Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 июня 12 просмотров

Организация в ноябре 2015г заключила договор лизинга на приобретение Автотранспорта на сумму 1694171,35 в т.ч НДС 258432,92. первоначальный взнос составляет 651112=00 Нам была предоставлена субсидия для возмещения части расходов на уплату лиз.платежей по договору финансовой аренды(лизинга).в январе 2016г администрация предоставляет субсидию получателю за счет средств бюджета и оплачивает на прямую минуя наш расчетный счет 455778=40 Лизингодателю. и мы платим с р/сч свои 195333=60 плюс страховку 20428,75 в итоге в Лизинговую компанию поступают 671540,75. И они выставляют нам счет фактуру на сумму 671540,75. как мне провести ведь 455778=40 прошли не через нас? Как мне отразить стоимость полученного на баланс имущества

В бухгалтерском учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86 – отражена задолженность бюджета по предоставлению субсидии;

Дебет 60 (76) Кредит 76 – уменьшена задолженность перед лизингодателем на сумму субсидии;

Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма полученной субсидии;

Дебет 20 (25, 26, 44, 91-2) Кредит 60 (76) – начислена сумма лизинговых платежей, в которые включено возмещение расходов лизингодателя на страхование предмета лизинга;

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма полученной субсидии.

В налоговом учете сумму полученной субсидии включите в состав внереализационных доходов на дату зачисления денежных средств на расчетный счет лизингодателя. При этом лизинговый платеж, оплаченный за счет полученной субсидии, включите в состав прочих расходов.

Если полученное имущество учитывается на балансе лизингополучателя, учитывайте его по первоначальной стоимости, которая будет равна затратам лизингодателя на следующее:

  • приобретение имущества;
  • передачу имущества в лизинг (транспортировка, установка и т. п.).

Эти сведения обычно указывают в договоре и акте приема-передачи.

Обоснование

1. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<…>

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

<…>

ОСНО: налог на прибыль

Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных средств, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Освобождение от налогообложения прибыли бюджетных средств по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий.

Средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:

  • когда получатель средств государственной помощи использовал указанные средства не по целевому назначению;
  • или когда были нарушены условия предоставления средств государственной помощи.

Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала средства государственной помощи не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК РФ).

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

Назначение субсидии Порядок признания доходов
Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии.

Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода

Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии.

При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции

Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений

Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты, оплаченные за счет средств государственной помощи. Организация не является некоммерческой, унитарным предприятием

Да, можно, но при условии что средства госпомощи не признаются для целей налога на прибыль целевым финансированием.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 НК РФ).

В частности, основные средства, приобретенные за счет средств целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Данное правило в полной мере касается государственной помощи, которую получает управляющая компания на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19.

Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются таковыми в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Также можно учесть в расходах затраты, связанные с содержанием имущества, которое получено в рамках государственной помощи. Например, если в рамках финансирования целевых мероприятий организация получила оборудование, то суммы амортизации, начисленные по такому основному средству, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272, подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222, от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800.

<…>

2. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Название рекомендации
<…>

Имущество на балансе лизингополучателя

Лизинговое имущество, которое согласно договору учитывается на вашем балансе, примите к учету как объект основных средств. Для этого к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» откройте субсчет «Имущество, полученное в лизинг». На нем отразите первоначальную стоимость лизингового имущества, а именно затраты лизингодателя на следующее:

  • приобретение имущества;
  • передачу имущества в лизинг (транспортировка, установка и т. п.).

Эти сведения обычно указывают в договоре и акте приема-передачи.

Обратите внимание, первоначальная стоимость лизингового имущества не равна цене лизингового договора. Ведь в лизинговых платежах, помимо возмещения стоимости имущества, предусмотрен и доход лизингодателя от услуги по предоставлению объекта во временное пользование. Таким образом, на счете 08 отразите только фактические обязательства перед лизингодателем по стоимости имущества.

Если объект будет утерян (сломан, украден), вы должны будете возместить только стоимость имущества без учета платежей за его использование. Кроме того, бывает, что стоимость имущества превышает цену договора, например, когда дорогостоящее имущество берут в лизинг без выкупа на небольшой срок.

Такой порядок следует из пункта 8 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15, и пунктов 4, 7 и 8 ПБУ 6/01.

Затраты лизингополучателя в связи с получением имущества в составе первоначальной стоимости не учитывайте. Их возмещать лизингодателю вы не обязаны. Лизингодатель эти расходы не понес. Учитывайте их отдельно.

При получении лизингового имущества на баланс сделайте такие проводки:

Дебет 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» Кредит 76 субсчет «Стоимость предмета лизинга»
– отражена стоимость имущества, полученного по договору лизинга (без НДС, т. к. передача лизингового имущества на баланс лизингополучателю не облагается этим налогом).

После этого примите лизинговое имущество к учету на счет 01 «Основные средства». Для этого к счету 01 откройте отдельный субсчет «Основные средства, полученные в лизинг». В бухучете сделайте проводку:

Дебет 01 субсчет «Основные средства, полученные в лизинг» Кредит 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг»
– отражено в составе основных средств имущество, полученное в лизинг.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 01, 08).

Подробнее об этом см. Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату.

Амортизацию по лизинговому имуществу должна начислять та сторона, на балансе которой учитывается предмет лизинга. Поэтому если лизинговое имущество на вашем балансе, то именно ваша организация начисляет амортизацию. Начните это делать с месяца, следующего за тем, в котором имущество приняли к учету в качестве объекта основных средств (на счет 01).

Такой порядок следует из пункта 21 ПБУ 06/01, пунктов 50 и 61 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. Подробнее о порядке начисления амортизации см.:

<…>

Имущество на балансе лизингополучателя

Имущество, которое учитывается на вашем балансе, включите в состав амортизируемого при выполнении всех необходимых условий.

Исключение предусмотрено:

Амортизацию по лизинговому имуществу обслуживающих производств и хозяйств учитывайте обособленно (ст. 275.1 НК РФ).

Установите амортизационную группу, к которой относится полученное в лизинг имущество, и срок его полезного использования (п. 1 и 3 ст. 258 НК РФ).

Амортизацию на объект, полученный в лизинг, начните начислять с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором имущество было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).

При начислении амортизации в налоговом учете по лизинговому имуществу можно применить специальный коэффициент ускорения, но не выше 3. Воспользоваться этим правом не получится, если предмет лизинга относится к первой, второй или третьей амортизационной группе. Это сказано в пункте 2 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Как рассчитать амортизацию основных средств с применением повышающих (понижающих) коэффициентов в налоговом учете.

Первоначальную стоимость имущества, полученного в лизинг, определите по данным лизингодателя как сумму его расходов (без НДС) на приобретение, изготовление, сооружение объекта (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ).

В первоначальную стоимость имущества не включаются лизинговые платежи (п. 1 ст. 257 НК РФ, письмо Минфина России от 3 ноября 2010 г. № 03-07-11/434).

Об отражении в расходах лизинговых платежей см.:

Ситуация: как подтвердить первоначальную стоимость имущества, полученного в лизинг. Лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя

Размер первоначальной стоимости подтверждайте копиями документов о расходах лизингодателя.

Стоимость лизингового имущества определяйте как сумму расходов (без НДС), которые понес лизингодатель на приобретение, изготовление, сооружение объекта (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ). Для этого получите у лизингодателя данные о первоначальной стоимости предмета лизинга, отраженные в его налоговом учете (письмо Минфина России от 30 июля 2004 г. № 03-03-08/117).

Размер первоначальной стоимости имущества подтверждайте копиями документов о расходах лизингодателя на приобретение лизингового имущества.

Главбух советует: подтвердить первоначальную стоимость предмета лизинга можно и другими документами.

Первоначальную стоимость лизингового имущества стороны сделки могут прописать непосредственно в договоре лизинга (п. 1 ст. 10 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ, п. 4 ст. 421 ГК РФ). Кроме того, необходимая сумма может быть указана в акте приема-передачи имущества, который оформляют при передаче имущества в лизинг (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Если стоимость лизингового имущества не выделена отдельно ни в договоре лизинга, ни в акте приема-передачи, можно попросить лизингодателя представить любой другой источник информации. Например, заверенную выписку из его налогового регистра учета основных средств.

Однако нельзя исключать, что отсутствие копий первичных документов, подтверждающих расходы лизингодателя, может вызвать спор с контролерами.

<…>

3. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как лизингополучателю отразить в бухучете и при налогообложении лизинговые платежи за пользование имуществом

<…>

Ситуация: как лизингополучателю отразить в бухучете и при налогообложении компенсацию расходов лизингодателя на страхование лизингового имущества. Компенсация предусмотрена договором лизинга

Порядок учета подобных расходов зависит от условий договора: включают компенсацию в лизинговые платежи или нет.

Если включают, то компенсацию расходов на страхование нужно учитывать как лизинговый платеж. В противном случае учесть подобные расходы при расчете налога на прибыль не получится. Но давайте обо всем по порядку. Сначала разберемся, почему компенсацию можно признать лизинговым платежом.

Дело в том, что под лизинговыми платежами понимают общую сумму выплат по договору лизинга за весь срок его действия. В них включают:

  • плату за пользование имуществом;
  • выкупную цену предмета лизинга;
  • возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей имущества лизингополучателю.

К последнему пункту можно отнести и компенсацию затрат лизингодателя на страхование лизингового имущества. Объяснение тут простое. Если бы лизингодатель не приобрел имущество для передачи его в лизинг, необходимости страховать актив или возможные риски с ним связанные, не возникло бы.

Это следует из статьи 21, пункта 1 статьи 28 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ.

Главбух советует: при указанных обстоятельствах проще будет поступить с компенсацией расходов на страхование по-другому. Включите эти суммы в стоимость пользования лизинговым имуществом. Тогда вопрос о квалификации расходов не возникнет. Достаточно внести необходимые изменения в договор и график платежей.

Отметим, что в данном случае лизингополучатель не страхует имущество, не несет расходы на страхование и не будет выгодоприобретателем. Он лишь компенсирует (возмещает) затраты лизингодателя, выплачивая лизинговые платежи. Важно лишь, чтобы лизингодатель подтвердил, что указанные затраты связаны непосредственно с предметом лизинга. Например, копией страхового полиса (страхового договора) и документами на оплату страховой премии.

В бухучете порядок будет один, а вот в налоге на прибыль не все так просто.

Бухучет

Возникновение расхода отразите в зависимости от того, используете ли предмет лизинга в производстве. То есть в составе расходов по обычным видам деятельности либо в составе прочих. Вот какую запись нужно при этом сделать:

Дебет 20 (25, 26, 44, 91-2) Кредит 60 (76)
– начислена сумма лизинговых платежей, в которые включено возмещение расходов лизингодателя на страхование предмета лизинга.

Использовать счет 97 не нужно. Ведь такие расходы не распределяют.

Оплату отразите такой проводкой:

Дебет 60 (76) Кредит 51 (50)
– перечислены лизинговые платежи (с учетом возмещения расходов лизингодателя на страхование предмета лизинга).

Аналогичные проводки будут, если лизингополучатель просто компенсирует лизингодателю его расходы на страхование предмета лизинга.

Это следует из пунктов 5, 7, 11, 16 и 18 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов (счета 20, 60 и 76).

Налог на прибыль

Тут нужно сразу сказать: если договором лизинга предусмотрено, что страхованием занят лизингодатель, то расходы он должен нести за свой счет. Поэтому если компенсация не включается в лизинговый платеж, о чем сделана запись в договоре, то оснований у лизингополучателя ее учесть при расчете налога на прибыль нет. Ведь такой расход не обоснован (п. 1 ст. 252 НК РФ).

А как учесть компенсацию, которую включили в лизинговые платежи? Независимо от того, кто является балансосодержателем лизингового имущества, сумму возмещенных затрат лизингодателя на страхование включайте в состав прочих расходов как лизинговые платежи. Сделать это при методе начисления можно в момент возникновения обязательства уплатить лизинговый платеж. При кассовом же методе расход признавайте после перечисления компенсации лизингодателю.

Это следует из пункта 1 статьи 252, подпункта 10 пункта 1 статьи 264, подпункта 3 пункта 7 статьи 272 и пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Может возникнуть вопрос: если договор страхования длительный, разве не нужно признавать такой расход равномерно согласно статье 263 Налогового кодекса РФ? Ответ: нет, не нужно. Как уже было указано выше, в данном случае лизингополучатель несет расходы по уплате лизинговых платежей. Он не страхователь, не выгодоприобретатель. А значит, и расходы на страхование не возникают.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка