Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
8 июня 2016 13 просмотров

В ст. 270 НК РФ п 48.5 гласит "расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов" не учитываются в целях налогообложения. В связи с этим у меня возникло два вопроса: Распространяется ли действие данного пункта на арендатора, заключившего договор аренды судна с судовладельцем? Если да, то каким образом организации, арендующей судно, учесть при расчете налога на прибыль расходы, связанные с эксплуатацией, содержанием и необходимым текущим ремонтом судна?

Да, распространяется, если судно эксплуатируется от имени арендатора (ст.8 КТМ).

Вопрос учета расходов зависит от того кем было построено судно и когда.

Если судно построено не российским судостроителем и (или) до 01.01.2010, то учет расходов будет следующим.

Соответственно, если Вы используете судно, зарегистрированное в РМРС, расходы, связанные с эксплуатацией, содержанием и необходимым текущим ремонтом судна не учитываются для целей налогообложения на основании, приведенного Вами пункта, при использовании в международных перевозках. Если речь идет о внутренних перевозках, то расходы учитываются в общем порядке. Если же и для тех, и для других, то их нужно распределять.

Если судно построено российским судостроителем после 01.01.2010, то все расходы, связанные эксплуатацией, содержанием и необходимым текущим ремонтом судна не учитываются для целей налогообложения, при этом и все доходы, полученные организацией от эксплуатации судна, не учитываются для целей налогообложения на основании подпункта 33.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ вне зависимости от маршрута перевозок.

Обоснование

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 17.08.2012 № 03-03-10/93

«В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей главы 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

Одновременно в соответствии с пунктом 48.5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Статьей 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Учитывая изложенное, налогоплательщик, эксплуатирующий от своего имени судно, зарегистрированное в РМРС, применяет положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 и пункта 48.5 статьи 270 НК РФ, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании.

Вместе с тем, учитывая, что подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается также сдача таких судов в аренду для оказания соответствующих услуг, указанные положения статей 251 и 270 НК РФ могут применяться как собственником судна, предоставляющим его в аренду (лизинг), так и арендатором (лизингополучателем), эксплуатирующим такое судно для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг.

В случае, если организация-судовладелец использует судно, зарегистрированное в РМРС, как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской Федерации), так и для каботажных перевозок, для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках.»

2. Письмо ФНС России от 18 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15506@

«В соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС).

Согласно п. 48.5 ст. 270 Кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Под судовладельцем согласно ст. 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником или использует его на ином законном основании.

При этом согласно ранее указанному пп. 33 п. 1 ст. 251 Кодекса под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

Таким образом, для целей гл. 25 Кодекса судовладельцами могут одновременно являться как арендодатель (собственник судна), так и арендатор судна (лизингополучатель).

Соответственно, принимая во внимание определение понятия эксплуатации, содержащееся в пп. 33 п. 1 ст. 251Кодекса, положения последней, так же как и ст. 270 Кодекса, могут применяться как собственником судна, предоставляющим его в аренду (лизинг), так и арендатором (лизингополучателем), эксплуатирующим такое судно для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг.

В случае если организация-судовладелец использует судно, зарегистрированное в РМРС, как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской Федерации), так и для каботажных перевозок, для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках.

Согласно ст. 313 Кодекса в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Следовательно, организации-судовладельцу следует обеспечить в налоговом учете разделение доходов от эксплуатации судна в международных перевозках и дохода, относящегося к эксплуатации судна в каботажных перевозках (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации). В этих целях могут быть использованы данные судового журнала, Правилами ведения которого, утвержденными Приказом от 10.05.2011 N 133, предусмотрено внесение в судовой журнал сведений в том числе навигационного характера, позволяющих восстановить маршрут плавания судна.

Пункт 1 ст. 272 Кодекса устанавливает, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка