Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Отправляем пояснения по НДС не разом, а частями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 июня 36 просмотров

Наша организация Муниципальное автономное учреждение Санаторий "Молодецкий курган" Наш учредитель (собственник) - администрация муниципального района Ставропольский. Она передала нам в оперативное управление здания санатория. Мы осуществляем медицинскую деятельность по ОКВЭД 85.11.2, налогообложение - общее. Теперь вопрос: Как эти здания мы должны отразить в бухгалтерском учете - поставить на баланс 01сч, или отнести на забалансовый счет. Должны ли мы платить налог на имущество на эти здания. Нас атакует налоговая, чтобы платили. Как правильно и грамотно дать ответ налоговой.

По вопросу бухгалтерского учета.

С 1 января 2011 года вступил в силу приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, устанавливающий Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению для государственных и муниципальных учреждений (п. 3 приказа). Его положения были распространены и на автономные учреждения (п. 1 Инструкции к Единому плану счетов):

«Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах».

На основании пункта 21 Инструкции к единому плану счетов утвержден План счетов и Инструкция по его применению непосредственно для автономных учреждений (приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н).

Таким образом, с 1 января 2011 года автономные учреждения должны были перевести бухгалтерский учет на Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, и План счетов и Инструкцию по его применению для автономных учреждений, утвержденные приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

Согласно пункту 38 Инструкции к единому плану счетов материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения принимаются к учету в качестве основных средств (счет 101.00 «Основные средства»).

Учитывая, что имущество уже числилось в учреждении и операция передачи после 1 января 2011 года не осуществлялась, учреждению следовало отразить указанное в ситуации имущество на счете 0.101.00.000 в порядке формирования входящих остатков (без двойной записи).

В настоящее время учреждению следует провести процедуру восстановления бухгалтерского учета, начиная с 2011 года для прохождения всех последующих проверок без замечаний.

По вопросу налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Для этого правила есть только два исключения.

Во-первых, не нужно платить налог с объектов, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ. В частности с 1 января 2015 года под это исключение (освобождение) подпадают любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы, предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса РФ или региональным законодательством.

Таким образом, налогом на имущество нужно облагать всё то имущество, которое должно быть учтено на счете 0.101.00.000 «Основные средства». В том числе здания санатория, поскольку такие объекты не поименованы в указанных исключениях. По прочим основным средствам у учреждения могут быть основания для того, чтобы не уплачивать налог, на основании пункта 4 статьи 374, статьи 381 Налогового кодекса РФ, а также льгот, установленных законом Ставропольского края от 26.11.2003 № 44-кз (по общим признакам в последнем нормативном акте оснований для применения льготы учреждением не предусмотрено).

Помимо этого здесь нужно отметить.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Такой порядок предусмотрен пунктами 1 и 3 статьи 375 Налогового кодекса РФ.

Это означает, что для начисления налога на имущество нужно брать уменьшенную на суммы амортизации балансовую (первоначальную) стоимость здания. В том числе, если к моменту определения базы по зданию оно полностью самортизировано, учреждение производит расчет налога исходя из нулевой стоимости. То есть фактически не уплачивает налог с таких зданий.

При решении вопроса о финансировании расходов нужно исходить из наличия собственных ресурсов, поскольку собственник имущества учреждения не несет ответственности по его обязательствам (п. 2 ст. 56, п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 5 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Однако именно собственником определяются цель создания учреждения и перечень видов осуществляемой учреждением деятельности (в том числе приносящей доход). Поэтому данный вопрос следует согласовать с учредителем.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Какое имущество облагается налогом у государственных (муниципальных) учреждений

Плательщиками налога на имущество являются все российские организации (в т. ч. госучреждения), у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). Перечень таких объектов приведен в статье 374 Налогового кодекса РФ. Таким образом, определяя, должно ли учреждение рассчитывать налог на имущество, перечислять его в бюджет и подавать отчетность по этому налогу, нужно ориентироваться только на состав имеющегося у него имущества. Наличие льготируемых объектов не снимает с учреждения статуса плательщика налога на имущество.

Условия, при которых учреждения признаются (не признаются) плательщиками налога на имущество, приведены в таблицах.

Учреждения – плательщики налога на имущество

Состав имеющегося имущества Основание
Учреждение применяет общую систему налогообложения
Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения. Льгот нет п. 1 ст. 373,п. 1 ст. 386НК РФ
Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения, а также имущество, исключенное из объектов налогообложения (например, основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1) п. 1 ст. 373,п. 1 ст. 386,п. 4 ст. 374НК РФ
Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения. Часть имущества подпадает под льготы п. 1 ст. 373,п. 1 ст. 386,ст. 381 НК РФ
Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения, но полностью подпадает под льготы п. 1 ст. 386,ст. 381 НК РФ
Учреждение имеет имущество, часть которого не признается объектом налогообложения, а другая часть подпадает под льготы п. 1 ст. 373,п. 4 ст. 374 ,п. 1 ст. 386,ст. 381 НК РФ

86.76704 (7,21)

Учреждения, которые не являются плательщиками налога на имущество

Система налогообложения/Состав имеющегося имущества Основание
Общая система налогообложения. У учреждения нет имущества, которое признается объектами налогообложения п. 1 ст. 373п. 1 ст. 386 НК РФ, письма Минфина России от 17 апреля 2012 г. № 03-02-08/41от 12 октября 2011 г. № 03-05-05-01/81от 23 сентября 2011 г. № 03-05-05-01/74
Упрощенка или ЕНВД п. 4 ст. 346.26п. 2 ст. 346.11п. 1 ст. 386 НК РФ
Независимо от состава имеющегося имущества плательщиками налога на имущество не признаются учреждения:
– которые участвовали в подготовке и проведении Олимпийских игр в Сочи (в соответствии с Законом от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ);
– которые участвуют в подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года (в соответствии с Законом от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ) (п. 1.1 ст. 373 НК РФ)
п. 1.1 и 1.2 ст. 373, п. 1 ст. 386 НК РФ

Что облагают налогом на имущество

Государственные (муниципальные) учреждения облагают налогом на имущество объекты, которые учтены на счете 101.00 «Основные средства».

Внимание: не нужно платить налог с имущества, которое вы получили в безвозмездное пользование. Ведь такие объекты учреждению не принадлежат, в состав его основных средств не включаются, а отражаются на забалансовом счете 01 (п. 32333 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Эти правила распространяются как на объекты недвижимости, так и на некоторые объекты движимого имущества. Независимо от того, используются ли эти объекты в деятельности организации или нет (письмо Минфина России от 17 декабря 2015 г. № 03-05-05-01/74010). В частности, налогом на имущество облагаются объекты, которые:

  • предназначены для передачи или уже переданы во временное владение, пользование, распоряжение;
  • приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.

С объектов, которые учтены за балансом, платить налог на имущество не нужно (письмо Минфина России от 15 мая 2006 г. № 03-06-01-04/101). Исключение составляют основные средства, полученные концессионером по концессионному соглашению. Такие объекты облагаются налогом на имущество, даже если отражены на забалансовых счетах (письмо Минфина России от 11 сентября 2013 г. № 03-05-05-01/37353).

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить налог с земельных участков или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Кроме того, к недвижимому имуществу относятся:
– самолеты, вертолеты и другие воздушные суда, которые подлежат госрегистрации в соответствии со статьей 33 Воздушного кодекса РФ;
– корабли, морские суда и суда внутреннего плавания, которые подлежат госрегистрации в соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания РФ и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости. Например, к движимому имуществу относятся компьютерная техника (принтеры, серверы), автомобили, станки, животные (рабочий, продуктивный и племенной скот) и т. п.

Это следует из положений пункта 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, статьи 130 Гражданского кодекса РФ, статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 16 сентября 2015 г. № 03-05-05-01/53065от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 и ФНС России от 18 февраля 2013 г. № БС-4-11/2677.

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ иОбщероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322.

Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают только основные средства. А именно объекты, учет которых регулируется правилами Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счет 101.00). Ни материальные запасы, ни прочие активы, которые относятся к движимому имуществу, объектами налогообложения не являются.

Из общего правила есть два исключения.

Во-первых, не нужно платить налог с объектов, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

К таким объектам относятся:
– земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
– основные средства силовых структур;
– объекты культурного наследия;
– ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;
– космические объекты;
– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы, предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса РФ.

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера статья 381 Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые учреждения, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже.

Но эту льготу нельзя применять для движимого имущества, которое принято на учет в результате:
– реорганизации (ликвидации) учреждения;
– сделок между взаимозависимыми лицами.

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Сложности возникают с движимым имуществом, которое получено от взаимозависимых лиц. Поэтому контролирующие ведомства разъяснили, как применять льготу в следующих ситуациях:

1. Если учреждение приобретает имущество через посредника, оно может не платить с него налог. Но только если продавец имущества не будет взаимозависимым лицом ни с посредником, ни с учреждением-заказчиком. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17304.

2. Когда федеральный орган власти создает территориальный орган, взаимозависимыми они не считаются. Поэтому они могут применять льготу, если передают имущество друг другу. Об этом сказано в письме Минфина России от 13 января 2016 г. № 03-05-04-01/315. По аналогии с госорганами эту льготу могут применять и учреждения, которые получают имущество от учредителя.

3. А для учреждений Крыма разъяснили такой момент. Не нужно платить налог с движимого имущества, которое учреждения получили в 2014 году от национализированных организаций по постановлению Совета министров Крыма. Об этом сказано в письме ФНС России от 18 декабря 2015 г. № БС-4-11/22244.

Определить состав движимого имущества, с которого в 2016 году нужно платить налог, поможет следующая таблица.

Основания для постановки имущества на учет Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1
Первая или вторая Другие
Объект принят на учет до 1 января 2013 года
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации учреждения-правопредшественника Не облагается
(подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)
Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (ст. 374 НК РФ)
Объект принят на учет 1 января 2013 года или позже
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации учреждения-правопредшественника (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503) Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503) Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Не облагается (ст. 374 НК РФ)

Основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, не облагаются налогом на имущество независимо от даты, когда их приняли на учет (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-05-05-01/19338).

<…>

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как рассчитать налог на имущество


<…>


Налоговой базой по налогу на имущество может быть:

  • среднегодовая стоимость имущества – для расчета налога за год;
  • средняя стоимость имущества за I квартал, полугодие или девять месяцев – для расчета авансовых платежей.

Внимание: Расчет налоговой базы исходя из кадастровой стоимости на госучреждения не распространяется. Его должны применять собственники некоторых объектов недвижимости, а также те, кому они переданы на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 375подп. 3 п. 12,п. 13 ст. 378.2 НК РФ).

Учреждения же к таким организациям не относятся, поскольку владеют имуществом на праве оперативного управления (п. 1 ст. 123.21п. 1 ст. 296 ГК РФ). Значит, в отношении любой недвижимости определять налоговую базу они должны в общем порядке – исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества. Такие разъяснения дает Минфин России в письмах от 3 октября 2014 г. № 03-05-04-01/49705от 19 мая 2014 г. № 03-05-04-01/23641.

При расчете средней стоимости имущества за отчетный период применяйте формулу:

Средняя стоимость имущества за отчетный период = Остаточная стоимость имущества на начало отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало первого месяца, следующего за отчетным периодом : Количество месяцев в отчетном периоде + 1


При расчете среднегодовой стоимости имущества за налоговый период воспользуйтесь формулой:

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период = Остаточная стоимость имущества на начало налогового периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри налогового периода + Остаточная стоимость имущества на конец налогового периода (31 декабря) : Количество месяцев в налоговом периоде + 1


Остаточную стоимость имущества определите по формуле:

Остаточная стоимость имущества = Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства Начисленная амортизация (износ)


Остаточную стоимость имущества определяйте по данным бухучета.

При определении остаточной стоимости основных средств на конец года учитывайте операции, влияющие на формирование этого показателя и отраженные в бухучете в течение 31 декабря.

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 375 и пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина России от 14 июля 2010 г. № 03-05-05-01/26.

<…>

Сравнительные характеристики казенного, бюджетного и автономного учреждений

<…>

Критерии сравнения Типы государственных (муниципальных) учреждений
Казенное Бюджетное Автономное
<…>
Финансовое обеспечение

За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

(п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)

В виде субсидий из соответствующего бюджета:
– на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), в соответствии с государственным (муниципальным) заданием2. Неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии используются в очередном финансовом году (для достижения целей, ради которых учреждения созданы);
– на другие цели3. Неиспользованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению в соответствующий бюджет. По решению учредителя данные средства могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году (при наличии потребности в направлении их на те же цели);
– на капитальные вложения. Не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению в соответствующий бюджет. По решению учредителя данные средства могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году (при наличии потребности в направлении их на те же цели)

(п. 1 ст. 78.1ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ, ч. 17–18 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, ч. 3.153.173.18 ст. 2, ч. 4 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

<…>
Право заниматься платной деятельностью, распоряжение доходами

Может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе и соответствует целям создания учреждения

Доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы России

(п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФп. 4 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 12-08-25/4392)

Доходы в виде средств от производственной деятельности (привлечения осужденных к труду) федеральных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, после зачисления в бюджет направляются на финансовое обеспечение деятельности указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований

(п. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ)

Вправе:

1. оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;

2. вести приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствующую указанным целям. При условии, что такая деятельность указана в его уставе.
Но есть ограничения. Чтобы вести такую деятельность, учреждения, созданные после 5 мая 2014 года, должны иметь имущество, рыночная стоимость которого не меньше минимального размера уставного капитала ООО (т. е. не менее чем 10 000 руб.). А учреждения, которые работают уже давно, должны соблюдать минимальный объем имущества начиная с 1 января 2015 года

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

(п. 45 ст. 50, п. 23 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ,п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 2 и 13 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, ч. 1 ст. 14 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ)

<…>
Право владения имуществом

Право оперативного управления

(п. 1 ст. 123.21ст. 296 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 10 ст. 31 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗч. 1 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Распоряжение имуществом

Не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом без согласия собственника

(п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Без согласия собственника не вправе распоряжаться:
– недвижимым имуществом (независимо от источника его приобретения);
– особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем;
– особо ценным движимым имуществом, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения

Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, в том числе особо ценным движимым имуществом, которое приобретено после изменения типа учреждения за счет средств от деятельности, приносящей доход. Исключение – совершение крупных сделок и передача имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника)

(п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 1013 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ,письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798)

Следует отметить, что учреждение может использовать имущество, закрепленное за ним по КФО 4, в другой приносящей доход деятельности (предусмотренной его уставом) и осуществлять расходы по его эксплуатации за счет иных источников (КФО 2). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3694

Без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которое:
– закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем;
– приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения

Остальным имуществом учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – совершение крупных сделок и внесение недвижимого имущества в уставный капитал других организаций в качестве их учредителя (участника)

(п. 2 ст. 298 ГК РФч. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗписьмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798)

Следует отметить, что учреждение может использовать имущество, закрепленное за ним по КФО 4, в другой приносящей доход деятельности (предусмотренной его уставом) и осуществлять расходы по его эксплуатации за счет иных источников (КФО 2). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3694

<…>
Ответственность учреждения по своим обязательствам

Отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении (в пределах лимитов бюджетных обязательств). При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по этим обязательствам несет ГРБС

(п. 4 ст. 123.22 ГК РФп. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)

Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (как закрепленным за учреждением собственником, так и приобретенным за счет доходов, полученных от деятельности, приносящей доход). Исключение составляет:
– особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним собственником (приобретено учреждением за счет выделенных собственником денежных средств);
– недвижимое имущество (независимо от того, как оно поступило в оперативное управление и за счет каких средств приобретено)

(п. 5 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое и особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним учредителем (приобретено за счет средств, выделенных учредителем)

(п. 6 ст. 123.22 ГК РФч. 4 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Ответственность собственника (учредителя) по обязательствам учреждения

Несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного учреждения (в случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения)

(п. 2 ст. 56п. 4 ст. 123.22 ГК РФп. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)

Не несет ответственности по обязательствам учреждения

Исключение – субсидиарная ответственность по обязательствам по причинению вреда гражданам. Ответственность возникает, если имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, недостаточно

(п. 2 ст. 56, п. 56 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 5 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Оплата исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) по обращению взыскания на средства учреждения

В пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на лицевом счете4 ПБС. При недостаточности средств на оплату исполнительного документа должник направляет ГРБС запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований, объемов финансирования расходов) для оплаты исполнительного документа. Главный распорядитель в трехмесячный срок обеспечивает выделение средств в соответствии с запросом-требованием.

Порядок оплаты исполнительных документов, которые предусматривают обращение взыскания на средства бюджета, установлен статьями 242.3–242.6 Бюджетного кодекса РФ

В пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете4 учреждения. Учреждение самостоятельно определяет, с какого лицевого счета производить списание средств для исполнения требований5.

При невозможности взыскания денежных средств с учреждения более трех месяцев в связи с отсутствием на лицевом счете денег, оплата исполнительного документа осуществляется путем обращения взыскания на имущество должника (в соответствии с Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

По обязательствам учреждения учредитель ответственности не несет. Исключение – обязательства бюджетного учреждения, возникшие до 1 января 2011 года. Субсидиарную ответственность по ним несет собственник имущества учреждения. Об этом сказано в части 12 статьи 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 02-13-11/3990.

Порядок оплаты исполнительных документов, которые предусматривают обращение взыскания на средства учреждения, установлен частью 20 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, частью 3.19 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

<…>

Письмо Минфина России от 22.10.2013 № 12-08-06/44036

<…>

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного или автономного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев либо в связи с отсутствием у автономного учреждения счетов, открытых в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

При нарушении бюджетным или автономным учреждением сроков исполнения исполнительных документов орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам бюджетного или автономного учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным или автономным учреждением - должником в орган Федерального казначейства финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Частичное исполнение исполнительного документа, не санкционированное решением судебного органа, не является основанием для отмены приостановления операций по его лицевым счетам.

Ликвидация государственных (муниципальных) учреждений "с долгами" осуществляется в соответствии с требованиями, установленными статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Требования кредиторов ликвидируемого бюджетного или автономного учреждения при недостаточности денежных средств на их счетах удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание (имущество, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно).

В случае если для удовлетворения требований кредиторов средств от реализации имущества бюджетных и автономных учреждений, на которое может обращено взыскание, будет по-прежнему недостаточно, такие требования в силу пункта 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются погашенными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Гражданского кодекса государственное (муниципальное) учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка