Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Пошаговая инструкция: как поставить онлайн‑кассу на учет в налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
15 июня 10 просмотров

Организация находится в простое, уволены все работники, есть только директор, с которым не заключен трудовой договор и не начисляется заработная плата. Имеется задолженность по налогам и сборам в размене 2 млн. ФНС обратилась в службу судебных приставов за взысканием налогов. На расчетном счете денежные средства отсутствуют, имущества у организации нет, правда есть невостребованная дебиторская задолженность. Из ССП пришло стандартное письмо о том, что если в ближайшее время не погасим задолженность, то будут предприняты стандартные в таких случаях меры. Что в данном случае угрожает организации и учредителям?

1. За несвоевременную уплату налога организации грозит ответственность и по статье 122 Налогового кодекса РФ. Штраф составит 20 процентов от суммы недоимки.

За каждый календарный день просрочки платежа, за весь период, начисляются пени (ст. 75 НК РФ) – со следующего дня после крайнего числа для уплаты налога до даты, когда недоимка была погашена.

2. Также ИФНС или судебный пристав вправе приостановить блокировать расчетный счет организации, для взыскания денежных средств. Судебный пристав вправе обратить взыскание не только на денежные средства организации, но и ее имущество.

3. Налоговая инспекция также вправе начать процедуру банкротства, поскольку недоимка по налогам больше 300 000 руб. (п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве). Обратится в суд ИФНС вправе только после вступления в силу решения суда о взыскании недоимки. Перед этим инспекция должна соблюсти нормы о добровольном погашении недоимки, а затем о принудительном взыскании. Оно возможно не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налоговой инспекции о взыскании налога за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа.

4. Налоговый кодекс обязывает инспекторов сообщать в правоохранительные органы о крупной неуплате налогов. Если инспекция докажет, что неуплата налога стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статьям 199 и 199.1 Уголовного кодекса РФ. Виновными могут признать не только руководителя и главного бухгалтера организации, но и других лиц, содействовавших преступлению.

Обоснование

Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как организации перечислить налог в бюджет

<…>

Пени за просрочку

Если налог (включая авансовые платежи) перечислили позже установленных сроков, налоговая инспекция начислит организации пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени = Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) х Количество календарных дней просрочки х 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки

Пени начислят за каждый календарный день просрочки платежа. В том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. В расчет возьмут весь период – со следующего дня после крайнего числа для уплаты налога до даты, когда недоимку погасят. За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляют. Это связано с тем, что их взимают только с задолженности перед бюджетом. В день же, когда в банк предъявили платежное поручение (провели зачет и т. д.), задолженность по налогу считают уже погашенной. Вот и получается, что начислять пени не из чего: база для расчета в этот день равна нулю.

Такой порядок следует из пункта 3 статьи 45 пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ ираздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

<…>

Штрафы за неуплату налогов

Внимание: за неуплату налогов организацию и ее должностных лиц накажут. За это правонарушение предусмотрена налоговая, административная и даже уголовная ответственность.

Налоговая ответственность

Налоговые инспекторы вправе оштрафовать организацию. Однако сделать это они могут исключительно за полную или частичную неуплату налога по итогам налогового периода. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штраф составит 20 процентов от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов. Это следует из статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Если организация не перечислит налог, выступая в роли налогового агента, то оштрафуют ее также на 20 процентов от суммы (ст. 123 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Административная ответственность

Бывает, налог не заплатили из-за грубого нарушения правил бухучета: когда налог неправильно начислили и его сумма была искажена не менее чем на 10 процентов. Тогда суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновного в правонарушении устанавливают индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Обычно виновным признают главного бухгалтера или того, кому его обязанности переданы. Руководителя же организации признают виновным в следующих случаях:

На практике налоговая ответственность в отношении организации может применяться одновременно с административной ответственностью к ее должностным лицам. То есть за одно и то же нарушение организацию штрафуют по статье 122 или 123 Налогового кодекса РФ, а директора или главбуха – по статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В дальнейшем штрафы могут быть оспорены в суде. И если арбитражный суд отменит налоговую ответственность в отношении организации, то мировой суд, в который обратится директор или бухгалтер, должен снять ответственность и с этих должностных лиц. Основание: подтвержденное арбитражным судом отсутствие состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). К такому выводу пришел Верховный суд РФ в постановлении от 1 декабря 2014 г. № 80-АД14-8.

Уголовная ответственность

Если инспекция докажет, что неуплата налога стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статьям 199 и 199.1 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут признать не только руководителя и главного бухгалтера организации, но и других лиц. Тех, что содействовали преступлению. Говоря по-простому, пособников и подстрекателей. Например, бухгалтеров, умышленно искажавших первичные документы, или налоговых консультантов, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Ситуация: могут ли оштрафовать организацию за неуплату налога, который был отражен в декларации, но не перечислен в бюджет

Нет, не могут. Но даже если такие претензии возникнут, вы сможете их оспорить в суде. Помните, если увеличили налог, подав уточненку, и возникла недоимка, вас оштрафуют.

Вообще налоговые инспекторы штрафуют организации на 20 процентов от суммы недоимки, которая возникла по причине:

  • заниженной налоговой базы;
  • неправильного расчета налога;
  • других неправомерных действий или же, наоборот, бездействия.

Такие правила установлены в статье 122 Налогового кодекса РФ.

Исходя из этих норм несвоевременную уплату налога, отраженного в декларации, могут признать бездействием организации. Поэтому некоторые налоговые инспекторы в таких обстоятельствах штрафуют организации.

Однако арбитражные суды толкуют положения статьи 122 Налогового кодекса РФ иначе. Они исходят из того, что штрафовать можно лишь тех, кто неправильно начислял налог. Так, по мнению судей, несвоевременная уплата налога (т. е. непринятие мер к погашению уже возникшей задолженности) состава правонарушения не образует. За нарушение сроков уплаты начисленных налогов, отраженных в декларациях, законодательством предусмотрено только начисление пеней. Обосновывают свою позицию судьи положениями пункта 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, пункта 2 статьи 57 и статьи 122 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого вывода подтверждает и постановление Президиума ВАС РФ от 8 мая 2007 г. № 15162/06, а также окружная арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2011 г. № КА-А40/4149-11).

Если же вы подадите уточненный расчет или декларацию, и в результате ваши обязательства по налогам возрастут, вас оштрафуют. Ведь в данном случае недоимка возникла именно из-за неверно рассчитанного налога. То есть требования, установленные статьей 122 Налогового кодекса РФ, выполняются.

Например, организация сдала декларацию, в которой сумма налога к уплате в бюджет отражена в размере 10 000 руб. Не перечислив в бюджет эту сумму, организация подала уточненную декларацию, в которой отразила налог к уплате в размере 12 000 руб. В такой ситуации штраф за неуплату налога инспекция должна рассчитать исходя из разницы между первоначально заявленными и уточненными налоговыми обязательствами. То есть база для начисления штрафа равна 2000 руб. (12 000 руб. – 10 000 руб.).

Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

<…>

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Когда налоговая инспекция может приостановить операции по расчетному счету

Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Право на блокировку счета

Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация:

  • не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
  • не представила налоговую декларацию в установленный срок;
  • не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).

<…>

Ограничения блокировки

Несмотря на то что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.

Блокировка счета не распространяется:

  • на платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
  • на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.*

Первое ограничение означает, что даже после блокировки счета действующая организация может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов. Банк обязан исполнять эти поручения (письма Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-266от 4 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-495). Кроме того, банк обязан списывать с заблокированного счета организации суммы налогов и взносов по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. № 03-02-07/1-270).
А вот, например, обязанность по перечислению таможенных пошлин (сборов) организация исполнить не сможет: эти суммы не относятся к налогам (сборам) и иным платежам, указанным в пункте 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-265).

При применении второго ограничения необходимо учитывать, что у действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:

  • в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;
  • в четвертую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в пятую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности (в т. ч. по платежным поручениям организаций на перечисление текущих налогов, сборов, страховых взносов).

Об этом сказано в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

Взыскание налогов по требованию инспекций относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно. Даже если счет организации заблокирован.

Если средств на расчетном счете организации недостаточно, платежи по требованиям, относящимся к одной очереди, производятся в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной – третьей – очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.

Другой порядок действует, если организация ликвидируется. В этом случае применяется очередность платежей, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:

  • морального вреда;
  • сверх возмещения вреда, причиненного разрушением, повреждением объекта капитального строительства;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушением требований безопасности при строительстве;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушениями требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на платежи первой и второй очереди (например, на выплату зарплаты), даже если расчетный счет организации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112.

<…>

Из ситуации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Нужно ли учредителям (участникам, акционерам) погашать задолженность по налогам (пеням, штрафам), если ликвидируемая организация не может рассчитаться с бюджетом самостоятельно

Ответ на этот вопрос зависит от того, несут ли учредители (участники, акционеры) ответственность по долгам организации.

Если ликвидируемая организация не может полностью уплатить налоги (пени, штрафы), то оставшаяся задолженность погашается учредителями (участниками, акционерами) в порядке, установленном законодательством России (п. 2 ст. 49 НК РФ). Однако норма пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ касается только учредителей (участников, акционеров), которые несут субсидиарную ответственность по долгам организации (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). То есть тех учредителей (участников, акционеров), которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если сама организация как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ).

Ответ на вопрос, несут учредители (участники, акционеры) субсидиарную ответственность или нет, зависит от организационно-правовой формы учрежденной ими организации. Так, например, учредители (участники) ООО не отвечают по обязательствам организации (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Аналогичная норма предусмотрена и для учредителей (акционеров) АО (п. 1 ст. 96 ГК РФ). Однако на учредителей (участников, акционеров) может быть возложена субсидиарная ответственность по уплате налогов, если они виновны в несостоятельности (банкротстве) организации (п. 3 ст. 3 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗп. 3 ст. 3 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).*

Собственники частной некоммерческой организации, а также участники простого товарищества и общества с дополнительной ответственностью несут субсидиарную ответственность в любом случае (п. 2 ст. 120п. 1 ст. 75п. 1 ст. 95 ГК РФ).

Если на учредителей (участников, акционеров) не может быть возложена обязанность заплатить налоги, а организация имеет задолженность перед бюджетом, действует следующий порядок. Если имущества организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, она может быть ликвидирована только в порядке, предусмотренном статьей 65Гражданского кодекса РФ (признание несостоятельности (банкротства)) (п. 4 ст. 61 ГК РФ). В этом случае недоимка по налогам (пеням, штрафам), взыскание которой невозможно, признается безнадежной и списывается (ст. 59 НК РФп. 6 ст. 64 ГК РФ).Порядок списания безнадежной задолженности утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393.

Уголовный кодекс Российской Федерации

<…>

«Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»

<…>

ЗАКОН ОТ 26.10.2002 № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)

<…>

Статья 6. Рассмотрение дел о банкротстве

1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.

3. Абзац утратил силу с 29 января 2015 года

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Статья 7. Право на обращение в арбитражный суд

1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

2. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора - кредитной организации с даты возникновения у должника признаков банкротства, установленных настоящим Федеральным законом.Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

<…>

Статья 8. Право на подачу заявления должника в арбитражный суд

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Статья 9. Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд

1. Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;

имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством;

настоящим Федеральным законом предусмотрены иные случаи.

2. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

3. В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков».

<…>

Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера»№ 6, июнь 2010

Есть законный способ избавиться от налоговой недоимки через банкротство

<…>

Самые подходящие способы банкротства с налоговой недоимкой

Банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме выполнить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Это при размере долга компании более 100 000 руб. Банкротство – единственный законный способ ликвидации предприятия с долгами. И встатье 142 закона о банкротстве (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ) сказано, что при завершении этой процедуры долги считаются погашенными.

Есть три способа ведения процедуры банкротства. Самый оптимальный способ для тех, кто не может расплатиться с налоговыми долгами, – это банкротство по заявлению должника. Компания сама подает в арбитражный суд заявление о банкротстве. И для нее невыгодно, чтобы это заявление инициировала налоговая инспекция, так как тогда процедура банкротства станет неуправляемой.

Еще один подходящий способ – банкротство по заявлению кредитора. Любой кредитор может обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд. Правда, в том случае, если у него есть вступившее в силу решение суда о присуждении ему суммы долга. Причем к заявлению нужно приложить исполнительный лист. Если кредитор дружественный должнику, то этот способ позволяет получить контролируемую и быструю процедуру банкротства.

Дружественные должник и кредитор могут использовать этот способ в своих целях. Например, для оптимизации налога на прибыль и НДС. Скажем, банкротство по заявлению «своего дружественного кредитора» позволит не только ликвидировать ставшую ненужной холдингу компанию, но и позволит списать задолженность должника-банкрота перед кредитором, то есть включить в состав внереализационных расходов в целях уменьшения базы по налогу на прибыль эту безнадежную задолженность как нереальную ко взысканию вследствие признания должника банкротом и его ликвидации. Это статья 265 Налогового кодекса РФ.

Есть еще упрощенная процедура банкротства. Это когда ликвидационная комиссия в ходе добровольной ликвидации компании выявляет признаки банкротства и обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (см. образец). Зачастую этот способ используют для того, чтобы ускорить процедуру банкротства и миновать стадию наблюдения. Отмечу, что если компания ликвидируется добровольно, но у нее есть явные признаки банкротства (например, крупный кредит на фоне уменьшения оборотов, налоговая недоимка), то ее могут заподозрить в фиктивном банкротстве. Поэтому перед банкротством нужно провести анализ фактического состояния компании, ее финансовых показателей, чтобы защитить бизнес от ненужных рисков.

<…>

Добровольная ликвидация очень рискованная. Так как при ней всегда проводится налоговая проверка, которая чаще всего заканчивается налоговыми доначислениями.

Приведу пример из нашей практики. Клиент выбрал добровольную ликвидацию и был уверен, что пройдет налоговую проверку. При этом все первичные документы за три года у него сгорели, о чем имелся акт МЧС. В результате проверки ему доначислили недоимку, пени и штрафы на сумму 64 млн руб. по расчетам с однодневками, несмотря на отсутствие первички. Инспекторы воспользовались выписками из банка по счетам и имеющейся у них налоговой декларацией. Кроме того, по статье 31 НК РФ они определили суммы налогов расчетным путем на основании всей информации о компании, которая у них была, а также данных о других аналогичных компаниях.

– При каких признаках директор компании обязан подать заявление о банкротстве?

– Есть четыре таких признака. Они приведены в статье 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Итак, генеральный директор компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:
– удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
– учредители должника приняли решение об обращении в арбитражный суд с заявлением;
– обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность;
– должник отвечает признакам неплатежеспособности и признакам недостаточности имущества.

При этом директор может подать заявление о банкротстве даже без решения учредителей. Суд обязан рассмотреть его. Иначе директора можно привлечь к субсидиарной ответственности по долгам компании.

Самое важное для должника – опередить налоговую

Налоговая инспекция как кредитор в процедуре банкротства не имеет никаких особенных преимуществ, и ее требования удовлетворяются в третью очередь. Налоговики в деле о банкротстве предъявляют требования об уплате обязательных платежей, то есть налоговой недоимки. При этом если размер недоимки меньше 50 млн руб., то требования будет предъявлять налоговая инспекция, если больше, то региональное УФНС. А если уж компания задолжала больше 100 млн руб., то ею займется непосредственно ФНС России (приказ ФНС России от 18 октября 2004 г. № САЭ-3-19/2@).

Налоговая инспекция узнает о том, что компания начала процедуру банкротства уже после того, как суд вынес решение о признании должника банкротом и возбуждении процедуры наблюдения. Тогда в газете «Коммерсантъ» публикуется соответствующее объявление в разделе «Объявления о несостоятельности» (распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2008 г. №1049-р).

В региональных налоговых управлениях есть специальные отделы, которые мониторят газету «Коммерсантъ» и уведомляют свои инспекции о банкротствах. Узнав об этом, ИФНС заявляет через арбитражный суд свои требования.

Задача компании, задолжавшей налоги, успеть опередить налоговую и первой подать заявление о банкротстве либо инициировать эту процедуру через дружественного кредитора.

Это несложно, так как налоговой инспекции приходится соблюдать множество различных сроков перед подачей заявления. ИФНС вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве только после вступления в силу решения о взыскании недоимки. Перед этим инспекция должна соблюсти нормы о добровольном погашении недоимки, а затем о принудительном взыскании. Оно возможно не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налоговой инспекции о взыскании налога за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа.

Рекомендация лектора

Как сделать банкротство выгодным для компании

Разобраться в сложностях законодательства о банкротстве очень непросто. Банкротство именно та отрасль права, где можно хорошо ориентироваться только с помощью юриста, который занимается именно банкротствами. Очень часто одних только усилий арбитражного управляющего недостаточно. Ведь управляющий редко обладает нужным уровнем юридического образования и ведет процедуру с точки зрения соблюдения своих обязанностей, предписанных ему законом. Если же в банкротстве участвует юрист-практик, то он поможет выбрать процедуру банкротства, подготовить ее и провести. Тогда весь процесс компания сможет четко проконтролировать и извлечь из него выгоду.

Как отбиться от претензий инспекции «по двум фронтам»

Отбиться от претензий налоговиков можно «по двум фронтам» – у судьи, ведущего дело о банкротстве, и параллельно в отдельном производстве можно оспорить решение ИФНС о начислении недоимки.*

Приведу пример из собственной практики. Налоговая инспекция обратилась в суд с иском о банкротстве в отношении одного из клиентов нашей компании. Одним из главных доводов, который мы использовали в защите нашего клиента от стремления налоговиков его обанкротить, стала ссылка на статью 69 Налогового кодекса. Она обязывает налоговиков вручить требование компании лично. Тем более что все координаты налоговики знали.

Но налоговая поступила довольно типично для себя – отослала все документы по почте, что в дальнейшем и помешало налоговикам выиграть процесс и настоять на банкротстве нашего клиента. Налоговая инспекция не смогла представить в суд доказательства, что она пыталась лично уведомить налогоплательщика, хотя все координаты ей были известны. Кроме этого в качестве доказательств вручения документов по почте налоговики представили реестры почтовых отправлений, из которых непонятно, что и кому направлялось.

Налоговая инспекция сослалась на уведомление о вручении, якобы свидетельствующее о том, что корреспонденция получена – опущена в абонентский ящик компании. Но в Правилах оказания услуг почтовой связи четко сказано: уведомления не могут опускаться в абонентский ящик, а должны вручаться лично получателю корреспонденции.

Существующая судебная практика по подобным делам неоднозначна. Зачастую налоговики, представив невнятные реестры почтовых отправлений, получают решения судов в свою пользу. В нашем случае мы смогли убедить судью, что данных доказательств со стороны налоговой инспекции недостаточно. Таким образом, нам удалось добиться восстановления срока для обжалования требований налоговой инспекции, признания недействительным требования об уплате налога и отмены решения о взыскании средств за счет денежных средств на счетах компании и за счет ее имущества. В итоге это судебное решение помогло отменить процедуру банкротства.

Подать заявление в арбитражный суд об оспаривании решения инспекции о доначислении недоимки необходимо еще и для того, чтобы избежать возможной уголовной ответственности, если речь идет о крупной сумме. Дело в том, что с 1 января начала действовать статья 90 Уголовно-процессуального кодекса РФ в обновленном варианте (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ).

И теперь признание арбитражным судом недействительным решения ИФНС означает, что нет оснований для возбуждения уголовного дела за уклонение от уплаты налогов.

Когда банкротством заинтересуются правоохранительные органы

Налоговый кодекс обязывает инспекторов сообщать в правоохранительные органы о крупной неуплате налогов. В частности, если компания не заплатит налоги, пени и штрафы по требованию ИФНС, то через два месяца налоговики направят материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Но это в том случае, если размер недоимки превышает 2 млн руб.

Но есть и еще одно основание, по которому налоговики должны в течение 10 дней сообщить о компании в прокуратуру и ОВД. Это в том случае, если компанию заподозрят в преднамеренном, фиктивном банкротстве (статьи195196197 Уголовного кодекса РФ).

Признаками совершения такого преступления могут быть: сокрытие имущества или сведений о нем, неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника и другие факты.

<…>

В заключение хотелось бы заметить, что, согласно духу закона, смысл банкротства в том, чтобы дать возможность должнику восстановить платежеспособность, а если это невозможно – пропорционально распределить имеющиеся активы между кредиторами. Умелое использование процедуры банкротства позволяет одним переждать трудное время, а другим – попросту обмануть кредиторов. Формально арбитражный управляющий в равной степени защищает права всех кредиторов, с одной стороны, и с другой – пытается восстановить платежеспособность предприятия и уберечь его активы. На практике зачастую арбитражный управляющий принимает или ту, или другую сторону.

Если ваше предприятие имеет признаки банкротства, мы рекомендуем вам инициировать процедуру банкротства по любому из возможных вариантов, не дожидаться, пока кредиторы сделают это сами.

Конспект подготовила Светлана Петрова

Ольга Пономарева,

управляющий партнер ГК «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка