Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
21 июня 5 просмотров

При камеральной налоговой проверке декларации по НДС по ставке 0% по заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов ФНС выявила несоответсвие между сведениями в заявлении и подтверждающими документами. В заявлении покупателем неправильно указано количество товара, сумма покупки указана верно и налог уплачен полностью. ФНС считает, что Общество документально не подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов.Заявление направлено в ФНС на бумажном носителе, также оно есть в электронном виде в Федеральной базе "Таможня-Ф" также с ошибкой в количестве товара.Должен ли налогоплательщки-поставщик товара, запрашивать у покупателя уточненное заявление, собирать новый пакет документов, подтверждающий право на применение налоговой ставки 0 процентов, сдавать уточненную декларацию по НДС и уплатить налог с не подтвержденного экспорта или налоговые инспекции РФ и Казахстана должны урегулировать данное несоответствие между собой согласно Приказа Федеральной налоговой службы от 8 апреля 2015 г. N ММВ-7-15/140@"Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен".

Нет, российский экспортер не должен запрашивать у покупателя уточненное заявление, собираться новый пакет подтверждающих документов, сдавать уточненную декларацию по НДС, уплачивать налог.

Объясняется это тем, что экспортер предоставил все документы, необходимые для подтверждения экспорта. Их перечень дан в пункте 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Среди документов – заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налоговой инспекции страны-импортера. То есть заявление должно быть составлено по установленной форме и иметь отметку. Требования безошибочного заполнении данного заявления для целей подтверждения нулевой ставки не установлено. Техническая ошибка в заявлении, совершенная импортером, не является основанием для отказа в подтверждении нулевой ставки НДС экспортером. Подтверждающие документы в таком случае считаются представленными (постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65).

В сложившейся ситуации считаем, что российская налоговая инспекция должна уточнить сведения в заявлении у казахстанской инспекции в порядке, предусмотренном пунктом 13.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 08.04.2015 № ММВ-7-15/140@. Для этого российская налоговая инспекция должна оформить запрос пояснения сведений и получить в подтверждении ответ из Казахстана.

Казахстанская налоговая инспекция, скорее всего, не потребует от импортера представлять уточненное заявление, так как оно обязательно представляется при частичном возврате импортированных товаров и при увеличении их стоимости, а рассматриваемая ситуация под эти случаи не подходит. На налоговые обязательства импортера совершенная ошибка не влияет, следовательно, уточненную декларацию подавать он не должен, если иное не предусмотрено законодательством Казахстана.

Обоснование

1.Из рекомендации

Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

<…>

Как обосновать нулевую ставку

86.73579 (6,9)

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна выполнить следующие действия:

Какие документы собрать

В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза, входят:

  • договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);
  • заявление покупателя (исключение – вывоз в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада) с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС (письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338). Заявление можно подать либо в бумажном виде (в четырех экземплярах), либо в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью. Если заявление получено от покупателя в электронном виде, то в нем должно быть и сообщение о проставлении отметки налоговой инспекцией страны-импортера. В этом случае бумажное заявление не требуется (письмо ФНС России от 1 июля 2015 г. № ЗН-4-17/11507).
    Если информация о заявлениях поступает в налоговую инспекцию в рамках отдельных международных межведомственных договоров, сведения о них нужно включить в перечень заявлений;
  • копия таможенной декларации (при вывозе в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада). В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров не представляется;
  • транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны – участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС (например, посреднические договоры, если российская организация экспортирует товары через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ)).

Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.*

<…>

2.Постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65

<…>


2. Положения главы 21 НК РФ, в том числе статей 165 и 176, устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых названным налогом по ставке 0 процентов.110

Согласно этому порядку рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают такие решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а также дополнительно истребованных на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Как определено пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 36-8 статьи 171 Кодекса.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ в суд налогоплательщик может обратиться только в случае нарушения его права на возмещение НДС, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной главой 21 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

Под несоблюдением налогоплательщиком установленной НК РФ административной (внесудебной) процедуры возмещения НДС следует понимать не только его непосредственное обращение в суд, минуя налоговый орган, но и представление в налоговый орган вместе с соответствующей налоговой декларацией неполного комплекта документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Кроме того, названная процедура не может считаться соблюденной налогоплательщиком, если им не выполнено требование налогового органа, предъявленное на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ, о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов. При этом следует учитывать, что представление документов, имеющих незначительные дефекты формы или содержания, в целях настоящего разъяснения не может рассматриваться как непредставление этих документов. При возникновении спора значительность таких дефектов оценивается судом.*

В исключительных случаях суд может признать административную (внесудебную) процедуру возмещения НДС соблюденной, если установит, что правомерно истребованные у налогоплательщика налоговым органом документы представлены налогоплательщиком непосредственно в суд по уважительным причинам (например, по причине изъятия у налогоплательщика соответствующих документов полномочным государственным органом или должностным лицом).

<…>

3. Из Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 08.04.2015 № ММВ-7-15/140@

<…>

13. Действия должностных лиц МИ ФНС России по КН и ИФНС России при формировании ресурса в отношении российских экспортеров*

<…>

13.2. Формирование запросов в налоговые органы ЕАЭС. Типы запросов налоговых органов ЕАЭС подразделяются на три типа в зависимости от оснований для их направления:

Код типа запроса Наименование типа запроса Основание направления запроса
1 Запрос заявления в электронном виде Направляется в случаях, указанных в подпункте 4 пункта 13.1 настоящих Методических рекомендаций
2 Запрос уточнения сведений в электронном виде Направляется в случае, если поступившее от налогоплательщика-экспортера заявление на бумажном носителе с отметкой налогового органа импортера не соответствует заявлению в электронном виде в ИР федерального уровня, полученному от налогового органа налогоплательщика-импортера
3 Запрос пояснения сведений Направляется в случае возникновения прочих вопросов, связанных с исчислением, уплатой косвенных налогов или заполнением заявления налогоплательщиком-импортером*

1. Действия должностного лица отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, при формировании запроса с типом 1:

а) в однодневный срок с даты выявления факта отсутствия заявления в ИР федерального уровня формирует запрос о предоставлении заявления в электронном виде. Примечание в запросе типа 1 можно не заполнять. Названный запрос формируется на основании сведений, указанных в заявлении на бумажном носителе. Указанный запрос незамедлительно передается в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, результаты передачи визуализируются посредством цветовой индикации;

б) осуществляет мониторинг передачи данных в ИР федерального уровня и в случае, если данные не переданы в течение суток, принимает меры к выявлению и устранению причин задержки передачи;

в) осуществляет контроль получения в ПК "СЭОД" сведений об исполнении запроса налоговыми органами ЕАЭС;

г) незамедлительно принимает меры к установлению достоверности сведений, указанных в заявлении, в случае получения уведомления об отсутствии заявления на сформированный запрос.

2. Действия должностного лица отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, при формировании запроса с типом 2:

а) в однодневный срок с даты выявления факта несоответствия поступившего от налогоплательщика-экспортера заявления на бумажном носителе с отметкой налогового органа импортера заявлению в электронном виде в ИР федерального уровня, полученному от налогового органа налогоплательщика-импортера, формирует запрос с информацией о выявленных несоответствиях. Названный запрос формируется на основании сведений, указанных в заявлении в электронном виде ИР федерального уровня, в примечание к запросу включается информация о конкретных выявленных расхождениях с указанием реквизитов их нахождения и данных, содержащихся в заявлении на бумажном носителе, полученном от налогоплательщика-экспортера. Например:- графа 11 строки 15 на бумажном носителе: 2876, в электронном виде: 2976.Указанный запрос незамедлительно передается в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, результаты передачи визуализируются посредством цветовой индикации;

б) осуществляет мониторинг передачи данных в ИР федерального уровня и в случае, если данные не переданы в течение суток, принимает меры к выявлению и устранению причин задержки передачи;

в) осуществляет контроль получения в ПК "СЭОД" сведений об исполнении запроса налоговыми органами ЕАЭС;

г) незамедлительно принимает меры к уточнению налогоплательщиком представленных сведений в случае получения сведений об отзыве заявления на сформированный запрос.

3. Действия должностного лица отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, при формировании запроса с типом 3:

а) в однодневный срок с момента возникновения вопросов, связанных с исчислением, уплатой косвенных налогов или заполнением заявления налогоплательщиком-импортером, подготавливает мотивированную докладную записку начальнику (заместителю начальника) налогового органа, составленную в произвольной форме, с указанием запрашиваемых сведений;

в) подписывает докладную записку у начальника отдела и передает начальнику (заместителю начальника) налогового органа для принятия решения по докладной записке;

г) при принятии решения начальником (заместителем начальника) налогового органа по докладной записке формирует в ИР местного уровня запрос с предварительно согласованным с начальником (заместителем начальника) налогового органа текстом запроса, при этом внесение указанных сведений визуализируется посредством цветовой индикации в привязке к конкретному запросу.

Названный запрос формируется на основании сведений, указанных в заявлении в электронном виде из ИР федерального уровня, текст запроса записывается в примечании к запросу.

Указанный запрос незамедлительно передается в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, результаты передачи визуализируются посредством цветовой индикации;

б) осуществляет мониторинг передачи данных в ИР федерального уровня и в случае, если данные не переданы в течение суток, принимает меры к выявлению и устранению причин задержки передачи;

в) осуществляет контроль получения в ПК "СЭОД" сведений об исполнении запроса налоговыми органами ЕАЭС.*

13.3. Контроль за соблюдением сроков и изменением налоговых обязательств

1. Должностное лицо отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, проводит анализ:

а) сведений о направленных в налоговые органы ЕАЭС запросов заявлений и полученных на них ответов не позднее 1, 11 и 21 числа текущего месяца;*

б) информации об отзыве заявлений, полученной от налоговых органов ЕАЭС, ранее использованных в качестве подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов;

в) данных уточненных налоговых деклараций с заявленной нулевой ставкой по НДС или освобождением от уплаты акцизов при их поступлении.

<…>

4. Из Протокола взимания косвенных налогов при импорте товаров (приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе)

<…>

III. Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров

<…>

21. Уточненное (взамен ранее представленного) заявление представляется либо на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика. Одновременно с уточненным (взамен ранее представленного) заявлением представляются документы, предусмотренные подпунктами 2 - 8 пункта 20 настоящего Протокола, если они не были ранее представлены в налоговый орган.

Если представление уточненного (взамен ранее представленного) заявления не влечет за собой внесение изменений в ранее представленную налоговую декларацию, то налогоплательщик не представляет уточненную (дополнительную) налоговую декларацию, если иное не установлено законодательством государства-члена. Представление такого уточненного заявления не влечет за собой восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС, уплаченных при импорте товаров.

Уточненное (взамен ранее представленного) заявление не представляется в случаях, установленных законодательством государства-члена.*

<…>

23. При возврате импортированных товаров в месяце принятия их на учет отражение в налоговой декларации операций по импорту этих товаров не производится, если возврат товаров осуществлен по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.

Возврат товаров по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации должен быть подтвержден согласованной участниками договора (контракта) претензией, а также документами, соответствующими дальнейшему совершению операций с такими товарами. К таким документам могут относиться акты приема-передачи товаров (в случае отсутствия транспортировки возвращенных товаров), транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае транспортировки возвращенных товаров), акты уничтожения или иные документы. В случае частичного возврата таких товаров указанные документы (их копии) представляются в налоговый орган одновременно с документами, предусмотренными пунктом 20 настоящего Протокола.

При возврате по указанной причине импортированных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты на учет, налогоплательщик представляет в налоговый орган соответствующую уточненную (дополнительную) налоговую декларацию и документы (их копии), указанные в абзаце втором настоящего пункта.

Документы, указанные в абзаце втором настоящего пункта, могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. Формат указанных документов определяется налоговыми органами государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.

В случае частичного возврата по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров в налоговый орган представляется уточненное (взамен ранее представленного) заявление без отражения сведений о частично возвращенных товарах.* Указанное заявление представляется либо на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

В случае полного возврата по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации всех товаров, сведения о которых были отражены в ранее представленном заявлении, в налоговый орган уточненное (взамен ранее представленного) заявление не представляется.* Налогоплательщик информирует налоговый орган о реквизитах ранее представленного заявления, в котором были отражены сведения о полностью возвращенных товарах, по форме и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.

При частичном или полном возврате товаров по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации восстановление сумм НДС, ранее уплаченных при импорте этих товаров и принятых к вычету, производится в налоговом периоде, в котором произведен возврат товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

24. При увеличении стоимости импортированных товаров в случае увеличения их цены по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, налоговая база для целей уплаты НДС увеличивается на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров.* Уплата НДС и представление налоговой декларации производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участники договора (контракта) изменили цену импортированных товаров.

Разница между измененной и предыдущей стоимостью приобретенных импортированных товаров отражается в налоговой декларации, одновременно с которой налогоплательщик представляет в налоговый орган:

заявление (с отражением разницы между измененной и предыдущей стоимостью) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;*

договор (контракт) или иной документ, предусмотренный участниками договора (контракта), который подтверждает увеличение цены импортированного товара, корректировочный счет-фактуру (в случае если его выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена). Указанные документы могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства-члена, или в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. Формат указанных документов определяется нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка