Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Какие люди в нашей бухгалтерии!

Подписка
Срочно заберите все!
№24
8 июня 2016 14 просмотров

Предпринимателю позвонили из Центра Занятости и сказали, что он обязан встать к ним на учет, в противном случае будет наложен штраф. Устно ссылаются на ст. 25 закона о занятости. вставать на учет обязательно? если у нас не было: Сокращения численности, неполных рабочих дней или простоя.

Да, обязательно.

Все работодатели (в том числе малые предприятия и индивидуальные предприниматели) обязаны предоставлять в Комитет по труду и занятости населения информацию о предстоящей ликвидации организации, о сокращении численности или штата работников, о введении режима неполного рабочего времени и о приостановке производства.

Но кроме этого службу занятости нужно регулярно уведомлять о наличии вакантных мест, о том, что вакансий нет, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032–1).

Сообщать о вакансиях (или их отсутствии) работодатель должен ежемесячно, не позднее 5-го числа следующего месяца. Сдавать отчет рекомендуется по формам, утвержденным региональными подразделениями Службы занятости, но можно и в свободной. При этом если пропустить срок, или не уведомить службу занятости о вакансиях, возможен штраф до 5 тыс. рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

До того, как подать отчет, следует зарегистрироваться в районном отделе занятости населения по месту регистрации организации в налоговом органе.

Обоснование

Из ситуации Ивана Шкловеца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Можно ли отказать в приеме на работу гражданам, входящим в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест. Организация расположена в г. Москве

<…>

Сведения для службы занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:

  • об имеющихся вакансиях;
  • о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, пунктом 3 части 2 статьи 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.*

Кроме того, в Москве организации, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек, обязаны ежеквартально предоставлять в Центр квотирования рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты по форме № 1-квотирование (ч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90п. 2.9 положения, утвержденногопостановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

  • от 30 000 до 50 000 руб. – для организаций;
  • от 3000 до 5000 руб. – для должностных лиц, например руководителя.

Такие меры ответственности предусмотрены статьей 5 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 и статьей 2.2 Закона от 21 ноября 2007 г. № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 32 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.

ЗАКОН ОТ 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

<…>

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

создания условий для профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан;

привлечения трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации.

2. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

3.1. Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в системе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.*

<…>

5. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

6. Запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

<…>

Из статьи журнала «Трудовые споры» № 8, август 2011
Работодатель и служба занятости: как избежать конфликта

Каждый работодатель сталкивается со специалистами органов службы занятости. Обычно он сам обращается к ним: когда за помощью в поиске новых сотрудников, а когда по обязанности. Но в последнее время все чаще представители службы занятости приходят к работодателям сами – с проверками. С чем связано учащение контрольных мероприятий и какие меры позволят работодателям минимизировать риск быть наказанным, «ТС» обсудили с Ивановой Анной Андреевной, руководителем трудовой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

<…>

– Должны ли филиалы ежемесячно представлять в центр занятости информацию о наличии вакантных мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов?

– Ответ на этот вопрос можно найти в судебной практике. Московский городской суд в своем определении от 18.04.2011 по делу № 33-11385разъяснил, что руководители структурных подразделений выполняют функции работодателей и имеют все необходимые полномочия. Как следствие, на них возлагается обязанность по уведомлению органов службы занятости.

– Каким должно быть содержание обращений работодателей? Какие ошибки они допускают?

– Обращения работодателей должны содержать всю необходимую информацию, которая перечислена в заявлениях. Форма «Сведения о высвобождаемых работниках» для уведомления московских органов службы занятости размещена на интернет-сайте департамента труда и занятости города Москвы. К сожалению, в правовых базах эту форму найти не удастся. Работодателям г. Санкт-Петербурга следует пользоваться формой, утвержденной распоряжением Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 17.09.2010.*

Заполняя обращения в службу занятости, работодатели допускают типичные ошибки – не представляют полные сведения намеренно, по невнимательности или по другим причинам. Но бывают и исключительные случаи. Недавно мы заполняли форму уведомления в отношении организации, подлежащей ликвидации. Поскольку увольнению по соответствующему основанию подлежали все работники компании, включая генерального директора, то последний отказался представить нам сведения об образовании работников, которые необходимо было отразить в уведомлении. Но так как мы не хотели пропускать срок уведомления, а получить недостающие сведения не представлялось возможным, то к уведомлению мы приложили сопроводительное письмо, разъяснив в нем причину незаполнения графы «Образование».

Ответственность за непредоставление сведений установлена КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа. Чаще всего подобные нарушения выявляются в ходе проверок, которые проводят органы службы занятости.*

Здесь также важно помнить о том, что если руководитель компании является временно пребывающим иностранным гражданином и на него налагается любое административное взыскание более двух раз в течение трех лет, то органы исполнительной власти могут запретить ему въезд на территорию России. Вывод: обязанности по представлению информации в госорганы должны быть четко распределены в компании и зафиксированы в приказе. Полагаю, что ответственность за своевременное представление информации в органы службы занятости должны нести работники кадрового отдела.

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 9, 5–11 марта 2013
Служба занятости просит сообщить о вакансиях

Безопаснее срочно сдать (если еще не сдали) отчеты о наличии вакансий в компании в Комитет по труду и занятости населения Петербурга. Как нам стало известно, он намерен передать сведения на всех «молчунов» в прокуратуру и уже начал рассылать компаниям уведомления об этом.

В комитете нам сообщили, что большинство компаний ни разу не сдавали отчет или сообщали только о вакансиях для инвалидов. Между тем надо сообщать обо всех вакансиях ежемесячно (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032–1). Срок — позднее 5-го числа следующего месяца. Если пропустить срок, возможен штраф до 5 тыс. рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). Сдавать отчет в комитете рекомендуют по форме, утвержденной распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 17.09.10 № 244. Но можно и в свободной. Причем сообщать надо как о наличии вакансий, так и о том, что свободных мест нет.*

Больше всего рискуют те компании, которые размещают вакансии в интернете и прессе. Служба занятости их мониторит и выясняет, сообщила компания о размещенной вакансии или нет. Если нет, то данные о работодателе передадут в прокуратуру, поскольку сам комитет не вправе никого штрафовать. Но прокуроры штрафуют не сразу. Сначала требуют устранить нарушения (сообщить о вакансиях). На это отводится месяц. И только если этого не сделать в срок, возможен штраф.

Олег Беляев, корреспондент «УНП»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка