Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют чиновники, от которых зависит ваша работа

Подписка
Срочно заберите все!
№24
6 июня 2016 4 просмотра

Почему "услуги по оформлению и удостоверению сертификатов,услуги декларирования и услуги по экспертизе страны происхождения товаров" ИФНС ПРИРАВНЯЛО К ПОНЯТИЯМ "МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕВОЗКА" И "ТРАНСПОРТНО--ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ УСЛУГИ". КАКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТОМ (ОСНОВАНИЕМ) НАМ ОПЕРИРОВАТЬ, ЧТОБЫ ДОКАЗАТЬ ЧТО ЭТО ИНЫЕ УСЛУГИ.Дело в том,что возмещение по экспорту у нас в двух ИФНС и по второй ИФНС ВОЗМЕЩЕНИЕ по услугам наших поставщиков по декларированию и сертификации проходит без вопросов.Если есть утверждение, что любые услуги, связанные с реализацией товаров на экспорт должны быть по 0% ставке, то на каком основании нам же та же налоговая возмещает 18% по банковским услугам за осуществление валютного контроля- это же тоже иные услуги, связанные с реализацией товаров на экспорт?

Считаем, что в Вашем случае отказ в вычете НДС неправомерен.

Ваши контрагенты оказывают услуги по таможенному оформлению товаров, экспертизе страны происхождения товара и оформлению сертификатов происхождения на товар, предназначенный для экспорта, в рамках договора оказания услуг, заключенного с Вами – заказчиком, а не в рамках договора, предусматривающего организацию международной перевозки. Поэтому они правильно применяются в отношении данных услуг 18-процентную ставку НДС, а вы вправе принять данный налог к вычету.

Нулевая ставка НДС применяется в отношении рассматриваемых услуг, если они оказываются в рамках договора, предусматривающего организацию международной перевозки. То есть если бы Ваша организация заключила договор транспортной экспедиции и в рамках этого договора экспедитор или привлеченные им лица оказывали данные услуги, то в отношении них применялась бы ставка НДС 0 процентов.

Обоснование

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Когда применяется ставка НДС 0 процентов*

<…>

Услуги, связанные с вывозом товаров

К услугам, связанным с вывозом товаров из России (в т. ч. на экспорт), относятся:*

1. Услуги по международной перевозке товаров.

В данную категорию услуг включаются:

а) перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт назначения товаров расположен за пределами территории России (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

б) услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или аренды (в т. ч. лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления:

  • международных перевозок;
  • перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
  • перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза).

Это следует из подпунктов 2.13.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

в) транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации:

  • международной перевозки;*
  • перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
  • перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);

г) работы (услуги) по перевозке или транспортировке за границу углеводородного сырья, добытого либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря.

Это следует из подпунктов 2.13.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

В данную категорию услуг не включаются услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, перечисленные в подпункте 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, которые также облагаются НДС по нулевой ставке.

Ситуация: при каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  • исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
  • между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов. Исключение составляют соисполнители, которых экспедиторы привлекают для оказания услуг по международной перевозке;
  • транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (в т. ч. привлекающими для оказания услуг третьих лиц), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России (в т. ч. если на отдельных этапах международной перевозки товары перемещаются только по территории России).

Такой порядок следует из положений подпунктов 2.199.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243от 14 февраля 2012 г. № 03-07-08/37от 22 декабря 2011 г. № 03-07-08/361ФНС России от 20 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4588.*

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:*

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;*
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • услуги по организации платежно-финансовых услуг;
  • услуги по организации таможенного оформления грузов* и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.

Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:

  • оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
  • оформление переадресовки грузов;
  • оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
  • выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.

Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.

<…>


Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при оказании услуг по международной перевозке товаров автомобильным (воздушным) транспортом. Организация оказывает услуги по договору, заключенному с экспедитором

Да, можно, если есть документы, подтверждающие факт международной перевозки.

Транспортно-экспедиционные (и приравненные к ним) услуги, перечисленные в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, облагаются НДС по ставке 0 процентов. Это правило действует и в том случае, если организатор перевозки (экспедитор), заключивший договор транспортной экспедиции с экспортером или импортером, привлекает для оказания услуг третьих лиц (субисполнителей).*

Форма договора между экспедитором и субисполнителем не важна. Например, это может быть договор перевозки или договор возмездного оказания услуг. Количество субисполнителей, привлеченных для международной перевозки товаров, тоже значения не имеет. Например, если на одном этапе маршрута экспортируемые товары перемещаются воздушным транспортом, а на другом – автомобильным транспортом, право на применение нулевой ставки НДС имеют оба перевозчика. Право на нулевую ставку НДС сохраняется и в тех случаях, когда начальные и конечные точки определенных этапов транспортировки находятся в России. Главное, чтобы эти этапы входили в общий маршрут международной перевозки экспортируемых или импортируемых товаров.

Для подтверждения права на нулевую ставку НДС субисполнители, привлеченные для оказания услуг по международной перевозке товаров, должны представить в налоговую инспекцию:
– договор (копию договора), заключенный с иностранным или российским заказчиком услуг по международной перевозке. Если заказчик не является экспортером или импортером, дополнительно понадобится копия договора, заключенного между ним и экспортером (импортером);
– копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (ввоз товаров в Россию), с учетом особенностей, установленных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода подтверждается пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2014 г. № А32-26468/2013). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243 и от 17 октября 2014 г. № 03-07-08/52436.

Пример применения нулевой ставки НДС при международной перевозке. Для выполнения договора экспедитор на разных этапах перевозки привлекает различных исполнителей

Экспортер – акционерное общество «Импекс» вывозит товары в Финляндию. Для организации международной перевозки «Импекс» заключил договор транспортной экспедиции с ООО «Гермес». На разных этапах исполнения договора экспедитор «Гермес» привлекает в качестве субисполнителей:

  • ООО «Альфа» – для перевозки товаров воздушным транспортом из Новосибирска в Москву;
  • ООО «Бета» – для погрузочно-разгрузочных работ в аэропорту Москвы;
  • ООО «Гамма» – для перевозки автомобильным транспортом из Москвы в Хельсинки.

При документальном подтверждении вывоза товаров на экспорт и при наличии правильно оформленных перевозочных и товаросопроводительных документов право на нулевую ставку НДС имеют все четыре исполнителя: «Гермес», «Альфа», «Бета» и «Гамма».

<…>

2.Из письма Минфина России от 14.02.2012 № 03-07-08/37

[О применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по подготовке вагонов-цистерн для перевозки экспортных грузов, оказываемых российской организацией по договору возмездного оказания услуг]


Вопрос

Открытое акционерное общество в рамках заключенного договора оказания услуг, на наливных пунктах, принадлежащих последнему, оказывает заказчику следующие услуги:

- осмотр вагонов-цистерн заказчика для подтверждения их коммерческой пригодности под налив конкретного вида нефтепродуктов;

- проведение коммерческих замеров нефтепродуктов в вагонах-цистернах непосредственно перед их пломбированием и предоставление заказчику данных о количестве нефтепродуктов в каждом вагоне-цистерне в целях использования данной информации при оформлении перевозочных документов;

- нанесение знаков опасности и номеров ООН на вагоны-цистерны заказчика в соответствии с международными требованиями;

- пломбирование вагонов-цистерн заказчика запорно-пломбирующими устройствами.

Каких-либо иных услуг заказчику общество не оказывает.

В связи с оказанием указанных услуг у общества возник вопрос о том, какая ставка НДС, 0% или 18%, подлежит применению в случае, когда заказчик использует вагоны-цистерны для транспортировки грузов на экспорт.*

В соответствии с пп.2.1 п.1 ст.164 Налогового кодекса РФ налогообложение по ставке 0% производится при реализации услуг по международной перевозке товаров. Положения этого подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (к транспортно-экспедиционным услугам отнесено участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора).Услуги общества (указанные во втором абзаце настоящего письма) могут быть отнесены к информационным услугам (предоставление заказчику данных о количестве нефтепродуктов в каждом вагоне-цистерне) и подготовке транспортных средств (осмотр вагонов, пломбирование, нанесение знаков).

Однако, по нашему мнению, указанные услуги общества не могут быть отнесены к транспортно-экспедиционным услугам при организации международной перевозки в силу следующего:

- отдельные услуги, оказываемые обществом (по подготовке вагонов и предоставлению информации) в рамках договора оказания услуг с заказчиком, не могут быть признаны экспедиторскими в силу п.1 ст.1 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", поскольку общество не организует перевозочный процесс, не принимает груз для перевозки, не несет за него ответственность. Отдельные услуги общества направлены на обеспечение возможности перевозки груза, но не на организацию такой перевозки.

В противном случае любые услуги, связанные с транспортировкой, можно было бы отнести к транспортно-экспедиционным; общество не оказывает услуги по организации международной перевозки, то есть не организует перевозку из одного пункта в другой, в том числе из пункта, находящегося на территории РФ, в пункт, находящийся за пределами РФ, а выполняет локальные мероприятия в отношении вагонов заказчика на наливном пункте.

Также необходимо отметить, что для общества не имеет значения, используются ли подготовленные им вагоны заказчика для транспортировки грузов на экспорт или на внутренний рынок РФ. Общество располагает лишь справочной информацией о предполагаемом месте доставки груза. При этом конечный пункт может быть изменен заказчиком (по согласованию с владельцем груза) без уведомления общества.

Учитывая вышеизложенное, просим вас дать разъяснение о том, какая ставка НДС, 0% или 18%, подлежит применению при оказании услуг обществом (по осмотру вагонов-цистерн, проведению коммерческих замеров, предоставлению заказчику данных о количестве нефтепродуктов в каждом вагоне-цистерне, нанесению знаков опасности и номеров ООН, пломбирование вагонов-цистерн) с учетом того, что заказчик использует указанные услуги общества при транспортировке грузов на экспорт.*

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по подготовке вагонов-цистерн для перевозки экспортных грузов, оказываемых российской организацией по договору возмездного оказания услуг, и сообщает.

Как следует из письма, российская организация в рамках возмездного договора оказания услуг осуществляет:

осмотр и пломбирование вагонов-цистерн, принадлежащих заказчику;

замер грузов, находящихся в вагонах-цистернах, предоставление информации о количестве грузов в каждом вагоне-цистерне;

нанесение необходимых знаков и номеров, соответствующих международным требованиям на вагоны-цистерны.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, в том числе информационных услуг, услуг по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.

Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг (включая информационные услуги и услуги по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств), оказываемых на основании иного договора, не предусматривающего организацию международной перевозки, указанной нормой Кодекса не предусмотрено. Поэтому вышеназванные услуги по подготовке вагонов-цистерн для перевозки грузов, в том числе экспортных, оказываемые российской организацией, не организующей международную перевозку грузов, в рамках договора возмездного оказания услуг, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.*

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
С.В.Разгулин

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка