Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Список моих срочных дел в декабре

Подписка
Срочно заберите все!
№23
17 июня 4 просмотра

Вопрос касается восстановления НДС, при передачи реконструированного здания в оперативное управление.Мы ФГУП, нам собственник передал здание с нулевой остаточной стоимостью, в дальнейшем оно было реконструировано (подряд, НДС к вычету), увеличена стоимость на 22 мил. руб.. Теперь собственник распорядился поделить это здание на помещения - 3 оставить в нашем ведении, а 5 передать в оперативное управление, казенке. Право оформлено в дальнейшем на каждое помещение.Вопрос:1. какими документами внутри предприятия оформить разделение объекта по помещения, возможно ли пропорционально площади, приказом?2. восстанавливать НДС с каких помещений:- только в отношении переданных помещений, ведь наши сдаются в аренду и выручка облагается НДС?- Или восстановить полностью со всей суммы, ведь,тот объект (здание) придется сначала сделать выбытие, а помещения принять как вновь новые поступившие объекты?

  1. На предприятии оформите приказ руководителя о выделении частей здания. Кроме того, оформите бухгалтерскую справку по распределению стоимости здания между его частями. Распределение нужно сделать пропорционально доле площади, которую помещения занимают в здании.
  2. Да, НДС нужно восстановить с той части остаточной стоимости, которая относится к передаваемым в оперативное управление помещениям.

Обоснование

Как отразить в налоговом учете те помещения, которые входят в состав одного здания. После перерегистрации права собственности на каждое из них оформлено отдельное свидетельство

Основные средства числятся в налоговом учете по первоначальной стоимости (п. 1 ст. 257 НК РФ). В случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения и частичной ликвидации первоначальная стоимость объекта изменяется (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Перерегистрация, в результате которой право собственности на здание целиком было погашено, а взамен выдано несколько новых свидетельств на различные помещения, составляющие в совокупности все здание, не предусмотрена в Налоговом кодексе в качестве основания для изменения его первоначальной стоимости.

Поскольку иной порядок формирования первоначальной стоимости в данном случае Налоговым кодексом не определен, первоначальную стоимость помещений, на которые оформлены права собственности, можно определить следующим образом:

Первоначальная стоимость нового помещения, на которое оформлено право собственности = Первоначальная стоимость здания х Доля площади нового помещения в общей площади здания Сумма амортизации, начисленной по зданию х Доля площади нового помещения в общей площади здания


При этом срок полезного использования каждого нового помещения остается неизменным и соответствует установленному ранее сроку службы здания.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 октября 2011 г. № 03-03-06/1/632.

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Нужно ли восстановить входной НДС по имуществу, которое передается в доверительное управление

Да, нужно.

Организация обязана восстановить НДС, ранее принятый к вычету, если товары, работы или услуги (в т. ч. основные средства, нематериальные активы и имущественные права), изначально приобретенные для облагаемых НДС операций, в дальнейшем стали использоваться для операций, которые не признаются реализацией (подп. 4 п. 2, подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на это имущество к доверительному управляющему (абз. 2 п. 1 ст. 1012 ГК РФ). Таким образом, передача имущества в доверительное управление не является его реализацией и не признается объектом обложения НДС (п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому организация должна восстановить принятый к вычету входной НДС со стоимости имущества, переданного в доверительное управление (подп. 4 п. 2, подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). По основным средствам и нематериальным активам налог нужно восстановить в сумме, пропорциональной остаточной стоимости объектов без учета переоценки (абз. 2 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 ноября 2011 г. № 03-07-11/311, от 8 октября 2008 г. № 03-07-07/101.

Если после окончания (расторжения) договора доверительного управления имущество вновь будет использоваться в операциях, облагаемых НДС, восстановленные суммы налога нельзя будет повторно предъявить к вычету. В том периоде, когда имущество было передано в доверительное управление, восстановленную сумму НДС включите в состав прочих расходов.

<…>

  1. Из рекомендации
    Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
  2. Из рекомендации
  3. Из статьи журнала «Учет в строительстве», №3, март 2015

Инструкция на случай, когда надо разделить здание на несколько частей

Компания решила разделить основное средство на части. Как отразить эту операцию? Ни в бухгалтерском, ни в налоговом законодательстве нет четких указаний. Поэтому есть несколько вариантов с разными последствиями.

Порядок действий

Предположим, на балансе строительной компании находится здание общей площадью 2000 кв. м. Затем было получено несколько свидетельств на отдельные помещения (в дальнейшем предполагается их продажа), которые входят в состав общей площади здания. Какими проводками их выделить? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов:

  • введен ли объект в состав основных средств на момент раздела или числится на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
  • может ли организация документально подтвердить свои намерения о продаже части помещений;
  • формирует организация отчетность по российским стандартам бухучета или по международным;
  • какую позицию она занимает в отношении налогообложения: максимально безопасную или готова к возможным разногласиям с налоговиками и отстаиванию своей точки зрения в суде.

Разобьем необходимые мероприятия на этапы.

Подготовка документов

В любом случае прежде всего нужно позаботиться о документальном подтверждении операции по разделению здания на отдельные помещения и цели раздела (п. 9 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗп. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 1 ст. 252ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Для этого рекомендуем подготовить:

  • приказ руководителя о выделении частей здания для продажи;
  • бухгалтерскую справку, содержащую обоснованный расчет стоимости каждой из частей здания;
  • документы, подтверждающие намерение продать выделенные помещения. Это может быть решение руководителя, протокол собрания учредителей, распоряжение отделу продаж, размещенные рекламные материалы, договор с риелторской фирмой об оказании услуг по продаже помещений и т. д.

Разработка методики распределения

Следующий этап – нужно разработать методику распределения первоначальной стоимости и начисленной амортизации между объектами.

Проще всего определять стоимость каждого вновь образованного объекта пропорционально доле его площади в общей площади здания

<…>

Отражение операций

Далее приведем возможные варианты отражения в бухучете операций по выделению помещений в самостоятельные объекты.

Вариант I. Поскольку собственник здания не меняется, отразить операцию можно внутренними записями по счету 01 «Основные средства».

На дату регистрации права собственности для этого нужно сделать записи:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Помещение 1»
КРЕДИТ 01 субсчет «Здание»
– выделена часть здания;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Помещение 2»
КРЕДИТ 01 субсчет «Здание»
– выделена часть здания (второе и т. д. помещение);

ДЕБЕТ 02 субсчет «Здание»
КРЕДИТ 02 субсчет «Помещение 1»
– обособлено начисление амортизации по выделенному помещению;

ДЕБЕТ 02 субсчет «Здание»
КРЕДИТ 02 субсчет «Помещение 2»
– обособлено начисление амортизации по выделенному помещению.

Сумму начисленной амортизации по вновь создаваемым объектам также можно распределить пропорционально площади.

Вариант II. Квалифицируем операцию как частичное выбытие отдельных помещений.

Перечень случаев, при которых происходит выбытие объектов основных средств, является открытым (абз. 2 п. 29 ПБУ 6/01). В качестве выбытия, по мнению автора, можно рассматривать и разделение одного основного средств на несколько объектов основных средств.

Стоимость выбывающего объекта при этом подлежит списанию с бухучета согласно абзацу 1 пункта 29 ПБУ 6/01. Формирование первоначальной стоимости каждого из новых объектов может быть отражено по дебету счета 08. Представляется, что определять ее необходимо исходя уже из остаточной стоимости выбывшего актива. При этом надо помнить, что разделение одного объекта на несколько не приводит ни к уменьшению, ни к увеличению экономических выгод. Поэтому в такой ситуации нет оснований для отражения в учете прочего расхода в размере остаточной стоимости выбывающего имущества и прочего дохода в виде стоимости принимаемых к учету объектов. Списание с баланса, то есть выбытие одного объекта основных средств, компенсируется постановкой на учет других объектов недвижимости. Автор считает, что такой вариант целесообразно применять, если планируется часть здания оставить на балансе для использования в качестве основного средства, а часть выделенных помещений продать.

Записи в учете будут следующими.

На дату разделения:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
КРЕДИТ 01 субсчет «Здание»
– списана стоимость здания;

ДЕБЕТ 02 субсчет «Здание»
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана амортизация по зданию;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Помещение 1»
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– часть стоимости здания включена в первоначальную стоимость выделенного помещения;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Помещение 2»
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– часть стоимости здания включена в первоначальную стоимость выделенного помещения и т. д.

Если расходы, связанные с разделением объекта, составляют существенную величину, то они должны увеличивать стоимость выделенных помещений:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (76, 68 и т. д.)
– учтены расходы на разделение здания.

Когда объекты будут готовы к эксплуатации:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Помещение 1»
КРЕДИТ 08 субсчет «Помещение 1»
– выделенная часть здания включена в состав основных средств;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Помещение 2»
КРЕДИТ 08 субсчет «Помещение 2»
– выделенная часть здания включена в состав основных средств.

В месяце, следующем за месяцем постановки на учет выделенного объекта:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26 и т. д.)
КРЕДИТ 02 субсчет «Помещение 1»
– начислена амортизация по выделенному объекту;

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26 и т. д.)
КРЕДИТ 02 субсчет «Помещение 12»
– начислена амортизация по выделенному объекту.

Эти два варианта являются наиболее безопасными с точки зрения налогообложения.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка