Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
15 июня 12 просмотров

К нам обратились покупатели юр.лицо из Казахстана. По договору поставки мы им должны поставить ручной инструмент, а они с нами рассчитываются в рублях без НДС, Доставка осуществляется транспортной компанией РФ за счет Казахской стороны. Какими документами помимо ТОРГ 12 мы еще должны оформить отгрузку по ТН ВЭД?подскажите нам на будущее торговые отношения между РФ и Казахстан (мы поставщики) какими документами полностью сопровождается сделка. От момента отгрузки от нас и до момента получения покупателем. С условием пересечения границы.?

Для экспорта товаров в Казахстан нужен внешнеэкономический контракт с иностранным партнером, паспорт сделки, документы для валютного контроля, товаросопроводительные документы (при автомобильном транспорте - CMR). После отгрузки нужно подать документы для подтверждения нулевой ставки НДС.

Расчеты в рублях между резидентом и нерезидентом признаются валютной операцией (подп. «в» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Поэтому независимо от указанной в контракте валюты расчетов организация обязана оформить паспорт сделки, если сумма сделки равна или превышает эквивалент 50 000 долл. США

Для подтверждения экспорта ФНС признает достаточным применение CMR (письмо ФНС России от 30 мая 2013 г. № ЕД-3-3/1928).

При экспорте в Казахстан таможня не ставит отметки в товаросопроводительные документы (письмо Минфина России от 19 октября 2010 г. № 03-07-08/296). Таможенная декларация не нужна (за исключением вывоза в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада).

В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза, входят:

Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Обоснование

1. Из рекомендации Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов

Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза

Начисляя НДС при экспорте товаров из России в страны – участницы Таможенного союза, нужно руководствоваться приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе). Его действие распространяется как на экспорт товаров, произведенных на территориях стран – участниц Таможенного союза, так и на экспорт товаров, произведенных в других странах и выпущенных в свободное обращение на территории Таможенного союза. Это следует из положений пункта 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Кстати, международные договоры (другие нормативные акты), информационные материалы и образцы документов, относящиеся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Что считать экспортом

Экспорт в страны Таможенного союза – это вывоз реализуемых товаров с территории России на территорию другого государства Таможенного союза (абз. 23 п. 2 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Причем это могут быть товары как отечественного производства, так и импортного.

Операции, которые при определенных условиях считаются экспортом, названы в таблице ниже.

Что вывозится из России Место происхождения товаров Куда Особые условия Основание
Товары – результаты работ по договору о выполнении работ Изготовлены в России Страны –участницы ТС Правило не распространяется на товары, изготовленные из давальческого сырья п. 9 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе
Продукты переработки давальческого сырья Ввезены в Россию из стран – участниц ТС Другие страны, которые не входят в ТС п. 31 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе
Предметы лизинга Изготовлены в России или за рубежом Страны –участницы ТС Право собственности предмета лизинга по договору переходит к лизингополучателю п. 11 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе
Товары по договорам товарного кредита или займа Изготовлены в России или за рубежом Страны –участницы ТС п. 11 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе
Возвращаемые нереализованные товары Ввезены в Россию из стран – участниц ТС Страны –участницы ТС В договоре купли-продажи или допсоглашении к нему должно быть указано, что российский покупатель может вернуть иностранному поставщику товары, которые не были реализованы в России. Тогда для подтверждения нулевой ставки НДС в пакет документов нужно включить этот договор (дополнительное соглашение) письмо ФНС России от 18 сентября 2014 г. № ГД-4-3/18888

Если российская организация вывозит товары и передает их своему обособленному подразделению, расположенному в стране – участнице ЕАЭС, объект обложения НДС не возникает. Даже если в дальнейшем подразделение будет продавать полученные товары на территории этой страны. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 24 августа 2015 г. № 03-07-13/1/48565.

Ситуация: как облагать НДС реализацию работ казахским заказчикам на территории Казахстана по договору о совместной деятельности между российской и казахской организацией. По договору ответственный участник – казахская компания. Российская организация имеет в Казахстане филиал

Ответ зависит от места реализации работ. Если это Россия, то российская организация должна заплатить НДС. Если же реализация произошла на территории Казахстана, то обязанности платить НДС у российской организации не возникнет.

Поясним. Несмотря на то что ответственным за ведение дел по договору значится казахская компания, для целей НДС за общий учет операций по совместной деятельности в любом случае отвечает российская организация. Об этом четко говорится в пункте 1 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ. Нужно ли ей платить НДС и выполнять все те обязанности, которые перечислены в статье 174.1 Налогового кодекса РФ, зависит от места реализации работ.

Если работы реализованы в России, то платить НДС нужно. И неважно, что у российской организации есть в Казахстане филиал, – подразделение не является юридическим лицом (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Если же местом реализации работ является территория Казахстана, то исполнять обязанности, прописанные в статье 174.1 Налогового кодекса РФ, не придется. Налог обязана платить казахская компания в порядке, установленном законодательством ее страны.

Все эти выводы следуют из пункта 1 статьи 174.1, пункта 1 статьи 146, пункта 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Определять же место реализации работ в рамках договора о совместной деятельности между российской и казахской организацией нужно по правилам пункта 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее см. таблицу.

Приведем пример. Допустим, казахская и российская стороны заключили договор о совместной деятельности с целью выполнять геологоразведочные работы на территории Казахстана для казахских заказчиков. Какая страна будет являться местом реализации работ? Участки недр и земельные участки относятся к недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Местом реализации работ, связанным с предоставлением в пользование недвижимого имущества, признается территория государства, в котором находится это имущество (подп. 1 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Недра и земельные участки, которые предоставлены в пользование для геологоразведочных работ, находятся в Казахстане. Поэтому местом реализации работ является территория Казахстана. Значит, российская организация НДС платить не должна. Его платит казахская компания на основании законодательства своей страны.

Налоговая база при экспорте

По общему правилу налоговая база для расчета НДС – это договорная стоимость экспортированных товаров (п. 2 ст. 153 НК РФ).

По-особому налоговую базу определяйте в следующих случаях:

1. В другие страны вывозите продукты переработки давальческого сырья, которое завозили в Россию из стран – участниц Таможенного союза. В этой ситуации налоговой базой по НДС является стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (п. 31 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

2. Товары экспортируете по договорам товарного кредита или товарного займа. Здесь налоговую базу по НДС определяйте как стоимость передаваемых товаров, прописанную в договоре. Если в договоре ее нет, то в качестве налоговой базы возьмите стоимость, которая указана в сопроводительных документах. Например, в накладной. Данных о стоимости нет ни в договоре, ни в товаросопроводительных документах? Тогда налоговой базой будет стоимость товаров, отраженная в бухучете. Об этом говорится в абзаце 5 пункта 11 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

3. Имущество вывозите по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности к лизингополучателю. В этой ситуации налоговую базу по НДС формируйте на дату, предусмотренную договором для уплаты каждого лизингового платежа. А ее размер – это часть первоначальной стоимости предмета лизинга, приходящейся на каждый платеж. То есть налоговая база не может превышать сумму лизингового платежа. При этом суммы входного НДС по экспортированному предмету лизинга вы также сможете принять к вычету в части стоимости, приходящейся на каждый платеж. Об этом говорится в абзацах 3 и 4 пункта 11 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Пример, как определить налоговую базу по лизинговым платежам за экспортированное имущество

ООО «Альфа» экспортировало по договору лизинга легковой автомобиль в Казахстан. Срок лизинга составляет три года. Первоначальная стоимость предмета лизинга – 4 320 000 руб., входной НДС, уплаченный продавцу предмета лизинга, – 777 600 руб.

По договору казахская организация ежемесячно перечисляет лизинговые платежи в размере 236 000 руб. Из этой суммы 120 000 руб. составляет возмещение «Альфе» приобретенного имущества. Поэтому «Альфа» определяет ежемесячно налоговую базу по НДС, облагаемую по ставке 0 процентов, в размере 120 тыс. руб.

С оставшейся суммы налоговой базы «Альфа» начисляет НДС по ставке 18/118 процентов (п. 4 ст. 164 НК РФ):

(236 000 руб. – 120 000 руб.) х 18/118 = 17 695 руб.

Ежемесячно «Альфа» может принять к вычету часть входного НДС, рассчитанную как:

777 600 руб.: 36 мес. = 21 600 руб.

НДС к вычету «Альфа» отражает по строке 030 раздела 4 декларации по НДС.

Определяя налоговую базу, учтите следующее. Если договорная стоимость товаров увеличилась или уменьшилась, то налоговую базу нужно скорректировать. То же самое относится и к изменению количества реализованных товаров. Корректировку делайте в том квартале, в котором произошло изменение (п. 11 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Ситуация: нужно ли начислять НДС с предоплаты, полученной в счет предстоящих экспортных поставок в страны – участницы Таможенного союза

Нет, не нужно.

В приложении 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе нет требования начислять НДС с аванса (частичной оплаты), полученного в счет экспорта. Поэтому при решении этого вопроса руководствуйтесь положениями Налогового кодекса РФ (ст. 7 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 9918/09).

Предоплата (в т. ч. частичная), которую российская организация получила в счет предстоящего экспорта, освобождена от НДС. Такое правило применяется и при экспорте в страны – участницы Таможенного союза.

Это следует из пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 30 апреля 2015 г. № 03-07-13/1/25440.

Таким образом, российские организации не должны начислять НДС с авансов, которые получили в счет предстоящего экспорта.

Ситуация: нужно ли начислять НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза товаров, реализация которых в России не облагается НДС (например, при экспорте медицинской техники)

Да, нужно.

Экспорт товаров из России в страны – участницы Таможенного союза регулируется приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Этот документ не освобождает от НДС экспорт товаров, перечисленных в статье 149 Налогового кодекса РФ (в т. ч. медицинской техники). Поэтому при подтвержденном экспорте таких товаров в страны – участницы Таможенного союза организация обязана начислить НДС по ставке 0 процентов (п. 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

В какой момент определять налоговую базу

Налоговую базу определяйте на последний день квартала, в котором вы собрали полный пакет подтверждающих документов (п. 9 ст. 167 НК РФ, письма Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980 и ФНС России от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7675). А на сбор всех необходимых документов для подтверждения экспорта отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров (п. 5 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

О том, как поступать, если в установленный срок документы не собраны, см. Что делать, если экспорт товаров в страны – участницы Таможенного союза не был подтвержден.

Ставка НДС

При экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза начисляйте НДС по ставке 0 процентов.

Российская организация может реализовывать товары через свои филиалы, которые находятся на территории государств – участников Таможенного союза. В таком случае она также имеет право на нулевую ставку НДС.

При этом право на нулевую налоговую ставку организация-экспортер должна подтвердить.

Об этом сказано в пункте 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 марта 2015 г. № 03-07-13/1/15445 и от 17 марта 2015 г. № 03-07-13/1/14229.

Такой порядок применяется независимо от того, облагается ли НДС ввоз экспортируемого товара на территорию страны – участницы Таможенного союза или нет.

Ситуация: по какой ставке НДС облагается перевозка экспортируемых товаров с территории России на территорию стран – участниц Таможенного союза. Услуги по перевозке оказывает АО «Российские железные дороги» (АО «РЖД»)

Такая перевозка облагается НДС по ставке 0 процентов, если право на нее подтверждено полным комплектом перевозочных документов.

В данном случае нужно руководствоваться главой 21 Налогового кодекса РФ. То есть законодательством той страны, территория которой признается местом реализации услуг (п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). А это Россия. Поскольку услуги оказывает российский налогоплательщик – АО «Российские железные дороги» (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Поэтому услуги по перевозке нужно облагать НДС по ставке 0 процентов.

Важное условие для нулевой ставки: общество подало в налоговую инспекцию реестр сопроводительных документов, оформленных при перевозках товаров железнодорожным транспортом. В документах должны быть указаны:

Это следует из положений подпункта 9.1 пункта 1 статьи 164 и пункта 5.1 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Если же АО «РЖД» не подтвердит своего права на применение нулевой ставки НДС, то оказанные им услуги по перевозке экспортируемых товаров железнодорожным транспортом будут облагаться по ставке 18 процентов.

Ситуация: по какой ставке НДС облагать услуги по организации транспортировки груза железнодорожным транспортом. Пункт назначения и пункт отправки расположены на территории Казахстана. Исполнитель – российская организация, у которой есть собственные вагоны. Заказчик – казахская организация

По ставке 18 процентов.

Налоговую базу, ставки косвенных налогов и порядок их взимания нужно определять по законодательству той страны, территория которой признается местом реализации услуг (п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). А место реализации услуг по организации транспортировки груза железнодорожным транспортом по территории Казахстана определяйте по исполнителю этих услуг (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Это правило распространяется в том числе и на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава (локомотивов, вагонов и др.) для перевозки грузов по территории Казахстана (абз. 2 подп. 5 п. 29, п. 2 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

В рассматриваемом случае услуги оказывает российская организация. Значит, место реализации услуг – Россия. Поэтому при начислении НДС с их стоимости руководствуйтесь главой 21 Налогового кодекса РФ. И примените ставку, установленную пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ, – 18 процентов.

Косвенно такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-13/01-07. Несмотря на то что разъяснения основаны на положениях старого протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, логику, изложенную в письме, можно применить и к данному случаю. Поскольку в этой части нормы соглашений не изменялись.

Ситуация: по какой ставке облагать НДС услуги по автоперевозке товаров, экспортируемых из России в государства – участницы Таможенного союза. Услуги по перевозке оказывает российская организация

Применяйте ставку НДС 0 процентов.

Ставку НДС нужно определять по законодательству страны, которая признается местом реализации услуг (п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Если услуги по перевозке товаров по территории Таможенного союза оказывает российская организация, то местом оказания услуг признается Россия (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Следовательно, начислять НДС нужно по правилам, установленным подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 и подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса РФ. То есть по нулевой ставке.

Как обосновать нулевую ставку

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна выполнить следующие действия:

Какие документы собрать

В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза, входят:

  • договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);
  • заявление покупателя (исключение – вывоз в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада) с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС (письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338). Заявление можно подать либо в бумажном виде (в четырех экземплярах), либо в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью. Если заявление получено от покупателя в электронном виде, то в нем должно быть и сообщение о проставлении отметки налоговой инспекцией страны-импортера. В этом случае бумажное заявление не требуется (письмо ФНС России от 1 июля 2015 г. № ЗН-4-17/11507).
    Если информация о заявлениях поступает в налоговую инспекцию в рамках отдельных международных межведомственных договоров, сведения о них нужно включить в перечень заявлений;
  • копия таможенной декларации (при вывозе в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада). В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров не представляется;
  • транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны – участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС (например, посреднические договоры, если российская организация экспортирует товары через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ)).
    • даты реализации работ (услуг);
    • стоимость работ (услуг);
    • наименования или коды государств отправления и назначения товаров;
    • наименования или коды входных и выходных российских пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций.
  • договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);
  • заявление покупателя (исключение – вывоз в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада) с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС (письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338). Заявление можно подать либо в бумажном виде (в четырех экземплярах), либо в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью. Если заявление получено от покупателя в электронном виде, то в нем должно быть и сообщение о проставлении отметки налоговой инспекцией страны-импортера. В этом случае бумажное заявление не требуется (письмо ФНС России от 1 июля 2015 г. № ЗН-4-17/11507).
    Если информация о заявлениях поступает в налоговую инспекцию в рамках отдельных международных межведомственных договоров, сведения о них нужно включить в перечень заявлений;
  • копия таможенной декларации (при вывозе в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада). В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров не представляется;
  • транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны – участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС (например, посреднические договоры, если российская организация экспортирует товары через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ)).

Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

<…>

Когда и как сдать перечень заявлений

Вместо отдельных заявлений покупателей о ввозе товаров экспортер вправе подать в налоговую инспекцию их перечень. Но есть одно условие: сделать это можно, только если данные о заявлениях поступили от импортеров в налоговую службу. Проверить факт поступления можно на сайте ФНС России (письмо Минфина России от 11 июня 2015 г. № 03-07-13/1/33965). Если данных еще нет, заполнять перечень заявлений нет смысла, его не примут.

По общему правилу перечень заявлений можно составить на бумаге или в электронном виде. Форма, электронный формат, а также порядок заполнения перечня утверждены приказом ФНС России от 6 апреля 2015 г. № ММВ-7-15/139. Однако в отношениях с импортерами из Казахстана применяются только электронные перечни. Дело в том, что оформление заявлений на бумажных носителях законодательством Казахстана не предусмотрено.

Перечень заявлений состоит из титульного листа и раздела 1, в котором указывают сведения из заявлений о ввозе товаров, а именно:

  • номер и дату отметки о регистрации заявления. Эти реквизиты присваивает налоговая инспекция импортера, они указаны в разделе 2 заявления;
  • номер раздела заявления, где есть реквизиты продавца. То есть нужно указать, в каком именно разделе заявления указан продавец (в разделе 1 или 3). Этот показатель равен «1» или «3» соответственно;
  • код покупателя и код страны покупателя по классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. № 529-ст.

Это указано в Порядке, который утвержден приказом ФНС России от 6 апреля 2015 г. № ММВ-7-15/139.

Пример заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

ООО «Альфа» в августе и сентябре 2015 года отгрузило товары двум покупателям из Казахстана.

«Альфа» запросила у покупателей данные заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и проверила на сайте ФНС России, что они поступили в налоговую службу.

Вместе с декларацией по НДС за девять месяцев от 23 октября 2015 г. «Альфа» подает перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. В перечне указаны следующие данные:

  • код налогового периода – 23;
  • номера отметок о регистрации заявлений – 4002082015 и 13315092015;
  • БИН покупателей из Казахстана – 50440026126 и 50441357890;
  • даты отметок о регистрации заявлений – 02.08.2015 и 15.09.2015;
  • код стран покупателей – 398;
  • раздел заявления, в котором располагаются реквизиты продавца, – 1.

Ситуация: какие транспортные и (или) товаросопроводительные документы можно использовать, чтобы подтвердить факт экспорта товаров из России в страны – участницы Таможенного союза

Для подтверждения экспорта товаров в страны – участницы Таможенного союза представьте в налоговую инспекцию документы, составленные по формам из приложений к письму Минтранса России от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460. Для каждого способа перевозки есть свои.

Автомобильным транспортом. Можно использовать товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т. Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Также можно применять международную товарно-транспортную накладную (CMR), поскольку по своему содержанию она аналогична форме № 1-Т. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 мая 2013 г. № ЕД-3-3/1928.

Воздушным транспортом. Подтверждающими транспортными (товаросопроводительными) документами могут быть:

  • нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Ее форму разрабатывает Транспортная Клиринговая Палата;
  • грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Ее форму разрабатывает сам перевозчик.

Железнодорожным транспортом. Подтверждением могут служить документы, приведенные в Служебной инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении. Например, оригинал накладной (для получателя), лист выдачи груза, лист уведомления о прибытии груза.

Это следует из письма Минтранса России от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 8 июня 2010 г. № ШС-37-3/3693).

Транспортом покупателя (или непосредственно представителями иностранных организаций). В этом случае транспортных документов, свидетельствующих о международной перевозке груза, у экспортера может не быть. Тогда подтвердить факт передачи товаров, чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, можно товарной накладной (форма № ТОРГ-12), оформленной на имя иностранного покупателя. Об этом сказано в письмах Минфина России от 19 июля 2012 г. № 03-07-13/01-42 и от 18 мая 2011 г. № 03-07-13/01-17.

Самовывоз без использования дополнительного транспорта. Бывает, что товаросопроводительные документы не оформляются по условиям перевозки. Например, если продавец продает автомобиль, который перемещается на территорию другой страны своим ходом, без использования другого транспорта. В подобных случаях отсутствие товаросопроводительных документов само по себе не может являться основанием для отказа в применении нулевой ставки НДС. Инспекция должна рассмотреть любые доказательства (обоснования, сведения), представленные организацией либо полученные в ходе налоговых проверок. Об этом сказано в письме ФНС России от 2 июня 2014 г. № ГД-4-3/10441.

Главбух советует: если товары вывозит иностранный покупатель в Республику Казахстан, налоговые инспекции требуют, чтобы российские организации подтверждали факт экспорта международными товарно-транспортными накладными. При этом они руководствуются письмом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15167. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Выполнить такое требование можно, если в качестве перевозчика в международной товарно-транспортной накладной указан иностранный покупатель. При самовывозе именно он принимает на себя ответственность за перевозку груза и все возможные риски повреждения (утраты) груза в пути.

Главбух советует: если товары вывозит иностранный покупатель на своем транспорте в Республику Беларусь, то российская организация может подтвердить экспорт международной товарно-транспортной накладной Республики Беларусь либо международной товарно-транспортной накладной России.

У организации может отсутствовать эта накладная. Например, в ситуации, когда товары доставляет сотрудник иностранного покупателя на личном автомобиле. Тогда подтвердить экспорт могут письменные объяснения покупателя, приказы о направлении сотрудников в командировку и т. д.

Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 14 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17067. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Как инспекторы проверят факт экспорта

Получив от экспортера пакет документов вместе с налоговой декларацией, инспекторы проводят камеральную проверку. По результатам такой проверки они принимают одно из следующих решений:

  • подтвердить факт экспорта и возместить (зачесть) суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт;
  • не подтвердить факт экспорта, то есть отказать в нулевой ставке и начислить с реализации налог по ставке 18 или 10 процентов.

Проверяющие могут не подтвердить факт экспорта, если сведения, которые подала организация, не совпадают с теми, которые есть в инспекции. Речь идет о сведениях о перемещении товаров и уплате косвенных налогов, которые поступают в российскую налоговую инспекцию от инспекции другой страны, в которую были экспортированы товары. Когда есть расхождения, инспекторы начислят НДС по обычным ставкам – 10 или 18 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в нулевой ставке НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза. Организация не представила в инспекцию заявление покупателя о ввозе товара и уплате косвенных налогов (копию таможенной декларации)

Да, может.

Заявление покупателя о ввозе экспортированных товаров и уплате косвенных налогов входит в состав документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза. Причем на заявлении должна быть отметка налоговой инспекции страны-импортера. Так предусмотрено пунктом 4 приложения 18 и, в частности, подпунктом 3 пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Исключение – когда организация вывозит товары в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада. В этом случае вместо заявления организация должна подать копию таможенной декларации, заверенную государством – участником Таможенного союза, на территорию которого ввозятся товары.

Поэтому если организация подала неполный комплект документов, в частности не представила заявление или копию таможенной декларации, то инспекция вправе отказать в применении нулевой ставки НДС (п. 5 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Экспорт подтвержден

Если организация выполнила все необходимые условия, то при расчете НДС по товарам, реализованным в страны – участницы Таможенного союза, она вправе применить нулевую налоговую ставку. Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт, можно принять к вычету (возместить из бюджета). Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Пример отражения в бухучете операций, связанных с начислением НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза. Документы, подтверждающие экспорт, собраны в течение 180 календарных дней со дня отгрузки товаров. Оплата экспортного контракта произведена в рублях

В октябре ООО «Альфа» приобрело партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.) и оплатило приобретенный товар. В этом же месяце «Альфа» заключила контракт на поставку древесины на экспорт в Республику Беларусь. Цена экспортного контракта – 810 000 руб.

Древесина была отгружена покупателю 22 ноября. Оплата от белорусского покупателя поступила 25 ноября. Расходы на продажу составили 3000 руб.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие записи.

В октябре:

Дебет 41 Кредит 60
– 500 000 руб. (590 000 руб. – 90 000 руб.) – оприходована древесина на склад;

Дебет 19 Кредит 60
– 90 000 руб. – учтен входной НДС по приобретенной древесине (на основании счета-фактуры поставщика);

Дебет 60 Кредит 51
– 590 000 руб. – перечислены деньги поставщику.

22 ноября:

Дебет 62 Кредит 90-1
– 810 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров на экспорт;

Дебет 90-2 Кредит 41
– 500 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44
– 3000 руб. – списаны расходы на продажу.

25 ноября:

Дебет 51 Кредит 62
– 810 000 руб. – получены деньги по экспортному контракту.

В декабре (до окончания 180-дневного срока) «Альфа» собрала все документы, которые подтверждают экспорт, и сдала их в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за IV квартал.

После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение подтвердить факт реального экспорта и возместить организации входной НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.

После этого бухгалтер сделал проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 90 000 руб. – принят к вычету входной НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.

В IV квартале НДС к начислению по ставкам, отличным от 0 процентов, у «Альфы» не было. Поэтому по итогам данного квартала сумма налогового вычета превышает сумму НДС по реализации (в декларации отражен НДС к возмещению). «Альфа» не пользуется заявительным порядком возмещения НДС. После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение о возмещении организации входного НДС, уплаченного поставщику экспортированных товаров (ст. 176 НК РФ).

Если же экспорт не был подтвержден, придется начислить НДС по ставке 10 или 18 процентов. Подробнее об этом см. Что делать, если экспорт в страны – участницы Таможенного союза не был подтвержден.

<…>

Счет-фактура при экспорте

Организация, продавая товары в страны – участницы Таможенного союза, должна оформить счет-фактуру, как и при любой другой реализации. Счет-фактуру составляйте и регистрируйте в книге продаж в общем порядке (так же, как и при экспорте товаров в страны, которые не являются участницами Таможенного союза). Никаких исключений документами, которые регулируют порядок начисления НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, не предусмотрено.

2. Из рекомендации Наталии Плотниковой, заместителя руководителя Росфиннадзора

Когда оформляется паспорт сделки

Паспорт сделки оформите, если одновременно выполняются следующие условия:

  • организация проводит валютную операцию с нерезидентом;
  • расчеты (переводы) по операции проходят через счета организации, открытые в уполномоченном банке или через счета в банке-нерезиденте;
  • между сторонами валютной операции заключен внешнеторговый контракт на импорт или экспорт товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу информации или результатов интеллектуальной деятельности) или договор займа (кредита);
  • сумма контракта или кредитного договора равна или превышает эквивалент 50 000 долл. США.

Такие условия содержатся в пунктах 5.1, 5.2 и 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И.

3. Из рекомендации Наталии Плотниковой, заместителя руководителя Росфиннадзора

Нужно ли оформить паспорт сделки, если все расчеты по внешнеторговому контракту (кредитному договору) с нерезидентом ведутся в рублях. Сумма сделки по внешнеторговому контракту превышает в эквиваленте 50 000 долл. США

Да, нужно.

Паспорт сделки организация-резидент должна оформить, если одновременно выполняются следующие условия:

  • организация проводит валютную операцию с нерезидентом;
  • расчеты (переводы) по операции проходят через счета организации, открытые в уполномоченном банке или через счета в банке-нерезиденте;
  • между сторонами валютной операции заключен внешнеторговый контракт на импорт или экспорт товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу информации или результатов интеллектуальной деятельности) или договор займа (кредита);
  • сумма контракта или кредитного договора равна или превышает в эквиваленте 50 000 долл. США.

Такие условия содержатся в пунктах 5.1, 5.2 и 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И.

Расчеты в рублях между резидентом и нерезидентом признаются валютной операцией (подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Таким образом, независимо от указанной в контракте валюты расчетов организация обязана оформить паспорт сделки, если соблюдены необходимые условия для его оформления.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка