Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 июня 6 просмотров

Организация оказывает услуги по строительству каркасно-щитовых домов.Как организовать учет затрат и калькулирования себестоимости, чтобы вида была себестоимость конкретного дома по конкретному договору.Как правильно списывать материалы, какими документами и какие документы оформлять при списании материалов и какие документы проверять у исполнителей и зав. складом?Какие документы быть должны быть у организации при данном виде деятельности, чтобы подтвердить материальные расходы при списании материалов?Организация применяет упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы)

1. Учет вести позаказным методом – пункт 1 ответа

2. Порядок документального оформления списания материалов приведен в пункте 2 ответа

3. Документы о поступлении материалов, об оплате и о списании (которые приведены в пункте 2 ответа). Также налоговики требуют иметь сметы при строительстве.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как применять позаказный метод калькулирования себестоимости


Позаказный метод применяют:

  • при единичном или мелкосерийном производстве;
  • при выполнении работ по договорам подряда или возмездного оказания услуг;
  • при производстве технически сложных изделий. Например, в кораблестроении, авиационной промышленности и т. п.;
  • при выпуске продукции с длительным производственным циклом. В частности, в строительстве, энергетическом машиностроении и т. п.

При позаказном методе все затраты учитывают по конкретному заказу или по группе однородных заказов. На каждый заказ открывают карточку. Так как типовых форм карточек нет, их можно разработать самостоятельно. В карточке обычно указывают номер заказа, описание работ, срок, необходимый для выполнения заказа, а также количество единиц продукции, которое нужно произвести. Затраты по каждому заказу регистрируют по мере прохождения изделия по стадиям производства.

Прямые затраты, которые непосредственно связаны с выполнением заказа, отражайте по дебету счета 20 в корреспонденции со счетами учета расходов. Чтобы обеспечить аналитический учет затрат, стоит открыть отдельные субсчета для каждого открытого заказа. Назвать эти субсчета можно, например, по номерам заказов: «Заказ № 1», «Заказ № 2» и т. д.

Затраты отражайте следующим образом:

Дебет 20 Кредит 10 (70, 69, 60...)
– учтены прямые затраты на выполнение производственного заказа.

Косвенные, то есть общепроизводственные и общехозяйственные, расходы накапливайте на одноименных счетах 25 и26. В конце месяца, в котором был выполнен заказ, спишите эти суммы в дебет счета 20. При этом распределяйте данные расходы по каждому заказу пропорционально показателям, которые должны быть установлены в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). Например, в производствах со значительной долей ручного труда косвенные расходы целесообразно распределять пропорционально зарплате основных производственных рабочих.

При отнесении косвенных расходов на себестоимость продукции делайте проводку:

Дебет 20 Кредит 25 (26)
– учтены в составе затрат на выполнение заказа общепроизводственные (общехозяйственные) расходы.

При учете общехозяйственных расходов такой порядок не применяйте, если учитываете их сразу на счет 90 «Продажи». Такое указание есть в пункте 9 ПБУ 10/99. Подробнее об этом см. Как списать общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Пример отражения в бухучете затрат структурного подразделения организации на выполнение производственного заказа. Организация применяет позаказный метод учета затрат. Структурное подразделение выполняет внутрифирменный заказ

В июле инструментальным цехом ОАО «Производственная фирма "Мастер"» был выполнен внутрифирменный заказ на изготовление 200 стальных крепежных деталей для сборочного цеха. Учетной политикой «Мастера» предусмотрено применение позаказного метода учета фактических затрат. Для отражения фактических затрат инструментального цеха на выполнение заказа к счету 20 открыт субсчет «Заказ № 1».

В июле инструментальному цеху для выполнения заказа было отпущено со склада 240 кг стали. Стоимость 1 тонны стали – 11 500 руб. (без НДС).

К прямым затратам на выполнение заказа отнесены:

  • стоимость израсходованных материалов – 2760 руб. (0,24 т х 11 500 руб./т);
  • зарплата производственных рабочих инструментального цеха – 40 000 руб.;
  • взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, а также на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 12 080 руб.

Общепроизводственные расходы, приходящиеся на заказ (амортизация по основным средствам, используемым в производстве), составили 2866 руб.

В учете «Мастера» сделаны следующие записи:

Дебет 20 субсчет «Заказ № 1» Кредит 10
– 2760 руб. – списаны материалы на выполнение заказа;

Дебет 20 субсчет «Заказ № 1» Кредит 70
– 40 000 руб. – начислена зарплата рабочим инструментального цеха;

Дебет 20 субсчет «Заказ № 1» Кредит 69
– 12 080 руб. – начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

Дебет 20 субсчет «Заказ № 1» Кредит 25
– 2866 руб. – списана в расходы на выполнение заказа амортизация по основным средствам, используемым в производстве.

Фактическая себестоимость выполненного заказа отражена проводкой:

Дебет 10 Кредит 20 субсчет «Заказ № 1»
– 57 706 руб. (2760 руб. + 40 000 руб. + 12 080 руб. + 2866 руб.) – списана себестоимость крепежных деталей, изготовленных по заказу № 1 и переданных на склад.

Все затраты по внутрифирменному производственному заказу были отражены в карточке.

2. Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении отпуск материалов в эксплуатацию (производство)


Отпуск (передачу) материалов в эксплуатацию (производство) оформляйте следующими документами:

  • лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется при систематическом использовании материалов, когда утверждены нормы и планы их расходования;
  • накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется в тех случаях, когда материалы передаются территориально удаленному подразделению;
  • требование-накладная (форма № М-11) или карточка складского учета (форма № М-17) применяется в остальных случаях.

Такие правила установлены пунктами 100109 и 126 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Главбух советует: типовые формы документов, которые есть в альбомах унифицированных форм и утверждены постановлениями Госкомстата России, применять не обязательно. Поэтому организации вправе разработать единый акт на списание материалов. В нем можно указать лишь обязательные реквизиты и те, которые важны для организации исходя из специфики деятельности.

Этими же документами оформляйте списание имущества стоимостью до 40 000 руб. (другого установленного в учетной политике предела), которое по остальным признакам соответствует основным средствам. Это объясняется тем, что в бухучете его стоимость списывается аналогично материалам(абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98).

Бухучет

86.7291 (6,8,9)

Материалы, передаваемые в производство (эксплуатацию), списывайте на затраты в момент отпуска их со склада, то есть в момент составления документов на передачу материалов в эксплуатацию (производство) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Главбух советует: чтобы определить момент фактического использования материалов в производстве, можно применять дополнительные формы отчетности. Например, отчет об использовании материалов в производстве. Это позволит уменьшить расходы отчетного периода на стоимость материалов, обработка которых не начата.

Так поступать рекомендуют и некоторые отраслевые указания (п. 236 и 256Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 31 января 2003 г. № 26). Кроме того, момент фактического расходования материалов важен и для целей налогообложения. Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль материальные расходы и Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке.

В бухучете отпуск материалов оформляйте проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 97...) Кредит 10 (16)
– списаны материалы.

Передача в подразделения

86.7292 (6,8,9)

Передача материалов в подразделения может происходить без указания цели их расходования (на момент отпуска со склада неизвестно наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы либо наименование затрат). В этом случае списывайте их на расходы на основании акта, который составляется после фактического использования материалов. До того как будет подписан акт, эти материалы числятся за получателем в подотчете. Отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение (оформляется проводкой по субсчетам внутри счета 10). Такие правила устанавливают пункты 97 и 98 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Пример отражения в бухучете списания материалов при передаче их в подразделения без указания цели их использования

ООО «Альфа» производит заготовки деталей из листового металла. Со склада в цех было передано 100 листов (цена – 50 руб. за лист) без указания цели расходования (соответствующие графы требования-накладной по форме № М-11 были не заполнены).

В бухучете эти операции были отражены следующим образом:

Дебет 10 субсчет «Цех» Кредит 10 субсчет «Склад»
– 5000 руб. (50 руб./шт. х 100 шт.) – переданы материалы в цех без указания цели расходования на основании требования-накладной М-11.

После использования материалов был составлен акт их расхода с указанием видов заготовок, на производство которых был использован металл. На основании акта расхода материалов бухгалтер сделал проводку:

Дебет 20 Кредит 10 субсчет «Цех»
– 5000 руб. (50 руб./шт. х 100 шт.) – списаны материалы в затраты на основании акта расхода материалов.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка