Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
16 июня 2016 6 просмотров

Предприятие (ООО) владеет по праву собственности частью нежилого помещения. Участники ООО хотят продать это помещение. Как правильно это сделать? Продать помещение и после этого ликвидировать ООО или сменить Участников (продажа предприятия). По какой цене можно продать помещение если балансовая стоимость намного меньше рыночной?

С позиции документального оформления и налогообложения проще продать помещение, либо доли в УК, чем в целом предприятие как имущественный комплекс.

Если сначала ликвидировать предприятие, то имущество распределяется между участниками (если общество не имеет обязательств перед кредиторами). А решение о ликвидации должно принять общее собрание участников (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

В случае продажи предприятия в целом, название организации и ИНН остаются у продавца, а приобретенное предприятие начинает вести деятельность в составе компании, которая его купила. То есть, после продажи предприятия в целом, компания-продавец не ликвидируется. Процедуру ликвидации нужно проводить отдельно.

При продаже 100 % долей, абсолютно все имущество организации и все ее подразделения переходят к новому собственнику. Кроме того, при продаже 100% долей к покупателю переходят задолженность и риски по налогам, имеющиеся у приобретаемой компании. Если же продать предприятие в целом, то задолженность перед бюджетом по налогам и сборам не передается новому собственнику, а продолжает числиться за организацией-продавцом. Следовательно, все налоговые риски по операциям, предшествующим дате продажи предприятия, остаются у продавца.

Таким образом, если Вы решили продать здание, то это нужно сделать до ликвидации, так как после ликвидации имущество распределяется. В том числе и в случае продажи предприятия вцелом.

По какой цене продать- решение принимается по договоренности между сторонами сделки (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной и она не зависит от балансовой стоимости. В целях налогообложения, определение рыночной цены зависит от того, совершена ли сделка между взаимозависимыми лицами, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Если сделка будет совершена между взаимозависимыми лицами, то налоговики вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню (ст. 154 (в отношении НДС), ст. 211 (в отношении НДФЛ), ст. 250 (в отношении налога на прибыль) НК РФ, письма Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615).

Обоснование

1.Из рекомендации

Виталия Перелыгина, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист»

Геннадия Уваркина, кандидата юридических наук, заместителя генерального директора Правового бюро «Омега»

Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Как провести ликвидацию ООО

Ликвидация ООО по решению его участников (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации ООО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации.

Положения Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ).

Как принять решение о ликвидации и назначить ликвидационную комиссию*

Решение о ликвидации принимает общее собрание участников (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).*

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).*

Повестка дня общего собрания участников формируется по предложению:
– совета директоров (наблюдательного совета) общества;
– исполнительного органа;
– участника ООО.

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 3637 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Общее собрание участников принимает решения по следующим вопросам:
– о ликвидации общества. Решение о ликвидации считается принятым только тогда, когда за него проголосовали все участники общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ);*
– о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора. Решение считается принятым тогда, когда за него проголосовали участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Это следует из абзаца 1 пункта 2 статьи 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

При назначении ликвидационной комиссии в ее состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов ООО.

Кроме того, должны соблюдаться следующие правила:
– если участником общества является Российская Федерация, то в состав комиссии необходимо включить представителя Росимущества;
– если участником общества является субъект РФ, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
– если участником общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Это следует из пункта 4 статьи 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Функции ликвидационной комиссии может осуществлять одно лицо – ликвидатор (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Однако во избежание возможных рисков предпочтительнее назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать полномочия одному лицу. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию.

Внимание: если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.*

В таком случае в соответствии со статьей 35 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников, что негативно отразится на деятельности общества:
– срок проведения ликвидации увеличится;
– ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации.

<…>

Распределение имущества между участниками

По закону участники ликвидируемого ООО вправе получить часть его имущества (или стоимость имущества), оставшегося после расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 8 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Между участниками может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе. Это зависит от того, каков был объем обязательств ООО перед кредиторами.

Действуют следующие правила:
– между участниками распределяется все имущество ООО, если общество не имеет обязательств перед кредиторами. Имущество может распределяться лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, должно пройти два месяца с момента опубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Во-вторых, промежуточный ликвидационный баланс должен свидетельствовать о том, что общество не является должником по обязательствам (т. е. кредиторы не предъявили требований, либо ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении таких требований);
– между участниками распределяется часть имущества, если у общества были обязательства перед кредиторами, и послерасчетов с такими кредиторами остались нераспределенные средства. Сведения об этих средствах должны содержаться в ликвидационном балансе;
– между участниками имущество не распределяется, если исходя из сведений ликвидационного баланса оно отсутствует.

Ликвидационная комиссия должна распределить имущество ООО между участниками в порядке очередности (п. 1 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

В первую очередь нужно выплатить распределенную, но невыплаченную часть прибыли. Если имущества недостаточно для выплаты такой части прибыли, то средства должны распределяться между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 2 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Например, участник с долей 80 процентов уставного капитала сможет получить 80 процентов от имущества (от стоимости имущества).

Во вторую очередь необходимо распределить имущество между участниками. Оно может распределяться лишь после полного удовлетворения требований в рамках первой очереди (п. 2 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Участники получают часть имущества (часть стоимости имущества) пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Если между участниками в рамках одной очереди возникнет спор о том, кому из них нужно передать имущество (вещь) ликвидируемого ООО, ликвидационной комиссии понадобится продать эту вещь с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

<…>


2.Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)

По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).*

Что такое рыночная цена

В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.*

Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:

  • если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
  • если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
  • если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
  • если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
  • если сделка заключена по результатам биржевых торгов.

Такой порядок следует из положений пунктов 138–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

<…>

Взаимозависимые лица

Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.

На практике наиболее сложным является определение долей взаимного участия организаций в уставных капиталах друг друга. Между тем от правильной оценки этих долей зависит, являются ли стороны сделки взаимозависимыми и должны ли они соблюдать правила ценообразования для целей налогообложения.

В налоговом законодательстве есть следующие понятия, используемые для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.

Доля прямого участия определяется как:

  • доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
  • непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.

Если долю непосредственного участия в уставном капитале (долю голосующих акций) определить нельзя, долю прямого участия рассчитайте пропорционально общему количеству участников.

Если акции (доли) входят в состав активов российского инвестиционного или негосударственного пенсионного фонда, долю прямого участия определите пропорционально доле участия в фонде (доле имущества, вносимого во вклад). Если таким способом определить долю невозможно, то рассчитайте ее пропорционально количеству лиц в фонде.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.

<…>

3. Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Когда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ.

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами

Да, может.*

Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:*

О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.

Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.*

Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.*

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.*

Важно: корректировать цены таких сделок для целей налогообложения инспекции вправе, только если докажут, что участник получил необоснованную налоговую выгоду. Сама по себе взаимозависимость сторон сделки не может быть основанием для доначисления налогов и взыскания пени и штрафов. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в определении от 11 апреля 2016 г. № 308-КГ15-16651.

Специальные проверки проводятся:

  • на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
  • на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
  • при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

<…>

4.Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 18, Сентябрь 2013

Отсутствие четких правил расчета налогов при продаже компании как имущественного комплекса может привести к спору с инспекторами

Г.В.Беликова, pуководитель отдела аудита и налогообложения<…>

Собственники бизнеса, решившие его продать, могут сделать это несколькими способами: продать 100% долей или акций компании, отдельные ее активы либо реализовать предприятие как имущественный комплекс. Как показывает практика, продажа всего бизнеса является наиболее сложным вариантом в налоговом плане

Предприятие в целом или отдельная его часть может быть предметом купли-продажи, а также иных сделок, связанных с возникновением, изменением и прекращением вещных прав (п. 2 ст. 132 ГК РФ). Как самостоятельный объект гражданских прав предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 132 ГК РФ). В состав такого комплекса обычно входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, в том числе:*

— земельные участки;
— здания и сооружения;
— оборудование, инвентарь;
— сырье, продукция;
— права требования и долги;
— права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (например, коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания);
— другие исключительные права.

Отметим, что продажу предприятия как имущественного комплекса не следует приравнивать к реализации всех акций компании или 100% долей в ее уставном капитале. У этих сделок есть целый ряд принципиальных различий, и они по-разному отражаются при расчете налогов (см. врезку «В налоговом плане проще продать 100% акций компании, чем продавать ее как имущественный комплекс»).

В составе реализуемого предприятия нельзя продать его задолженность перед бюджетом по налогам

Сделка по продаже бизнеса оформляется договором продажи предприятия (п. 1 ст. 560 ГК РФ). По такому договору продавец обязуется передать в собственность покупателя все имущество предприятия, за исключением тех прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам (п. 1 ст. 559 ГК РФ). К таким правам и обязанностям, в частности, относятся:*

— задолженность перед бюджетом по уплате налогов и сборов. Дело в том, что Налоговый кодекс не предусматривает такой вариант прекращения обязанности по уплате налога или сбора, как передача ее другому лицу (подп. 1 и 4 п. 3 ст. 44 НК РФ). Минфин России также отмечал (правда, более 10 лет назад), что именно продавец обязан исполнить обязанность по уплате налогов и сборов, начисленных к уплате до совершения сделки по продаже предприятия как имущественного комплекса (письмо от 28.01.02 № 04-01-10/1-10);
— право на осуществление лицензируемого вида деятельности, которым продавец занимался до продажи бизнеса на основании соответствующей лицензии или разрешения (п. 3 ст. 559 ГК РФ). Организации-покупателю придется получать такую лицензию заново, уже на себя.

Также не удастся продать активы компании в виде денежных средств в ее кассе и на ее расчетных счетах в банках.*

Перед продажей предприятия необходимо провести инвентаризацию его имущества и обязательств и уведомить всех кредиторов

До подписания договора продажи предприятия стороны проводят полную инвентаризацию всех его активов и обязательств и составляют акт инвентаризации (п. 1 и 2 ст. 561 ГК РФ). Причем этот акт впоследствии прилагается к счету-фактуре, который продавец выставляет покупателю по сделке (абз. 1 п. 4 ст. 158 НК РФ).

Кроме того, перед продажей бизнеса оформляется бухгалтерский баланс и перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований. Также необходимо получить заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия. Все перечисленные документы обязательно прилагаются к договору продажи предприятия (п. 1 ст. 560 ГК РФ).

Еще одна формальность, которую нужно выполнить до передачи бизнеса новому собственнику, — направить кредиторам предприятия письменные уведомления о предстоящей продаже (п. 1 ст. 562 ГК РФ).* Причем известить кредиторов о планируемой сделке вправе любая из ее сторон, то есть это может сделать либо продавец, либо покупатель (см. врезку "Безопаснее согласовать с кредиторами планируемую продажу предприятия").

Кредитор, которого не уведомили о продаже предприятия, может обратиться в суд с иском о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении продавцом причиненных убытков либо о признании договора продажи предприятия недействительным полностью или в соответствующей части (п. 3 ст. 562 ГК РФ). Эти требования кредитор вправе предъявить в течение одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия продавцом покупателю.*

<…>

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В налоговом плане проще продать 100% акций компании, чем продавать ее как имущественный комплекс

Продажа предприятия существенно отличается от реализации всех его акций или 100% долей в уставном капитале. Прежде всего после продажи всех акций или долей компания продолжает работать под тем же наименованием, что и до сделки, и имеет тот же ИНН. Происходит лишь смена ее собственников. В случае продажи бизнеса в целом название организации и ИНН остаются у продавца, а приобретенное предприятие начинает вести деятельность в составе компании, которая его купила.*

При продаже 100% акций или долей абсолютно все имущество организации и все ее подразделения переходят к новым собственникам и она сохраняет право на ведение лицензируемых видов деятельности, лицензии на осуществление которых были получены до продажи акций или долей. В отличие от такой сделки при реализации предприятия как имущественного комплекса можно продать его не только в целом, но и отдельные его самостоятельные части (например, один или несколько розничных магазинов из существующей торговой сети или только конкретную производственную линию). В случае реализации 100% акций или долей продать только часть бизнеса невозможно.*

Кроме того, при продаже полного пакета акций к покупателю переходят задолженность и риски по налогам, имеющиеся у приобретаемой компании. Если же продается бизнес в целом, то задолженность перед бюджетом по налогам и сборам не передается новому собственнику, а продолжает числиться за организацией-продавцом. Следовательно, все налоговые риски по операциям, предшествующим дате продажи предприятия, остаются у продавца.*

Есть различия и в налоговых последствиях сделки. Полагаем, что операцию по продаже 100% акций или долей проще отражать в налоговом учете. Ведь реализация на территории России долей в уставном капитале организации не облагается НДС (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ). Более того, при расчете налога на прибыль доход, полученный от продажи долей, уменьшается на сумму, внесенную в уставный капитал общества при его создании, либо на цену приобретения долей и на расходы, связанные с их реализацией (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ)*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Из-за чего у вас бывает переплата по НДФЛ?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка