Журнал, справочная система и сервисы
11 июня 2016 6 просмотров

Может ли компания с ресторанной деятельностью оказывать безвозмездные услуги по общественному питанию в продвижении ресторанных услуг-презентации, подарочные сертификаты и пр. И закономерно ли при этом списание товара под проведение рекламных акций? Если это допустимо с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, то какие унифицированные формы используются для списания продукции при оказании рекламных акций?

Компания вправе оказывать безвозмездные услуги, устраивать презентации, раздавать подарочные сертификаты для продвижения ресторанных услуг. Расходы можно учесть как рекламные. При этом они должны соответствовать понятию рекламы. Реклама – это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание к нему интереса и продвижение на рынке. Неопределенный круг лиц - это те получатели рекламы, которые заранее неизвестны.

Расходы должны быть подтверждены документально. Поскольку рекламой признается распространенная информация, документального подтверждения требует не только заказ самой рекламы, но и ее фактическое распространение.

Унифицированных форм для списания продукции при оказании рекламных акций нет.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу

Что такое реклама

Реклама – это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание к нему интереса и продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).

Ситуация: что значит «неопределенный круг лиц» в определении рекламы

Неопределенный круг лиц – это те получатели рекламы, которые заранее неизвестны.

По общему требованию рекламную информацию адресуют неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Это означает, что реклама:

  • не может быть создана для конкретных потребителей того или иного продукта;
  • не должна упоминать конкретных граждан или организации, на восприятие которых она направлена.

Такое толкование понятия «неопределенный круг лиц» изложено в письме ФАС России от 5 апреля 2007 г. № АЦ/4624 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 25 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/348).

Объектом рекламы могут быть:

  • товар;
  • средство индивидуализации организации или товара;
  • изготовитель или продавец товара;
  • результаты интеллектуальной деятельности;
  • мероприятие.

Такой перечень установлен пунктом 2 статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ.

При этом к результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации организации относят:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • промышленные образцы;
  • изобретения;
  • компьютерные программы, базы данных.

Такой вывод следует из статьи 1225 Гражданского кодекса РФ.

Способ, форма и средство распространения рекламы могут быть любыми (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).

В качестве примера рекламы можно привести:

<…>

Бухучет

Расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99. Такие расходы должны быть подтверждены документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поскольку рекламой признается распространенная информация, документального подтверждения требует не только заказ самой рекламы, но и ее фактическое распространение (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).

Подтверждением распространения рекламы, в частности, могут быть:

  • отчеты распространителей рекламы о проделанной работе, например, о количестве розданных листовок;
  • эфирные справки телерадиостанций;
  • справки метрополитена об оказании рекламных услуг.

Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/467от 22 июня 2012 г. № 03-03-06/2/71.

Затраты на рекламу отражайте на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция к плану счетов). К этому счету целесообразно открыть соответствующий субсчет «Расходы на рекламу».

Рекламу размещает сторонняя организация

При размещении рекламы через сторонние организации стоимость их услуг отразите на счете 44. Для этого сделайте такую проводку:

Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 60
– отражена стоимость рекламных услуг на основании отчета распространителя рекламы.

Если размещение рекламы авансировано на несколько месяцев вперед, то предоплату учтите как аванс выданный:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51 (50)
– оплачено размещение рекламы.

На основании отчета распространителя рекламы признавайте расходы на рекламу в текущих затратах, а аванс зачтите:

Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 60
– отражена стоимость размещения рекламы сторонней организацией;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– зачтен аванс, выданный в счет оплаты услуг по размещению рекламы.

Организация размещает рекламу самостоятельно

Организация может самостоятельно распространять рекламную продукцию. Приобретенные или изготовленные рекламные материалы, например, канцтовары с логотипом организации, брошюры, каталоги, отразите на счете 10 по фактическим затратам. Аналитический учет ведите отдельно по каждому виду рекламной продукции. Для этого к счету 10 откройте субсчет «Рекламные материалы».

Поступление рекламной продукции отражайте следующим образом:

Дебет 10 субсчет «Рекламные материалы» Кредит 60;
– приняты к учету материалы, предназначенные для раздачи в рекламных целях.

После раздачи материалов отнесите их стоимость на счет 44:

Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 10 субсчет «Рекламные материалы»
– списана стоимость рекламных материалов на основании акта об их расходовании.

При раздаче (например, на выставках, демонстрациях) в рекламных целях товаров, которые изначально предполагалось продавать, их стоимость отразите на счете 41 субсчет «Товары, переданные в рекламных целях». А после раздачи образцов на основании отчета распространителя рекламы спишите стоимость розданных товаров в расходы – в дебет счета 44 субсчет «Рекламные расходы».

Аналогично отражайте в бухучете готовую продукцию, переданную в рекламных целях.

<…>

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль затраты на рекламу учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, рекламные расходы признавайте в том периоде, в котором реклама была фактически распространена (п. 1 ст. 272 НК РФ). При использовании кассового метода расходы на рекламу признавайте в том периоде, в котором они оплачены (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Если договор предполагает не разовое распространение рекламных услуг, а в течение некоторого периода, например, года, то рекламные расходы признавайте:

  • по мере выхода рекламы в свет на основании отчета распространителя рекламы;
  • ежемесячно равными частями в течение периода действия договора, если отчет о размещении рекламы выдается ежемесячно либо публикация круглогодичная.

<…>

Ненормируемые расходы

При расчете налога на прибыль учитывайте в полном объеме следующие рекламные расходы:

  • рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети (в том числе Интернет), а также при кино- и видеообслуживании (письмо Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/591);
  • световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
  • уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Такой порядок следует из пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Об учете затрат на создание сайта в составе расходов на рекламу см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении расходы на создание сайта.

<…>

Нормируемые расходы

При расчете налога на прибыль учитывайте в пределах норм следующие рекламные расходы:

  • приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям – участникам массовых рекламных мероприятий;
  • расходы на иные виды рекламы, которые не включены в перечень.

Уменьшить прибыль на нормируемые рекламные расходы можно в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации товаров, работ и услуг. Подробнее об определении нормативов см. Как учесть при расчете налога на прибыль нормируемые расходы.

Расходы, превышающие норматив, не учитывайте при расчете налога на прибыль (п. 44 ст. 270 НК РФ).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка