Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проводить ли спецоценку, если переехали в другой офис

Подписка
Срочно заберите все!
№23
24 июня 31 просмотр

Можно ли на сегодняшний день поставить машиноместа на кадастровый учет и зарегистрировать их на праве собственности?

Судебная практика по данному вопросу разнообразна. Как правило, если машино-место не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям (не ограничено и не изолировано строительными конструкциями), то на кадастровый учет машино-место поставить нельзя.

Следует отметить, что в Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23-7475 отмечено, что постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на часть парковки - «машино-место» возможны в качестве помещения, если «машино-место» создано (построено) с учетом требований законодательства, как помещение, и удовлетворяет указанным требованиям к помещению, установленным федеральными законами.

Чтобы признать часть парковки («машино-место») недвижимым имуществом, оно, помимо прочной связи с землей, должно иметь характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Если машино-место отвечает критериям изолированности и обособленности от других помещений в здании или сооружении, то оно может быть учтено в качестве помещения. В случае если машино-место не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям, и не обладает характеристиками, позволяющими отнести его к недвижимому имуществу, государственной регистрации подлежит доля в праве собственности, соответствующая данному машино-месту. В данном случае, соответственно машино-место невозможно поставить на кадастровый учет.

В судебной практике, вопрос отнесения машино-места к самостоятельному объекту недвижимости разрешается разнообразно.

Одна позиция сводится к тому, что машино-место представляет собой часть недвижимой вещи - нежилого помещения (например паркинга), а пользователь парковочного места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой соглашением участников долевой собственности или решением суда может быть определен порядок пользования соответствующей недвижимой вещью (см. Определение от 27.10.2011 № ВАС-11450/11). Если машино-место в помещении гаража не ограничено (изолировано) строительными конструкциями и не представляет собой обособленное нежилое помещение, то оно не является самостоятельным объектом, право на который может быть зарегистрировано (см. Постановление ФАС МО от 20.09.2004 № КА-А41/8159-04, Постановление 14 ААС от 19.09.2011 № А05-4359/2011, Постановление 14 ААС от 31.01.2011 № А05-9845/2010). В Постановлении ФАС МО от 17.06.2010 № А41-21793/09 к примеру сделан вывод, что если из технического паспорта на здание автостоянки следует, что парковка (машино-места) не разделены на секции (не выделены как отдельные объекты), то право собственности на них зарегистрировано быть не может.

Иное мнение сводится в признании парковочного места недвижимым имуществом, входящим в состав нежилого помещения (парковки) или нежилого здания. Так, в Постановлении ФАС СКО от 27.11.2008 № А53-11540/2007 сделан вывод, что машино-места, расположенные на подземной автостоянке жилого дома, являются самостоятельными объектами только при наличии определенных условий. Аналогичный вывод изложен и в Постановлении ФАС МО от 07.07.2014 № А40-77050/13.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

1.Покупка места на парковке. Когда суд признает такой объект недвижимым

<…>

«С момента возрождения в российском правопорядке категории «недвижимое имущество» вокруг нее не утихают споры. В законодательстве, судебной практике и доктрине продолжается работа как над определением самого круга объектов, которые допустимо признавать недвижимостью, так и над надлежащим определением особого гражданско-правового режима недвижимых вещей, принципами и порядком регистрации прав на них и т. д. Причем судебной практике в данном процессе принадлежит особая роль, поскольку нередко получается, что определенный объект по аналогии признается недвижимым вне зависимости от прямого признания его таковым законом. Это и произошло, например, с нежилыми помещениями и парковочными местами (так называемые машино-места).Места на парковке достаточно часто становятся предметом купли-продажи, однако можно ли их признать недвижимым имуществом — вопрос по-прежнему спорный.*

МАШИНО-МЕСТО ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПРИЗНАВАЛОСЬ ЧАСТЬЮ ПОМЕЩЕНИЯ В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ ОБОСОБЛЕННОСТИ

Первоначально суды исходили из того, что машино-место в гараже-автостоянке не ограничено строительными конструкциями и не представляет собой обособленное нежилое помещение. Это, в свою очередь, исключает возможность описи объекта учета и подготовки учетно-технической документации для государственной регистрации прав на машино-место. Такое машино-место в силу действующего законодательства не может быть зарегистрировано как объект собственности (постановление ФАС Московского округа от 20.09.2004 по делу № А41-К2-734/04).

Отмечалось, что машино-место не является индивидуально-определенной вещью, поскольку не имеется сведений о каких-либо его физических границах (например, ограждающих конструкциях, стенах, перегородках), в связи с чем оно не может быть отделено от других машино-мест в помещении автостоянки. Нанесение краской на покрытие пола линии разметки не свидетельствует о том, что машино-место является объектом гражданских прав (индивидуально-определенной вещью), права на который могут быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Машино-место является частью нежилого помещения, а не самостоятельным помещением (постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу № А05-9845/2010, от 19.09.2011 по делу № А05-4359/2011).

Однако существовал и противоположный подход, на что указывал и ВАС РФ в определении от 27.10.2011 по делу № А40-124539/09-54-801. Так, в некоторых случаях суды, опираясь на данные технических (кадастровых) паспортов, признавали парковочное место недвижимым имуществом — помещением в составе другого объекта недвижимости: нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания (постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 по делу № А40-49509/07-63- 401). В других случаях суды полагают, что парковочное место самостоятельной вещью не является, а представляет собой часть недвижимой вещи — нежилого помещения или нежилого здания. А пользователь парковочного места является долевым сособственником данной недвижимой вещи. При этом соглашением участников долевой собственности или решением суда может быть определен порядок пользования соответствующей недвижимой вещью (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 по делу № А33-10690/2007). Однако в указанном деле Президиум ВАС РФ так и не разрешил вопрос о том, является ли машино-место недвижимостью (постановление от 24.01.2012 по делу № А40-124539/09-54-801).

Не была разрешена данная проблема и в другом деле, рассмотренном Президиумом ВАС РФ. Однако в этом деле при разрешении спора о тарифе за электроэнергию сделан интересный вывод: подземный гараж, расположенный в подвальном помещении многоквартирного дома, относится к общедомовому имуществу, несмотря на то, что находящиеся в нем машино-места принадлежат отдельным лицам, не проживающим в многоквартирном доме, а также то, что они используются для удовлетворения потребностей собственников (постановление от 24.09.2013 по делу № А40-29754/12). Получается, что в рамках одного объекта недвижимости (нежилое помещение — гараж) существуют самостоятельные объекты (машино-места).

ЕСЛИ МАШИНО-МЕСТО ОБЛАДАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ — ЭТО НЕДВИЖИМОСТЬ*

В настоящее время суды пошли по пути признания машино-места индивидуально-определенной недвижимой вещью, обладающей статусом помещения. В судебной практике имеются решения как о признании права собственности на нежилое помещение —машино-место, так и о государственной регистрации права на данные «объекты» (постановления ФАС Московского округа от 12.05.2011 по делу № А40-95060/10,от 23.05.2011 по делу № А40-95180/10от 07.07.2014 по делу № А40-77050/13). При этом суды исходят из соответствия машино-места признакам недвижимости как из данности — установление обособленности, как правило, не входит в предмет доказывания по делу.

В одном из дел собственник осуществил раздел гаражного комплекса, выделив в нем 35 обособленных машино-мест. При попытке зарегистрировать право собственности на одно из машино-мест собственник получил отказ регистрирующего органа. Росреестр приостановил государственную регистрацию права собственности на гаражный комплекс, мотивировав это тем, что представленные документы не содержат описания всех остальных образованных объектов (машино-мест). А это, в свою очередь, не позволяет их идентифицировать и сформировать соответствующие разделы ЕГРП. Однако суды трех инстанций встали на позицию собственника. Суды пришли к выводу, что решение собственника о разделе помещения, в котором уточнены сведения об общей площади подземного гаража, и кадастровый паспорт конкретного машино-места (регистрация которого испрашивалась) являются достаточными документами для регистрации права собственности. Соответственно отказ Росреестра был признан неправомерным (постановление ФАС Московского округа от 09.04.2014 по делу № А41-18910/13).

Также представляются интересными позиции судов при рассмотрении дела № А41-65159/2013. Общество обратилось в суд с заявлением об обязании Росреестра внести в государственный кадастр недвижимости сведения о машино-месте. Суд первой инстанции в удовлетворении требования отказал, мотивировав отказ тем, что машино-место может быть квалифицировано как объект недвижимости лишь в случае наличия характеристик (помимо прочной связи с землей), позволяющих определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Машино-место может быть учтено, в том числе, в качестве помещения, если оно отвечает критериям изолированности и обособленности от других помещений в здании или сооружении. Однако спорный объект не ограничен строительными конструкциями, не представляет собой обособленное нежилое помещение, не изолирован (фактически не отделен) в гаражном комплексе. При этом представленный кадастровый паспорт не является документом, подтверждающим наличие объекта как объекта права.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с выводами нижестоящего суда. Суды обосновали свою позицию тем, что спорный объект представляет собой неотъемлемую часть здания гаражного комплекса, обладает индивидуальными признаками (номер машино-места, площадь), его границы отображены в техническом паспорте гаражного комплекса и кадастровом паспорте помещения, что в совокупности позволяет сделать вывод о его индивидуальной определенности. Спорный объект отвечает критерию обособленности от других объектов, помещений в здании или сооружении, обладает самостоятельной ценностью, не позволяющей определять этот объект как долю в собственности на гаражный комплекс (владельца машино-места, как правило, интересует конкретное машино-место, закрепленное за ним, а не доля в собственности на гаражный комплекс).

При этом данная позиция была отражена в ряде судебных актов по спору между теми же лицами (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу № А41-12292/14от 23.10.2014 по делу № А41-12290/14от 27.10.2014 по делу № А41-12320/14; Арбитражного суда Московского округа от 06.11.2014 по делу № А41-9357/14).

Таким образом, суды выделяют следующие признаки, свидетельствующие об обособленности и самостоятельности машино-места в качестве объекта права: номер, площадь, отображение границ в техническом паспорте и кадастровом паспорте помещения, обладание самостоятельной ценностью. Это представляется недостаточным и создает возможность возникновения споров между правообладателями различныхмашино-мест.

ЗА РУБЕЖОМ МАШИНО-МЕСТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОСОБЛЕНЫ ПУТЕМ ДОЛГОСРОЧНОЙ МАРКИРОВКИ

Интересно, что предлагается придать машино-местам статус недвижимости и в законодательном порядке. Так, в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона, направленный на придание машино-месту статуса недвижимости в качестве части помещения (путем внесения изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Однако данный законопроект не предусматривает никаких механизмов его индивидуализации и обособления. Более того, проект как раз и направлен на отрицание необходимости наличия данных качеств. При этом в случае их отсутствия государственной регистрации подлежит доля в праве собственности, соответствующая данному машино-месту, что происходит по невыгодной и сомнительной для государства схеме. Предлагается регистрировать права на части помещения, а не только именно на машино-места1.

Как отмечал еще Д. И. Мейер, «нет необходимости, чтобы юридическое деление имуществ на недвижимые и движимые совпадало с физической неподвижностью или подвижностью вещей: в области права это деление имеет то значение, что одни определения связываются с имуществами недвижимыми, другие — с имуществами движимыми; но действительно ли имущество, признаваемое по закону недвижимым, неподвижно по своей природе, или оно подвижно — это все равно; и если, например, законодатель найдет нужным какое-либо определение, касающееся недвижимого имущества, распространить и на имущество движимое, то определение это будет применяться и к движимому имуществу, и наоборот»2. То есть по воле законодателя в целях применения определенного гражданско-правового режима можно любой объект признать недвижимым.

Однако необходимо при этом соблюсти принцип специальности вещного права, в соответствии с которым право собственности может быть установлено только на индивидуально-определенные вещи. Как отмечает О. М. Козырь, «недвижимостью в гражданском праве признается не любое имущество, отвечающее признаку связанности с землей, а то, которое, обладая такими признаками, может быть объектом гражданских прав. Это означает, что в качестве недвижимого должно рассматриваться лишь имущество, на которое может быть установлено право собственности и иные права»3.

В случае с «частями помещений», границы которых ни коим образом не определены в представленном законопроекте, непонятно, что будет объектом права — воздух над поверхностью определенной площади, обозначенной в соответствующем техническом паспорте?

В связи с отсутствием единой концепции о статусе машино-места предлагается обратиться к опыту зарубежных правопорядков, наиболее близких к нам по правовой традиции.

Так, в Германии отдельная собственность (Sondereigentum) может быть только тогда образована, если квартира или иные объекты являются обособленными (абз. 2 § 3 Закона о жилищной собственности Германии (Wohnungseigentumsgesetz)). Цель данного требования — избежать споров о границах. Помещение является обособленным, если оно характеризуется трехмерностью, при которой пространство ограничено долгосрочными и стабильными стенами, а также имеет отдельный вход, ограничивающий доступ прочих лиц4.

В отношении машино-места вводится фикция «трехмерности». При этом их обособленность достигается за счет долгосрочной маркировки, которой может быть признано, например, деревянное, бетонное, каменное ограждение. Простой покраски контуров недостаточно, поскольку она стирается в процессе проезда5.

В Австрии прочие пространственные объекты в здании, помимо квартир, являются обособленными, если они в соответствии с воззрениями оборота являются самостоятельной частью здания, которая по своему виду и размеру подходит для удовлетворения экономических потребностей, например, самостоятельный офис или гараж (абз. 2 § 2 Закона о жилищной собственности).

Парковочным местом, существование которого в качестве самостоятельного объекта было признано в 2002 году, признается четко обособленная площадь поверхности (например, посредством маркировки), которая служит исключительно целям парковки и пригодна для этого по своему положению, размеру и состоянию. При этом обособленность наличествует, если границы обозначены хорошо различимыми и долгосрочными (не легко стираемыми) обозначениями, например, посредством ограждения. При отсутствии признака обособленности или того факта, что объект предназначен исключительно для целей парковки и подходит для этих целей, жилищная собственность не может быть установлена.

Представляется интересным также то, что законодательное регулирование ограничивает возможности застройщика по распоряжению машино-местами в здании. Это достигается посредством следующего: первые 3 года после создания жилого здания как объекта машино-места могут принадлежать только собственникам жилья или иных обособленных объектов. В то же время такой собственник вправе приобрести более одного машино-места, только если число машино-мест превышает число квартир и иных обособленных объектов. При этом подлежит учету также и выраженный в письменной форме отказ кого-либо из собственников жилья от приобретения места для парковки6.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что машино-место может быть признано самостоятельным объектом права только в случае обеспечения его надлежащей индивидуализации и обособленности от иных помещений. Аналогичной позиции придержицваются, в том числе, зарубежные законодатели. Однако при этом российская практика идет по пути все большего упрощения оборота машино-мести снижения предъявляемых требований к обособленности*».

<…>

2.ЖУРНАЛ «ЮРИСТ КОМПАНИИ», № 6, ИЮНЬ 2016 «ТОП-5 законопроектов о недвижимости»

<…>

«Гаражи и машино-места легализуют

На гараж и машино-место можно будет оформить право собственности как на отдельные объекты недвижимости. Такой законопроект внес в Госдуму Павел Крашенинников.

Он предлагает закрепить понятия «гараж» («гаражный бокс»), «машино-место», «гаражный комплекс».

Собственникам гаражей и машино-мест на праве общей долевой собственности будет принадлежать общее имущество. Например, помещения, предназначенные для техобслуживания.

При продаже гаража или машино-места можно не сообщать об этом другим собственникам. Преимущественное право покупки действовать не будет.

Спорные вопросы будут решать на ежегодном общем собрании. Инициировать внеочередное собрание сможет любой собственник. Проголосовать можно будет лично или через представителя.

Наряду с этим проект регулирует деятельность гаражных кооперативов и товариществ.

Источник: проект Федерального закона № 1043216–6 «О праве собственности на гаражи…»».

<…>

3.ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 26.05.2015 № ОГ-Д23-7475 «Относительно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на «машино-места»

<…>

«Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение по вопросу государственного кадастрового учета машино-мест, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Указанный перечень объектов недвижимости определен согласно статье 2 Закона о кадастрестатье 3 Закона о регистрации в соответствии со статьями 130131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает участие в гражданском обороте части объекта недвижимости в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Государственная регистрация права собственности на часть объекта недвижимости также не предусмотрена (статьи 12627 Закона о регистрации).

Кроме того, действующим законодательством понятие "машино-место" не предусмотрено. Градостроительный кодекс Российской Федерации для обозначения места, предназначенного для организованной стоянки транспортных средств, использует понятие "парковка (парковочное место)". Так, согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Таким образом, согласно приведенному определению понятия "парковка (парковочное место)" такой объект как парковка (парковочное место) может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.

В связи с указанными требованиями парковка (парковочное место), как ее определяет Градостроительный кодекс Российской Федерации, не отвечает и критериям помещения. Так, согласно пункту 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) помещение определено как часть объема здания или сооружения, имеющее определенное назначение и ограниченное строительными конструкциями. Учитывая также положения части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 7 статьи 27 Закона о кадастре, помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении.

При этом в силу положений Закона о кадастре описание части объекта недвижимости может быть внесено в государственный кадастр недвижимости в случае, если ограничения (обременения) вещных прав распространяются на часть объекта недвижимости, например, в случае аренды (статьи 72025 Закона о кадастре). Необходимо отметить, что в этом случае осуществляется государственная регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права.

Постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на объект "машино-место" возможны в качестве помещения, если "машино-место" создано (построено) с учетом требований законодательства, как помещение, и удовлетворяет указанным требованиям к помещению, установленным федеральными законами.*

При этом согласно пункту 5.2.6 Свода правил № 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 февраля 2013 года № 117, в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы. В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.

Если "машино-место" не отвечает требованиям, предъявляемым федеральными законами к помещениям, и не обладает характеристиками, позволяющими отнести его к объектам недвижимости, после постановки на государственный кадастровый учет здания, помещения, в котором находится "машино-место", возможна государственная регистрация общей долевой собственности на такие здания, помещения с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам "машино-мест", находящихся в таких зданиях, помещениях. Порядок пользования "машино-местами" может быть определен соглашением сособственников здания, помещения, в котором находятся "машино-места", или решением суда об определении порядка пользования указанными зданиями, помещениями.

Дополнительно сообщаем, что изложенная позиция Минэкономразвития России поддержана Минфином России, Минюстом России, Минстроем России при подготовке проекта официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 558636-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (внесен в Правительство Российской Федерации 29 октября 2014 года), в котором также обращено внимание на то, что введение специального правового режима для "машино-мест", позволяющего осуществить государственную регистрацию собственности на такой объект, возможно только при условии внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в частности статью 130).В этой связи также необходимо отметить, что введение такого режима в отношении "машино-мест" потребует дополнительного нормативно-правового регулирования вопроса либо об установлении режима общей долевой собственности собственников "машино-мест" на общее имущество помещения или здания (сооружения), в котором находятся "машино-места", либо об отнесении такого имущества к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (в случае расположения "машино-мест" в подземных помещениях многоквартирных домов).»

<…>

26.06.2016

С уважением, Александр Кобзарев,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Еленой Ефимовой,

ведущим экспертом Системы Юрист

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка