Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют чиновники, от которых зависит ваша работа

Подписка
Срочно заберите все!
№24
4 июля 6 просмотров

Наша организация зарегистрирована в городе Ханты-Мансийск и деятельность осуществляет тоже здесь.Подскажите пожалуйста существует ли обязанность у организации принять на работу инвалида.

Да, существует.

Организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. В ХМАО работодателям устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников.

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов.

Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Обоснование

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Особенности труда инвалидов

Какие особенности предусмотрены для сотрудников-инвалидов

Законодательство предусматривает специальные нормы, обеспечивающие особую охрану труда инвалидов по сравнению с общими трудовыми нормами. Эти льготы необходимы для безопасной организации рабочего процесса людей с ограниченными возможностями и их реабилитации.

Все особенности можно разделить на несколько групп:*

  • особенности при приеме: квотирование рабочих мест;
  • особенности в условиях и режиме работы;
  • особенности при расторжении трудового договора.

При этом какая бы то ни было дискриминация сотрудников по причине инвалидности запрещена. Сотрудники-инвалиды пользуются трудовыми правами в полном объеме, в том числе правом использования своих способностей к труду без дискриминации (ст. 5 Конвенции о правах инвалидов).

Внимание: за нарушения в организации работы с инвалидами, в том числе за несоблюдение норм охраны труда инвалидов, предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, ст. 5.275.27.1 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ).

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗабз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов.* От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:*

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.*

Об этом говорится в статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Например, в Москве деятельность работодателей по квотированию координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, а размер квоты составляет 2 процента (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90п. 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).*

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2, которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование, утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 20 июля 2015 г. № 385. Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП.

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).* Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

<…>

Из Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2004 № 89-ОЗ «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (с изменениями на 11 марта 2015 года) (редакция, действующая с 1 января 2016 года)»

<…>

Статья 2. Обеспечение занятости инвалидов

(статья с изменениями на 11 марта 2015 года, - см. предыдущую редакцию)

1. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:*

1) установления работодателем квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирования создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

6) организации обучения инвалидов новым профессиям.

2. Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в подпунктах 2–6 пункта 1 настоящей статьи, определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Статья 3. Категория граждан, для которой устанавливается квотирование рабочих мест

(статья с изменениями на 11 марта 2015 года, - см. предыдущую редакцию)

Квотирование рабочих мест устанавливается для инвалидов, имеющих рекомендации о доступных условиях и видах труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (статья с изменениями на 30 сентября 2013 года, - см. предыдущую редакцию).

Статья 4. Условия установления квоты для приема на работу инвалидов

(статья с изменениями на 30 сентября 2013 года, - см. предыдущую редакцию)

1. Квота устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников.*

Квота устанавливается работодателям с учетом работающих граждан из числа категории, для которой введено квотирование рабочих мест.

2. Работодателям устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Количество рабочих мест с учетом установленной квоты для приема на работу инвалидов рассчитывается по правилам математического округления, а именно (абзац введен согласно изменениями на 20 февраля 2014 года):*

если первый знак после запятой больше или равен 5, целая часть числа увеличивается на единицу (абзац введен согласно изменениями на 20 февраля 2014 года);

если первый знак после запятой меньше 5, целая часть числа не изменяется (абзац введен согласно изменениями на 20 февраля 2014 года).

2.1. В соответствии с федеральным законодательством при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (пункт введен согласно изменениями на 20 февраля 2014 года).

3. Порядок установления работодателям минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

4. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Статья 5. Трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места

1. Трудоустройство граждан из числа категории, указанной в статье 3 настоящего Закона, на квотируемые рабочие места осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством.*

Трудоустроенными считаются граждане, оформившие трудовые отношения с работодателями в соответствии с трудовым законодательством.

2. Отказ работодателя в приеме на работу гражданина в счет установленной квоты должен быть обоснован и представлен в письменной форме.

Статья 6. Права и обязанности работодателей

(статья с изменениями на 23 апреля 2013 года, - см. предыдущую редакцию)

1. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:*

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (пункт с изменениями на 11 марта 2015 года, - см. предыдущую редакцию);

3) ежемесячно представлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

4. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (пункт введен согласно изменениям на 11 марта 2015 года).

2. При невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать создание или выделение рабочих мест в других организациях в соответствии с заключенными договорами.

3. При увольнении граждан, относящихся к категории, указанной в статье 3 настоящего Закона, с квотируемых рабочих мест работодатели резервируют освободившиеся рабочие места для приема на работу граждан данной категории.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка