Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
8 июня 16 просмотров

Компания (ООО-1) получает от физ. лиц множественные % займы.В свою очередь, кроме коммерческой деятельности, ООО-1 предоставляет другим ООО % займы. Вопрос; Не попадает ли ООО-1 под закон о банковской деятельности?Какие негативные последствия могут ожидать ООО-1?Нужно ли лицензировать эту деятельность?

любая организация, в том числе и не кредитная, вправе предоставлять займы, в том числе и регулярно. Руководствоваться при этом следует положениями Гражданского кодекса РФ, в частности, главой 42 «Заем и кредит».

А поскольку Ваша организация не является банком, выдавать кредиты она не вправе (только займы), но и положения Закона о банковской деятельности на нее не распространяются.

Лицензия на деятельность по выдаче займов не нужна.

Организация, выдающая займы на постоянной основе, должна зарегистрироваться в качестве микрофинансовой организации. Микрофинансовая организация – это юридическое лицо, внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, которое ведет микрофинансовую деятельность. Микрофинансовая организация может быть зарегистрирована в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ.

Микрофинансовая организация может активно выдавать займы (в том числе целевые) другим предприятиям или гражданам, но в сумме не более 1 млн. руб. каждому из заемщиков. Руководствоваться при этом, кроме ГК РФ, нужно будет положениями Закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Для получения статуса микрофинансовой организации и включении юридического лица в реестр микрофинансовых организаций, нужно направить в ЦБ РФ следующие документы:

1. заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанное руководителем юридического лица, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов заявителя;

2. копии учредительных документов юридического лица;

3. копии решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;

4. копии решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в Банк России;

5. сведений об учредителях юридического лица по форме, утвержденной Банком России;

6. сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Еще нужно уведомить о новом виде деятельности налоговый орган, дополнив информацию об организации в ЕГРЮЛ новыми кодами ОКВЭД.

Для этого организации необходимо подать в ближайшее отделение статистики заявление о присвоении кодов (в произвольной форме), с указанием используемого вида деятельности и напротив него – код. После чего нужно уведомить о новых кодах ОКВЭД налоговую инспекцию путем подачи заявления по форме 14001, и, при необходимости, исключить неиспользуемые коды.

На первой странице указываются сведения о юридическом лице, в п. 2 проставляется цифра «1». Далее заполняется лист Н, в п. 1 указываются новые и действующие коды ОКВЭД, в п. 2 - подлежащие исключению. Коды ОКВЭД указываются без расшифровки. После на заявителя заполняется лист «Р».

Заявление следует подать в налоговую инспекцию в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

Обоснование

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить выдачу займа

Заем может выдать, так же как и получить, любая организация или человек, в том числе и предприниматель. Для этого с получателем (заемщиком) оформите договор займа.

Как составить договор займа

Договор займа обязательно составляйте в письменной форме. Это требование не нужно соблюдать, только когда взаймы дает один гражданин другому, а сумма не превышает 1000 руб. В этом случае договор может быть устным. Это следует из положений пункта 1 статьи 808 Гражданского кодекса РФ и абзаца 2 статьи 5 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ.

Заем можно выдать как деньгами, так и имуществом. Предмет займа пропишите в договоре.

Когда заем денежный, то по умолчанию заимодавец вправе рассчитывать на проценты. Их размер также важно установить в договоре. Если этого не сделать, то заемщик должен будет заплатить проценты по ставке банковского процента (ставке рефинансирования), которая действует на дату возврата всего займа или его части. Стороны договорились о беспроцентном займе? Тогда это условие прямо пропишите в договоре. Такие правила установлены пунктом 1 статьи 809 Гражданского кодекса РФ.

Если же заем выдаете имуществом, то он по умолчанию считается беспроцентным. Поэтому, планируя все же получать проценты, обязательно укажите на это в договоре и обозначьте их размер (абз. 3 п. 3 ст. 809 ГК РФ).

Что еще важно: по займу, для которого предусмотрены проценты, укажите, как и когда их надо платить. Если этого не сделать, то заемщик должен будет выплачивать проценты ежемесячно, пока полностью не погасит долг (п. 2 ст. 809 ГК РФ).

Когда договор вступает в силу

Договор займа вступает в силу, как только заемщик получит по нему деньги или другое имущество. А пока этого не произошло, договор не считается заключенным. Даже если его подписали обе стороны. Как это влияет на учет? Именно в день передачи заемных средств у контрагента возникает обязательство вернуть долг. И именно на эту дату заимодавцу надо отразить дебиторскую задолженность.

При этом общая сумма займа, прописанная в договоре, не столь важна. Большее значение имеет то, сколько в действительности передали заемщику. Скажем, в договоре указана сумма займа 10 000 руб., но заемщик получил лишь 5000 руб. Значит, только на сумму 5000 руб. возникает долг и обязательство его вернуть (вместе с процентами, если они были предусмотрены). Это следует из положенийстатьи 425 и абзаца 2 пункта 1 статьи 807 Гражданского кодекса РФ.

Расчеты по займу

Заемщик обязан погасить долг в тот срок и в том порядке, которые указаны в договоре. Если же срок возврата не установлен, то должник должен вернуть заем не позднее чем через 30 дней после того, как этого потребует заимодавец. Об этом сказано в пункте 1 статьи 810 Гражданского кодекса РФ.

Ситуация: как рассчитать 30-дневный срок возврата займа по бессрочному договору – в календарных днях или рабочих

Срок возврата определяйте в календарных днях.

Именно в календарных днях, а не в рабочих, согласно Гражданскому кодексу, исчисляются сроки. При этом срок надо отсчитывать со дня, следующего за той датой, когда организация предъявила требование вернуть заем. Если последний день, когда должник обязан окончательно рассчитаться, приходится на нерабочий, то такой срок переносится на ближайший следующий рабочий день. Это установлено в статьях 190,191 и 193 Гражданского кодекса РФ.

По денежному займу можно рассчитываться и в наличном, и в безналичном порядке (п. 1 ст. 807 ГК РФ). Однако через банк вести расчеты проще, ведь тогда не придется соблюдать установленные лимиты расчетов наличными.

Должник может погасить заем и досрочно. Но если были предусмотрены проценты, то закрыть долг раньше срока можно только с согласия заимодавца. Когда же заем беспроцентный, такого разрешения не потребуется. Данный порядок установлен пунктом 2 статьи 810 Гражданского кодекса РФ.

Заем выдавали сотруднику? Тогда сумму основного долга и проценты можно удержать из его зарплаты. Но не более 20 процентов за месяц. Такое ограничение установлено статьей 138Трудового кодекса РФ.

Выдав заем наличными, составьте расходный кассовый ордер по форме № КО-2. При возврате займа и процентов составьте приходный кассовый ордер по форме № КО-1. Формы этих кассовых документов утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Применять их обязательно.

Если же расчеты по займу будут безналичными, то перечисленные суммы будут значиться в платежных поручениях по форме № 0401060.

Ситуация: нужно ли выбивать чек ККТ, выдавая денежные займы и получая проценты по ним наличными

Нет, не нужно.

Выбивать чек ККТ надо лишь при наличных расчетах за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Выдача или возврат денежных займов и процентов по ним реализацией не является (постановление Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. № 3009/04). Поэтому для таких операций применять ККТ не нужно. С этим выводом согласны и контролирующие ведомства (письма Минфина России от 10 мая 2011 г. № 03-01-15/3-51 и ФНС России от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303).

<…>

Ограничения при расчетах

Заемные деньги можно выдать наличными или же перевести на банковский счет заемщика. Выбирайте второй вариант, когда речь идет о крупной сумме займа. Дело в том, что наличными можно выдать не более 100 000 руб. по одному договору. Такое ограничение содержится в пунктах 4и 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Внимание: выдавая заем наличными, соблюдайте установленный лимит расчетов, иначе будете оштрафованы.

Максимальный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. Данный лимит действует в отношении расчетов по одному договору:
– между организациями;
– между организацией и предпринимателем;
– между предпринимателями.

Об этом сказано в пункте 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

За нарушение этого ограничения предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа составляет:
– для руководителя – от 4000 до 5000 руб.;
– для организации – от 40 000 до 50 000 руб.

Такое наказание предусмотрено в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ситуация: можно ли выдать сотруднику (или другому гражданину) заем наличными на сумму более 100 000 руб.

Да, можно.

Лимит расчетов наличными распространяется только на договоры, которые заключены с другими организациями или предпринимателями (п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). Предельный размер наличных расчетов между организациями и гражданами, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, не установлен (п. 5 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). Поэтому в качестве займа можно выдать человеку любую сумму наличных. Единственное условие – расходовать наличные, поступившие за проданные товары (работы, услуги), а также в качестве страховых премий, на выдачу займа нельзя (п. 2 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). В данном случае поступайте следующим образом. Сначала сдайте выручку в банк, а затем снимите ее со счета и через кассу выдайте заем. Такой порядок следует из пункта 4Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Перечисляя заем в безналичной форме, тоже стоит учитывать определенный лимит – 600 000 руб. Если сумма перевода не превышает эту величину, то вопросов у сотрудников банка не возникнет. Когда же сумма больше 600 000 руб., будьте готовы представить в банк документы по такой сделке. Дело в том, что о столь крупных займах банкиры обязаны уведомлять Росфинмониторинг, если:

  • заем беспроцентный;
  • заем выдан или получен лицом, зарегистрированным или находящимся (проживающим) в государстве либо на территории, где не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Либо если эти деньги движутся по счетам в банках, зарегистрированных в указанных странах или на территориях;
  • заем перечислен на анонимный счет за границу или получен с такого счета;
  • участник сделки – организация, которая существует менее трех месяцев;
  • помимо операций по выдаче (получению) займа, других движений по счету участника сделки не было.

Это следует из статьи 6 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ и подтверждается вписьме ЦБ РФ от 11 апреля 2006 г. № 12-1-3/804.

Ситуация: когда для выдачи займа нужно разрешение участников (учредителей, акционеров)

Такое разрешение необходимо получить, если в долг выдается крупная сумма или же сделка по критериям относится к сделкам с заинтересованными лицами.

Так, крупной считается сумма, которая равна или превышает 25 процентов стоимости активов организации на последнюю отчетную дату. Это следует из положений пунктов 13 и 4 статьи 46 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Перечень же тех, кто может быть заинтересован в совершении сделки, определенпунктом 1 статьи 81 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и пунктом 1 статьи 45 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. Например, сделкой с заинтересованностью будет выдача займа супругу, родителям или детям руководителя организации. Сумма займа при этом роли не играет.

В обоих случаях, если разрешения участников (учредителей, акционеров) не будет, договор займа может быть признан недействительным. Это прямо установлено впункте 5 статьи 45, пункте 5 статьи 46 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, а также впункте 6 статьи 79 и статье 84 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Решение о предоставлении займа принимает:

  • общее собрание или единолично единственный участник ООО;
  • общее собрание акционеров АО;
  • совет директоров или наблюдательный совет некоммерческой организации.

Это следует из положений подпункта 9 пункта 2.1 статьи 32, статьи 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, пункта 3 статьи 47, статей 79 и 83 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

<…>

Из рекомендации Владислава Кузнецова, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр», Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидата юридических наук.

Как внести изменения в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ


Изменения в ЕГРЮЛ нужно вносить, когда меняются какие-то из сведений об организации. Те, которые обязательно заносить в реестр. В частности, вносить изменения потребуется, если меняется единоличный исполнительный орган (далее – директор), сведения об участниках (например, меняется состав или кто-то из них выходит из общества) или же у организации появляются новые виды экономической деятельности.

Порядок внесения изменений одинаков для всех сведений из ЕГРЮЛ, кроме информации об участниках общества. В последнем случае действуют специальные правила.

Ситуация: обязано ли ООО внести изменения в ЕГРЮЛ в связи с введением в действие новых кодов по ОКВЭД с 1 января 2017 года

Нет, не обязано, если сама деятельность общества остается прежней.

С 1 января 2017 года все организации и индивидуальные предприниматели при регистрации должны указывать новые коды видов экономической деятельности.

31 января 2014 года Росстандарт утвердил новый общероссийский классификатор видов экономической деятельности – ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2).

Изначально предполагалось, что новый классификатор (ОКВЭД 2) будет применяться:

  • по желанию – с 1 января 2014 года до 1 января 2015 года (так называемый переходный период);
  • в обязательном порядке – с 1 января 2015 года.

Однако Росстандарт продлил срок действия переходного периода:

Таким образом, ОКВЭД 2 становится обязательным с 1 января 2017 года. С этой же даты перестает действовать старый классификатор – ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).

Вместе с тем, законодательство не содержит ответа на вопрос, нужно ли к 1 января 2017 года (или после этого) вносить изменения в ЕГРЮЛ, если:

  • в реестре указаны старые коды видов экономической деятельности ООО и при этом
  • общество не намерено менять свою деятельность.

Другими словами, законодательство не поясняет, необходимо ли «перекодировать» виды деятельности по ОКВЭД 2.

Разъяснения дала лишь ФНС России. Она планирует «без участия юридических лиц обеспечить внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о видах экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014» (письма от 7 августа 2014 г. № НД-3-14/2624,от 18 августа 2014 г. № СА-4-14/16465). В то же время эти письма не носят нормативного характера. поскольку

Таким образом, обществу стоит придерживаться следующей логики. Вносить изменения в ЕГРЮЛ в связи с новыми кодами по ОКВЭД 2 не нужно,:

  • закон такую обязанность не предусматривает;
  • ФНС России в своих письмах разъяснила, что налоговые органы самостоятельно внесут в ЕГРЮЛ необходимые сведения о новых кодах по ОКВЭД 2.

Ситуация: обязано ли ООО внести в ЕГРЮЛ сведения о кодах ОКВЭД, если реестр их не содержит

Закон такой обязанности не устанавливает, однако лучше это сделать, особенно если ООО – получатель бюджетных средств.

Ситуация, когда ЕГРЮЛ не содержит информации о кодах ОКВЭД, характерна для обществ, которые:

  • созданы до 1 января 2004 года и
  • до сих пор не внесли в ЕГРЮЛ сведения о кодах ОКВЭД.

Ранее в ЕГРЮЛ не требовалось включать коды ОКВЭД. Такая обязанность появилась с 1 января 2004 года (п. 1 ст. 6ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Причем распространялась она лишь на те организации, которые регистрировались после указанной даты. Компаниям, созданным до 1 января, вносить в реестр сведения о кодах ОКВЭД было не обязательно. В частности, ФНС России пояснила: «...законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ и ЕГРИП» (письмо от 26 сентября 2005 г. № ВЕ-6-09/795@ «О проведении регистрирующими органами разъяснительных мероприятий о необходимости дополнения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведениями о кодах по ОКВЭД»).

В то же время организации, созданные до 1 января, могли по своей инициативе указать в реестре коды ОКВЭД. Многие компании воспользовались такой возможностью.

Вместе с тем, в настоящий момент еще есть юридические лица, в отношении которых ЕГРЮЛ не содержит сведений о кодах ОКВЭД.

С осени 2015 года в адрес таких обществ стали приходить письма от налоговых инспекций с указаниями (просьбами, рекомендациями) внести сведения о кодах ОКВЭД в ЕГРЮЛ.

Обществу, получившему такое письмо, имеет смысл исходить из того, что указать в реестре коды ОКВЭД все-таки нужно. Другой вопрос – как срочно это надо сделать.

Сведения стоит внести в максимально короткий срок

Это важно сделать, если ООО:

  • получает субсидии либо бюджетные инвестиции и (или)
  • имеет лицевые счета в финансовых органах.

С 1 января 2016 года такое общество сможет получать средства из бюджета только в том случае, если его включат в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее – Сводный реестр). Обязательные сведения Сводного реестра – коды ОКВЭД (п. 9 приложения 2 к Порядку формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утв. приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н).

Следовательно, отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД приведет к тому, что общество не включат в Сводный реестр, а значит, оно не получит бюджетных средств.

Чтобы этого не случилось, нужно в максимально короткий срок подать в инспекцию заявление поформе № Р14001 с указанием в листе Н кодов ОКВЭД. Причем коды надо указать по старому классификатору.

Сведения можно внести несрочно

Если ООО не является получателем бюджетных средств, сведения о кодах ОКВЭД все равно стоит включить в ЕГРЮЛ.

Во-первых, это поможет снизить риск недопонимания и споров с контрагентами или иными участниками гражданского оборота.

Сведения из ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными (п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации). Это означает, что любое лицо (в т. ч. потенциальный контрагент) может ознакомиться с ними, запросив выписку из реестра.

Не исключено, что отсутствие сведений о кодах ОКВЭД вызовет у контрагента те или иные сомнения в отношении ООО. В итоге из-за неполноты реестровой выписки у общества может сорваться важная сделка.

Во-вторых, это уменьшит риск споров с налоговой инспекцией.

В качестве причин, по которым нужно внести изменения в ЕГРЮЛ, налоговые инспекции в своих письмах иногда указывают следующее:

  1. «В отношении юридических лиц, в сведениях ЕГРЮЛ о которых отсутствуют коды ОКВЭД, налоговыми органами будет рассмотрен вопрос о возможности исключения данных юридических лиц из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1» Закона о государственной регистрации;
  2. «Непредставление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ)».

Сами эти доводы весьма сомнительны.

Так, в пункте 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации приведены конкретные основания, по которым общество могут исключить из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Среди них нет ни слова об отсутствии в реестре сведений о кодах ОКВЭД.

Административная ответственность может наступить в случае, если организация нарушила установленную законом обязанность по представлению сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Вместе с тем, законодательство не обязывает компании, в отношении которых ЕГРЮЛ не содержит сведений о кодах ОКВЭД, обращаться в инспекцию для их внесения.

Но, несмотря на сомнительность приведенных доводов, полностью все же не исключено, что у общества не возникнет проблем при взаимодействии с инспекцией. В частности, риск того, что инспекция попытается убрать сведения об ООО из реестра или оштрафовать общество, все-таки останется. Впрочем, такое решение инспекции, скорее всего, удастся успешно оспорить в суде. Однако лучше постараться заранее обезопасить себя от споров с инспекцией.

Однако, поскольку в такой ситуации изменения в ЕГРЮЛ не обязательно вносить в максимально короткий срок, ООО может выбрать следующую тактику: указать коды ОКВЭД одновременно с другими изменениями, которые потребуется внести в ЕГРЮЛ в ближайшее время. Например, если в обществе произойдет смена директора, в любом случае в реестр придется вносить сведения о новом руководителе. Вместе с ними стоит внести и сведения о кодах ОКВЭД.

Самостоятельно вносить изменения в ЕГРЮЛ при изменении паспортных данных участников или директора не нужно. Налоговые инспекции сами обязаны отслеживать изменения паспортных данных участников и руководителей организаций и вносить соответствующие изменения в реестр (абз. 5 п. 4 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

При этом лучше периодически проверять по выпискам из ЕГРЮЛ актуальность паспортных данных, содержащихся в реестре. Нельзя исключать, что сведения об изменении паспортных данных могут не поступить в налоговую инспекцию, например, по техническим причинам. А когда реестр содержит неактуальные данные, могут возникнуть сложности при открытии банковского счета или в работе с контрагентами.

Ситуация: какие сведения об ООО содержатся в ЕГРЮЛ

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения об ООО (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)).

1. Наименование.

2. Организационно-правовая форма («общество с ограниченной ответственностью»).

3. Юридический адрес ООО. При наличии управляющего (управляющей организации) указывается также местожительство управляющего (местонахождение управляющей организации).

4. Способ образования ООО (создание или реорганизация).

5. Размер уставного капитала.

6. Сведения о филиалах и представительствах ООО.

7. Сведения об учредителях (участниках) ООО, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

8. Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО (т. е. директора), а также паспортные данные и ИНН такого лица.

9. Коды видов экономической деятельности.

10. ИНН, КПП и дата постановки ООО на учет в налоговом органе.

11. Номер и дата регистрации ООО в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ.

12. Дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО.

13. Сведения о лицензиях, полученных ООО.

14. Способ прекращения ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

15. Сведения о правопреемстве ООО (указывается в определенных случаях в соответствии сподп. «ж» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

16. Сведения о том, что ООО находится в процессе ликвидации или реорганизации.

Кроме того, в реестре хранятся подлинники учредительных документов общества.

Сведения, указанные в пунктах 1–5, содержатся также в учредительных документах ООО. Изменение таких сведений нужно проводить в порядке внесения изменений в учредительные документы.

Общий порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, необходимо подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 22 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

Подпись заявителя на заявлении нужно заверить у нотариуса. Исключение составляет ситуация, когда заявление направляют в инспекцию в форме электронного документа (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации,п. 38 Административного регламента).

Порядок подачи заявления в регистрирующий орган тот же, когда вносят изменения в учредительные документы и при первичной регистрации ООО.

Ситуация: кто должен подписать заявление о внесении изменений в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Во всех случаях внесения изменений в ЕГРЮЛ заявителем является директор ООО. Исключение составляют случаи, когда изменения вносятся в связи с продажей доли с использованием преимущественного права или отчуждением доли по сделке, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению. В таких случаях заявителем является продавец доли либо (в отдельных случаях) нотариус.

При смене генерального директора стоит приложить к заявлению, подаваемому на регистрацию, решение единственного участника ООО (протокол общего собрания участников ООО), которым оформлена смена директора. Представлять данный документ на регистрацию не обязательно, но это уменьшит вероятность отказа.

При внесении изменений в ЕГРЮЛ без изменения устава госпошлину платить не нужно.

Процедура проведения государственной регистрации детально описана в Административном регламентепредоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Внимание: документы в налоговую инспекцию необходимо представить в установленный срок.

В течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

За неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности (а также сообщение недостоверных сведений) на генерального директора может быть наложен штраф в размере 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Заявление в налоговую инспекцию можно представить любым из следующих способов:

1) непосредственно в налоговый орган – лично заявителем (генеральным директором или иным лицом, действующим от имени общества без доверенности) либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому нужно приложить к документам такую доверенность или ее копию, заверенную нотариусом;

2) в многофункциональный центр – лично заявителем или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому нужно приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

3) по почте – почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

4) через нотариуса, заверившего подпись на заявлении о регистрации;

5) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

– через сайт ФНС России с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию»;

– через единый портал государственных и муниципальных услуг (ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пункте 37Административного регламента.

Правила подачи документов через нотариуса приведены также в статье 86.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1(далее – Основы законодательства о нотариате).

Порядок оформления и представления электронных документов утвержден приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@.

В течение пяти дней с момента получения заявления инспекция вносит соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 8п. 3 ст. 18 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Не позднее одного рабочего дня с момента такого внесения инспекция выдает обществу документ, подтверждающий факт регистрации, – лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 15п. 86–90Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этими документами выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

<…>

Закон от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

<…>

«Статья 5. Приобретение статуса микрофинансовой организации

1. Юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

2. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.

3. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.*

4. Сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр микрофинансовых организаций в течение четырнадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом в уполномоченный орган следующих документов и сведений:

1) заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанного руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом (далее - заявитель), с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов заявителя;

2) утратил силу с 1 июля 2011 года;

3) копии учредительных документов юридического лица;

4) копии решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;

5) копии решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в уполномоченный орган;

6) сведений об учредителях юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом;

7) сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

8) выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя - иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями).

<…>

10. Юридическое лицо, включенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, обязано информировать уполномоченный орган об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение тридцати дней со дня государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.

<…>

Статья 8. Основные условия предоставления микрозаймов микрофинансовыми организациями

1. Микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.

2. Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

3. Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

1) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;

2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;

3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.*

4. Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением микрофинансовой организации права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля.

5. Правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма. В случае установления в правилах предоставления микрозаймов условий, противоречащих условиям договора микрозайма, заключенного с заемщиком, применяются положения договора микрозайма.

<…>

Статья 12. Ограничения деятельности микрофинансовой организации

Микрофинансовая организация не вправе:

1) привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

а) являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;

б) предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме одного миллиона пятисот тысяч рублей или более по одному договору займа с одним займодавцем;

2) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;

3) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на десять и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период. Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей (членов, участников, акционеров);

4) выдавать займы в иностранной валюте;

5) в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;

6) применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;

7) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

8) выдавать заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей*».

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» №34, 18–24 сентября 2012

Любая компания вправе кредитовать своих работников

«…У нас открытое акционерное общество. Наша основная деятельность — производство строительных материалов. В штате около 300 сотрудников. Некоторым работникам по их просьбе выдаем займы. Сторонних специалистов кредитовать не планируем. Надо ли нам зарегистрироваться в качестве микрофинансовой организации?..»

— Из письма главного бухгалтера Татьяны Заварухиной, г. Санкт-Петербург

Нет, Татьяна, не надо.

Компании вправе выдавать займы работникам на основании Гражданского кодекса. Для этого компании не надо получать статус микрофинансовой организации. Такого требования в кодексе нет. Подобной нормы не содержит и закон, который регулирует деятельность микрофинансовых организаций (Федеральный закон от 02.07.10 № 151-ФЗ).

На практике иногда возникают споры, если компания выдает займы систематически не только работникам, но и другим «физикам». Причем компания открыто рекламирует свои услуги по кредитованию. Если компания не зарегистрирована как микрофинансовая организация, Федеральная служба по финансовым рынкам штрафует ее до 30 000 рублей по статье 15.26.1 КоАП РФ. В вашем регионе практика не сложилась. Но в других штраф удается оспорить, так как в КоАП РФ прописана ответственность только для компаний со статусом микрофинансовой организации (решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.12 № А40-7190/12-154-71). Но чтобы не рисковать, займы безопасно выдавать только работникам.*

Александр Неверов, эксперт «УНП»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка