Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
23 июня 12 просмотров

В данной ситуации у предприятия нет налога к доплате, если убрать эту счет-фактуру то произойдет уменьшение суммы возмещения из бюджета. Прошу уточнить ответ в связи с этим обстоятельством.

Да, верно сдача уточненной декларации не требуется, если сумма НДС к возмещению уменьшена по результатам налоговой проверки. Об этом говорится в Порядке заполнения декларации по НДС. То есть уточненка не требуется, если ошибку нашли налоговые инспекторы. Они по результатам проверки откорректируют налоговую базу на лицевом счете организации. Подача уточненки организацией приведет к двойной корректировке. Поэтому уточненку представлять не надо.

Если же налоговые инспекторы не обнаружили ошибку, это сделала организация, то уточненку сдать надо, так как сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, окажется завышенной. Представление уточненки обязательно, если ошибка привела к занижению налога к уплате (п. 1 ст. 81 НК РФ). То есть в том случае, когда бюджет «страдает», недополучает. В результате излишнего возмещения НДС бюджет страдает.

Неправомерное возмещение НДС ведет к излишнему изъятию из бюджета денежных средств, в связи с чем на сумму неправомерно возмещенного налога начисляются пени (постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11, определение ВАС РФ от 29.07.2014 № ВАС-6159/14).

Таким образом, организация, обнаружив излишнюю сумму НДС к возмещению, должна представить уточненную налоговую декларацию. Сделать она может это:

- во время камеральной проверки. Тогда камеральная проверка первичной декларации прекратится и начнется новая камеральная проверка;

- по окончании камеральной проверки, но до принятия решения о возмещении. В этом случае НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, указанных в уточненной декларации и подтвержденных в ходе камеральной проверки первичной декларации. В отношении суммы, заявленной в первоначальной декларации, инспекция примет решение о частичном отказе в возмещении. В отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.

- после принятия решения о возмещении НДС по первоначальной декларации. В этом случае решение о возмещении НДС будет приниматься после камеральной проверки уточненной декларации. При этом решение, принятое по итогам проверки первичной декларации, значения не имеет.

Обоснование

1.Из Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (приложение 2 к приказу ФНС России от 29.10.2014 г. № ММВ-7-3/558@)

<…>

2. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном статьей 81 Кодекса.*

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном статьей 81 Кодекса. При этом уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

В уточненную декларацию подлежат включению те разделы декларации и приложения к ним, которые ранее были представлены налогоплательщиком в налоговый орган, с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы декларации и приложения к ним, в случае внесения в них изменений (дополнений). При перерасчете сумм налога в периоде совершения ошибки (искажения) уточненные декларации представляются в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет сумм налога. При перерасчете сумм налога налогоплательщиком (налоговым агентом) не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога.

Если по результатам налоговых проверок налоговым органом доначислен налог к уплате в бюджет либо уменьшена сумма налога, исчисленная налогоплательщиком к возмещению из бюджета, то представление налогоплательщиком уточненных деклараций в связи с указанным не требуется.*

<…>

2.Из статьи газеты «Учет.Налоги.Право», № 47, декабрь, 2015

Памятка, которая поможет разобраться с уточненками по НДС

Михаил Мухин напомнил, что исправлять декларацию по НДС надо лишь в том случае, если компания занизила налог к уплате или завысила вычеты.* В других случаях уточнять отчетность не требуется. А если инспекция на проверке найдет ошибки, достаточно представить пояснения и документы по запросу налоговиков.

ПОСТАВЩИК ДОЛЖЕН УТОЧНИТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ, ЕСЛИ… ПОКУПАТЕЛЬ ДОЛЖЕН УТОЧНИТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ, ЕСЛИ…
• забыл составить счет-фактуру на отгрузку или предоплату
• занизил ставку НДС в счете-фактуре, поэтому выставил исправленный счет-фактуру
• задвоил реализацию, то есть дважды внес один и тот же счет-фактуру в декларацию. Налог завышен, и, чтобы это исправить, надо подать уточненку
• забыл заявить вычет, но хочет уменьшить налог за прошлый период. Для этого надо заполнить дополнительный лист книги покупок и пересдать декларацию
• завысил вычет,* то есть дважды включил счет-фактуру по одной операции в книгу покупок, зарегистрировал документ с критичными ошибками и т. д.
ПОСТАВЩИК НЕ ОБЯЗАН УТОЧНЯТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ, ЕСЛИ… ПОКУПАТЕЛЬ НЕ ОБЯЗАН УТОЧНЯТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ, ЕСЛИ…
• изменил номер счета-фактуры. Номер не влияет на сумму НДС, но инспекторы могут запросить пояснения у двух сторон сделки
• записал неверный код операции. Путаница в кодах не приводит к ошибке в сумме налога
• поставил печать на счете-фактуре. Дополнительные реквизиты не мешают получить вычет
• записал в декларации неверный КПП. Инспекторы могут проверить поставщика по ИНН
• заявил прошлогодние вычеты. Компания вправе перенести вычеты c прошлых лет на текущий год. Программа ФНС не найдет пару прошлогодним счетам-фактурам, инспекторы потребуют пояснения
• перепутал коды операций. Если инспекция потребует пояснения из-за кодов, надо их представить

3.Из рекомендации

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как возместить НДС, если сумма вычетов превысила сумму начисленного налога

<…>

Возмещение в общем порядке при уточненной декларации

По общему правилу возмещение НДС производится, если декларация (первичная или уточненная) подана в течение трех лет по окончании соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173п. 1 ст. 176 НК РФ). Если уточненная декларация будет подана позже, возместить НДС организация сможет только при условии, что сумма возмещения, отраженная в уточненной декларации, уже была ранее заявлена (в пределах трех лет). Такой порядок следует из совокупности норм пункта 1 статьи 81, пунктов 2 и 9.1 статьи 88, пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 20 марта 2013 г. № АС-4-3/4811 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 24 августа 2012 г. № Ф03-3855/2012Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/1931-11).

12.79249 (6,7,9,21)

Ситуация: в каком размере можно возместить НДС по первоначальной налоговой декларации, если организация подала уточненную декларацию с другой суммой налога к возмещению. Организация пользуется общим порядком возмещения НДС*

Если решение о возмещении НДС по первоначальной декларации уже принято инспекцией, то возмещать налог нужно в размере, указанном в этой первоначальной декларации. Во всех остальных случаях для определения размера возмещения необходимо учитывать время подачи уточнения.

В отношении первоначальной декларации налоговая инспекция проводит камеральную проверку, продолжительность которой, как правило, составляет три месяца с момента представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если в ходе проверки не было выявлено нарушений, в течение следующих семи рабочих дней по окончании этого срока инспекция должна принять решение о возмещении НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Уточненная декларация может быть сдана в налоговую инспекцию:

  • в период проведения камеральной проверки первоначальной декларации;
  • по окончании камеральной проверки первоначальной декларации, но до принятия решения о возмещении НДС;
  • после принятия решения о возмещении НДС по первоначальной декларации.

В первом случае при поступлении уточненной декларации камеральная проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка* (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Если в процессе новой проверки инспекция не обнаружит никаких ошибок, НДС будет возмещен в сумме, указанной в уточненной декларации.

Во втором случае, принимая решение о возмещении НДС по первоначальной декларации, инспекция будет учитывать суммы, заявленные к возмещению в уточненной декларации. Здесь возможны два варианта:

  • сумма возмещения по сравнению с первоначальной декларацией увеличена (например, из-за включения в общую сумму возмещения дополнительных счетов-фактур или из-за исправления счетов-фактур, ранее учтенных при определении суммы возмещения);
  • сумма возмещения по сравнению с первоначальной декларацией уменьшена (например, из-за исключения из общей суммы возмещения вычетов по отдельным счетам-фактурам или из-за исправления счетов-фактур, ранее учтенных при определении суммы возмещения).*

Если корректировка сделана в большую сторону, НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, заявленных в первоначальной декларации и подтвержденных в ходе ее камеральной проверки. Свои действия налоговая инспекция мотивирует тем, что обоснованность возмещения увеличенной суммы НДС не проверялась. При этом в отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.

Если корректировка сделана в меньшую сторону, НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, указанных в уточненной декларации и подтвержденных в ходе камеральной проверки первичной декларации. В отношении суммы, заявленной в первоначальной декларации, инспекция примет решение о частичном отказе в возмещении. В отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.*

Правомерность таких действий будет обоснована положениями пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ, согласно которым при рассмотрении материалов проверки должны исследоваться любые документы, имеющиеся в инспекции. В рассматриваемой ситуации таким документом может быть признана уточненная декларация с уменьшенной суммой НДС к возмещению.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 июля 2012 г. № СА-4-7/12100.

В третьем случае решение о возмещении НДС будет приниматься после камеральной проверки уточненной декларации. При этом решение, принятое по итогам проверки первичной декларации, значения не имеет. Если размер возмещения уменьшается, одновременно с подачей уточненной декларации организации следует перечислить в бюджет сумму возникшей недоимки и пени. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.*

<…>

4.Из определения ВАС РФ от 29.07.2014 № ВАС-6159/14

<…>


Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.02.2014 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, в удовлетворении заявленных обществом требований отказал.

Отмену судебных актов судов первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 12207/11, мотивировал тем, что суммы налога на добавленную стоимость, восстановленные к уплате по результатам выездной налоговой проверки, ранее незаконно возмещенные инспекцией, являются недоимкой, определение которой содержится в пункте 2 статьи 11 Кодекса; неправомерное возмещение этого налога привело к излишнему изъятию из бюджета денежных средств, в связи с чем на сумму неправомерно возмещенного налога следует начислить пени, предусмотренные статьей 75 Кодекса.* В результате проведенных мероприятий налогового контроля инспекция установила необоснованное возмещение обществом из бюджета 223503651 рубля налога на добавленную стоимость. Инспекция, предложив обществу уменьшить сумму налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению, и начислив на эту сумму соответствующие пени, не нарушила положения статей 1169,75пункта 1 статьи 171 и пункта 1 статьи 176 Кодекса, а также права и законные интересы общества.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции общество, ссылаясь на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2005 № 1321/05от 16.01.2007 № 10312/06от 17.04.2007 № 15000/06от 23.10.2007 № 1238/07от 31.01.2012 № 12207/11, просит его отменить как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инспекции - оставить без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и материалы дела, коллегия судей усматривает основания, установленные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Согласно статье 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет.

Уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода (квартала) исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса (пункт 1 статьи 174 Кодекса).

Подлежащая уплате в бюджет сумма названного налога исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21(пунктом 3 статьи 170Кодекса (пункт 1 статьи 173 Кодекса).Следовательно, недоимкой, определение которой содержится в статье 11 Кодекса, признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок в результате ошибочного исчисления названного налога, определяемая (применительно к налогу на добавленную стоимость) как положительная разница между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов, перечисленных в статье 171 Кодекса (в частности, суммами налога, уплаченными налогоплательщиком контрагентам при осуществлении финансово-хозяйственных операций).

На основании пункта 1 статьи 176 Кодекса налогоплательщик вправе претендовать на возмещение суммы налога на добавленную стоимость в форме возврата налога, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

Уменьшение инспекцией размера налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленных налогоплательщиком в налоговых декларациях, не влечет начисления пеней, если в результате такого уменьшения сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, не превышает сумм налоговых вычетов.

Возможность начисления процентов (а не вмененных инспекцией обществу пеней, установленных статьей 75 Кодекса) на суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возврату налогоплательщиком в бюджет в случае их излишнего возмещения в заявительном порядке, установлена статьей 176.1 Кодекса, введенной в главу 21 Кодекса Федеральным законом от 17.12.2009 № 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость", и применяется к налоговым декларациям начиная с первого квартала 2010 года.

В данном случае общество не имело возможности использовать и не пользовалось заявительным порядком возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям за 2009 год.

Ссылка Федерального арбитражного суда Московского округа на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 12207/11 представляется не корректной, поскольку по делу № А33-10298/2010 Арбитражного суда Красноярского края инспекцией вменена налогоплательщику к возврату сумма налога на добавленную стоимость в результате завышения налоговых вычетов по названому налогу, вопрос о привлечении к ответственности и начислении пеней Президиумом не решался.

Следовательно, выводы суда кассационной инстанции о допустимости начисления пеней, предусмотренных статьей 75 Кодекса, на суммы необоснованно возмещенного налога на добавленную стоимость не основаны на нормах главы первой и второй Кодекса. Нарушение прав общества усматривается в незаконном удержании 1937570 рублей 59 копеек пеней, начисленных инспекцией по указанным основаниям.

Однако в судебных заседаниях инспекцией давались пояснения суду, что 16767389 рублей 64 копейки пеней напрямую не связаны с 223503651 рублем налога на добавленную стоимость, подлежащего восстановлению по результатам налоговой проверки, а начислены на суммы задолженности по этому налогу (л.д.32, 68, 74 т.3). В таком случае в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Кодекса требование должно было содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, подробные данные об основаниях взимания налога, ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Обстоятельства корреспонденции начисленных 16767389 рублей 64 копеек пеней, отраженных в требовании от 10.11.2011 № 99, какой-либо задолженности по налогу на добавленную стоимость (недоимке по налогу на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет по результатам исчисления этого налога в порядке, предусмотренной главой 21 Кодекса) судами не выяснялись.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка