Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24
23 июня 6 просмотров

Муниципальным предприятием, работающим на УСН заключен договор с администрацией городского округа на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского пляжа на летний период. Планируется закупить оборудование для организации отдыха и развлечений (батут, лежаки) и предоставление его за плату населению. Соответствующий код ОКВЭД (92.72) получен, изменения в устав внесены.В штат дополнительно принимается сотрудник, который будет отвечать за эксплуатацию оборудования и сбор наличной выручки.Возникает сразу несколько вопросов:- возможно ли ведение этого вида деятельности на УСН;-обязательно ли заполнение паспортные данные клиентов в БСО на получаемую выручку (на пляже это нереально);- как должен отчитаться перед бухгалтерией при сдаче выручки в кассу?Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации, раньше не работали с наличкой через БСО.

1. Да, организация вправе применять по данному дополнительному виду деятельности свою основную систему налогообложения – УСН.
В пункте 3 ст. 346.12 НК РФ установлены случаи и условия, при которых организация применять УСН не вправе. Ваш вид деятельности к запретным для применения УСН не относится.
2. Нет, не обязательно. Предприятие может разработать БСО самостоятельно. Главное, чтобы они удовлетворяли требованиям законодательства к их оформлению и изготовлению. Такие бланки должны:

– содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 (среди обязательных реквизитов паспортные данные заказчика не поименованы);

– быть изготовлены одним из двух возможных способов (типографским или с помощью автоматизированной системы) (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

3. Выручка по БСО фиксируется в приходном кассовом ордере. На основании него делается запись в кассовую книгу предприятия.

Обоснование

1. Из рекомендации Кто может применять упрощенку

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, чтобы не потерять право на выгодный спецрежим, поможет эта рекомендация.

Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя. Полный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастся, приведен в таблице.

2. Из справочной информации: Перечень организаций, которым запрещено применять упрощенку

Категория организаций Статья
Налогового
кодекса РФ
Организации, имеющие филиалы. Наличие представительств с 2016 года применению упрощенки не препятствует подп. 1 п. 3 ст. 346.12
Банки подп. 2 п. 3 ст. 346.12

Страховщики

Запрет на применение упрощенки не распространяется на страховых брокеров и агентов, которые осуществляют посредническую деятельность в сфере страхования (письмо ФНС России от 22 октября 2007 г. № 02-6-10/325)

подп. 3 п. 3 ст. 346.12
Негосударственные пенсионные фонды подп. 4 п. 3 ст. 346.12
Инвестиционные фонды подп. 5 п. 3 ст. 346.12
Профессиональные участники рынка ценных бумаг подп. 6 п. 3 ст. 346.12
Ломбарды подп. 7 п. 3 ст. 346.12

Организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых)

Полный перечень подакцизных товаров приведен в статье 181 Налогового кодекса РФ

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается отдельно в каждом регионе в порядке, установленном временными Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением МПР России от 7 февраля 2003 г. № 47-р

Запрет на применение упрощенки не распространяется на организации, осуществляющие:
– только реализацию (а не производство) подакцизных товаров (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 30 апреля 2003 г. № 21-09/23620);
– только реализацию (а не добычу, разработку) полезных ископаемых (письмо Минфина России от 17 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/303)

Розлив алкогольных напитков в сфере розничной торговли и общепита не считается производством подакцизных товаров, поэтому такие организации вправе применять упрощенку (письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-11/251)

подп. 8 п. 3 ст. 346.12
Организации, которые занимаются организацией и проведением азартных игр подп. 9 п. 3 ст. 346.12
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований подп. 10 п. 3 ст. 346.12
Организации – участники соглашений о разделе продукции подп. 11 п. 3 ст. 346.12
Организации, перешедшие на уплату ЕСХН в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ подп. 13 п. 3 ст. 346.12

Организации, доля непосредственного участия в которых других организаций превышает 25 процентов

Запрет на применение упрощенки не распространяется на:
– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
– некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также организации, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы. Применение упрощенки возможно независимо от количества таких учредителей и размера доли участия каждого из них в уставном капитале (письмо ФНС России от 23 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/19685);
– государственные и муниципальные унитарные предприятия (письма Минфина России от 25 сентября 2009 г. № 03-11-06/2/194, от 24 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/147);
– организации, уставный капитал которых более чем на 25 процентов принадлежит государству (субъектам РФ, муниципальным образованиям, правительству РФ, правительствам иностранных государств) (письма Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-11-06/2/26211, от 2 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/138, решение ВАС РФ от 24 января 2008 г. № 16720/07, определения ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 13056/08, от 3 сентября 2008 г. № 11061/08, от 25 августа 2008 г. № 10728/08, от 28 мая 2008 г. № 6214/08);
– организации, созданные бюджетными и автономными научными учреждениями (в соответствии с п. 3.1 ст. 5 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ) или образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными научными учреждениями (в соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям этих организаций. При соблюдении остальных условий, предусмотренных статьей 346.13 Налогового кодекса РФ, такие организации вправе применять упрощенку независимо от состава учредителей, их количества, а также от размера принадлежащих им долей уставного капитала (письма Минфина России от 22 февраля 2011 г. № 03-11-06/2/27 и ФНС России от 21 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6459)

подп. 14 п. 3 ст. 346.12
Организации, средняя численность сотрудников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек подп. 15 п. 3 ст. 346.12
Организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 000 000 руб.*
При определении стоимости основных средств нужно учитывать только те основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ
подп. 16 п. 3 ст. 346.12
абз. 2 п. 1 ст. 346.13

Казенные и бюджетные учреждения

Запрет на применение упрощенки не распространяется на автономные учреждения. При этом автономные учреждения, созданные путем изменения типа государственных (муниципальных) учреждений, могут перейти на упрощенку на общих основаниях: с начала следующего календарного года после преобразования. Об этом сказано в письмах Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140, от 22 ноября 2010 г. № 03-11-06/2/178, от 20 октября 2009 г. № 03-11-06/2/216

подп. 17 п. 3 ст. 346.12

Иностранные организации

Запрет на применение упрощенки не распространяется на российские организации, учрежденные иностранными гражданами (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. № 03-11-06/2/76)

подп. 18 п. 3 ст. 346.12
Микрофинансовые организации подп. 20 п. 3 ст. 346.12
Организации, перешедшие на упрощенку, если по итогам любого отчетного периода (или по итогам года) сумма доходов с учетом коэффициента-дефлятора в 2016 году превысила 79 740 000 руб. (60 000 000 руб. х 1,329) п. 4 ст. 346.13
Организации, не уведомившие налоговую инспекцию о переходе на упрощенку в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ подп. 19 п. 3 ст. 346.12
Частные агентства занятости, которые ведут деятельность по предоставлению труда работников (персонала)** подп. 21 п. 3 ст. 346.12 НК РФ


Подробнее об условиях применения упрощенки и о вынужденном отказе от этого спецрежима см. рекомендации:

* Данное ограничение не распространяется на основные средства, переданные автономному учреждению учредителем в оперативное управление (письмо Минфина России от 16 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/144).

** Запрет применять упрощенку не распространяется на кадровые агентства, которые оказывают услуги по подбору персонала (письмо Минфина России от 11 марта 2016 г. № 03-11-06/2/13564).

3. Из рекомендации В каких случаях можно использовать бланки строгой отчетности при расчетах наличными

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Вместо ККТ при оказании платных услуг населению организация может применять бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42, от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29, от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27).

Перечень услуг в ОКУН открытый, так как некоторые услуги отнесены к прочим. Поэтому, если услуги прямо не поименованы в ОКУН, но относятся к услугам, оказываемым населению, организация может применять БСО. Например, услуга по лечению при проживании в пансионатах в ОКУН не поименована, но может быть отнесена к прочим санаторно-оздоровительным услугам. И следовательно, при ее оказании можно использовать БСО. За разъяснениями об отнесении того или иного вида деятельности к услугам, оказываемым населению, можно обратиться в территориальное отделение Росстандарта. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 21 октября 2013 г. № 03-11-11/43794 и от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034), ФНС России от 7 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4329.

Бланки строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование организации и ее организационно-правовая форма;
  • местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае его отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
  • ИНН, присвоенный организации;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата расчетов и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги, и которыми организация вправе дополнить документ.

Такие требования содержатся в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Исключением из данного правила являются утвержденные формы БСО, в том числе БСО, применяемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа или при оказании услуг учреждениями культуры. Реквизиты данных документов устанавливают федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством. Об этом сказано в пунктах 5–6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112. Подробнее о составлении бланков строгой отчетности см. Как выписывать, хранить и уничтожать бланки строгой отчетности при расчетах наличными.

Перечень действующих форм бланков строгой отчетности приведен в таблице.

Ситуация: может ли организация изготовить (разработать) бланки строгой отчетности самостоятельно

Да, может.

Порядок осуществления наличных расчетов без применения ККТ регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. В этом документе сказано, что бланки строгой отчетности вправе утверждать федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Вместе с тем, указанным Положением не ограничено право организаций самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности. Подтверждением данного вывода является перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать БСО. Из него исключены такие реквизиты, как:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • код формы бланка по ОКУД.

Таким образом, организация вправе использовать БСО, разработанные самостоятельно. Утверждать формы таких бланков в уполномоченном федеральном ведомстве (в т. ч. в Минфине России) не нужно. Правомерность указанной позиции подтверждена в письмах Минфина России от 20 января 2016 г. № 03-11-06/2/1651, Минэкономразвития России от 29 ноября 2011 г. № Д09-3014.

Однако в отношении этого порядка предусмотрен ряд исключений и ограничений.

Исключение действует в отношении организаций, оказывающих услуги, БСО для которых (до вступления в силу нового порядка) были утверждены:

Такие организации могут самостоятельно не разрабатывать свои формы, а применять утвержденные.

Ограничение действует в отношении:

  • организаций, которые оказывают услуги в сфере культуры и спорта;
  • организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

При разработке бланков строгой отчетности организации культуры и спорта вправе изменять обязательные реквизиты, предусмотренные подпунктами «ж»–«и» пункта 3 Положения, только по согласованию с Минкультуры России (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). При этом допускается размещение дополнительных реквизитов (п. 43, 58, 66, 111 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).

Бланки, которые были утверждены Минфином России до 11 апреля 2005 года (включительно) (например, письмом от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33), с 1 декабря 2008 года утратили силу. Следовательно, применять их для оформления наличных расчетов без использования ККТ или самостоятельно разработанных БСО нельзя.

Это следует из пункта 2 постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Для применения самостоятельно разработанных бланков БСО вместо ККТ необходимо, чтобы они удовлетворяли требованиям законодательства к их оформлению и изготовлению. Такие бланки должны:


Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Галины Орловой, внештатного консультанта ФСС России

Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга

Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Название рекомендации
Заголовок

  • Пункт 1
  • Пункт 2
  • Пункт 3

<…>

Текст рекомендации со ссылками

Из статьи журнала « », №, месяца 2013
Название статьи

<…>

Текст статьи со ссылками

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка