение, что он сдает отчетность, этого недостаточно для признания контрагента реально действующей организацией. Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности. Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:*

  • получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
  • получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
  • оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.

Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10от 31 августа 2009 г. № ВАС-11260/09от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09от 28 апреля 2008 г. № 16599/07от 15 мая 2007 г. № 5121/07, постановления ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012ФАС, Московского округа от 8 октября 2012 г. № А40-7436/12-116-15от 18 марта 2011 г. № КА-А40/1322-11 № А40-78928/10-35-395, Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2011 № А74-2352/2010от 24 июня 2009 г. № А33-14722/08, Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А53-5188/2008-С5-34от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42Волго-Вятского округа от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008).

Однако существует и противоположная арбитражная практика. По мнению многих судей, в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают налоговую отчетность, и не устанавливает зависимости между действиями этих контрагентов и правом на вычет по НДС (см., например, определения ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. № ВАС-14953/09от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09от 8 октября 2008 г. № 12676/08от 21 сентября 2007 г. № 11613/07от 8 мая 2007 г. № 3456/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июня 2012 г. № А32-18788/2011, Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А52-1477/2011от 13 января 2009 г. № А52-980/2008от 10 октября 2008 г. № А05-3166/2008, Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2008 г. № А33-13853/06-Ф02-4247/08от 24 января 2007 г. № А19-17939/06-11-Ф02-7435/06-С1, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2008 г. № Ф04-5552/2008(11389-А46-25)от 15 сентября 2008 г. № Ф04-5535/2008(11352-А46-25)от 2 июля 2008 г. № Ф04-3948/2008(7399-А03-14)Поволжского округа от 26 сентября 2012 г. № А57-11982/2011Центрального округа от 27 января 2010 г. № А35-3983/07-С21Дальневосточного округа от 14 апреля 2008 г. № Ф03-А59/08-2/1032, Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/2115-11от 23 октября 2008 г. № КА-А40/10035-08, Уральского округа от 16 февраля 2012 г. № Ф09-38/12 № А07-1810/11от 15 декабря 2008 г. № Ф09-9265/08-С2).

Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)*

Да, может.*

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре должны быть заполнены такие обязательные реквизиты, как наименование, адрес и ИНН поставщика. При этом данный документ должен содержать только достоверные сведения. Если поставщик не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), то оформленный им счет-фактура составлен с нарушением указанного порядка. Следовательно, применить вычет по нему нельзя (п. 2 ст. 169 НК РФ).*

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24.*

Кроме того, организации, которые не числятся в ЕГРЮЛ, не являются юридическими лицами, а значит, не могут выступать в качестве поставщиков товаров и плательщиков налогов. На этом основании Президиум ВАС РФ в постановлении от 1 февраля 2011 г. № 10230/10 № А57-22072/2009 поддержал позицию налоговой инспекции, отказавшей организации в вычете по НДС.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций, при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверять своих контрагентов.*

Если же организация приняла к вычету НДС по счету-фактуре недобросовестного поставщика, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 1311 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

В этой ситуации налоговая инспекция может отказать в вычете входного НДС, а на сумму возникшей недоимки начислить пени и штраф (ст. 75122 НК РФ). Существуют примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. № 7588/08, определения ВАС РФ от 29 мая 2009 г. № ВАС-6491/09от 6 марта 2009 г. № ВАС-2369/09от 29 января 2009 г. № ВАС-13530/08от 5 декабря 2008 г. № 7011/08от 24 октября 2008 г. № 13660/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 января 2013 г. № А17-6117/2011от 22 августа 2012 г. № А29-7981/2011, Дальневосточного округа от 24 октября 2012 г. № Ф03-4110/2012от 5 октября 2011 г. № Ф03-4500/2011, Северо-Западного округа от 19 апреля 2013 г. № А66-8747/2012от 25 октября 2012 г. № А26-7671/2011, Северо-Кавказского округа от 26 января 2011 г. № А01-990/2009от 19 ноября 2008 г. № Ф08-6643/2008, Уральского округа от 18 февраля 2010 г. № Ф09-408/10-С2от 18 ноября 2008 г. № Ф09-8554/08-С3от 28 августа 2008 г. № Ф09-6085/08-С3, Центрального округа от 19 октября 2011 г. № А54-6405/2010от 11 октября 2011 г. № А35-10958/2010от 15 января 2009 г. № А54-1525/2008С13от 18 сентября 2008 г. № А36-436/2007, Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2011 г. № А03-15891/2010от 16 февраля 2010 г. № А70-8542/2009от 26 января 2009 г. № Ф04-165/2009(19513-А03-41), Поволжского округа от 11 марта 2013 г. № А65-15309/2012от 23 апреля 2012 г. № А57-8622/2010от 13 марта 2012 г. № А72-4064/2011,Восточно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. № А10-1001/08-Ф02-7024/08).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету НДС по счету-фактуре поставщика, который, как оказалось, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Они заключаются в следующем.

Факт нарушения контрагентом своих обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организация действовала без должной осмотрительности и осторожности, и ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, числятся ли ее контрагенты в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и не устанавливает зависимости между таким действиями и вычетом НДС.

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 12658/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2009 г. № А56-52585/2007от 9 июня 2008 г. № А44-2525/2007Поволжского округа от 9 июля 2009 г. № А55-15897/2008Московского округа от 19 октября 2006 г. № КА-А40/10012-06Волго-Вятского округа от 17 августа 2007 г. № А79-4545/2006Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2007 г. № А19-24415/06-40-04АП-484/07-Ф02-3108/07Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2006 г. № Ф04-8106/2006(29045-А27-41), Уральского округа от 18 марта 2008 г. № Ф09-1522/08-С3от 23 мая 2007 г. № Ф09-3831/07-С2).

Более того, контрагент может не числиться в ЕГРЮЛ по ошибке. Например, если при регистрации (внесении изменений в регистрационные данные) налоговая инспекция неправильно внесла сведения об организации в реестр. На практике подобные случаи бывают. В результате такой ошибки официально зарегистрированная организация формально может отсутствовать в ЕГРЮЛ. Следствием этого будет отказ в вычете НДС по счетам-фактурам, полученным от такой организации и отраженным в разделе 8 налоговой декларации. Скорее всего, обнаружив такие счета-фактуры, инспекция затребует у организации-покупателя пояснения. В этом случае следует запросить контрагента о причинах такого несоответствия. Если поставщик сообщит об ошибке, допущенной в ЕГРЮЛ, эту информацию необходимо будет передать в налоговую инспекцию в виде пояснений.

Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. При проверке (включая встречную проверку) обнаружено, что поставщик не находится по адресу, указанному в счете-фактуре

Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.

В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя, поскольку счет-фактура содержит недостоверные сведения. Налоговый вычет по такому счету-фактуре может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 13 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:

  • получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности).

Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177. Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10от 20 мая 2009 г. № ВАС-5978/09от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09от 11 февраля 2009 г. № ВАС-15953/08от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, постановления ФАС Московского округа от 2 августа 2012 г. № А40-68488/11-91-292от 11 февраля 2010 г. № КА-А40/104-10от 29 января 2009 г. № КА-А40/13030-08-ПУральского округа от 19 ноября 2012 г. № Ф09-10996/12, Восточно-Сибирского округа от 6 декабря 2012 г. № А19-18519/2011от 28 июня 2012 г. № А19-14702/2011, Западно-Сибирского округа от 21 июня 2012 г. № А27-18161/2011от 17 февраля 2010 г. № А27-1835/2009, Поволжского округа от 22 января 2009 г. № А12-7755/2008от 20 ноября 2008 г. № А57-3286/08, Волго-Вятского округа от 2 июля 2009 г. № А11-9745/2008-К2-20/513-Аот 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008, Дальневосточного округа от 10 июня 2011 г. № Ф03-2001/2011от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2012 г. № А53-21257/2011от 16 февраля 2010 г. № А53-12897/2009).

Однако существует и противоположная арбитражная практика. Многие судьи считают, что в данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия контрагента по адресу, указанному в счете-фактуре, сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанность проверять, находятся ли ее поставщики по адресам, указанным в счетах-фактурах, и не устанавливает связи между их фактическим местонахождением и правом покупателя на вычет по НДС. Нет в Налоговом кодексе РФ и зависимости между правом покупателя на вычет по НДС и результатами встречных проверок поставщиков, выставлявших счета-фактуры (см., например, определения ВАС РФ от 21 февраля 2011 г. № ВАС-939/11от 27 января 2010 г. № ВАС-18046/09от 31 июля 2009 г. № ВАС-1656/09от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09от 19 марта 2009 г. № ВАС-2576/09от 23 декабря 2008 г. № 16917/08от 26 мая 2008 г. № 6809/08от 8 апреля 2008 г. № ВАС-3855/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 октября 2010 г. № А33-22148/2009от 23 июня 2010 г. № А19-18164/09от 2 декабря 2008 г. № А19-4782/08-57-Ф02-5536/08от 5 февраля 2008 г. № А19-8263/07-57-Ф02-9893/07, Дальневосточного округа от 14 февраля 2011 г. № Ф03-225/2011от 2 февраля 2011 г. № Ф03-10008/2010от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4679/2009от 8 октября 2008 г. № Ф03-3910/2008Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. № Ф08-6708/2008, Северо-Западного округа от 13 января 2009 г. № А52-980/2008от 4 декабря 2008 г. № А26-584/2008, Поволжского округа от 9 апреля 2013 г. № А65-17639/2012от 13 июня 2012 г. № А12-14386/2011от 29 апреля 2010 г. № А57-9302/2009,Западно-Сибирского округа от 13 октября 2008 г. № Ф04-3069/2008(12960-А45-25), Московского округа от 28 сентября 2011 г. № А40-125598/10-127-717от 17 июня 2011 г. № КА-А40/3807-11от 7 апреля 2010 г. № КА-А41/2786-10от 13 февраля 2009 г. № КА-А40/406-09, Уральского округа от 24 сентября 2012 г. № Ф09-8572/12от 30 мая 2012 г. № Ф09-3884/12, Центрального округа от 15 марта 2012 г. № А64-2298/2011от 6 октября 2008 г. № А14-4281/2007186/24, Волго-Вятского округа от 19 декабря 2011 г. № А79-12129/2010от 14 ноября 2011 г. № А43-26780/2010).

<…>

Ситуация: как проверить сведения о контрагенте с целью выявления признаков недобросовестности*

При необходимости проверить информацию о контрагенте можно несколькими способами.

1. Запросить соответствующие данные (в частности, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копию лицензии) непосредственно у контрагента.*

2. Получить доверенность или другой документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.*

3. Обратиться в любую налоговую инспекцию с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения информации о контрагенте (например, ИНН/КПП, адрес, сведения о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности, о полученных организацией лицензиях и т. д.).*

Такое право прописано в пункте 20–21 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н.*

Инспекция должна предоставить соответствующие сведения в течение пяти дней (в этом случае плата составляет 200 руб. за каждый документ). При необходимости можно попросить предоставить информацию срочно – не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса (в этом случае плата составляет 400 руб. за каждый документ). Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 19 мая 2014 г. № 462.*

4. Получить на сайте ФНС России (www.nalog.ru) доступ к еженедельно обновляемым копиям ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Стоимость доступа составляет:*

  • за однократное предоставление открытых и общедоступных сведений – 50 000 руб.;*
  • за однократное предоставление обновленных сведений – 5000 руб.;
  • за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места – 150 000 руб.

Такой порядок оплаты за предоставление сведений предусмотрен пунктом 39 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н.*

5. Получить через Интернет краткую информацию о контрагенте бесплатно (в т. ч. о присвоенном ему ЕГРН). Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в раздел «Электронные сервисы», а затем пройдите по ссылке «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Чтобы получить информацию, достаточно знать один из реквизитов контрагента (название организации, ИНН, ОГРН или наименование). Название организации следует вводить без кавычек и организационно-правовой формы, а также учитывать, что поиск проводится по ее полному наименованию.*

6. Получить через Интернет информацию о том, не отказывался ли учредитель или директор контрагента в суде от руководства компанией. Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru), в разделе «Электронные сервисы» пройдите по ссылке «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Затем в подразделе «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес» пройдите по ссылке «Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке».*

Такие же меры для проверки контрагентов рекомендует принимать Минфин России (письма от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-113от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177).*

7. Запросить в налоговой инспекции по месту учета контрагента информацию об исполнении контрагентом налоговых обязанностей или о нарушении им законодательства о налогах и сборах. Следует отметить, что в некоторых случаях налоговые инспекции отказывают в предоставлении подобной информации, ссылаясь на налоговую тайну. Однако согласно пункту 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ такая информация к налоговой тайне не относится. Поэтому отказ налоговой инспекции является неправомерным. Аналогичная точка зрения по данному вопросу отражена в письмах Минфина России от 4 июня 2012 г. № 03-02-07/1-134ФНС России от 30 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/20268. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см. например,определение ВАС РФ от 1 декабря 2010 г. № ВАС-16124/10, постановления ФАС Западно-Сибирского округаот 27 июля 2010 г. № А27-25441/2009от 16 июля 2010 г. № А27-25724/2009Уральского округа от 1 сентября 2010 г. № Ф09-6957/10-С3).*

<…>

4.Из Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938

О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации

В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

<…>

2. Установить, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:*

подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;*

Абзац утратил силу с 24 февраля 2010 года - постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 682 - см. предыдущую редакцию;

военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

<…>

3. Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи*

<…>

5.Из статьи 218 ГК РФ

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.*

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка