Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
15 июня 2016 29 просмотров

Можно ли не исполнять требование о предоставлении пояснений по декларации по НДС за 4 кв 2012г, (думаю имели в виду корр1 за 4кв2012г, представленную 10.10.2013г)?Подскажите пожалуйста, может ли проводиться камеральная проверка по НДС за 2012г, или по корр1 за 4кв2012г, поданной в 2013г? просят расшифровку стр.030 с приложением документов: перечень продукции, сч-фактуры, сертификат соответствия на продукцию, выписку из УП, книгу продаж за 4кв2012г, плат. поручения - что я могу не представлять?

По общему правилу, налоговая инспекция не вправе проводить камеральную проверку, если декларация была подана в 2013 году.

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами с момента получения от налогоплательщика деклараций. Истребование документов по истечении этого срока будет незаконным.

К тому же инспекция вправе истребовать у организации документы только в определенных случаях. Перечень документов зависит от того, в связи с чем инспекции нужны пояснения.

Однако у инспекции есть право истребовать документы за пределами трехмесячного срока, если они запрашиваются в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом случае за непредоставление документов организацию можно привлечь к ответственности.

Поэтому целесообразно уточнить, в связи с чем инспекция требует от Вас пояснений по декларации, поданной в 2013 году.

Обоснование

Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какова продолжительность камеральной налоговой проверки

Сроки проведения

Продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Это следует из совокупности положений пункта 2 статьи 88 и пунктов 2, 5 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Поскольку проверка не может начаться, пока отчетность не поступила в инспекцию, в данном случае днем представления отчетности считается день, когда соответствующие документы были инспекцией получены (п. 2 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от ее начала.

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки

5 марта 2015 года инспекция получила от организации уточненную декларацию по транспортному налогу за 2012 год. Предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации – с 6 марта по 5 июня 2015 года.

Если последний день срока камеральной налоговой проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то проверка должна быть завершена в ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. Последний день трехмесячного срока приходится на выходной (нерабочий) день

2 февраля 2015 года инспекция получила от организации декларацию по транспортному налогу за 2014 год. Три месяца на проведение камеральной проверки истекают в соответствующее число третьего месяца, то есть 2 мая 2015 года, в праздничный нерабочий день. В связи с этим проверка должна быть завершена в ближайший рабочий день, следующий за праздничным.

Следовательно, предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации – с 3 февраля по 5 мая 2015 года.

Если в последнем месяце срока, отведенного на проведение камеральной налоговой проверки, не будет соответствующего числа, то срок проверки закончится в последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. В последнем месяце трехмесячного периода нет соответствующего числа

Инспекция получила от организации уточненную декларацию по транспортному налогу 31 августа 2015 года. Три месяца на проведение камеральной проверки истекают в соответствующее число третьего месяца, то есть 31 ноября 2015 года. Но поскольку такой даты не существует, проверка должна быть завершена в последний день ноября.

Следовательно, предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации – с 1 сентября по 30 ноября 2015 года.

Ситуация: с какого момента отсчитывается срок проведения камеральной налоговой проверки. Организация подала декларацию (расчет) досрочно

Срок проведения камеральной налоговой проверки отсчитывается со дня, следующего за днем поступления налоговой декларации (расчета) в инспекцию (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Исключений из этого правила не предусмотрено.

Следовательно, если организация подает налоговую декларацию (расчет) досрочно, то срок камеральной проверки нужно отсчитывать со дня, следующего за днем ее (его) фактического поступления в инспекцию.

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. Организация подала декларацию (расчет) досрочно

Предельный срок подачи декларации по транспортному налогу за 2014 год истекает 2 февраля 2015 года. Декларация поступила в инспекцию досрочно – 12 января 2015 года. Срок на проведение камеральной проверки по представленной декларации следует отсчитывать с 13 января 2015 года. Вести отсчет срока с 3 февраля 2015 года – по истечении предельного срока на подачу декларации – неверно.

Ситуация: как отсчитываются сроки проведения камеральной налоговой проверки декларации (расчета), если в ходе нее организация подала в инспекцию уточнение по этой же декларации (расчету)

Срок проведения камеральной налоговой проверки отсчитывается со дня, следующего за днем поступления налоговой декларации (расчета) в инспекцию (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Это правило действует в отношении подачи как первичных деклараций (расчетов), так и их уточнений. Исключений из этого правила не предусмотрено.

Если во время камеральной проверки декларации (расчета) организация подает уточнение по этой же декларации (расчету), то инспекция обязана прекратить все действия в отношении первоначальной камеральной проверки и начать камеральную проверку уточнения (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, в день подачи уточнения срок камеральной проверки по первоначальной декларации (расчету) автоматически прекращается. Со следующего дня начнется отсчет нового трехмесячного срока на проведение камеральной проверки по представленному в инспекцию уточнению.

Важное замечание: это правило не действует, если уточненная декларация подана после того, как был составлен акт проверки. Ведь акт оформляют, когда проверка уже закончена, и в нем указываются даты ее начала и окончания. Таким образом, инспекция сначала вынесет решение по итогам проверки первоначальной декларации, а потом начнет отдельную камеральную проверку уточненной декларации. Такие выводы следуют из письма ФНС России от 20 ноября 2015 г. № ЕД-4-15/20327.

Пример определения предельного срока проведения камеральной налоговой проверки. Во время камеральной проверки первичной декларации организация подает по ней уточнение

21 января 2015 года организация подала в инспекцию декларацию по транспортному налогу за 2014 год. Обнаружив ошибку в поданной декларации, 16 февраля 2015 года организация подает по ней уточнение.

Предельный срок камеральной проверки по первичной декларации – с 22 января по 16 февраля 2015 года (т. к. 15 февраля – воскресенье).

Предельный срок камеральной проверки уточненной декларации – с 17 февраля по 18 мая 2015 года (т. к. 16 мая – суббота).

Ситуация: может ли налоговая инспекция продлить (приостановить) срок проведения камеральной налоговой проверки

Нет, не может.

В налоговом законодательстве установлен предельный срок проведения камеральной налоговой проверки, который равен трем месяцам (п. 2 ст. 88 НК РФ). Возможность его продления (приостановления) Налоговым кодексом РФ не предусмотрена ни при каких обстоятельствах. Даже если в ходе проверки инспекция будет дополнительно запрашивать документы у проверяемой организации или ее контрагентов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75, от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. № А19-16584/08, Уральского округа от 16 февраля 2009 г. № Ф09-458/09-С2).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной налоговой проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения

Нет, нельзя.

Решение по камеральной налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения камеральной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.

Подтверждает такой вывод информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71. В нем суд указал, что трехмесячный срок, отведенный инспекции на проведение камеральной проверки, не является пресекательным для выявления фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию. Это значит, что инспекция вправе вынести решение по итогам камеральной проверки и в более поздние сроки, чем те, что установлены в Налоговом кодексе РФ. Отмене такое решение подлежать не будет. В арбитражной практике есть примеры судебных решений с аналогичными выводами (см., например, определение ВАС РФ от 9 февраля 2007 г. № 634/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16 октября 2006 г. № Ф08-4729/2006-2006А, Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2008 г. № А33-11602/07-Ф02-1903/08, от 12 декабря 2007 г. № А58-3205/07-Ф02-9017/07, Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2008 г. № Ф04-2620/2008(4154-А45-26), Поволжского округа от 27 ноября 2007 г. № А65-9497/07, от 4 октября 2007 г. № А65-29298/06).

В то же время, если по истечении трехмесячного срока проведения камеральной проверки инспекция выставит иное решение (например, требование о представлении документов), его можно будет признать незаконным.

<....>

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
  • других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Требования инспекции

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.

Истребование документов

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

  • если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
  • если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
  • если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
  • если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);
  • если организация-продавец подала декларацию по акцизам, в которой заявила вычеты в связи с возвратом подакцизных товаров (кроме алкогольной и спиртосодержащей продукции) покупателями. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, – товарные накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
  • если производитель алкогольной (спиртосодержащей) продукции подал декларацию по акцизам, в которой заявил вычеты в связи с возвратом этилового спирта его поставщику. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, – акты, накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
  • если импортер подал декларацию по акцизам с вычетами акциза, уплаченного при ввозе товаров в Россию. Импортные товары использованы для производства подакцизных товаров. В этом случае инспекция вправе потребовать накладные на внутреннее перемещение товаров, акты приема-передачи и списания в производство и т. д. (п. 2 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
  • если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать пояснения об операциях и имуществе, в отношении которых применены льготы, а также документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросам правомерности использования той или иной льготы.

Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.

Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.

Поясним. В пункте 2 статьи 146 и статье 149 Налогового кодекса РФ приведен обширный перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако признаки льгот есть далеко не у каждой из них. Например, льготой считается освобождение, которым могут воспользоваться медицинские (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), образовательные (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) или религиозные (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ) организации. В отношении этих операций налоговые инспекции могут требовать подтверждающие документы. А вот операции по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализации жилых помещений (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) или монет из драгоценных металлов (подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ) льготными не признаются. При совершении этих операций НДС могут не платить любые организации. Следовательно, истребование каких-либо документов, подтверждающих право на освобождение в подобных операциях, не допускается.

Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и письмом Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906.

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

Ситуация: может ли инспекция в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС требовать документы, подтверждающие налоговый вычет. Сумма налога к возмещению в декларации не заявлена

Да, может, если в ходе проверки обнаружены несоответствия, которые свидетельствуют о завышении вычета.

Вообще-то требовать для проведения камеральной проверки помимо деклараций еще какие-то документы налоговые инспекции не должны (п. 7 ст. 88 НК РФ). Но декларации по НДС являются исключением из этого правила. Во-первых, дополнительные документы инспекция может потребовать, если в декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). А во-вторых, иногда дополнительные документы могут понадобиться даже в том случае, если возмещение не требуется. С 2015 года декларации по НДС подвергаются электронному контролю, в ходе которого сведения о вычетах, указанные покупателями, увязываются со сведениями о начислении НДС, указанными продавцами. И если инспекция установит, что счет-фактура, на основании которого покупатель заявил вычет, не «стыкуется» со счетом-фактурой, по которому продавец начислил НДС, у нее возникнут обоснованные сомнения в правомерности вычета. В таком случае инспекция вправе затребовать дополнительные документы (счета-фактуры, первичку), относящиеся к сомнительным операциям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Ситуация: может ли инспекция в рамках камеральной налоговой проверки потребовать от организации представить документы, которые уже ранее сдавались в рамках предыдущей камеральной (выездной) проверки

По общему правилу организация не обязана повторно представлять в инспекцию документы, которые уже были переданы ей в рамках предыдущих камеральных или выездных проверок. Но из этого правила есть исключения (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Повторно запросить документы налоговая инспекция может в следующих случаях:

  • организация представила в инспекцию подлинники документов, которые затем были ей возвращены;
  • инспекция утратила ранее представленные документы в связи с форс-мажорными обстоятельствами (наводнением, пожаром).

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ и действуют в отношении любых документов, независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

По общему правилу все документы, необходимые для проверки налоговая инспекция запрашивает у организации:

  • на бумаге в виде копий, заверенных подписью руководителя (другого уполномоченного на это лица) и печатью организации;
  • в электронном виде (если документы, требуемые у организации, составляются в электронном виде по установленным форматам).

Об этом сказано в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Порядок направления (и исполнения) требований о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Оформление требования

Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Его форма утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. Запрашивать документы в устной форме (по телефону) инспекция не вправе.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

В требовании о представлении документов должно быть указано:

  • в соответствии с какой статьей истребуются документы;
  • в какой срок должны быть представлены истребуемые документы;
  • сведения об истребуемых документах (их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
  • конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого истребуются документы (например, камеральная проверка по НДС за III квартал 2014 года).

Это следует из приложения 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Подписывает требование о представлении документов налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно - в налоговом законодательстве нет соответствующего условия (ст. 93 НК РФ), в форме требования данный реквизит также не предусмотрен (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Ответственность за непредставление документов

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. Из выставленного инспекцией в ходе камеральной проверки требования неясно, какие именно документы нужно представить

Нет, не может.

В требовании о представлении документов должны быть указаны сведения об истребуемых документах: их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189). То есть из требования должно быть понятно, какие именно документы нужно подать в налоговую инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-02-07/1-348.

Если признаки запрашиваемых документов сформулированы в требовании нечетко и нельзя определить, какие именно документы следует представить, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования налоговая инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАС Московского округа от 16 ноября 2009 г. № КА-А40/11931-09, от 23 октября 2009 г. № КА-А40/11044-09, от 18 сентября 2009 г. № КА-А40/9264-09, от 4 сентября 2009 г. № КА-А41/8744-09, Центрального округа от 22 октября 2009 г. № А35-1222/09-С15, Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 г. № А19-993/09, от 2 сентября 2009 г. № А19-19148/08, Северо-Кавказского округа от 27 августа 2009 г. № А32-13466/2006-12/295, Дальневосточного округа от 10 августа 2009 г. № Ф03-3710/2009, Поволжского округа от 30 июня 2009 г. № А57-23578/2008, Западно-Сибирского округа от 13 мая 2009 г. № Ф04-2719/2009(5893-А46-42), от 19 февраля 2009 г. № Ф04-140/2009(19457-А45-46), Уральского округа от 22 января 2009 г. № Ф09-10416/08-С2).

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке

Нет, не может.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ). Исходя из положений статьи 88 Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 г. № А82-15261/2008-27, Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. № Ф03-2283/2009, от 13 марта 2008 г. № Ф03-А24/08-2/433, Уральского округа от 28 апреля 2009 г. № Ф09-8988/08-С2, Московского округа от 16 июля 2008 г. № КА-А41/5556-08).

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. В рамках камеральной проверки инспекция направила требование по почте, но организация его не получила

Да, может.

Если требование о представлении документов направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма. Реальное наличие требования у организации по истечении указанного периода значения не имеет. Это следует из пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не представит (несвоевременно представит) документы по требованию, которое инспекция направила заказным письмом, ее могут привлечь к налоговой ответственности (ст. 126 НК РФ).

Следует отметить, что направлять требование по почте заказным письмом инспекция может только в том случае, если передать его иными способами (вручить лично, направить по телекоммуникационным каналам связи) не представляется возможным (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Ситуация: может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию. Инспекция направила требование после того, как истек срок камеральной налоговой проверки

Да, может, но при условии, что такое требование инспекция направила в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если инспекция запрашивает документы именно в рамках камеральной проверки, срок проведения которой ограничен тремя месяцами (п. 2 ст. 88 НК РФ), то требовать документы за пределами установленного срока инспекция не вправе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75, от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Следовательно, привлечь организацию к ответственности за неисполнение такого требования инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. № Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).

Другой порядок действует, если инспекция запрашивает документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к камеральной проверке, но проводятся за пределами трехмесячного срока, отведенного на нее. В качестве таких дополнительных мероприятий инспекция, в частности, может потребовать у организации документы. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке. Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, инспекция вправе потребовать у организации документы за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, если такое требование выставлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75.

Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по статье 126 Налогового кодекса РФ.

<...>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 8, Февраль 2014

Новости. Северо-Запад

В области налоговики просят пояснения за пять лет

Иван Добролюбов, корреспондент «УНП»

Инспекторы стали запрашивать у компаний Ленинградской области пояснения сразу за пять лет. Как мы выяснили, направлять такие запросы — установка регионального УФНС

В распоряжении «УНП» оказалось письмо компании, в котором налоговики вне рамок камеральной проверки требуют у компании расшифровку дебиторки и кредиторки за период с 2009 года (см. письмо). Мы выяснили, с чем связаны такие запросы.

Почему запрашивают сведения

В УФНС по Ленинградской области нам рассказали, что налоговикам всех инспекций поручили в ходе контрольной работы запрашивать подробные сведения. Они необходимы инспекторам для предпроверочного анализа. Такие запросы инспекторы направляют компаниям, которые заявили крупные вычеты НДС.

По словам налоговиков, часто бывает, что компании ставят к вычету НДС за периоды старше трех лет. Это, к примеру, характерно для строительства. В течение нескольких лет компания строит объект, а все вычеты заявляет после ввода в эксплуатацию. Нередко также компании переносят старые вычеты на текущий период, чтобы снизить НДС к уплате. Именно для проверки таких фактов инспекторы и запрашивают расшифровку.

Что ответить налоговикам

В ФНС нам сообщили, что инспекции не вправе запрашивать документы или сведения у компании за столь длительный период. Формально инспекторы вправе вызвать компанию для дачи пояснений по вопросам уплаты налога (ст. 31 НК РФ). И эта статья не содержит ограничений по периодам для запроса. Но инспекция вправе проверить лишь три предыдущих года (ст. 89 НК РФ). А камералка возможна только по поданной декларации, и ее срок составляет три месяца (ст. 88 НК РФ). Михаил Мухин, президент Центра финансовых экспертиз, также считает, что запрос незаконный, но безопаснее на него ответить или привести мотивированный отказ.

Формально статья 31 НК РФ дает налоговикам возможность запросить любые пояснения об уплате налогов и за любой период. Если проигнорировать письмо инспекции, то возможен штраф на директора в сумме до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ). Не исключена и выездная проверка.

Мы считаем, что компании безопаснее представить минимум пояснений. Например, распечатать оборотную ведомость по основным контрагентам. Также стоит в письме напомнить, что сроки выездной проверки ограничены тремя предшествующими годами. Такой ответ убережет от штрафов и снизит риск выездной проверки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка