Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
23 июня 10 просмотров

В нашей ситуации экспорт на российский рынок составляет 99,57 %, на экспорт 0,43%, каким образом налоговый орган, даже составив пропорциональный расчет, докажет, что часть общехозяйственных расходов, непосредственно связана с реализацией на экспорт? (ведь обязательное распределение общехозяйственных расходов не основано на нормах права). А в учетной политике мы можем прописать, что распределения подобных расходов организация не производит. Какие мы понесем риски? Или данная статья не актуальна?

Не распределять НДС можно только по тем расходам, которые относятся к конкретному виду деятельности: к реализации на экспорт или к реализации на внутренний рынок. Если расходы невозможно отнести к конкретному виду деятельности, их надо распределить.

Например, невозможно отнести к конкретному виду деятельности расходы:

- на аренду офиса, в котором заключаются договоры как на поставку по России, так и за рубеж;

- на услуги связи по телефону, используемому менеджерами для переговоров с потенциальными клиентами российскими и иностранными.

НДС по таким общим расходам должен быть распределен, даже в случае если доля расходов на экспорт будет менее 5 процентов общих расходов (письмо Минфина России от 26.02.2013 № 03-07-08/5471).

В указанном Вами письме ФНС России от 31.10.2014 № ГД-4-3/22600 делается вывод, основанный на арбитражной практике, о том, что если организация не ведет раздельный учет НДС по общехозяйственным расходам, принимает его полностью к вычету, налоговая инспекция вправе применить свою методику ведения раздельного учета, принять к вычету НДС только в доле, приходящейся на экспорт, если у нее имеются безусловные доказательства, свидетельствующие о том, что общехозяйственные расходы непосредственно связаны с экспортом. Доказать связь расходов на аренду офиса, услуг связи можно наличием внешнеэкономических договоров, заключенных в данном офисе, распечаткой телефонных разговоров (будут указаны коды иностранных государств, номер телефона уполномоченного банка, в котором открывался счет для расчетов с нерезидентом). Наличие подобных доказательств имеется в виду. Если же офис, телефон используются только для заключения договоров по России, а экспортные контракты заключались за рубежом, телефон не используется для оформления экспортной операции, о чем имеются доказательства (документы по командированию руководителя для заключения договора, телефонная распечатка), то аренда офиса и услуги связи к экспорту не относятся, распределять НДС не нужно.

Если у налоговой инспекции будут доказательства связи общехозяйственных расходов с экспортом, а организация не ведет раздельный учет, часть входного НДС по общехозяйственным расходам, относящихся к экспорту, будет восстановлена.

Обоснование

1.Из письма ФНС России от 31.10.2014 № ГД-4-3/22600

О порядке распределения общехозяйственных расходов

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) представило налоговую декларацию по НДС за III квартал 2013 года. В ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС было установлено, что общество в приказе по учетной политике закрепила следующую методику расчета сумм входного НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, приходящимся на экспортные отгрузки:"П.2.5. При реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта, налоговую базу определять в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ. Учет НДС по затратам, относящимся к реализации продукции на экспорт, производить на балансовом счете 19.07.В целях обеспечения учета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров, работ, услуг, относить к расходам на продажу продукции, поставляемой на экспорт:

- приобретение сырья, передаваемого в переработку для дальнейшей реализации готовой продукции на экспорт;

- приобретение товара для дальнейшей его реализации на экспорт;

- транспортные расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;

- Услуги, связанные с таможенным оформлением;- услуги по сопровождению, погрузке, перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта;

- расходы, понесенные комиссионером при продаже экспортной продукции.П.2.6. Для определения НДС, принимаемого к вычету по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, определить долю расходов по приобретению сырья, исходя из количества реализованных на экспорт товаров".

В ходе проверки установлено:

Общая сумма налоговых вычетов, заявленных по декларации и отраженной в книге покупок общества, включает также вычеты по капитальному строительству, авансам под отгрузку, налоговому агенту, налоговые вычеты, приходящиеся на общехозяйственные расходы и др.

Руководствуясь принятой учетной политикой, общество полностью принимает к вычету (без распределения на экспортный и внутренний рынок) входной НДС по капитальному строительству, налоговому агенту, общехозяйственным расходам.*

Инспекцией составлен акт камеральной проверки с отказом в вычете входного НДС (по общехозяйственным расходам) на сумму 34121795 руб., приходящуюся на долю неподтвержденного экспорта, определенную исходя из пропорции экспортной отгрузки товаров в общей стоимости отгруженных товаров, а также с учетом пропорции подтвержденного и неподтвержденного экспорта. Руководствуясь письмом МФ от 18 мая 2006 года № 03-04-08/100, инспекция предложила указанную сумму включить в налоговые вычеты по мере представления в налоговый орган пакета документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, т.е. после подтверждения налоговой ставки 0 процентов.

Данная позиция Инспекции поддерживается Управлением и основана на следующем:

При определении порядка применения налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций следует исходить из общих правил, связанных с вопросами налоговых вычетов НДС (ст.171172 НК РФ).Согласно п.3 ст.172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.10 ст.165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Следовательно, налогоплательщик в учетной политике самостоятельно устанавливает правила распределения входного налога с соблюдением норм Налогового кодекса Российской Федерации, в частности соблюдения норм пунктов 3 ст.172 НК РФ и 10 статьи 165 НК РФ.

Учитывая указанные статьи Налогового кодекса, налогоплательщик, распределяя входной НДС на экспортные и не экспортные операции, на подтвержденный и неподтвержденный экспорт, обязан определить порядок распределения всего входного НДС без исключения, в т.ч. и входной НДС, относящийся к общехозяйственным расходам, приобретаемым для производственных целей. Об этом свидетельствует и письмо МФ от 18 мая 2006 года № 03-04-08/100, согласно которому "суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, учитываемых в бухгалтерском учете как общехозяйственные расходы, принимаются к вычету в установленном порядке при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса".

Сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу сводится к следующему: налоговый орган может не согласиться с порядком ведения раздельного учета сумм НДС, применяемых организацией. Но если применяемый порядок закреплен в приказе об учетной политике организации, суды поддерживают сторону налогоплательщиков. Судами также учитывается следующее: указание инспекции на необходимость определения себестоимости экспортной продукции и обязательное распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов не основано на нормах права; довод налогового органа о представлении справки-расчета о распределении общехозяйственных расходов отклонен арбитражным судом, как противоречащий требованиям Налогового кодекса; налоговым органом не представлено безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что общехозяйственные расходы, непосредственно связаны с реализуемой на экспорт продукцией (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 августа 2011 года № Ф01-3245/11 по делу А17-5271/2010Определение ВАС РФ от 11 сентября 2009 № ВАС-11961/09Постановление ФАС Поволжского округа от 9 июля 2009 года № А57-18944/2008, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 марта 2006 года № Ф04-2300/2006/20827-А45-25, Постановление ФАС Уральского округа от 27 августа 2003 года № Ф09-2469/03-АК).

Таким образом, общество, отстаивая свою методику расчета распределения под экспортные операции только части вычетов по НДС (без учета общехозяйственных расходов, сумм налога по капитальному строительству, по налоговому агенту) имеет по декларации по НДС следующий процент удельного веса заявленных вычетов в сумме исчисленного налога: по внутреннему рынку - 1267,4%, по экспортным операциям (подтвержденным документально) - 37,9%, что указывает на преждевременное применение по российскому рынку вычетов, относящихся к экспортным операциям.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить вопрос, связанный с распределением всего входного НДС без исключения, в т.ч. и входного НДС, относящегося к общехозяйственным расходам, приобретаемым для производственных целей, между экспортным и российским рынком в ситуации, когда такое распределение в приказе по учетной политике не предусмотрено.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 31 октября 2014 года № ГД-4-3/22600О порядке распределения общехозяйственных расходов

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос о разъяснении порядка распределения сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к общехозяйственным расходам при совершении налогоплательщиком экспортных операций и операций на внутреннем рынке, сообщает следующее.

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, за исключением предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

Пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок применения налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по ставке 0 процентов. Согласно данному порядку вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.

В соответствии с пунктом 10 статьи 165 Кодекса порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения (далее - учетная политика).В случае осуществления налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом как по ставкам 18 (10) процентов, так и по ставке 0 процентов, в целях соблюдения норм Кодекса налогоплательщик должен обеспечить ведение раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении таких операций.

Поскольку нормами Кодекса порядок ведения такого раздельного учета не установлен, данный порядок разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в приказе об учетной политике.

Согласно правовой позиции судов налоговый орган должен обосновать правильность примененного им расчета при определении доли общехозяйственных расходов, относящихся к экспортным операциям (постановления ФАС Поволжского округа от 09.07.2009 по делу № А57-18944/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2006 по делу № Ф04-2300/2006(20827-А45-25)).С учетом изложенного, налоговый орган при наличии у него безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что общехозяйственные расходы непосредственно связаны с производством и (или) реализацией экспортируемых товаров может отнести общехозяйственные расходы к экспортным операциям в доле, приходящейся на экспортированные товары.*

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко

2.Из статьи журнала «Главбух», № 17, сентябрь, 2015

Раздельный учет экспортного НДС на конкретных примерах

<…>

На заметку

Шесть правил раздельного учета экспортного НДС

1. Компания сама решает, как вести раздельный учет. Выбранный способ утверждают в учетной политике (п. 10 ст. 165 НК РФ). 2. Способ раздельного учета должен быть экономически обоснованным. То есть надо учитывать специфику деятельности компании. Например, если продукция однородная, то распределять налог можно исходя из ее количества. А если нет, то корректнее использовать выручку или себестоимость. 3. Данные раздельного учета надо подтвердить документально. Документы подходят любые: учетная политика, справка о расчете НДС, оборотно-сальдовые ведомости и другие регистры бухгалтерского или налогового учета, приказы руководителя о ведении раздельного учета.
4. Распределять нужно весь входной НДС. Во-первых, по товарам, сырью и материалам, которые компания использовала в экспортной деятельности. Во-вторых, по общехозяйственным расходам, которые нельзя отнести конкретно к экспорту или реализации на внутреннем рынке (аренда, услуги связи и т. п.).* 5. Раздельный учет надо вести по каждой экспортной поставке отдельно, а не по всем вместе. Ведь входной налог можно принять к вычету только после того, как подтверждена нулевая ставка по экспорту. А подтверждают ее по конкретной экспортной поставке. 6. Правило пяти процентов здесь не работает. Раздельный учет надо вести, даже если из всех расходов компании затраты на экспортные сделки составляют 5 процентов или меньше (письмо Минфина России от 26 февраля 2013 г. № 03-07-08/5471).*

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка