Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
7 июня 2016 7 просмотров

По движимому имуществу, которое поставили на учет после 1 января 2013 года, применяют льготу. Поэтому налог рассчитывать не надо. Исключение — объект получили от взаимозависимого лица или после реорганизации или ликвидации (п. 25 ст. 381 НК РФ). Эту норму применяют, только если полученное имущество поставили на баланс как основное средство.Согласно письма ФНС (от 18 апреля 2016 г. № БС-4-11/6740) если компания полученное имущество сначала приняла к учету, например, как товар, но потом перевела его в категорию основных средств, то можно применять льготу.Вопрос: Если компания учла объект как товар, а потом перевела его в основное средство и это имущество получили после 1 января 2013 года от взаимозависимого лица или при реорганизации, должна ли организация платить налог на имущество? Налог можно не считать с мая 2016 г.?

Разъяснения, представленные в письме ФНС от 18 апреля 2016 г. № БС-4-11/6740 даются по нормам законодательства, вступившим в силу с 1 января 2015 года. Однако в указанном письме речь идет не о товарах, а об имуществе, учтенном на счете 11 «Животные на выращивании и откорме». Оснований подтверждающих возможность использования льготы по имуществу, по материальным ценностям которые вначале были приняты к учету как товар, а потом переведены в состав основных средств указанное письмо не содержит. Поэтому к вашей ситуации применяться не может. Напротив, такие действия могут быть расценены контролирующими органами как схема ухода от налога имущество, за что организация может быть привлечена к ответственности.

Если объекты перешли к компании после1 января 2013 года в результате реорганизации или от взаимозависимых лиц налог на имущество по ним оплачивается (п. 25 ст. 381 НК РФ). Вводя эту норму изначально, законодатели убрали лазейку, которая позволяла освобождать от налога на имущество движимые объекты, учтенные до 2013 года.

Следует понимать, что в общем случае письмами ФНС и Минфина России не вносятся изменения в НК РФ (и вноситься не могут), в них лишь разъясняется порядок применения той или иной нормы законодательства. Поэтому указанная в них информация трактуется не по дате выпуска самого письма, а по тому периоду, с которого поясняемая в письме норма утверждена законодательными актами (к которым относится на пример НК РФ).

Обоснование

Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


1. Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство

<…>

Ситуация: являются ли нормативно-правовыми актами письма Минфина и ФНС России по вопросам применения налогового законодательства

Нет, не являются.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации (п. 3 разъяснений, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88).

Ни одному из этих условий письма финансового и налогового ведомств не соответствуют. Разъяснения, заключения и выводы, которые содержатся в этих письмах, не влекут за собой никаких правовых последствий и носят сугубо информационный характер.

Минфин России занял такую позицию уже давно и своей точки зрения на этот счет не меняет (письмаот 28 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/19867от 21 сентября 2010 г. № 03-02-08/51,от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138). Тем не менее, если организация допустила нарушения, руководствуясь письменными разъяснениями финансового и налогового ведомств, она может быть освобождена от штрафных санкций и пеней.

Поскольку ведомственные письма не являются нормативно-правовыми актами, порядок их применения и сроки действия законодательно не регулируются. Иногда финансовое и налоговое ведомства сообщают о том, что разъяснения, данные в ранее выпущенных письмах, не применяются (см., например, письма Минфина России от 11 декабря 2006 г. № 03-11-02/274от 29 мая 2007 г. № 03-11-02/151ФНС России от 28 декабря 2006 г. № ШТ-6-09/1269). Но обычно такие документы не отзываются и не отменяются. В этих случаях нужно ориентироваться на срок действия нормативно-правового акта, положения которого разъясняются в письме. Письмом можно руководствоваться до тех пор, пока эти положения не изменились.

Например, пока не вступила в силу новая редакция статьи Налогового кодекса РФ, на основании которой было подготовлено письмо.

На практике бывает, что с течением времени позиция контролирующих ведомств по тому или иному вопросу меняется. Если более поздняя точка зрения не ухудшает положение организации, то от прежних разъяснений следует отказаться. Но если новое письмо влечет за собой доначисление налогов (задним числом) или появление других обязательств (подача уточненной декларации, уплата пеней и т. п.), то обратная сила ему не придается. Изменение разъяснений государственных органов о толковании норм права не повлечет за собой начисление штрафов и пеней за период действия предыдущих разъяснений (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).

Ситуация: обязана ли налоговая инспекция следовать письменным разъяснениям Минфина России, которые адресованы налогоплательщикам

Нет, не обязана.

По общему правилу налоговые инспекции должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Об этом сказано в подпункте 5пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Исходя из буквального толкования этой нормы, налоговые инспекции обязаны следовать любым письмам финансового ведомства по вопросам применения налогового законодательства. Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговые инспекции должны руководствоваться только теми письменными разъяснениями, которые непосредственно адресованы налоговому ведомству (письма Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019от 13 апреля 2010 г. № 03-02-08/22 и ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716).

При этом в письме от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716 ФНС России подтверждает право налоговых инспекций на обжалование судебных решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, – если они направлены налогоплательщикам и отражают позицию, с которой инспекция не согласна. Но предварительно налоговая служба рекомендует инспекциям ознакомиться с арбитражной практикой конкретного региона по аналогичным делам. Если шансы выиграть спор в суде невелики, обжаловать такие решения нецелесообразно.

Разъяснения контролирующих ведомств, обязательные для применения налоговыми инспекциями, представлены на официальном сайте ФНС России и доступны для общего пользования. Руководствоваться этими разъяснениями обязаны налоговые службы всех уровней (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).

Следует отметить, что иногда разъяснения, приведенные в письмах контролирующих ведомств, не соответствуют позиции, отраженной в решениях, постановлениях и письмах ВАС РФ или Верховного суда РФ. В подобных ситуациях Минфин России и налоговая служба признают приоритет высших судебных инстанций. С того момента, как документы ВАС РФ или Верховного суда РФ были официально опубликованы, налоговые инспекции должны руководствоваться именно этими документами. Такие указания были подготовлены финансовым ведомством (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571) и направлены налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097).

<…>

2. ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 18.04.2016 № БС-4-11/6740

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о порядке применения пункта 25статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии со вступившим в силу с 1 января 2015 года пунктом 25 статьи 381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.

Указанные ограничения в части невозможности применения льготы в отношении объектов движимого имущества, полученных, в частности, в результате реорганизации юридических лиц, действуют в случае постановки объектов движимого имущества на баланс в качестве основного средства, т.е. когда соблюдены установленные пунктом 4 положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее – ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, критерии отнесения имущества к основным средствам.

В случае же когда по правилам бухгалтерского учета принимаемое на баланс в результате реорганизации движимое имущество учитывается не в качестве основных средств (например, в случае учета полученного молодняка животных на счете 11 «Животные на выращивании и откорме»), указанное ограничение в части невозможности применения льготы после перевода этого имущества в состав основных средств не действует.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка