Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
21 июня 17 просмотров

Нарушение сроков представления справки по валютным операциям и справки о подтверждающих документах, предоставляемых в банк, -каков МЕХАНИЗМ наказания? Имеется ввиду как происходит наложение штрафа? Например: банк обнаружил, что справки поданы не вовремя, об этом он в течении 10? дней календарных? рабочих?(каких?) подает в налоговую и в таможню? А затем кто первый: либо налоговая либо таможня производят проверку (камеральную или выездную?) выясняют все причины опоздания по срокам и.....штрафуют? Сколько у них дней на взыскание штрафа? И как понять кто тебя оштрафует и когда: банк? таможня? налоговая? Опишите пожалуйста "обычный" механизм действия в этом случае контролирующих органов.

Да, банк должен уведомить об обнаруженном нарушении органы валютного контроля - ИФНС и таможню (ст. 23.60 КоАП РФ, ч. 2 и 3 ст. 22 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Срок, в течении которого он обязан это сделать, законом не установлен. Нет и единого регламента порядок проверки и привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства. Контролирующие органы руководствуются положениями КоАП РФ, Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г. № 41; постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809.

При этом законодательство не устанавливает, кто первый должен отреагировать на сообщение о нарушении – ИФНС или таможня. Начинать камеральную или выездную проверку при сообщении об отсутствии справок по валютным операциям и о подтверждающих документах контролирующие органы не обязаны, для административного производства это не требуется.

Если представитель налоговой инспекции или таможни установит, что организация не выполнила требования валютного законодательства, будет возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол (ч. 1 ст. 28.1п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Протокол составляется немедленно после выявления совершения правонарушения (получения сообщения), и с этого момента дело об административном правонарушении считается возбужденным (ст. 28.1 и 28.2 КоАП РФ).

В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Организация должна получить копию протокола об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности (там будет указано, кто штрафует, за что, и какой штраф). Банки к ответственности не привлекают, они не обладают властными полномочиями.

Привлечение к ответственности возможно только до истечения установленного срока давности – 2-х лет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП). Ранее срок давности привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства составлял 1 год, но с 16 апреля 2016 г. он был увеличен до 2 лет Законом от 05.04.2016 № 89-ФЗ.

Обоснование

Из рекомендации Наталии Плотниковой, заместителя руководителя Росфиннадзора


Что грозит организации, если она не сдаст (вовремя не сдаст) в банк справки о валютных операциях и подтверждающих документах

Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах – это формы учета валютных операций (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Поэтому, если нарушить порядок их сдачи в банк, налоговая инспекция или таможня оштрафует организацию и (или) должностных лиц. Штраф за нарушенные сроки подачи справок зависит от количества дней просрочки.

Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:

  • для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
  • для должностных лиц (например, руководителя организации) – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.

Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для должностных лиц (например, руководителя организации) – от 2000 до 3000 руб.

Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (например, руководителя организации) – от 4000 до 5000 руб.

Когда же организация не представит справки или сдаст их с нарушением установленного порядка, налоговая инспекция или таможня оштрафует:

  • организацию – на 40 000 – 50 000 руб.;
  • должностных лиц (например, руководителя организации) – на 4000–5000 руб.

Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809.

<…>

Из рекомендации Наталии Плотниковой, заместителя руководителя Росфиннадзора

Могут ли налоговая инспекция или таможня оштрафовать организацию и должностных лиц за нарушения валютного законодательства, если по внешнеторговой сделке расчеты с партнером проведены минуя счет организации в уполномоченном банке

Да, могут.

Привлекать к ответственности за нарушения валютного законодательства вправе органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП РФ). Это налоговые инспекции и таможня (ч. 2 и 3 ст. 22 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;подп «б» п. 2 Указа Президента РФ от 2 февраля 2016 г. № 41; п. 4 и 10 постановления Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. № 300; п. 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506п. 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809).

Они вправе не только проводить проверки, запрашивать документы и информацию по валютным операциям, но и штрафовать организации и должностных лиц за нарушения валютного законодательства, выносить предписания об устранении выявленных нарушений (ст. 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Если представитель налоговой инспекции или таможни установит, что организация или гражданин не выполнили требования валютного законодательства, будет возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол (ч. 1 ст. 28.1п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Рассматривать дела о правонарушениях в сфере валютного законодательства должностным лицам этих ведомств позволяет статья 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

<…>

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

<…>

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 11.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7настоящего Кодекса;

5) Пункт утратил силу с 24 ноября 2009 года - Федеральный закон от 9 ноября 2009 года № 249-ФЗ - см.предыдущую редакцию;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

<…>


Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

<…>

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

<…>

Статья 28.7. Административное расследование

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, трудового законодательства, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании в части, касающейся деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении, о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

<…>


6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении».

<…>

Из статьи журнала «Главбух» № 4, Февраль 2009

Информация о валютных нарушениях поступает в Росфиннадзор из банков

Заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Павел Высоцкий призывает компании серьезно отнестись к профилактическим письмам Росфиннадзора.

– Росфиннадзор объявил, что с января 2009 года ведомство начало рассылать по организациям письма «о признаках нарушений ими валютного законодательства». Что это за послания?

– Такое сообщение содержит сведения, какие именно нормы валютного регулирования нарушила компания. Отмечу, что подобных данных, как правило, не хватает для возбуждения административного дела. Поэтому нам приходится их уточнять.

– Откуда же вы берете информацию? И какие недочеты считаете нарушениями?

– Информацией о такого рода нарушениях в данном случае располагают банки. Они направляют эти сведения в Центробанк, который в свою очередь ежемесячно предоставляет их Росфиннадзору. Пример: резидент поставил товар за границу, но выручку почему-то не получил. В паспорте сделки, который оформлял резидент в банке, указано, когда компания должна получить свои деньги. Поэтому банк знает, в какой день валюта должна прийти на счет резидента. Если валюта в этот срок не поступила, банк обязан информировать ЦБ, а тот – Росфиннадзор.

Другой пример: аванс за товар выплачен по внешнеторговому договору, но товар не поставлен. Соответственно, требуется вернуть аванс. Если аванс не возвращен в установленный срок, то об этом также узнает Росфиннадзор. Помимо этого нас интересуют и другие нарушения. Большинство ошибок, которыми занимается наше ведомство, перечислены в статье 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

– Что вы предпринимаете, узнав о нарушениях компании?

– Прежде всего мы определяем, не истек ли срок давности по нарушению. Он равен 12 месяцам. И если срок еще не истек, то мы можем начать процессуальные действия по привлечению нарушителей к административной ответственности. Конечно, санкции за правонарушение, квалифицируемое по статье 15.25 КоАП РФ, могут быть разными. Допустим, за то, что организация не получила в срок валютную выручку, могут взыскать от 75 до 100 процентов от ее суммы.

– А если срок давности уже прошел?

– В таком случае мы, конечно, не имеем права привлекать компанию к административной ответственности. Тогда мы должны направить в организацию предписание об устранении правонарушения. Вот такие предписания и получают провинившиеся компании. В конкретную организацию мы высылаем письмо, где информируем, что в ее работе имелись признаки нарушения валютного законодательства. Это профилактическая мера.

– Как действовать топ-менеджменту и бухгалтерии предприятия, на адрес которого пришло такое предписание Росфиннадзора?

– Компания должна обратить на письмо пристальное внимание, проанализировать сбои в своей работе, в результате которых произошло нарушение, наладить контроль и более не допускать таких случаев.

– То есть если срок давности истек, компания может вздохнуть спокойно?

– Не совсем так. Профилактика нарушений, рассылка писем, возможно, многим кажется, так сказать, беззубым методом. Однако эта мера не исключает, что на предприятие придет проверка Росфиннадзора. При проверке зачастую выявляется больше нарушений, чем отслеживает банк.

– Что попадет в поле зрения проверяющих?

– Есть перечень ключевых моментов, на которых инспекторы будут акцентировать свое внимание. Это соблюдение известных правил, но очень часто ими пренебрегают. Я перечислю их.

Первое: инвалютные операции между резидентами запрещены. Все исключения перечислены в статье 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Второе: для купли-продажи иностранной валюты, необходимой для расчетов с нерезидентами, следует использовать особые счета в уполномоченных банках.

Третье: мы непременно проверим, правильно ли компания открывает и закрывает банковские счета за границей.

И документация. Наши инспекторы всегда обращают внимание на паспорта сделок в уполномоченных банках. Еще важно, не нарушен ли порядок хранения бумаг, а также насколько верно составлена и вовремя ли подана в налоговые органы отчетность по валютным операциям.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка