Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
8 июня 2016 2 просмотра

Компании пришло требование из ИФНС в связи с тем, чтобы директор пришел на комиссию в ИФНС и дал пояснения по хоз. деят-ти контрагента ООО Омега, которая в марте 2015г. поставляла нам товар, всего было 2 поставки, больше мы с ними не сотрудничали. Попав на комиссию, инспекторы налоговой службы обвинили директора в не добросовестном подходе к проверке контрагента, хотя все меры по этому поводу были нами предприняты, но они придрались, что мы не сверяли подпись директора ООО Омега указанную в паспорте директора и подписи, которая проставлена на договоре и сопроводит. док-тах при покупке товара, хотя подписи идентичны. В ходе разговора инспекторы нашему директору сказали убрать из декларации по НДС 1 кв_2015 контрагента ООО Омега, подать уточненку и доплатить 200 000 руб налога НДС, в противном случае к нам придут с встречной проверкой... Так как ИФНС считает, что ООО Омега является по их мнению ненадежной компанией. Обратившись в бух-рию ООО Омега мы выяснили, что НДС с наших поставок в 1 кв_2015 ими был оплачен и наша компания включена в книгу продаж за 1 кв_2015. Вопрос: действительно ли ИФНС может назначить выездную налог проверку из-за контрагента, который им не понравился? Каким образом нам не убирать контрагента из декларации НДС? Может быть им предоставить еще раз, но в полном объеме док-ты: договор, ТН + СФ, пояснительное письмо (как мы нашли этого поставщика и как мы его проверяли как контрагента, как потом работали) + книгу продаж за 1 кв_2015 от ООО Омега?

Вот эти действия налогового органа по вызову руководителя организации на комиссию и возможность назначения встречной или выездной проверки неправомерными назвать нельзя.

Так, например, в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ сказано, что проверяющие могут вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

В свою очередь, на основании норм НК РФ проверяющие могут инициировать выездную проверку в отношении Вашей организации и встречную проверку контрагента по статье 93.1 НК РФ. Ведь Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.
Вместе с тем, предупреждения и угрозы обществу о том, что на основании неверно указанных подписей в документах организация будет лишена вычета или в отношении нее будет проведена проверка, является непрофессиональным поведением и простым запугиванием налогоплательщика.

Ни в коем случае не выполняйте устные требования проверяющих и не предоставляйте документы без официальных требований и запросов.

Основываясь на простых аргументах о том, что подписи руководителя поставщика на документах и счетах-фактурах не соответствуют действительности, не могут быть доказательством даже в суде. Более того, не проводя проверки и почерковедческой экспертизы проверяющие не могут знать о том, что права на подпись документов руководитель контрагента мог передать своим уполномоченным сотрудникам.

Так, например, в письме Минфина России от 03.07.2013 № 03-07-15/25437 разъяснено, что, если в силу технологических особенностей организации работы продавца экземпляры счетов-фактур подписываются разными уполномоченными лицами, это не является основанием для отказа покупателю в вычете при условии выполнения требований, предусмотренных п. 2 ст. 169 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит письмо ФНС России от 19.07.2013 № ЕД-4-3/13161@

В постановление ФАС Уральского округа от 09.11.2009 № Ф09-8674/09-С2 суд кассационной инстанции согласился с выводами судов апелляционной и первой инстанции, в соответствии с которыми подписание экземпляров счета-фактуры разными лицами, уполномоченными на то приказами, при правильном заполнении всех остальных реквизитов счета-фактуры не может свидетельствовать о недостоверности указанных в нем сведений.

Таким образом, ничего проверяющим не обосновывайте без официальных запросов, документы не предоставляйте без соответствующих требований и уточненную декларацию ни в коем случае не подавайте.

Обоснование

Из рекомендации В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку

Основание для проверки

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма приведена в приложении 3 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:

Критерии отбора для проверки

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка