Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
1 июля 2 просмотра

Можно уточняющий вопрос: ведь под ставку 0% попадают услуги поименованные в статье 164. сейчас закрытый перечень услуг статьи 164для применения нулевой ставки.. и услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для проезда проводников в ней нет. следовательно, можно сделать вывод о том, что ставка 0% в данной ситуации будет применена не правомерна.

Да, по услугам экспедитора в части предоставления железнодорожного состава для проезда проводников, сопровождающих груз в международной перевозке, примените ставку 18 процентов.

Оценивая право применения нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг, нужно учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004.

Согласно пункту 4.6.1 ГОСТ Р 52298-2004 оказание услуг экспедитором должно обеспечивать получение потребителем не только транспортно-экспедиторских услуг, относящихся к услугам транспортного комплекса, но и сопутствующих услуг (в том числе предоставление в аренду подвижного состава и контейнеров), создающих условия для перевозки груза.

Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (письмо ФНС России от 31.05.2011 № ЕД-4-3/8634).

Услуги по предоставлению подвижного состава и контейнеров для осуществления международной перевозки облагаются НДС по ставке 0 процентов (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для проезда проводников, сопровождающих груз в международном сообщении, пунктом 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено. Поэтому такие услуги облагаются по ставке в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 14.08.2013 № 03-04-08/32924).

Обоснование

1.Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Когда применяется ставка НДС 0 процентов

<…>


Ситуация: при каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  • исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
  • между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов. Исключение составляют соисполнители, которых экспедиторы привлекают для оказания услуг по международной перевозке;
  • транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (в т. ч. привлекающими для оказания услуг третьих лиц), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России (в т. ч. если на отдельных этапах международной перевозки товары перемещаются только по территории России).

Такой порядок следует из положений подпунктов 2.199.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243от 14 февраля 2012 г. № 03-07-08/37от 22 декабря 2011 г. № 03-07-08/361ФНС России от 20 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4588.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • услуги по организации платежно-финансовых услуг;
  • услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.

Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:

  • оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
  • оформление переадресовки грузов;
  • оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
  • выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.

Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.*

<…>

2.Из Национального стандарта. Услуги транспортно-экспедиторские (утвержден приказом Ростехрегулирования от 14.08.2013 № 03-04-08/32924)

<…>

3. Классификация транспортно-экспедиторских услуг

3.1. Услуги, оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяют следующим образом:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов, прием и выдача грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
- страхование грузов;
- платежно-финансовые услуги;
- таможенное оформление грузов и транспортных средств;
- прочие транспортно-экспедиторские услуги.

3.1.1. Услуги по участию в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров означают участие в переговорах экспедитора с целью выработать правильное решение грузовладельцем по выбору транспортных условий, транспортных средств, условий поставки товаров при обеспечении сохранности товаров, своевременной и экономичной доставки.

3.1.2. К услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов относят:
- оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т.п. документации и комплекта перевозочных документов;
- оформление переадресовки грузов;
- оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
- предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
- выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.

3.1.3. Услуги по завозу-вывозу грузов представляют собой услуги по доставке грузов от склада грузоотправителя до станции (порта) и от станции (порта) до склада грузополучателя автомобильным транспортом экспедитора или других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора.

3.1.4. К погрузочно-разгрузочным и складским услугам относят:
- погрузку и выгрузку транспортных средств, в том числе автомобильного транспорта, соответственно на станциях (в портах) отправления и назначения, на складах грузоотправителей и грузополучателей;
- сортировку грузов;
- хранение, подработку и перевалку грузов;
- комплектование мелких партий товаров в поездные отправки и укрупнение грузовых единиц;
- разукрупнение поездных отправок для доставки грузополучателям;
- формирование и расформирование пакетов;
- прием и выдачу товаров, проверку количества мест, веса, внешнего вида груза, состояния тары и упаковки;
- погрузку грузов в контейнеры и выгрузку из них;
- маркировку грузов;
- упаковку, увязку, обшивку грузов;
- ремонт транспортной тары и упаковки.

3.1.5. К информационным услугам относят:
- уведомление грузополучателя об отправке грузов по его адресу;
- уведомление грузополучателя о продвижении груза и подходе к станции (порту) назначения;
- слежение за продвижением груза от станции (порта) отправления до станции (порта) назначения;
- уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе груженого или порожнего автотранспорта;
- уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;
- уведомление о пересечении грузом Государственной границы;
- уведомление грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза на станцию (в порт) назначения;
- уведомление о погрузке груза на подвижной состав (борт судна) и прибытии к месту назначения.

3.1.6. К услугам по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств относят:
- очистку вагонов, трюмов судов, кузовов автомобилей и контейнеров от остатков грузов и их промывку;
- обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования;
- оборудование вагонов, судов, автомобилей устройствами и материалами, необходимыми для погрузки и перевозки грузов;
- предоставление запорно-пломбировочных устройств.

3.1.7. К услугам по страхованию грузов относят:
- подготовку и заключение договора страхования;
- оплату страховых взносов;
- оформление документов при наступлении страхового случая и получение страхового возмещения.

3.1.8. К платежно-финансовым услугам относят:
- оформление и оплату провозных платежей, сборов и штрафов;
- проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями, за проведение погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах.

3.1.9. К услугам по таможенному оформлению грузов и транспортных средств относят:
- декларирование грузов в таможенных органах;
- консультации грузоотправителя и грузополучателя по вопросам, связанным с декларированием груза и иного имущества;
- оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) и сопутствующих документов на отправляемый (прибывший) груз;
- выполнение платежей по таможенным сборам.

3.1.10. К прочим транспортно-экспедиторским услугам относят:
- разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
- розыск груза после истечения срока доставки;
- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
- перемаркировку грузов;
- обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
- обслуживание рефрижераторных контейнеров;
- сдачу в аренду вагонов, контейнеров, складов, погрузочно-разгрузочных площадок, земельных участков, предназначенных для оказания транспортно-экспедиторских услуг;
- хранение грузов в складских помещениях экспедитора;
- другие услуги по требованию заказчика.

4. Общие требования к транспортно-экспедиторским услугам

4.1. Услуги, оказываемые потребителю экспедитором, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

4.2. Транспортно-экспедиторские услуги оказывают на основании договора, заключаемого между экспедитором и грузоотправителем или грузополучателем на выполнение всего комплекса услуг по организации доставки груза или услуг отдельных видов.

4.3. Транспортно-экспедиторские услуги, оказываемые потребителю при перевозке грузов в межгосударственных и международных сообщениях, должны соответствовать требованиям международных договоров и соглашений, заключенных между Российской Федерацией и другими странами, участвующими в перевозках.

4.4. При оказании транспортно-экспедиторских услуг оформление комплекта перевозочных и других документов проводят в соответствии с Правилами перевозки грузов и нормативными правовыми актами, которые устанавливают порядок перевозок отдельных категорий грузов по видам транспорта в прямых и смешанных сообщениях [1], [2].

4.5. Услуги по страхованию грузов, платежно-финансовые услуги, а также услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств должны соответствовать законодательству и соответствующим нормативным документам федеральных органов исполнительной власти.

4.6. Услуги, оказываемые экспедитором, должны учитывать интересы потребителя, мировой опыт и соответствовать таким требованиям, как:
- комплексность;
- точность и своевременность исполнения;
- безопасность;
- обеспечение сохранности груза;
- этичность обслуживающего персонала;
- информативность.

4.6.1. Комплексность.

Оказание услуг экспедитором должно обеспечивать получение потребителем не только транспортно-экспедиторских услуг, относящихся к услугам транспортного комплекса, но и сопутствующих услуг (выполнение таможенных и иных формальностей; предоставление в аренду подвижного состава и контейнеров,* средств механизации погрузочно-разгрузочных работ; оказание различных консультационных услуг; страхование груза и др.), создающих условия для перевозки груза от грузоотправителя к грузополучателю без привлечения посредников и агентов и выполнения дополнительных формальностей грузовладельцем.*

<…>

3.Из письма Минфина России от 14.08.2013 № 03-04-08/32924

[О размере ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых российской организацией, по предоставлению железнодорожного подвижного состава для проезда проводников, сопровождающих груз в международном сообщении]*

Вопрос
В соответствии с уставом ОАО к основному виду деятельности ОАО относится предоставление подвижного состава для осуществления грузовых перевозок железнодорожным и иными видами транспорта. Указанная деятельность осуществляется путем заключения с лицами, заинтересованными в использовании подвижного состава ОАО под перевозки грузов (далее - заказчики), договоров об оказании услуг по предоставлению подвижного состава ОАО для осуществления внутригосударственных и международных перевозок грузов (далее - договоры). ОАО железнодорожным перевозчиком не является.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении услуг по предоставлению принадлежащего ОАО подвижного состава для осуществления международных перевозок, если пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

При подтверждении в налоговых органах обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов по услугам, связанным с предоставлением подвижного состава для осуществления международных перевозок проводников, сопровождающих груз в отдельном вагоне, возникают спорные ситуации, требующие разъяснения Минфина России.

В соответствии с требованиями Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) и Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 38, отдельные виды грузов при их железнодорожных перевозках, в том числе в международном сообщении требуют обязательного сопровождения в пути следования проводниками, проезд которых может осуществляться в отдельном вагоне. Для перевозок таких грузов и проезда проводников в международном сообщении заказчиками может использоваться подвижной состав ОАО в соответствии с условиями договоров.

В этой связи ОАО просит разъяснить, какая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении оказываемых ОАО услуг по предоставлению подвижного состава для осуществления международных перевозок, если пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации, при использовании подвижного состава ОАО для проезда проводников при сопровождении груза.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о размере ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых российской организацией, по предоставлению железнодорожного подвижного состава для проезда проводников, сопровождающих груз в международном сообщении, и сообщает.

Согласно пункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении услуг, оказываемых российскими организациями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды, в том числе финансовой аренде (лизинга), железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок, если пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для проезда проводников, сопровождающих груз в международном сообщении, пунктом 1 статьи 164 Кодекса не предусмотрено. Поэтому такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.*

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка