Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
7 июня 2016 15 просмотров

В какой момент надо оплачивать НДС с суммы арендной платы за Федеральное имущество-в момент оплаты арендной платы(мы оплачиваем авансом до 10 числа месяца, за который насчитывается аренда) или по факту сдачи декларации по НДС(равными долями до 25 числа каждого месяца следующего за кварталом)? В ИФНС ведется учет по декларации- возникает путаница.И еще, по счет фактуре НДС получается с копейками- эту сумму мы уплачиваем в бюджет, а по декларации копеек нет- возникает разница.Как быть?

Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

По расхождениям в декларации по НДС и с-ф (из-за копеек): незначительные расхождения в суммах можно так и оставить. Никаких разногласий с инспектором они не вызовут. Ведь в лицевом счете компании разниц не будет. Однако идеально все же в конце налогового периода (квартала) списать отклонения на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Обоснование

1. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если приобретает (в т. ч. на безвозмездной основе) товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФписьмо Минфина России от 15 июня 2015 г. № 03-07-08/34227). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
  • если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).

НДС при аренде госимущества

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен вопределении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869АМосковского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 января 2016 г. № 03-07-11/2939ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.

Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество. Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты – арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42)Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42)Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

2. Из рекомендации

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

Чтобы рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку.

Налоговая база

Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:

  • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):

  • при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Налоговая ставка

Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:

Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если стоимость товаров (работ, услуг) в договоре установлена без НДС, налоговый агент долженперечислить налог в бюджет за счет собственных средств. При этом сумму налога определяйте в следующем порядке. Сначала налоговую базу (стоимость, указанную в договоре) увеличьте на сумму НДС по прямой ставке – 18 или 10 процентов. А потом исходя из увеличенной налоговой базы определите сумму НДС по расчетной ставке: 18/118 или 10/110 (письмо Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276).

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которую нужно перечислить в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Это правило распространяется на две категории налоговых агентов:
– на посредников, реализующих в России товары (работы, услуги) иностранных комитентов или принципалов (п. 5 ст. 161 НК РФ);
– на организации (предпринимателей), которые реализуют конфискованное и бесхозяйное имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг, имущества) такие налоговые агенты обязаны предъявлять рассчитанные суммы НДС покупателям (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Выкуп государственного имущества

Ситуация: как рассчитать НДС при выкупе у органа госвласти ранее арендованного здания и прилегающего к нему земельного участка. Оплата производится в рассрочку на пять лет с процентами

При продаже государственного (муниципального) имущества налоговую базу по НДС организации – налоговые агенты должны определять как сумму дохода от реализации данного имущества с учетом налога. Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения стоимости имущества, отраженной в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС покупатель (налоговый агент) обязан перечислить в бюджет, а остальную часть стоимости – органу государственной (муниципальной) власти, реализующему имущество. Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. При этом налог рассчитывайте только со стоимости здания. Реализация земельных участков не признается объектом обложения НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Моментом определения налоговой базы будет дата частичной оплаты выкупаемого государственного имущества. Это следует из положений статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 27 сентября 2011 г. № 03-07-14/94от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634. При этом перечислять НДС в бюджет нужно в общем порядке. То есть ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом (п. 1 ст. 174ст. 163 НК РФ,письмо Минфина России от 29 июля 2010 г. № 03-07-11/320).

Суммы НДС, перечисленные в бюджет, налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Что касается процентов за рассрочку платежа, то они налоговую базу не увеличивают. Это объясняется так. Продажа имущества с предоставлением рассрочки по оплате признается коммерческим кредитом (ст. 823 ГК РФ). К коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа (п. 2 ст. 823 ГК РФ). Таким образом, проценты, взимаемые с покупателя за пользование коммерческим кредитом, следует рассматривать как плату за пользование заемными денежными средствами.

Проценты по займам не облагаются НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Это правило применяется и к коммерческим кредитам. Поэтому проценты, которые налоговый агент платит при покупке в рассрочку имущества казны, в налоговую базу по НДС не включаются.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 17 июня 2014 г. № 03-07-15/28722, которое направлено налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 8 июля 2014 г. № ГД-4-3/13219). Письмо основано на положениях пункта 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 8 октября 1998 г. № 13, а также на выводах современной арбитражной практики (определение ВАС РФ от 1 ноября 2012 г. № ВАС-14084/12постановление ФАС Поволжского округа от 7 августа 2012 г. № А12-542/2012).

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства занимали противоположную позицию. В письмах Минфина России от 29 июля 2010 г. № 03-07-11/320 и ФНС России от 12 мая 2010 г. № ШС-37-3/1426 говорилось, что проценты, которые покупатель перечисляет продавцу за рассрочку платежа, включаются в расчет налоговой базы по НДС в полном объеме. Однако с выходом более поздних писем прежние разъяснения утратили актуальность.

Пример расчета и отражения в бухучете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет при выкупе государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Организация, которая не является субъектом малого предпринимательства, приобретает у городского Департамента имущественных отношений здание магазина и прилегающий к нему земельный участок. Оплата объектов производится в рассрочку в течение пяти лет

В августе 2015 года ООО «Торговая фирма "Гермес"» заключило с городским Департаментом имущественных отношений договор купли-продажи здания магазина и прилегающего к нему земельного участка. Рыночная стоимость здания, указанная в договоре, составляет 15 236 000 руб. (в т. ч. НДС – 2 324 136 руб.), стоимость земельного участка – 1 040 000 руб. Право собственности «Гермеса» на приобретенное имущество зарегистрировано 31 августа 2015 года.

Согласно условиям договора «Гермес» покупает данные объекты с рассрочкой платежа сроком на пять лет – с 1 сентября 2015 года по 31 августа 2020 года. Плата за коммерческий кредит составляет 5 процентов годовых.

Общая сумма ежемесячного платежа составляет 271 266 руб., в том числе:

  • плата за здание – 253 933 руб. (в т. ч. НДС – 38 736 руб.) (15 236 000 руб. : 60 мес.);
  • плата за земельный участок – 17 333 руб. (1 040 000 руб. : 60 мес.).

По условиям договора первый платеж (за сентябрь 2015 года) «Гермес» перечисляет 1 октября 2015 года.

Сумма процентов, начисленных за сентябрь, составляет 66 888 руб., в том числе:

  • за рассрочку по оплате здания – 62 614 руб. (15 236 000 руб. х 5% : 365 дн. х 30 дн.);
  • за рассрочку оплаты земли – 4274 руб. (1 040 000 руб. х 5% : 365 дн. х 30 дн.).

Реализация земельных участков не облагается НДС. Поэтому при оплате земли бухгалтер НДС не удерживал. Проценты за рассрочку платежа за приобретенное здание налоговую базу по НДС не увеличивают. Поэтому с суммы процентов за рассрочку бухгалтер «Гермеса» налог не удерживал.

В учете «Гермеса» сделаны следующие проводки.

В августе:

Дебет 08 Кредит 60
– 12 911 864 руб. (15 236 000 руб. – 2 324 136 руб.) – принято к учету здание магазина;

Дебет 01 Кредит 08
– 12 911 864 руб. – введено в эксплуатацию здание магазина;

Дебет 08 Кредит 60
– 1 040 000 руб. – принят к учету земельный участок;

Дебет 01 Кредит 08
– 1 040 000 руб. – отражен в составе основных средств приобретенный земельный участок.

В сентябре:

Дебет 91-2 Кредит 76
– 66 888 руб. – начислены проценты по коммерческому кредиту за сентябрь.

В октябре:

Дебет 60 Кредит 51
– 232 530 руб. (271 266 руб. – 38 736 руб.) – перечислена Департаменту имущественных отношений частичная оплата за выкупленное государственное имущество (за вычетом НДС) за сентябрь;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 38 736 руб. – удержан НДС с частичной оплаты за выкупленное государственное имущество по приобретенному зданию;

Дебет 76 Кредит 51
– 66 888 руб. – перечислены проценты по коммерческому кредиту за сентябрь.

Аналогичные проводки (на соответствующие суммы) бухгалтер «Гермеса» сделал в конце ноября и декабря 2015 года.

За IV квартал 2015 года «Гермес» как налоговый агент начислил НДС к уплате в бюджет в размере 116 208 руб. ((38 736 руб. х 3 мес.). В налоговой декларации по НДС за IV квартал 2015 года бухгалтер «Гермеса» отразил эту сумму по строке 060 раздела 2.

Сумму НДС, удержанную в IV квартале, «Гермес» должен перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25 января, 25 февраля и 25 марта 2016 года. В этих же периодах НДС можно принять к вычету.

В январе 2016 года бухгалтер сделал проводки:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 38 736 руб. (116 208 руб. : 3 мес.) – перечислена 1/3 суммы НДС за IV квартал 2015 года, удержанного налоговым агентом с суммы частичной платы за выкупленное государственное имущество и суммы процентов за рассрочку по оплате здания;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 38 736 руб. – принят к вычету НДС, перечисленный в бюджет налоговым агентом.

Аналогичные проводки (на соответствующие суммы) бухгалтер сделает в феврале и марте 2016 года.

Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС (покупатели, заказчики и получатели товаров, работ, услуг), начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 21 января 2015 г. № 03-07-08/1467 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу без учета НДС (продавцы и посредники, реализующие товары, работы, услуги), начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше (подп. 1 п. 1п. 15 ст. 167 НК РФ).

Составление счетов-фактур

Исполняя обязанности налоговых агентов по НДС, организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Общий порядок для этого установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Уплата НДС в бюджет

Сумму НДС перечисляйте в бюджет в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяйте по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФписьмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму НДС по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, на налоговых агентов не распространяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170.

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174ст. 163 НК РФ). Например, за I квартал 2015 года – не позднее 27 апреля (25 и 26 апреля – выходные дни), 25 мая и 25 июня.

Исключение из этого правила – срок уплаты НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФписьмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). При этом банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Поскольку обязанность по уплате НДС должна быть исполнена в денежной форме, порядок применения зачетов, предусмотренный пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, не применяется. То есть в счет погашения задолженности по НДС, возникшей при приобретении работ (услуг) у иностранных исполнителей, налоговый агент не может зачесть суммы имеющейся у него переплаты по другим федеральным налогам. Об этом сказано вписьме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-231.

О возникновении обязанности по уплате НДС при аренде государственного (муниципального) имущества в случае задержек или неуплаты арендных платежей подробнее см. Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС.

Внимание: если НДС перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание или неперечисление налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ,ст. 15.11 КоАП РФст. 199.1 УК РФ). Нарушениями также признаются неполное удержание налога и неполное перечисление в бюджет удержанных сумм.

Налоговые санкции для налоговых агентов установлены статьей 123 Налогового кодекса РФ. Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности только по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по статье 126, либо по статье 129.1 Налогового кодекса РФ.

Заполнение платежного поручения

В платежном поручении на перечисление НДС в бюджет укажите:

  • в поле 101 «Статус лица, оформившего документ» – код 02 (налоговый агент);
  • в поле 104 «КБК» – код бюджетной классификации НДС;
  • в поле 106 «Основание платежа» – код ТП (платеж текущего года);

Такой порядок предусмотрен Правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Если бухгалтер неправильно заполнит поле 101 «Статус лица, оформившего документ» (вместо кода 02 укажет код 01), сумма НДС, которую организация должна была перечислить как налоговый агент, в учете налоговой инспекции будет зафиксирована как поступившая от организации-налогоплательщика. О том, как исправить эту ошибку, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Право на вычет НДС

Правом на вычет НДС, уплаченного в бюджет, могут воспользоваться налоговые агенты, которые:

– приобретают товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
– арендуют государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
– покупают (получают) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вычет не предоставляется налоговым агентам, которые:

– реализуют конфискованное имущество и ценности, перечисленные в пункте 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ;
– реализуют в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

3. Из рекомендации

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, в котором сумма налога указана без копеек (округлена до целого рубля)

Нет, нельзя.

В отличие от Порядка заполнения декларации по НДС ни статья 169 Налогового кодекса РФ, ни постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, не предусматривают возможность округления показателей в счетах-фактурах.

Продавец рассчитывает сумму налога исходя из цены реализации товара (работ, услуг), умноженной на соответствующую налоговую ставку. Получившееся значение указывает в графе 8 «Сумма налога, предъявляемая покупателю» счета-фактуры (подп. 11 п. 5подп. 7 п. 5.1подп. 11 п. 5.2 ст. 169 НК РФ). Если полученная сумма НДС выражается в рублях и копейках, то в таком же виде она должна быть отражена в счете-фактуре. Об этом сказано в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Норма пункта 6 статьи 52 Налогового кодекса РФ, согласно которой сумма налога должна быть рассчитана в полных рублях, на правила заполнения счетов-фактур не распространяется. Она регулирует порядок расчета налогов, которые подлежат уплате в бюджет. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/14417.

Из рекомендации «В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС»

4. Из журнала «Главбух», 23Декабрь2012

Налогообложение

Что делать с копеечными расхождениями при учете налогов и взносов

НДС

Налог на добавленную стоимость перечисляйте в бюджет в полных рублях, округляя копейки. Связано это с тем, что в налоговой декларации суммы НДС нужно отражать с округлением до целого рубля. Для этого нужно использовать стандартные правила математического округления: остаток до 50 копеек отбросить, а 50 копеек и более округлить до рубля. Между тем уплатить в бюджет требуется именно ту сумму, которая указана в декларации. Это определяет пункт 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Лицевые карточки налогоплательщиков инспекции тоже ведут в рублях, без копеек. Поэтому, если вы заполните поручение на уплату налога с точностью до копеек, возникнут расхождения (недоимка или переплата) с данными учета ИФНС. Причем на сумму недоимки независимо от ее размера ревизоры могут насчитать пени (ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Вместе с тем стоимостные показатели в счете-фактуре нужно вписывать в рублях и копейках. Это предусмотрено пунктом 3 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. В противном случае есть риск, что ревизоры откажут покупателю в вычете входного НДС.

Получается, что вести подсчет НДС вы будете в рублях и копейках, а сумму налога в целом по организации — округлять и направлять в бюджет в полных рублях. Отсюда и копеечные разницы. Что с ними делать?

В принципе, эти незначительные расхождения в суммах можно так и оставить. Никаких разногласий с инспектором они не вызовут. Ведь в лицевом счете компании разниц не будет. Однако идеально все же в конце налогового периода (квартала) списать отклонения на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Пример 1: Списание копеек при расчете НДС

По данным бухгалтерского учета ООО «Светофор» НДС к перечислению в бюджет за III квартал 2012 года составил 45 809,10 руб. Но в декларации по НДС все стоимостные значения нужно указывать в рублях без копеек. Поэтому в ней бухгалтер компании отразил 45 809 руб.

Разницу в 10 копеек он списал на прочие доходы, сделав запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
— 0,10 руб. — списана на прочие доходы разница в 10 коп. между НДС, начисленным в учете и в декларации за III квартал 2012 года.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка