Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
29 июня 4 просмотра

Организация занимается строительными работами (УСН, 6%). Имеет ли право организация при выездной налоговой проверке за период 2013-2015 гг. не предоставлять документы по расходам организации (КС-2, КС-3 по субподрядчикам и прочее)?С 2013 г ввели обязательный бухгалтерский учет для организаций на УСН, какие последствия будут в случае не предоставления инспекции первичной документации по субподрядчикам, ведь на налоговую нагрузку эти документы никак не влияют

Нет, не имеет. Организации на упрощенке обязаны вести бух учет и составлять бухгалтерскую отчётность. (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Субъекты малого предпринимательства вправе вести бухучет упрощенным способом. Бухучет ведется на основании первичных документов. Первичный документ нужно составлять при совершении каждого факта хозяйственной жизни, а если это невозможно – непосредственно после его окончания. Формы первичных документов определяет руководитель.

Таким образом, Вам потребуется оформлять документ по всем расходам, чтобы: 1.Обпределить вычет по УСН.

2.Начислить НДФЛ и страховые взносы

3.Вести бухгалтерский учет.

Налоговые инспекторы при выездной проверке вправе требовать любые документы, относящиеся к хозяйственной деятельности организации (ст. 93. НК РФ)

За отсутствие первичных документов и за грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. За не предоставление документов по требованию в установленный срок, организацию оштрафуют в размере штрафа – 200 руб. за каждый документ, не представленный вовремя (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Обоснование

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организовать ведение бухучета

Вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность обязаны все без исключения организации (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). А порядок ведения бухучета зависит от статуса организации.

Полностью освобождены от ведения бухучета:

  • индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
  • находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.

Об этом сказано в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Упрощенные способы бухучета

Упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять три группы организаций. К первой из них относятся субъекты малого предпринимательства. Во вторую группу входят организации, получившие статус участников проекта «Сколково». И наконец к третьей группе относятся некоммерческие организации.

При этом упрощенные способы ведения бухучета не вправе применять:

  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством России;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские палаты;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, которые включены в специальный реестр (п. 10 ст. 13.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Таковы требования частей 4 и 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

<…>

Ответственность за нарушение правил ведения бухучета

За грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признаются отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций.

Если организация допустила такое нарушение в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 10 000 руб. А если в течение нескольких, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. Если при этом организация еще и занизила налоговую базу, то в бюджет придется отдать 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Есть также мера наказания и для должностных лиц организации. Она прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Санкции предусмотрены за грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской отчетности. За такие действия предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Наказание по заявлению налоговой инспекции назначает суд (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому виновным в нарушении обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). Руководителя же признают таковым, только если:

Если руководитель организации не организовал ведение бухучета, то суд может признать такие действия как злоупотребление полномочиями. А если при этом еще докажут, что он преследовал корыстные цели, то суд может приговорить его к ответственности по статье 201 Уголовного кодекса РФ.

<…>

Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:

Это следует из положений статей 4 и 21 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета:

1. Организация обязана вести бухучет в рублях;
2. Вести бухучет нужно непрерывно с даты госрегистрации до даты прекращения деятельности (в результате ликвидации или реорганизации).
3. Все объекты бухучета нужно отражать в регистрах бухучета без пропусков и изъятий (т. е. каждый объект должен быть документально подтвержден и отражен в учете).
4. Не допускается отражение в регистрах бухучета мнимых и притворных объектов бухучета.
5. Вести бухучет нужно с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами). При этом не допускается ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета.

Такие правила установлены частью 3 статьи 6, частями 2 и 3 статьи 10, частью 2 статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Микропредприятия и некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи), предусмотрев это в своей учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

<…>

Бухучет ведется на основании первичных документов. Первичный документ нужно составлять при совершении каждого факта хозяйственной жизни, а если это невозможно – непосредственно после его окончания. Формы первичных документов определяет руководитель.

Подробнее об оформлении первичных документов см. Как организовать документооборот в бухгалтерии.

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства

<…>

К упрощенным способам бухучета, в частности, относятся:

При этом организация имеет право выбирать, какие упрощенные способы бухучета ей применять, закрепив их в своей учетной политике.

Об этом сказано в информации Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015. В этой же информации даны подробные разъяснения, как вести бухучет по упрощенной системе, какие регистры бухучета применять и какие формы бухгалтерской отчетности составлять.

Организация, ведущая учет упрощенным способом, вправе выбрать:

  • полную форму (бухучет ведется посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов);
  • сокращенную форму (бухучет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов).

Кроме того, микропредприятия вправе вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи.

Такой порядок установлен положениями статьи 2 и частей 1, 3 и 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается пунктом 8 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Организация бухучета

Организовать ведение бухучета на малом предприятии надо по общим правилам. То есть организация ведения бухучета возлагается на руководителя субъекта малого предпринимательства. При этом руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо. Кроме того, руководитель вправе заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией или может принять ведение бухучета на себя. Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункте 3 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

<…>

Требования к ведению бухучета

Вести бухучет надо по общим правилам. Но есть отличие: микропредприятия и некоммерческие организации могут вести бухучет по простой системе – не применяя двойной записи. Такой метод надо предусмотреть в учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 8 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13, п. 2.1 информации Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015).

Полная форма ведения бухучета

При такой форме ведения бухучета для регистрации фактов хозяйственной жизни используйте специальные ведомости. Перечень таких ведомостей утвердите в учетной политике. Например, малое предприятие может использовать:

Порядок заполнения ведомостей приведен в пунктах 30–39 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

В ведомостях регистрируйте операции по соответствующим счетам. При этом каждая операция регистрируется в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях делайте записи о содержании факта хозяйственной жизни.

Кроме того, в ведомостях нужно указать отчетный период, за который они заполняются. В конце отчетного периода подсчитайте итоговые показатели, а ответственный сотрудник, заполнявший ведомость, должен поставить свою подпись.

Для исправления ошибок в ведомостях зачеркните неправильный текст или сумму и напишите над зачеркнутым текстом правильные показатели. Исправление ошибки нужно заверить надписью «Исправлено» с указанием даты исправления и подписью ответственного сотрудника.

Об этом сказано в пунктах 24–29 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Пример, как отразить факты хозяйственной деятельности при применении полной формы ведения учета

ООО «Альфа» занимается пошивом одежды.

В штате организации числятся три сотрудника:

  • директор – Львов А.В. с окладом 10 000 руб.;
  • бухгалтер – Зайцева В.Н. с окладом 8000 руб.
  • швея – Иванова Е.Н. с окладом 5000 руб.

На начало января 2016 года у «Альфы» образовались следующие остатки:

  • по счету 50 «Касса» – 30 000 руб.;
  • по счету 51 «Расчетный счет» – 50 000 руб.;
  • остаток незавершенного производства – 5000 руб.
  • остаток материалов – 5000 руб.

В январе были совершены следующие операции, по которым заполнены соответствующие ведомости:

Дата Содержание операции Сумма Проводка Отражение в ведомости
12.01.2016 Предъявлен счет к оплате за выполненные работы 5000 Дебет 20 Кредит 60

Ведомость учета затрат на производство (форма № 3МП)

Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № 7МП)

12.01.2016 Предъявлен счет к оплате за приобретенные материалы 25 000 Дебет 10 Кредит 60

Ведомость учета материально-производственных запасов (форма № 2МП)

Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № 7МП)

12.01.2016 Оплачен счет за выполненные работы 5000 Дебет 60 Кредит 51

Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № 7МП)

Ведомость учета денежных средств (форма № 4МП)

14.01.2016 Начислена зарплата 23 000 Дебет 20 Кредит 70

Ведомость учета затрат на производство (форма № 3МП)

Ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда (форма № 8МП)

14.01.2016 Начислены взносы 5980 Дебет 20 Кредит 69

Ведомость учета затрат на производство (форма № 3МП)

Ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда (форма № 8МП)

15.01.2016 Выплачена зарплата из кассы 22 987 Дебет 70 Кредит 50

Ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда (форма № 8МП)

Ведомость учета денежных средств (форма № 4МП)

15.01.2016 Удержан НДФЛ 2990 Дебет 70 Кредит 68

Ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда (форма № 8МП)

Ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № 5МП)

15.01.2016 Перечислен в бюджет НДФЛ 2990 Дебет 68 Кредит 51

Ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № 5МП)

Ведомость учета денежных средств (форма № 4МП)

15.01.2016 Перечислены в бюджет страховые взносы 5980 Дебет 69 Кредит 51

Ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № 5МП)

Ведомость учета денежных средств (форма № 4МП)

15.01.2016 Списаны в производство материалы 30 000 Дебет 20 Кредит 10

Ведомость учета затрат на производство (форма № 3МП)

Ведомость учета материально-производственных запасов (форма № 2МП)

20.01.2016 Оплачены материалы 25 000 Дебет 60 Кредит 51

Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № 7МП)

Ведомость учета денежных средств (форма № 4МП)

26.01.2016 Отгружена продукция 80 000 Дебет 62 Кредит 90 Ведомость учета продаж (форма № 6МП)
29.01.2016 Получена оплата от покупателя 80 000 Дебет 51 Кредит 62

Ведомость учета продаж (форма № 6МП)

Ведомость учета денежных средств (форма № 4МП)

Сокращенная форма ведения бухучета

При сокращенной форме ведения бухучета все факты хозяйственной жизни регистрируйте методом двойной записи в специальном журнале, например по форме К-1МП. Наряду с данным журналом рекомендуется применять ведомость учета расчетов по оплате труда по форме № 8МП.

Если указанных форм недостаточно для обеспечения полноты информации, рекомендуется применять отдельные ведомости, используемые при полной форме ведения бухучета.

Журнал по форме № К-1МП открывайте записями остатков по счетам бухучета на начало отчетного периода (начало деятельности). Записи в журнал заносите в хронологическом порядке на основе первичных учетных документов: счетов-фактур, платежных поручений, накладных, товарно-транспортных накладных, квитанций, актов приемки работ, справок, выписок банка и т. д. Все обработанные документы комплектуются в папки в последовательности отражения хозяйственных операций в указанном регистре.

Суммы по каждой операции отражайте в графе «Сумма» методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» соответствующих счетов рабочего плана счетов.

В конце отчетного периода подсчитайте дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету и в целом по всем счетам. Общая сумма дебетовых оборотов за отчетный период должна быть равна общей сумме кредитовых оборотов (оборотный баланс). После этого определите остатки по всем счетам и подсчитайте их итоги. Общая сумма дебетовых остатков должна быть равна общей сумме кредитовых (сальдовый баланс).

При этом величина остатка на конец отчетного периода определяется в следующем порядке:

1. По счетам 20, 50, 51, 58:

Остаток на конец отчетного периода = Остаток на начало отчетного периода + Обороты по дебету Обороты по кредиту

Величина остатка на конец отчетного периоды всегда должна быть х 0.

2. По счетам 66, 80:

Остаток на конец отчетного периода = Остаток на начало отчетного периода + Обороты по кредиту Обороты по дебету

Величина остатка на конец отчетного периоды всегда должна быть х 0.

3. По счетам 60, 68, 69, 70, 76 остаток вначале определяется по каждому дебитору и кредитору (виду обязательств, налогов, сборов, взносов), а затем в целом по счету. По этим счетам остаток может быть дебетовым и (или) кредитовым (развернутым).

Если счет имеет развернутый остаток, проверьте правильность его определения до подсчета сальдового баланса путем следующих расчетов.

1. При кредитовом остатке на начало месяца:

Остаток на начало месяца + Обороты по кредиту Обороты по дебету = Остаток на конец месяца по кредиту Остаток на конец месяца по дебету

2. При дебетовом остатке на начало месяца:

Остаток на начало месяца + Обороты по дебету Обороты по кредиту = Остаток на конец месяца по дебету Остаток на конец месяца по кредиту

3. При дебетовом и кредитовом остатке на начало месяца:

Остаток на начало месяца по дебету Остаток на начало месяца по кредиту + Обороты по дебету Обороты по кредиту = Остаток на конец месяца по дебету Остаток на конец месяца по кредиту

На счете 20 в течение отчетного периода в графе 5 накапливаются затраты на производство продукции (работ, услуг). В конце отчетного периода данные затраты в сумме, приходящейся на отгруженную и проданную продукцию (работы, услуги), списываются с кредита счета 20 в дебет счета 90. Данную запись отразите в журнале № К-1МП по графам 5 и 29, при этом в графе 3 «Содержание факта хозяйственной жизни» отразите запись: «Списаны затраты на производство отгруженной и проданной продукции (работ, услуг)».

По кредиту счета 90 накапливается информация о выручке от продаж продукции (работ, услуг). Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) за отчетный период определите путем сопоставления дебетовых и кредитовых оборотов по счету 90 «Продажи». Если дебетовые обороты (расходы) превышают кредитовые (доходы), это значит, что получен убыток, если наоборот – прибыль. Выявленный финансовый результат от продаж отразите в книге № К-1МП отдельной строкой:

  • в графе 3 делается запись «Финансовый результат от продаж за месяц»;
  • в графах 30 и 31 – если получен убыток, в графах 29 и 32 – если получена прибыль.

Пример отражения фактов хозяйственной жизни при применении сокращенной формы ведения бухучета

ООО «Альфа» производит мебель.

На 1 января «Альфа» имеет следующие остатки по счетам:

  • по счету 50 «Касса» – 15 000 руб.;
  • по счету 51 «Расчетный счет» – 15 000 руб.

В январе были произведены следующие операции:

Дата Содержание операции Сумма, руб. Проводка
12.01.2016 Принят к оплате счет за выполненные работы 5000 Дебет 20 Кредит 60
12.01.2016 Оплачен счет 5000 Дебет 60 Кредит 51
12.01.2016 Начислена зарплата 10 000 Дебет 20 Кредит 70
12.01.2016 Начислены взносы на зарплату 3020 Дебет 20 Кредит 69
12.01.2016 Выплачена зарплата 8700 Дебет 70 Кредит 50
12.01.2016 Удержан НДФЛ 1300 Дебет 70 Кредит 68
12.01.2016 Перечислен в бюджет НДФЛ 1300 Дебет 68 Кредит 51
12.01.2016 Перечислены в бюджет страховые взносы 3020 Дебет 69 Кредит 51
20.01.2016 Отгружена продукция 25 000 Дебет 76 Кредит 90-1
20.01.2016 Списаны затраты 18 020 Дебет 90-2 Кредит 20
26.01.2016 Поступила оплата от покупателя 25 000 Дебет 51 Кредит 62


Книга по форме К-1МП заполнена следующим образом.

В конце отчетного года при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности счет 99 закройте. Сумму чистой прибыли (убытка) отчетного года спишите со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 заключительной записью декабря.

Такой порядок следует из пунктов 40–44 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организовать документооборот в бухгалтерии

<…>

Каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным документом. Нельзя принимать к учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (в т. ч. по мнимым и притворным сделкам). Об этом сказано в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование экономического субъекта (организации), составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
  • подписи указанных лиц с расшифровкой и иную информацию, необходимую для идентификации этих лиц.

Такой перечень установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Первичные документы составляют на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Типовые формы

Унифицированные формы документов из альбомов унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, обязательными к применению остаются формы, установленные уполномоченными органами на основании федеральных законов. Таким образом, организация обязана применять типовые формы документов, утвержденные Правительством РФ, Банком России (например, платежные поручения, расходные и приходные кассовые ордера) и другими уполномоченными органами во исполнение федеральных законов. Такие разъяснения содержатся в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012, письме ФНС России от 23 июня 2014 г. № ЕД-4-2/11941.

Если для какого-либо факта хозяйственной жизни постановлением Госкомстата России установлена унифицированная форма первичного документа, то организация вправе по собственному выбору:

  • либо разработать форму документа самостоятельно;
  • либо использовать унифицированную форму.

По общему правилу формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть руководитель должен утвердить либо самостоятельно разработанную организацией форму, либо факт использования организацией унифицированных форм.

В любом случае в первичном документе должны содержаться все обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Включенные в этот перечень сведения по своему составу и содержанию тождественны реквизитам документов, составленным по формам из альбомов унифицированных форм. То есть действующие унифицированные формы соответствуют требованиям части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В унифицированные формы можно при необходимости добавлять реквизиты (вносить дополнительные строки, колонки и т. п.) либо исключать их. Исправленную унифицированную форму утвердите приказом (распоряжением) руководителя в качестве первичного документа.

Такие выводы следуют из положений статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждены информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012. Правильность этого подхода подтвердила ФНС России в письме от 12 февраля 2015 г. № ГД-4-3/2104@, разослав в нижестоящие инспекции письмо Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-03-10/4547. Данное письмо налоговой службы размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения».

Пример, как добавить в унифицированную форму дополнительную информацию

В ООО «Альфа» погашение задолженности перед подотчетными лицами иногда происходит в безналичной форме. Чтобы отобразить данную операцию в унифицированной форме авансового отчета, было принято решение добавить в нее дополнительную строку «Перерасход в сумме___ перечислен на зарплатную карту сотрудника по платежному поручению от «__» ________ 200__г. № ___». Данную форму утвердили приказом руководителя организации.

<…>

Ответственность за отсутствие первичных документов

Отсутствие (непредставление) первичных документов является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Отсутствие первичных документов, счетов-фактур, а также регистров бухгалтерского и налогового учета признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. за непредставление первичных документов, необходимых для налогового контроля (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Есть еще одна мера наказания для должностных лиц организации. Речь идет о грубом нарушении требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской отчетности. За такие действия предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Наказание по заявлению налоговой инспекции назначает суд (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

<…>

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как подать документы по требованию проверяющих при выездной налоговой проверке

В ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В свою очередь организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Как проверяющие запрашивают документы

Если выездная проверка проходит на территории организации, проверяющие вправе запросить копии документов в письменной форме, предъявив организации требование о представлении документов. Наряду с этим проверяющие могут в устной форме запросить подлинники документов для ознакомления (с согласия организации) на месте проведения проверки. Подлинники нужно представить на бумаге с собственноручными подписями. Заменить подлинник документа его сканом-образом с усиленной квалифицированной подписью нельзя (письмо ФНС России от 17 мая 2016 г. № АС-4-15/8657). Если организация отказывается представить оригиналы документов для ознакомления, инспекция предупредит ее об обязанности обеспечить проверяющим такую возможность специальным уведомлением.

Если выездная проверка проводится по местонахождению инспекции, проверяющие вправе запросить документы в письменной форме и ознакомиться с ними в инспекции (в этом случае проверяющие могут запросить у организации как подлинники, так и копии документов по своему усмотрению).

Кроме того, в исключительных случаях независимо от места проведения выездной проверки (на территории организации или по местонахождению инспекции) проверяющие могут провести выемку документов (и копий, и подлинников) и ознакомиться с ними в инспекции. Об этом говорится в пункте 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция приостановит выездную налоговую проверку, то исследовать документы организации она сможет только с учетом ограничений, установленных налоговым законодательством (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Для запроса документов проверяющие должны направить в организацию требование, форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189 (п. 1 ст. 93 НК РФ).

В требовании должны быть указаны:

  • основание для истребования документов (статья НК РФ);
  • срок, отведенный организации для представления документов;
  • сведения об истребуемых документах (их вид, наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
  • вид и период проверки, в ходе которой истребуются документы (например, выездная проверка по налогу на прибыль за 2009 год).

Это следует из приложения 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Требование о представлении документов подписывает налоговый инспектор, который непосредственно проводит выездную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно. В налоговом законодательстве такого условия нет (ст. 93 НК РФ), в форме требования этот реквизит также не предусмотрен (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами:

Если этими способами передать требование невозможно, инспекция вправе направить его заказным письмом по почте. В этом случае требование о представлении документов считается полученным организацией по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, пункта 4 статьи 31, пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ответственность за невыполнение требования инспекции

Если истребованные инспекцией документы не представлены в установленный срок, организацию оштрафуют. Размер штрафа – 200 руб. за каждый документ, не представленный вовремя (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Важно: при расчете суммарного размера штрафа инспекция должна учитывать количество истребованных, а не представленных документов. Устанавливать штраф исходя из предположительного наличия у плательщика хотя бы одного из запрошенных документов недопустимо. Другими словами, в требовании должно быть указано конкретное количество документов, которые организация обязана представить. В этом случае штраф может быть начислен исходя из разницы между количеством документов, истребованных и представленных. Например, инспекция затребовала 1100 документов (200 счетов-фактур, 500 накладных и 400 актов выполненных работ). В установленный срок организация представила 800 документов. Размер штрафа составит 6000 руб. ((1100 док. – 800 док.) х 200 руб.).

Если точное количество истребуемых документов не определено, размер штрафа может быть установлен только исходя из количества групп однородных документов. Например, инспекция затребовала «счета-фактуры, выставленные за период с 1 января по 31 декабря 2015 года», но не указала их конкретное количество. Организация представила 1000 счетов-фактур, из них 500 документов – с опозданием. Для расчета штрафа группа однородных истребуемых документов (в данном случае выставленных счетов-фактур) приравнивается к одному несвоевременно представленному документу. То есть размер штрафа составит всего 200 руб. Взыскивать штраф в размере 100 000 руб. (500 док. х 200 руб.) инспекция не вправе.

Такую методику расчета штрафов за несвоевременное представление документов Верховный суд РФ подтвердил в своем определении от 4 февраля 2016 г. № 302-КГ15-19180.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка