Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
30 мая 2016 17 просмотров

Организация получила процентный займ. Сейчас организация планирует ликвидироваться. Если кредиторы не предъявляют требования о возврвщении займа, как списать займ в бухучете и налоговом учете при ликвидации.на основании чего не включать в доходы при расчете налога на прибыль? мне нужны ссылки на НК РФ или судебную практику,ответ письменный

В бухучете списание займа не происходит, так как в ликвидационном балансе показываются реальные данные, он не подлежит «обнулению». О чем сказано в письме ФНС России, приведенном ниже.

Включать в доходы сумму займа оснований не имеется, так как перечень случаев, когда задолженность безнадежная и подлежит включению – закрытый, соответственно, если заимодавец действующий и срок исковой давности не истек, учитывать в составе доходов по прибыли не имеется. Данная точка зрения подтверждается судами – постановления ФАС МО от 17.01.06, 10.01.2006 № КА-А40/13218-05-П, ФАС ВВО от 09.11.2006 № А33-8042/06-Ф02-5874/06-С1

Обоснование

ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 07.08.2012 № СА-4-7/13101

«Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).В пунктах 1 и 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

Статьей 63 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица.

Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Таким образом, если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;б) ликвидационный баланс;в) документ об уплате государственной пошлины;г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".При этом, согласно постановлению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.07.2008 № Ф04-4604/2008(8853-А70-37), осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица невозможно без соблюдения достоверности сведений о порядке ликвидации.

Арбитражный суд указал, что принцип достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных при государственной регистрации ликвидации юридического лица, должен распространяться в том числе и на ликвидационный баланс.

В пункте 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, в частности в подпункте "а" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗсодержится такое основание для отказа в государственной регистрации, как непредставление заявителем определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

При этом из содержания подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ не представляется возможным определить, будет ли ликвидационный баланс, представленный для государственной регистрации ликвидации юридического лица и содержащий недостоверные сведения, считаться непредставленным.

Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 23.11.2010 № Ф09-9690/10-С4 согласился с выводом суда первой инстанции о том, что ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, обоснованно расценен регистрирующим органом как непредставленный.

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 27.10.2010 по делу № А54-154/2010 при схожих обстоятельствах согласился с выводом суда первой инстанции о том, что представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, в силу прямого указания подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 07.12.2010, 22.10.2010 № 07АП-8759/10 также сделал вывод, что ликвидационный баланс при регистрации ликвидации юридического лица считается непредставленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными.

Схожий вывод усматривается также в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 № 09АП-16906/2010, постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2011 года № Ф09-2285/11-С4.Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, ФНС России считает, что в случае представления для государственной регистрации ликвидации юридического лица ликвидационного баланса за 2009 год, который не характеризует фактическое финансовое положение организации на дату подачи заявления о прекращении деятельности и не идентичен финансовому положению на вышеуказанную дату, данный ликвидационный баланс содержит недостоверные финансовые сведения юридического лица.

Следовательно, у регистрирующего органа имеются основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица вследствие того, что на государственную регистрацию не были представлены все необходимые и достаточные документы, предусмотренные действующим законодательством, а именно что не был представлен надлежащий и достоверный ликвидационный баланс.

Кроме того, должностное лицо, ответственное за представление данного баланса на государственную регистрацию, может быть привлечено регистрирующим органом к административной ответственности в соответствии с частью 3 либо 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее -Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 48 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организация, находящаяся в процессе ликвидации, обязана составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке.

Кроме того, после окончания срока для предъявления требований кредиторами (пункт 1 статьи 63 ГК РФ) составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне требований кредиторов и результаты их рассмотрения. Составленный баланс утверждает орган, принявший решение о ликвидации (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который, как и промежуточный, должен утвердить орган, принявший решение о ликвидации (пункт 5 статьи 63 ГК РФ). Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица (пункт 1 статья 21 Закона о бухгалтерском учете*).

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Поскольку действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов, используется бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, с соответствующей пометкой ("Промежуточный ликвидационный баланс" либо "Ликвидационный баланс").При этом обращаем внимание, что вышеуказанный приказ признан утратившим силу в соответствии сприказом Минфина России от 22 сентября 2010 года № 108н "О признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н, от 31 декабря 2004 года № 135н и отдельных положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 115Н".

Следовательно, целесообразно представлять ликвидационный баланс, используя бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО ОТ 17.01.2006 № КА-А40/13218-05-П

«Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Общества, в которой ответчик просит их отменить со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права, а именно: п.1 ст.122, п.1 ст.126ст.250 НК РФ.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция возражает против ее удовлетворения, считая обжалованные судебные акты соответствующими действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам. Заявлено ходатайство о приобщении отзыва к материалам дела.

Суд, с учетом мнения представителя Общества, не возражавшего против заявленного ходатайства, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на кассационную жалобу к материалам дела.

В судебном заседании представитель Общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, представитель Инспекции настаивал на ее отклонении по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве.

Обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене в части взыскания штрафа по п.1 ст.122 НК Российской Федерации по следующим основаниям.

Удовлетворяя требования в указанной части, суд исходил из того, что налогоплательщик занизил налогооблагаемую базу по налогу на прибыль вследствие занижения внереализационных доходов в результате несписания кредиторской задолженности по заемным средствам, по которой не истек трехгодичный срок давности для взыскания этой задолженности, при отсутствии у Общества возможности погашения задолженности за счет имущества.

Суд кассационной инстанции находит данный вывод суда неправильным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с п.18 ст.250 названного Кодекса внереализационным доходом налогоплательщика признается, в частности, доход в виде суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.

По материалам дела, что также установлено судом, кредиторская задолженность налогоплательщиком не списана. Доказательств ее списания не представлено.

Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.

Судом проверены обстоятельства и сроки возникновения и погашения кредиторской задолженности, установлено, что на момент ликвидации Общества сроки, установленные статьей 196 ГК РФ не истекли, что не оспаривается налоговым органом и подтверждается материалами дела.

Из смысла п.5 ст.64 ГК РФ следует, что к ликвидируемому юридическому лицу требования могут быть заявлены кредиторами и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для предъявления требований.

В связи с чем взыскание налоговым органом штрафа в связи с несписанием Обществом кредиторской задолженности, по неистекшим срокам исковой давности и невключением этой задолженности во внереализационные доходы при исчислении налога на прибыль, неправомерно.»

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВСО ОТ 09.11.2006 № А33-8042/2006-Ф02-5874/06-С1

«
В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационным доходом налогоплательщика признается доход в виде суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.

Пунктом 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н предусмотрено, что суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности в соответствии со статьёй 196 Кодекса устанавливается в три года.

Из материалов дела видно, что налоговая инспекция понимает под внереализационными доходами доходы в виде сумм кредиторской задолженности, подлежащей списанию не в связи с истечением срока исковой давности, а по иным основаниям, каковыми являются, по мнению налоговой инспекции, признание налогоплательщика несостоятельным (банкротом).

Судом первой инстанции установлено, что спорная сумма кредиторской задолженности не списана налогоплательщиком и оснований для ее списания не имеется, поскольку установленный статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетний срок исковой давности по требованию ЗАО "ТД "Дивногорский" к ЗАО "ТД "Сибирь" о возврате долга на основании соглашения о замене первоначального обязательства по договору поставки от 29.06.2004 не истек.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Пунктом 2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Согласно пункту 3 данной статьи при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Согласно пункту 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Из смысла данной нормы следует, что к ликвидируемому юридическому лицу требования могут быть заявлены кредиторами и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для предъявления требований.

Следовательно, истечение установленного ликвидационной комиссией срока для предъявления требований к ликвидируемому юридическому лицу не влечет списания кредиторской задолженности, образующей внереализационный доход, облагаемый налогом на прибыль согласно пункту 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации.

Тем самым, в отсутствие доказательств правомерности доначисления обществу налога на прибыль в сумме 1 199 432 рубля 62 копейки и соответствующей суммы пени, действия налоговой инспекции по вынесению решения N160 от 19.01.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках, решений N7128, 7129, 7130 от 10.01.2006 и N20, 21 от 18.01.2006 о зачёте, а также по выставлению инкассовых поручений NN182, 183 от 19.01.2006, являются незаконными.

Кроме того, сумма налога на прибыль, исчисленная налоговой инспекцией к доплате по решению N202от 28.12.2005 (2 360 087 рублей), не соответствует сумме, взыскиваемой по решению N160 от 19.01.2006(2 365 452 рубля).

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что обществом решение налоговой иснпекции о привлечении к налоговой ответственности № 202 в судебном порядке не оспорено, а также что в предмет доказывания при рассмотрении судом заявления о признании недействительными ненормативных актов и действий налоговой инспекции по взысканию недоимки в бесспорном порядке, не входит вопрос о правомерности взыскания недоимки, подлежит отклонению в силу следующего.

В соответствии со статьёй 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациипринимаемые арбитражным судом решения, постановления должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Как следует из материалов дела, основанием для бесспорного взыскания денежных средств по решению о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента N160 от 19.01.2006, послужили выводы налоговой инспекции о наличии у общества задолженности по налогу на прибыль, в связи с чем налоговым органом было принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N202 от 28.12.2005.

Поскольку взыскание задолженности за счет денежных средств в силу норм налогового законодательства возможно только при наличии недоимки по налогу, то правомерность взыскания недоимки (установление фактической суммы недоимки) по налогу на прибыль входит в предмет доказывания по делу вне зависимости от того, было ли оспорено в судебном порядке решение налогового органа о доначислении налога.

Аналогичная позиция изложена Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации впостановлении N5 от 28.02.2001, в пункте 13 которого содержится указание на то, что при рассмотрении иска налогового органа о взыскании с налогоплательщика - организации недоимки и пеней, заявленного на основании пункта 3 статьи 46 Кодекса, суду необходимо исходить из того, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит специального указания на то, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию требования налогового органа об уплате недоимки и пеней должно расцениваться как его согласие с предъявленным требованием.

Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражный суд Красноярского края на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 3 июля 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу NА33-8042/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка