Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
31 мая 2016 1 просмотр

Организация приобрела жилые квартиры для последующего использования их в качестве общежитий и для служебного пользования (для проживания командированных сотрудников).Как следует отражать амортизацию по этим квартирам в бухгалтерском и налоговом учете?

В налоговом учете амортизацию по служебным квартирам не начисляйте, их стоимость в составе налоговых расходов не учитывайте.

В бухгалтерском же учете по служебным квартирам начисляйте амортизацию в общем порядке как по объектам непроизводственного назначения, то есть амортизационные начисления в бухучете отражайте в составе прочих расходов на счете 91-2.

Обоснование

1. Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по служебным квартирам

Нет, нельзя.

Организация не вправе амортизировать квартиры, купленные для служебного пользования. Это связано с тем, что под основными средствами, которые можно амортизировать, понимается имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров или управления организацией (ст. 256257 НК РФ). Квартиры под данное определение не подходят и для извлечения дохода не используются. Следовательно, начислять по ним амортизацию нельзя. Такая позиция отражена в письме Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 03-03-06/2/59534.

Одновременно представители Минфина России поясняют, что служебные квартиры можно учитывать в составе обслуживающих хозяйств. Особенность налогообложения таких объектов – это обособленное определение налоговой базы (отдельно от налоговой базы по основному виду деятельности). Об этом сказано в статье 275.1 Налогового кодекса РФ.

Как правило, служебные квартиры доходов не приносят, поэтому их содержание убыточно.
Вообще-то такие убытки могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, полученную от основной деятельности. Но для этого должны быть выполнены определенные требования. В частности, условия сдачи служебных квартир (в т. ч. стоимость найма и размер затрат на содержание квартиры) должны быть сопоставимы с условиями, на которых сдают аналогичные помещения специализированные организации (гостиницы, общежития).

Если эти требования не выполняются, убыток можно погашать в течение 10 лет, но только за счет прибыли, полученной обслуживающим хозяйством. Очевидно, что служебные квартиры, которые не приносят доходов, установленным критериям не соответствуют. Поэтому воспользоваться рекомендациями Минфина России на практике организации не смогут.

2. Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как начислить амортизацию основных средств в бухучете

<…>

Бухучет

В зависимости от характера использования основного средства начисленная по нему амортизация включается либо в состав расходов по обычным видам деятельности, либо в состав прочих расходов, либо в состав капитальных вложений. При этом выполняется проводка:

Дебет 20 (23, 25, 44...) Кредит 02
– начислена амортизация по основному средству, используемому при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) или в торговой деятельности;

Дебет 08 Кредит 02
– начислена амортизация по основному средству, используемому при создании (модернизации, реконструкции) другого внеоборотного актива;

Дебет 91-2 Кредит 02
– начислена амортизация по основному средству, используемому в прочих видах деятельности (например, по переданному в аренду основному средству, если сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности арендодателя, или по объекту непроизводственного назначения).

Такие проводки нужно делать ежемесячно (п. 21 ПБУ 6/01).

<…>

3. Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Нужно ли в бухучете включать в состав основных средств объекты непроизводственного назначения. Нормативный срок службы объектов – более 12 месяцев

Ответ на этот вопрос зависит от стоимости объектов непроизводственного назначения.

Условия, при выполнении которых объект можно признать основным средством, определены в пункте 4ПБУ 6/01. Одним из них является использование имущества в деятельности, направленной на получение доходов, или для управленческих нужд организации. Объекты непроизводственного назначения этим критериям не соответствуют. Поэтому исходя из буквального толкования норм ПБУ 6/01 включать их в составосновных средств и начислять по ним амортизацию нельзя.

Однако все имущество, которое находится в собственности организации, должно быть отражено на счетах бухучета (cт. 5п. 3 ст. 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Имущество организации может быть учтено либо в составе внеоборотных, либо в составе оборотных активов. Расширять План счетов, утвержденныйприказом Минфина России от 31 декабря 2000 г. № 94н, организации вправе только по согласованию с финансовым ведомством (абз. 6 Инструкции к плану счетов). Следовательно, существуют два варианта учета объектов непроизводственного назначения: в составе материально-производственных запасов (МПЗ) или в составе основных средств.

Если стоимость объектов непроизводственного назначения не превышает 40 000 руб. (или другого лимита, утвержденного организацией), их можно отразить в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01). В этом случае организации не придется начислять по таким объектам амортизацию. К себестоимости продукции стоимость объектов непроизводственного назначения не относится, поэтому спишите ее на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Если же стоимость объектов непроизводственного назначения составляет более 40 000 руб., то организация вынуждена будет учитывать их на счете 01 «Основные средства» (п. 5 ПБУ 6/01). Для этого к нему нужно открыть отдельный субсчет, например «Объекты непроизводственного назначения». Списывать стоимость таких объектов следует через амортизацию (износ). К себестоимости продукции амортизационные отчисления по объектам непроизводственного назначения не относятся, поэтому учитывайте их на счете 91«Прочие доходы и расходы».

Независимо от стоимости объектов непроизводственного назначения порядок их отражения в бухучете и начисления амортизации организация должна предусмотреть в своей учетной политике.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка