Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
24 июня 2016 9 просмотров

Мы планируем выдать займ двум организациям. Одной по 42 % годовых, другой под 11%. Может ли у налоговой возникнуть вопрос почему такая разница в процентах? Каковы налоговые последствия?

Если Ваши компании не являются взаимозависимыми, никаких вопросов у налоговых органов возникнуть не должно.

По общему правилу, цена сделки, согласованная сторонами признается рыночной. Исключение - контролируемые сделки. Контролировать цену сделки могут представители ФНС РФ в ходе специальных проверок, если сделка подпадает под понятие контролируемой. В этом случае Вы можете согласовать любые условия предоставления займа, но налогообложение доходов и расходов по сделке будет осуществляться по особым правилам.

Если сделка не является контролируемой, но совершена между взаимозависимыми лицами, налоговая инспекция также может проконтролировать правильность ценообразования в ходе камеральной или выездной проверки. При этом скорректировать цену и доначислить налоги она сможет только если докажет, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду.

Обоснование

Из рекомендации

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Когда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ.

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами

Да, может.

Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:

О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.

Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.

Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.

Важно: корректировать цены таких сделок для целей налогообложения инспекции вправе, только если докажут, что участник получил необоснованную налоговую выгоду. Сама по себе взаимозависимость сторон сделки не может быть основанием для доначисления налогов и взыскания пени и штрафов. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в определении от 11 апреля 2016 г. № 308-КГ15-16651.

Специальные проверки проводятся:

  • на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
  • на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
  • при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

<...>

Условия признания лиц взаимозависимыми

Условия признания лиц взаимозависимыми*

1) По доле участия.
2) По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием).
3) По другим критериям.

Взаимозависимые лица Условия признания взаимозависимыми Основание
По доле участия**
Организации А и В Апрямо и (или) косвенно участвует в В с долей более 25% подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует*** в организациях:
А (с долей более 25%)
и
В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует в организации
А (с долей более 25%)
и
близкие родственники**** физического лица F прямо и (или) косвенно участвуют в организации
В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация D прямо и (или) косвенно участвует в организациях:
А (с долей более 25%)
и
В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица А, В, С, D (количество неограниченно) А прямо участвует в В (с долей более 50%), В прямо участвует в С (с долей более 50%), С прямо участвует в D (с долей более 50%)*** подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F F прямо и (или) косвенно участвует*** в А (с долей более 25%) подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием)
Организация А и организация В В имеет полномочия по назначению (избранию):
– единоличного исполнительного органа А
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F (а также его супруг (супруга) и родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Физическое лицо F имеет полномочия по назначению (избранию):
– единоличного исполнительного органа А
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Физическое лицо F (а также его родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) назначило (-и):
– единоличный исполнительный орган А, В, С
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Организация D назначила:
– единоличный исполнительный орган А, В, С
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С составляют одни и те же физические лица (совместно с их супругами и родственниками, указанными в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) подп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и организация В В выполняет функции единоличного исполнительного органа А подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Организация D выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Другие критерии
Физическое лицо F и физическое лицо G F подчиняется G по должностному положению подп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо, его (супруг (супруга) и родственники (родители (усыновители), дети (усыновленные), полнородные (неполнородные) братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный) Безусловно подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица На основании иных условий, когда отношения между лицами обладают признаками взаимозависимости и лица сами признали себя взаимозависимыми п. 6 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица На основании иных условий (при наличии признаков взаимозависимости, поименованных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ) по решению суда п. 7 ст. 105.1 НК РФ


* Условия признания лиц взаимозависимыми, указанные в настоящей таблице, необходимо применять совместно с положениями пункта 1 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ.

** Долю участия в организации определяйте с учетом следующих особенностей.

1. При определении доли участия одной организации в другой организации у организации-покупателя не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, которые приобретены:
– по договорам РЕПО или
– в результате операции, признаваемой операцией РЕПО по законодательству иностранного государства.
У организации – продавца ценных бумаг при определении доли прямого и (или) косвенного участия учитываются проданные ценные бумаги, если организация является продавцом ценных бумаг по первой части РЕПО. Исключение – когда ценные бумаги, проданные продавцом по первой части РЕПО, были получены им по другой операции РЕПО или операции займа ценными бумагами. Эти правила не применяются, если вторая часть РЕПО не исполнена (исполнена не в полном объеме).

2. При определении доли участия одной организации в другой организации у организации – получателя займа не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, полученными по договору займа. При этом договор займа может быть заключен по законодательству России или по законодательству иностранного государства.
У организации-кредитора в целях определения доли прямого и (или) косвенного участия учитываются ценные бумаги, переданные по договору займа. Исключение – когда переданные ценные бумаги были получены кредитором по другой операции займа ценными бумагами или операции РЕПО. Эти правила не применяются, если обязательства по возврату заемных ценных бумаг не исполнены (исполнены не в полном объеме).

3. При определении доли участия в организации учитывается участие контролирующих лиц через иностранную структуру без образования юридического лица, а также через иностранную организацию, для которой не предусмотрено участие в капитале (отсутствует уставный капитал или фонд).

Это предусмотрено пунктами 4–6 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.

*** Доля участия физического лица определяется как совокупная доля участия в данной организации самого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).

**** К близким родственникам относятся супруги, родители (в т. ч. усыновители), дети (в т. ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекуны (попечители) и подопечные (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ, письмо ФНС России от 25 сентября 2013 г. № 13-3-08/0022).

<...>

Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)

Вид сделки Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой1 Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой
Условия сделки Годовая сумма доходов по сделке2
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами
Сделки между взаимозависимыми лицами
(п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах
(подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы
(подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 100 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций
(подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта (соответствует условиям, перечисленным в п. 1 ст. 25.9 НК РФ) Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Одна из сторон сделки является организацией, которая занимается добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении и рассчитывает налог на прибыль по правилам статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, а другая сторона (стороны) не относится к такой категории организаций Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Все остальные сделки без дополнительных условий Свыше 1 млрд руб.
(подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)

Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков, принимаемых для целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее, и убытки, приравненные к внереализационным расходам)
    (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 6 августа 2013 г. № 03-01-18/31694)
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами
(подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:

  • не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
  • не несут никаких рисков;
  • не используют никакие активы для организации исполнения сделки
Любая Отсутствуют
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
(подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:

  • нефть (товары, выработанные из нефти)4;
  • черные металлы;
  • цветные металлы4;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы4;
  • драгоценные камни
    (п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют

1 Контролируемыми не являются сделки, которые не приводят к увеличению или уменьшению налоговой базы по НДС, налогу на прибыль, НДПИ и НДФЛ (у предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой). Положения раздела V.1 Налогового кодекса РФ на такие сделки не распространяются (п. 13 ст. 105.3 НК РФ).

2 Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:

  • в качестве года принимается один календарный год;
  • в совокупном годовом доходе учитываются доходы от сделки, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ. Доходы, полученные вне сделки, например курсовые разницы, дивиденды, в расчет не включайте. Также не учитывайте доходы, не облагаемые налогом на прибыль в соответствии со статьей 251 Налогового кодекса РФ;
  • учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2014 года.

Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ, пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и писем Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-01-18/349, от 9 июля 2013 г. № 03-01-18/26448, от 17 июля 2013 г. № 03-01-18/28094.

Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).

3 Сделки с взаимозависимыми лицами из стран, входящих в ЕАЭС, признаются контролируемыми на общих основаниях, независимо от объема доходов (письмо Минфина России от 4 сентября 2015 г. № 03-01-11/51070).

4Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки по которым признаются контролируемыми, утвержден приказом Минпромторга России от 30 октября 2012 г. № 1598.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какими вопросами сотрудники замучили вашу бухгалтерию?

Сотрудники хоть раз просили завысить или занизить доходы в справке 2-НДФЛ?

Сотрудники хоть раз говорили, что вы им неправильно рассчитали зарплату или др. выплаты?

Сотрудники просят пояснить, что за суммы в их расчетных листках?

Сотрудники требуют 13-ую зарплату или дополнительные выплаты?

Сотрудники просят объяснить, как они могут получить налоговые вычеты?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка