Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики разрешают не платить ЕНВД, если магазин закрылся

Подписка
Срочно заберите все!
№24
8 июня 2016 21 просмотр

По плате за загрязнение окружающей среды и экологическому сбору:1. Вид деятельности "Оказание услуг по ремонту автотранспорта" Есть отходы - масло, автозапчасти, ветошь, автомобильные покрышки, картон, лампы. Должны ли быть паспорта на каждый вид отходов, перечисляется ли плата за загрязнение окружающей среды, какие документы на утилизацию отходов?2. Вид деятельности "Оптовая торговля пивом" Есть отходы - офисный мусор, ветошь, автомобильные покрышки, картон, лампы, упаковка от товара. Должны ли быть паспорта на каждый вид отходов, перечисляется ли плата за загрязнение окружающей среды, какие документы на утилизацию отходов?

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организации, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению. К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Для опасных отходов производства и потребления компания оформляет паспорт. Всего есть пять классов опасности. Градация такая: I – чрезвычайно опасные, II – высокоопасные, III – умеренно опасные, IV – малоопасные, V – практически не опасные. Паспорт нужен только для отходов I–IV классов. Узнать класс опасности мусора можно из каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445. В нем каждому отходу присвоен свой код. Его последняя цифра и будет классом опасности.

Крупные компании разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Малые и средние предприятия от этой обязанности освобождаются. Они сдают отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. В ней компания устанавливает лимиты и в результате может сделать расчет за размещение отходов.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Светланы Губановой, главного специалиста-эксперта отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора

Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), которые ведут в России деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Исключение составляют организации и предприниматели, которые ведут деятельность исключительно на объектах IV категории опасности.

Это следует из пункта 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ,статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632,определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-Опостановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это совершенно разные платежи.

Важно: плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О. В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995.

Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика сборов за негативное воздействие на окружающую среду, организация не должна. Территориальные отделения Росприроднадзора зарегистрируют ее самостоятельно. Единственное – организацию могут попросить заполнить заявление о постановке на учет. Форму такого заявления каждое территориальное отделение Росприроднадзора устанавливает отдельно.

В настоящее время нормативные документы, регулирующие порядок постановки на учет в Росприроднадзоре, отсутствуют. Тем не менее территориальные отделения Росприроднадзора ведут государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. На основании этих сведений учитывают и тех, кто должен вносить плату за загрязнение (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

До издания Минприроды России документа, определяющего порядок учета объектов, применяется приказ Ростехнадзора от 24 ноября 2005 г. № 867. В соответствии с данным приказом, основанием для постановки на учет объектов негативного воздействия является, в частности:
– обращение организации за выдачей разрешения на выбросы вредных веществ;
– включение объекта негативного воздействия в расчет платы за загрязнение окружающей среды;
– упоминание объекта в протоколе об административном правонарушении в сфере экологии или в акте проверки, проведенной территориальным отделением Росприроднадзора.

При постановке организации на учет территориальное отделение Росприроднадзора присвоит ей регистрационный номер, внесет ее в реестр и зафиксирует все необходимые характеристики каждого источника негативного воздействия на окружающую среду.

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы по видам негативного воздействия на окружающую среду.

Обратите внимание: с 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 г. № 02-12-44/17039от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Таким образом, с 2015 года все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены отплаты за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

<…>

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗст. 136 ГК РФ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Но это не обязывает специализированную организацию рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды. Плательщиком сбора все равно будет именно организация, в результате деятельности которой образовались отходы (п. 1 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Аналогичные выводы содержит письмо Росприроднадзора от 29 марта 2016 г. № АА-06-01-36/5099.

Ситуация: нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации – бытовой и офисный мусор

Ответ на этот вопрос зависит от того, какую категорию опасности присвоят объекту негативного воздействия при его регистрации.

Плату за загрязнение окружающей среды должны перечислять все организации и предприниматели, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение сделано для тех, кто ведет деятельность исключительно на объектах IV категории опасности.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Критерии категорий опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029. В частных разъяснениях специалисты Росприроднадзора приходят к выводу, что объекты, на которых образуется только бытовой и офисный мусор, скорее всего, отнесут именно к IV категории. Поэтому вносить плату за загрязнение окружающей среды владельцы таких объектов, скорее всего, не будут.

Важно отметить, что категорию опасности присваивают объекту при его регистрации в государственном реестре (п. 4 ст. 4.2 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Поскольку в настоящее время порядок формирования такого реестра не утвержден, организации не могут зарегистрировать свои объекты негативного воздействия и установить им соответствующие категории опасности. А пока категорий нет, плату за негативное воздействие придется вносить.

Внимание: как только порядок формирования реестра будет утвержден, организации необходимо в течение шести месяцев подать заявку на регистрацию своих объектов

Заявку можно будет подать в электронном виде. Госпошлину при этом платить не нужно (п. 15 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

<…>

Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера», № 7, июль 2015

Экологические платежи и отчетность в обычных офисах

Кто должен отчитываться

Любая компания, которая использует природные ресурсы, платит за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). И система налогообложения организации тут роли не играет. От платы не освобождаются ни упрощенщики, ни вмененщики, ни организации на ОСНО.

Раньше компании не вставали на учет в качестве плательщика за негативное воздействие. Но с 2015 года действуют новые поправки в Закон об охране окружающей среды – статья 69.2 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Теперь объекты с негативным воздействием нужно поставить на учет в течение двух лет (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ). После постановки на учет у каждого объекта появится своя категория. Скорее всего обычные офисы получат четвертую категорию как объекты с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. У них нет источников, которые выбрасывают вредные вещества в воду и атмосферу. Такие организации за негативное воздействие с 2016 года платить не будут (п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ).

Объясню, какие есть виды негативного воздействия на окружающую среду и за что компания должна вносить плату. Есть следующие виды НВОС:

– выброс или сброс загрязняющих веществ в атмосферу или воду;

– размещение отходов производства и потребления.

Конечно, по факту видов негативного воздействия на окружающую среду намного больше. Но сейчас нормативы платы установлены только для этих видов (постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). О них по порядку.

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и сброс воду в основном отчитываются промышленные предприятия. Обычные офисы за такие виды негативного воздействия не платят. Исключение – компании, которые используют автомобили. Машины оказывают негативное воздействие: выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества. При этом не важно, арендует компания автомобиль или он находится в собственности. Платит за загрязнение тот, кто фактически использует объект.

В отношении экоплатежей за вредные выбросы от автотранспорта хочу подчеркнуть следующее. С 2016 года компании за этот вид негативного воздействия платить не будут. Соответствующие поправки уже есть в природоохранном законодательстве. Организации будут платить только за вредные выбросы от стационарных (неподвижных) источников, и экологический сбор за транспорт уйдет в прошлое. Нужные поправки уже внесли в два закона. Но вступают в силу они в разное время:

– в общем Законе об охране окружающей среды только с 2016 года (п. 8 ст. 1п. 3 ст. 12Закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ);

– а в специализированном Законе об охране атмосферного воздуха уже с 2015 года (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ).

Налицо коллизия норм. В то же время Министерство природы России 10 марта 2015 года выпустило письмо № 12–47/5413. Ведомство в нем пишет, что за выбросы вредных веществ от передвижных источников платить не нужно уже с 2015 года. И добавляет, что в ближайшее время откорректирует порядок расчета платы за негативное воздействие. Здесь министерство имеет в виду три документа, которые устанавливают плату.

Первый – пункт 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Второй – приложение 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. И третий – постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219. На мой взгляд, пока эти документы не изменили, в 2015 году за автомобили организациям нужно платить и отчитываться. Платежи за транспорт небольшие, а вот штраф за неуплату довольно существенный. Для организации он может составить от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Перейдем к плате за размещение отходов. Ее вносят организации, в результате деятельности которых образуются отходы производства либо бытовой мусор. А это практически все компании: магазины, парикмахерские, автомастерские, производственные предприятия и т. д. Даже в процессе работы небольшой офисной компании все равно образуются отходы – бумага, картон и прочий бытовой мусор.

Будет компания платить за отходы или нет, зависит от того, что происходит с ними дальше. Допустим, у вас есть договор со специализированной компанией на вывоз мусора. Посмотрите на его условия. А конкретно на то, к кому переходит право собственности на мусор. Если к специализированной компании, то платит за отходы и отчитывается по ним она. Когда в договоре нет оговорки о переходе права собственности, перечислять сбор и сдавать отчет должна ваша компания (письмо Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. № 14–07/6011).

Следующий вариант – аренда офиса. Тут тоже нужно смотреть на договор. Если право собственности на мусор переходит к арендодателю, платит экологический сбор он. Если в договоре это условие отсутствует, за мусор платит арендатор. Ровно такие же разъяснения дает центральный аппарат Росприроднадзора. Информацию можно найти на сайте.

Теперь расскажу о дополнительной экологической документации, которая может понадобиться компании.

Для опасных отходов производства и потребления компания оформляет паспорт.

Всего есть пять классов опасности. Градация такая: I – чрезвычайно опасные, II – высокоопасные, III – умеренно опасные, IV – малоопасные, V – практически не опасные. Так вот, паспорт нужен только для отходов I–IV классов (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Например, канцелярские отходы – бумага и картон – относятся к V классу. Для них паспорт не нужен. А вот люминесцентные лампы – опасный отход из первого класса. Узнать класс опасности мусора можно из каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445. В нем каждому отходу присвоен свой код. Его последняя цифра и будет классом опасности.

Теперь о нормативах образования и лимитах на размещение отходов. Крупные компании разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Малые и средние предприятия от этой обязанности освобождаются. Они сдают отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. В ней компания устанавливает лимиты и в результате может сделать расчет за размещение отходов без применения повышающего коэффициента 5.

Комментарий редакции

Судьи разрешают обычным компаниям не отчитываться за мусор

Большинство судей считают, что компания не должна платить и отчитываться за размещение отходов производства и потребления. Ведь размещение отходов – это их складирование в оборудованных местах (на полигонах) с последующей изоляцией (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Получается, что размещением отходов с точки зрения закона занимаются только специализированные организации. И компания, которая хранит у себя мусор до вывоза на свалку, за размещение отходов платить не должна. По этому вопросу уже успела сложиться устойчивая арбитражная практика: постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08,определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11.

В новой редакции Закона об охране окружающей среды с 2016 года будет написано, что платит за мусор тот, кто отходы произвел (п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ). Но эта поправка все равно не коснется офисов. Ведь они относятся к объектам IV категории и за негативное воздействие не платят. Но категорию компания получит только после постановки на учет, поэтому с этой процедурой лучше не тянуть.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка