Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Где вам помогут выбрать онлайн‑кассу и модернизировать старую

Подписка
Срочно заберите все!
№23
14 июня 1 просмотр

Получили извещение о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки, которое состоится 21.07.2016г. Но у нас проходила доп. проверка, мы не должны были получить решение о завершении дополнительной налоговой проверки и акт по дополнительным мероприятиям? Налоговые инспекторы нам сказали, что мы можем лишь ознакомиться с материалами доп. проверки, между тем в извещении о рассмотрении материалов налоговой проверки указано, что мы имеем право, цитирую:- В соответствии со ст. 101 НК РФ лицо в отношении, которого проводилась налоговая проверка, вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течении срока, предусмотренного для предоставления письменных возражений на основании п. 6 ст. 100 НК РФ, не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, при подаче таким лицом заявления. Если они не дают нам акт или результаты доп. проверки на основании и ссылаясь на какие пункты мы будем возражать? И правда, что для подачи возражений на доп. проверку отводится 10 дней, а не месяц?

Отдельного решения о завершении дополнительных мероприятий налоговой проверки и акта по итогам дополнительных мероприятий не оформляется. Решение требуется только для назначения такой проверки.

Организация должна быть извещена о времени и месте повторного рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ, пункт 38 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). Если инспекция не уведомила организацию о повторном рассмотрении материалов проверки, ее действия можно обжаловать.

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (истребованные документы, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов) приобщаются к уже имеющимся материалам налоговой проверки, и руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает их повторно (п. 1 ст. 101 НК РФ). Налогоплательщик также вправе ознакомится с ними.

Сделать это можно в те же сроки, которые установлены для представления возражений:

Чтобы ознакомиться с материалами, нужно обратится в инспекцию с заявлением. В течение 2 рабочих дней после его подачи инспекция обязана обеспечить визуальный осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий с материалов. После ознакомления с материалами будет составлен протокол.

Нарушения, выявленные в рамках дополнительных мероприятий, могут быть предъявлены организации по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

На рассмотрение материалов проверки и принятие окончательного решения руководителю инспекции (его заместителю) отводится 10 рабочих дней (п. 1 ст. 101п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

При этом для подачи возражений по дополнительной проверке действительно отводится 10 дней, а не 1 месяц.

Если организация будет оспаривать нарушение инспекции существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, ей нужно ссылаться на положения абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Такого нарушения достаточно, чтобы вышестоящая налоговая инспекция или суд отменили решение по налоговой проверке.

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как оформляется решение по результатам налоговой проверки


Если в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной) инспекция не выявила нарушений налогового законодательства, то решение по проверке не оформляется (п. 1 ст. 101 НК РФписьмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299).

В противном случае после окончания месячного срока (который отведен организации на подачу возражений по акту) руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть все имеющиеся материалы налоговой проверки и на их основе принять окончательное решение по проверке (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Инспекция рассмотрит:

По итогам рассмотрения руководитель инспекции (его заместитель) в 10-дневный срок выносит либо окончательное решение по проверке, либо решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Об этом написано в пункте 1 статьи 101 и пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок действует в отношении налоговых проверок, которые завершены 3 июня 2016 года и позднее. Если проверка закончилась до 3 июня, то действует порядок, установленный прежней редакцией статьи 101 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в пунктах 4–5 статьи 2 Закона от 1 мая 2016 г. № 130-ФЗ.

Срок рассмотрения материалов проверки

На рассмотрение материалов проверки и принятие окончательного решения руководителю инспекции (его заместителю) отводится 10 рабочих дней (п. 1 ст. 101п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). Перечень конкретных случаев, в которых указанный срок может быть продлен, налоговым законодательством не установлен. Решение о таком продлении руководитель инспекции (его заместитель) принимает по своему усмотрению. Например, срок может быть продлен, если в ходе рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) возникнет необходимость в проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.Форма решения о продлении срока рекомендована приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам налоговой проверки, если инспекция приняла его с нарушением сроков

Да, можно, если из-за нарушения сроков организация была лишена возможности подготовить и подать возражения по акту.

По общему правилу решение по налоговой проверке руководитель инспекции (его заместитель) должен принять в течение 10 рабочих дней после окончания месячного срока, отведенного организации на подачу возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101п. 6 ст. 100п. 6 ст. 6.1 НК РФ). По усмотрению инспекции 10-дневный срок на рассмотрение материалов и принятие решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Принятие решения с опозданием к указанным нарушениям не относится, поэтому само по себе такое нарушение не может повлечь за собой отмены решения по проверке.

Вместе с тем, досрочное принятие решения (до истечения месячного срока, отведенного организации на подачу возражений по акту) может стать основанием для отмены решения по проверке. В такой ситуации инспекция самовольно ограничивает время организации на подготовку ее возражений по акту, то есть не обеспечивает ей возможности давать пояснения в том порядке, который предусмотрен Налоговым кодексом РФ. Наличие такого нарушения может стать основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 29 апреля 2009 г. № ВАС-4913/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23 января 2009 г. № А32-4732/2008-13/76Поволжского округа от 25 июня 2012 г. № А12-23020/2011, Московского округа от 29 декабря 2010 г. № КА-А40/16633-10от 23 января 2009 г. № КА-А41/12979-08от 23 января 2009 г. № КА-А40/12029-08, Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2012 г. № А78-9055/2009от 23 апреля 2008 г. № А33-10332/2007-Ф02-1056/2008).

В то же время некоторые суды признают: досрочное принятие решений, в которых возражения организаций были учтены, не нарушает требования статьи 101 Налогового кодекса РФ и не может быть самостоятельным основанием для их отмены (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10 октября 2012 г. № А25-789/2011Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2008 г. № А33-476/08-Ф02-5025/08).

Участие в рассмотрении материалов проверки

Прежде чем рассматривать материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля и принимать по ним окончательное решение, руководитель инспекции (его заместитель) должен обеспечить организации возможность поучаствовать в таком рассмотрении и дать свои пояснения (абз. 2 п. 2абз. 2 п. 14ст. 101 НК РФ). Такой порядок является существенным условием процедуры рассмотрения материалов, нарушение которого может стать основанием для отмены решения по проверке (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Организация (ее представитель) вправе ознакомиться с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Сделать это можно в те же сроки, которые установлены для представления возражений:

  • месячного срока в отношении материалов налоговой проверки;
  • 10-дневного срока в отношении материалов дополнительных мероприятий налогового контроля.
    • акт налоговой проверки;
    • документы, истребованные у организации или ее контрагентов;
    • письменные возражения организации на акт;
    • протокол осмотра помещений и т. д.
  • месячного срока в отношении материалов налоговой проверки;
  • 10-дневного срока в отношении материалов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Чтобы ознакомиться с материалами, обратитесь в инспекцию с заявлением. В течение двух рабочих дней после его подачи инспекция обязана обеспечить визуальный осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий с материалов. После ознакомления с материалами будет составлен протокол.

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Инспекция обязана известить организацию о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ). Причем сделать это она должна так, чтобы факт извещения организации был подтвержден (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Для этого одновременно с актом налоговой проверки инспекция должна вручить представителю организации под подпись извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Если невозможно вручить извещение лично представителю организации, инспекция направит его заказным письмом с уведомлением о вручении по двум адресам: по местонахождению организации и по месту жительства ее руководителя. Кроме того, по месту жительства руководителя организации инспекция может направить телеграмму с указанием времени и места рассмотрения материалов налоговой проверки. После того как в инспекцию поступит уведомление о вручении письма или телеграммы адресату, требования об извещении организации о месте и времени рассмотрения материалов проверки инспекция сочтет исполненными.

Такой порядок подтверждается пунктом 7.4 письма ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам налоговой проверки, если инспекция не сообщила (сообщила ненадлежащим образом) организации о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки

Да, можно.

Если инспекция не сообщит организации о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (или сообщит ненадлежащим образом), то тем самым она нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Такого нарушения достаточно, чтобы вышестоящая налоговая инспекция или суд отменили решение по налоговой проверке. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. № 12566/07, определения ВАС РФ от 14 сентября 2015 г. № 308-КГ15-8959, от 25 марта 2010 г. № ВАС-3193/10от 28 октября 2009 г. № ВАС-13623/09от 18 августа 2009 г. № ВАС-10156/09от 14 августа 2009 г. № ВАС-10136/09от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5383/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 8 апреля 2015 г. № А32-33119/2013от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Северо-Западного округа от 4 марта 2010 г. № А56-27675/2009от 15 декабря 2009 г. № А66-7217/2008, Московского округа от 25 ноября 2009 г. № КА-А41/12390-09от 2 октября 2009 г. № КА-А40/9865-09от 29 июня 2009 г. № КА-А40/5864-09Волго-Вятского округа от 15 декабря 2008 г. № А82-2505/2008-99 и Уральского округа от 25 сентября 2007 г. № Ф09-7784/07-С1).

Организация, получив сообщение из инспекции о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе участвовать в таком рассмотрении через своих законных или уполномоченных представителей (п. 2 ст. 101п. 1 ст. 26 НК РФ). Кроме того, организация вправе заранее ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Для этого надо подать в инспекцию соответствующее заявление. Контролеры обязаны предоставить доступ к запрашиваемым материалам не позже чем за два рабочих дня до того, как они начнут их рассматривать. Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: сколько представителей со стороны организации может участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки

Любое количество представителей по усмотрению организации.

Налоговое законодательство не ограничивает количество представителей со стороны организации, которые могут участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ). Главное, чтобы все они имели либо законные права представлять интересы организации (для законных представителей), либо были уполномочены на это соответствующими доверенностями от руководителя организации (для уполномоченных представителей) (п. 1 ст. 26 НК РФ).

В случае неявки представителей организации на рассмотрение материалов налоговой проверки руководитель инспекции (его заместитель) должен проверить, была ли организация надлежащим образом извещена об этом мероприятии (подп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Если организация была надлежащим образом извещена, и, по мнению руководителя инспекции (его заместителя), участие представителей организации для принятия окончательного решения по проверке не требуется, то рассмотрение материалов продолжится в общем порядке (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Если организация не была надлежащим образом извещена, то рассмотрение материалов будет перенесено на более поздний срок. То же самое случится, если организация была извещена, но, по мнению руководителя инспекции (его заместителя), участие ее представителей для принятия окончательного решения по проверке является обязательным. Руководитель инспекции (его заместитель) вынесет отдельное решение, в котором укажет новые время и место рассмотрения материалов. Это следует из положений подпункта 5 пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Инспекция должна известить организацию о принятии такого решения и о новых времени и месте рассмотрения материалов в общем порядке (абз. 12 п. 2 ст. 101 НК РФ).

В случае явки представителей организации на рассмотрение материалов налоговой проверки руководитель инспекции (его заместитель) должен проверить их полномочия и разъяснить им их права и обязанности (подп. п. 34 п. 3 ст. 101 НК РФ).

В ходе рассмотрения материалов руководитель инспекции (его заместитель) может огласить акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы, например письменные возражения организации на акт. Если организация не подавала письменных возражений на акт, то это не лишает ее возможности давать объяснения по ходу рассмотрения материалов. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

При рассмотрении материалов налоговой проверки руководитель инспекции (его заместитель) исследует все представленные доказательства (например, документы, истребованные в ходе проверки у организации или ее контрагентов, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов). Также в качестве доказательств могут быть использованы документы, представленные организацией в ходе предыдущих налоговых проверок. При этом не допускается использование доказательств, которые были получены инспекцией с нарушением Налогового кодекса РФ. Например, если осмотр помещений организации был проведен без участия понятых, то протокол этого осмотра не может быть использован в качестве доказательства. Исключением из правила являются документы и другая информация (например, возражения на акт), которые организация подала в инспекцию с нарушением сроков, установленных в Налоговом кодексе РФ. Указанные документы (информация), несмотря на нарушение сроков подачи, могут быть использованы инспекцией в качестве доказательств. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам налоговой проверки, если оно основано на доказательствах, которые были получены с нарушением Налогового кодекса РФ

Да, можно.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

При принятии решения не допускается использование доказательств, которые были получены инспекцией с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). В частности, не признаются доказательством сведения, полученные от правоохранительных органов, но не подтвержденные материалами налоговой проверки. Если решение инспекции основано на доказательствах, полученных с отступлением от норм Налогового кодекса РФ, суд может признать его недействительным и отменить. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 14 ноября 2007 г. № 14266/07, постановления ФАС Поволжского округа от 21 октября 2010 г. № А49-9241/2009Центрального округа от 3 августа 2007 г. № А14-13603-206/467/24Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007,Западно-Сибирского округа от 16 марта 2006 г. № Ф04-2374/2006(20768-А46-23)).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать:

Для получения дополнительных разъяснений руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки:

Привлечение указанных лиц к рассмотрению материалов проверки должно быть оформлено отдельным решением. Форма такого решения не утверждена, поэтому руководитель инспекции (его заместитель) оформляет его в произвольной форме.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если обеспечить явку свидетеля, эксперта или специалиста в процессе первичного рассмотрения материалов не удастся, то руководитель инспекции (его заместитель) может перенести рассмотрение материалов на более поздний срок в общем порядке (подп. п. 25 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

<…>

Если руководитель инспекции (его заместитель) назначает мероприятия дополнительного налогового контроля, то он должен оформить отдельное решение. Его форма утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В решении о назначении дополнительных мероприятий руководитель инспекции (его заместитель) указывает:

  • конкретные мероприятия (допрос, экспертиза, истребование документов);
  • обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения;
  • конкретный срок, в который они должны быть проведены.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Все мероприятия дополнительного контроля должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом указанный срок не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц). Это необходимо, чтобы руководитель инспекции (его заместитель) мог выполнить требование пункта 1статьи 101 Налогового кодекса РФ, то есть вынести решение по результатам налоговой проверки в строго ограниченный законодательством срок (п. 1 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14).

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (истребованные документы, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов) приобщаются к уже имеющимся материалам налоговой проверки, и руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает их повторно (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В течение 10 рабочих дней после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля организация вправе представить в инспекцию возражения по их результатам. Последний день проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция должна указать в решении.

Об этом сказано в пункте 6.1 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В течение следующих 10 рабочих дней руководитель инспекции (его заместитель) выносит окончательное решение по налоговой проверке. При этом он должен учитывать:

  • акт налоговой проверки;
  • другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • письменные возражения организации (ее представителя).

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли инспекция сообщить организации о повторном рассмотрении материалов проверки. По результатам первичного рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции решил провести дополнительные мероприятия налогового контроля

Да, должна.

Организация вправе знакомиться с материалами налоговой проверки и давать по ним свои пояснения. Это касается и тех материалов, которые инспекция получает в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Ведь именно в ходе повторного рассмотрения материалов руководитель инспекции (его заместитель) анализирует сведения, полученные в рамках дополнительных мероприятий, и с учетом этих сведений принимает окончательное решение по проверке. А следовательно, организация должна быть извещена о времени и месте не только первичного, но и повторного рассмотрения материалов налоговой проверки. Такой вывод позволяют сделать положения пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция не уведомила организацию о повторном рассмотрении материалов проверки, ее действия можно обжаловать. При этом суд будет исходить из конкретных обстоятельств дела. И если судьи сочтут, что рассмотрение дополнительных материалов в отсутствие организации не привело к существенному нарушению ее прав, решение инспекции будет оставлено в силе. Об этом сказано в пункте 38 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

Решение по материалам проверки

По итогам рассмотрения всех необходимых материалов налоговой проверки руководитель инспекции (его заместитель) делает ряд последовательных выводов:

Если таких обстоятельств нет, то дополнительно руководитель инспекции (его заместитель) выясняет:

Об этом говорится в пункте 5 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции (его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение об отказе в привлечении организации к ответственности;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Это следует из положений пунктов 1 и 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Формы решений о привлечении организации к ответственности и об отказе в привлечении к ответственности утверждены приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

<…>

Содержание решения

В решении о привлечении к ответственности должны быть указаны:

  • обстоятельства налогового нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте налоговой проверки;
  • документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;
  • решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием соответствующих нарушению статей Налогового кодекса РФ;
  • размер недоимки по налогам, сумма штрафов и пеней.

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В решении об отказе в привлечении к ответственности должны быть указаны обстоятельства, на основании которых было принято решение об отказе в привлечении организации к ответственности. Вместе с тем, в указанном решении могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней. Это следует из положенийабзаца 2 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в обоих видах итоговых решений по проверке должны быть отражены следующие данные:

  • срок на обжалование вынесенного решения;
  • порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган;
  • наименование и адрес налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
  • иные необходимые по мнению руководителя инспекции (его заместителя) сведения.

Об этом говорится в абзаце 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат сумму излишне возмещенного налога, то в итоговых решениях они признают ее недоимкой. Датой появления этой недоимки будет день, когда организация получила деньги (при возврате) или день, когда инспекция приняла решение о зачете налога.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Вручение решения

В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Например, если решение по проверке было принято 6 марта 2015 года (пятница), то вручить его организации инспекция должна не позднее 16 марта 2015 года.

Вручить решение инспекция должна лично законному или уполномоченному представителю организации. Если вручить решение невозможно, то инспекция может направить его по почте заказным письмом. В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки. Это следует из совокупности положений пункта 13 статьи 101, пунктов 2 и 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, решение может быть передано в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. При таком варианте решение будет считаться полученным, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Такую квитанцию организация должна направить в течение шести дней с даты отправки документа налоговой инспекцией. Датой получения решения будет считаться дата получения, указанная в квитанции.

Организация может отказаться принять электронный документ по следующим причинам:
– решение направлено ошибочно (например, адресовано другой организации);
– документ не соответствует утвержденному формату;
– отсутствует квалифицированная электронная подпись.

При наличии хотя бы одного основания для отказа в приеме документа организация должна направить в налоговую инспекцию уведомление об отказе в приеме. После получения уведомления об отказе налоговая инспекция устранит ошибки и направит решение повторно.

Если оснований для отказа нет, организация обязана принять документ и направить электронную квитанцию о приеме документа.

Об этом сказано в пунктах 111314 и 15 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Если инспекция не получит ни квитанцию о приеме, ни уведомление об отказе, она отправит решение на бумаге в общеустановленном порядке.

<…>

Вступление решения в силу

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но если в течение этого месяца организация обжалует его в апелляционном порядке, то срок вступления в силу будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий налоговый орган.

Если решение налоговой инспекции не отменят, оно вступит в силу с даты его утверждения вышестоящей инстанцией.
Если решение налоговой инспекции отменят (полностью или частично), оно вступит в силу (с учетом внесенных изменений) с даты соответствующего решения вышестоящей инстанции.
Если апелляционную жалобу отклонят, решение налоговой инспекции вступит в силу с даты решения вышестоящей инстанции, но не раньше, чем закончится месячный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы.

Такой порядок установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.

После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 20 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1п. 2 ст. 70 НК РФ). Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если организация согласна с решением по проверке и с доначисленными в нем суммами, то она вправе исполнить решение (полностью или частично) еще до того, как решение вступит в законную силу и инспекция выставит требование об уплате доначисленных сумм (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Если организация не согласна с решением по проверке или с доначисленными в нем суммами, то она вправе его обжаловать (ст. 101.2 НК РФ).

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 20, 4–10 июня 2013

Проще не обжаловать решение о дополнительных мероприятиях

Михаил МУХИН, президент, главный эксперт-координатор ЗАО «Центр финансовых экспертиз»

«…В компании прошла выездная ревизия. При рассмотрении возражений на акт проверки руководитель инспекции решил провести дополнительные мероприятия налогового контроля. Мы получили решение, но в нем не названы причины, по которым понадобилось проводить дополнительные мероприятия. Кроме того, вместо их конкретного перечня отражены общие фразы — проведение допросов и истребование документов у контрагентов. Есть ли у нас возможность отменить такое решение?..»

— Из письма главного бухгалтера Александры Жориной, г. Москва

Александра, обжалование такого решения инспекции скорее всего ничего не даст. Для этого понадобится доказать, что оно нарушает права вашей компании. А сделать это проблематично, поскольку сами контрольные мероприятия никаких прав компании не нарушают и проводятся в соответствии с НК РФ.

К тому же проведение допросов и истребование документов у контрагентов — это не общие фразы, а вполне конкретные мероприятия, которые налоговики скорее всего проведут. Судебная практика по спорам такого рода во всех регионах складывается в пользу ревизоров (постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 18.04.11 № КА-А40/10648-09 № А40-12090/09-20-48Уральского округа от 27.04.12 № Ф09-2560/12 № А60-28239/11Северо-Западного округа от 17.01.11 № А13-3131/2010).

Раз уж ваша компания готова к спору, имеет смысл сосредоточиться на подготовке апелляционной жалобы на решение по результатам проверки. Это повысит шансы отменить доначисления.

Идеальный образец

Апелляционная жалоба на решение инспекции есть в разделе «Ваш налоговый секретарь» > «Налоговые проверки без последствий».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка