Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
4 июля 3 просмотра

В 2001 году наше предприятие купило автопогрузчик. Поставили на баланс, амортизировали, но регистрацию транспортного средства в Ростехнадзоре не провели. Транспортный налог с него не платили. Автопогрузчик на сегодняшний день полностью самортизирован, остаточной стоимости нет. А теперь его поставили на учет. Как отразить его регистрацию в бухучете? От какой стоимости рассчитывать транспортный налог?

Факт регистрации автопогрузчика в Ростехнадзоре никак не влияет на бухгалтерский учет этого объекта. Организация должна, как и прежде, отражать автопогрузчик в учете (с нулевой остаточной стоимостью).

Расчет транспортного налога не зависит от стоимости объекта налогообложения по данным бухучета. Исходя из среднегодовой стоимости в некоторых ситуациях рассчитывают налог на имущество организаций, но не транспортный налог. Базой транспортного налога является мощность двигателя в лошадиных силах. Подробная информация о том, как рассчитать налог, приведена в обосновании.

Кроме того, обратите внимание: некоторые чиновники и суды считают, что платить транспортный налог надо даже с тех объектов, которые не поставлены на учет. Если инспекторы во время проверки обнаружат, что за время эксплуатации автопогрузчика транспортный налог за него организация не уплачивала, ей могут быть доначислены недоимка, пени и штраф. Снизить доначисления (избежать штрафа и снизить размер пеней) можно, если в текущем периоде уплатить недоимку и “набежавшие” на сегодняшний день пени, а также сдать уточненные декларации по транспортному налогу.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Какие организации должны платить транспортный налог

<…>

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автопогрузчиков, бурильных установок, самоходных машин и другой специальной техники

Да, нужно.

Транспортным налогом облагаются все транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Поэтому если транспортное средство (в т. ч. спецтехника, смонтированная на базе грузовых автомобилей, а также самоходные машины, механизмы на гусеничном и пневматическом ходу) зарегистрировано в органах ГИБДД или Гостехнадзора, то налог платить нужно (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938, письмо Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-05-05-04/13). Независимо от того, для каких целей транспортное средство предназначено и какое оборудование на нем установлено.

Кроме того, пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень транспорта, который не является объектом налогообложения по транспортному налогу. Поэтому транспорт, не указанный в этом перечне, следует включать в налоговую базу по транспортному налогу.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-05-04-04/10, от 17 августа 2007 г. № 03-05-06-04/35, от 27 февраля 2004 г. № 04-05-11/21. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 28 апреля 2007 г. № 2965/07, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июня 2007 г. № А05-10855/2006-18).

Вопрос об уплате налога по не зарегистрированным в ГИБДД или органах Гостехнадзора транспортным средствам является неоднозначным.

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог по транспортному средству, не поставленному на учет в ГИБДД или органах Гостехнадзора

Да, нужно. Объясняется это следующим.

По общему правилу транспортным налогом облагаются все транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Из прямого толкования данной нормы следует, что обязанность платить транспортный налог возникает лишь после регистрации транспортного средства в ГИБДД или органах Гостехнадзора. При этом факт и характер эксплуатации транспортного средства значения не имеют. В письмах Минфина России от 14 июня 2012 г. № 03-05-05-04/09, от 1 августа 2011 г. № 03-05-05-04/18, ФНС России от 6 июля 2012 г. № БС-3-11/2359 сказано, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость только от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. Из этих разъяснений можно сделать вывод, что транспортное средство, которое эксплуатируется, но не поставлено на учет, объектом обложения транспортным налогом не является.

Однако одностороннее восприятие положений пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ в отрыве от других норм законодательства может повлечь за собой негативные последствия.

Во-первых, суды толкуют эту норму Налогового кодекса РФ иначе. Они поясняют, что транспортное средство становится объектом налогообложения не по факту регистрации в ГИБДД или органах Гостехнадзора, а в силу того, что оно должно быть зарегистрировано в этих ведомствах и поставлено на государственный учет. Следовательно, если организация приобрела транспортное средство, но уклоняется от его госрегистрации, это не освобождает ее от уплаты транспортного налога. На такой позиции стоят как окружные арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 июня 2014 г. № А65-19000/2013, Московского округа от 7 мая 2008 г. № КА-А40/3514-08), так и Президиум ВАС РФ (постановление от 7 июня 2012 г. № 14341/11). Зная эту точку зрения, налоговые инспекторы, обнаружившие у организаций незарегистрированные транспортные средства, обвиняют их в неправомерном уклонении от уплаты транспортного налога. А по итогам проверки доначисляют налог, пени и штраф.

Во-вторых, незарегистрированное транспортное средство эксплуатировать запрещено (п. 3 ст. 15 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора) подлежат все автомототранспортные средства, тракторы и самоходные дорожно-строительные машины с объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

Транспортное средство должно быть зарегистрировано:

  1. либо в течение 10 суток после приобретения;
  2. либо в течение срока действия временного знака «Транзит».

Причем требование о регистрации не зависит от характера использования транспортных средств и распространяется, в том числе, на транспортные средства, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Исключение сделано лишь для торговых организаций: они не должны регистрировать транспортные средства, предназначенные для продажи. Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 2 и 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.

За нарушение правил регистрации транспортных средств предусмотрена административная ответственность. Организацию могут оштрафовать на сумму от 5000 до 10 000 руб., должностных лиц организации (например, руководителя) – на сумму от 2000 до 3000 руб. (ст. 19.22 КоАП РФ). Назначить штраф могут органы внутренних дел или Гостехнадзора (ст. 23.3, 23.35 КоАП РФ).

В информации от 7 ноября 2013 г. МВД России обращает внимание на особенности перерегистрации автомобилей в ГИБДД при смене собственника. В рамках заключенного договора купли-продажи продавец и покупатель могут согласовать срок перерегистрации автомобиля и определить ответственного за совершение этого действия. Если такого условия в договоре нет, прежний собственник вправе самостоятельно обратиться в ГИБДД с требованием прекратить регистрацию автомобиля за ним. Сделать это он может по истечении 10 суток после продажи. Однако в любом случае до тех пор, пока в регистрационных документах в качестве собственника автомобиля указан его прежний владелец, плательщиком транспортного налога на проданный автомобиль является именно он.

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как рассчитать транспортный налог

Чтобы рассчитать транспортный налог, определите налоговую базу и ставку налога.

Налоговая база

Налоговой базой является:

  • мощность двигателя в лошадиных силах – для транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств с реактивными двигателями);
  • валовая вместимость в регистровых тоннах – для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;
  • паспортная статистическая тяга реактивного двигателя в килограммах силы – для воздушных транспортных средств с реактивным двигателем;
  • единица транспортного средства – для остальных водных и воздушных транспортных средств.

Налоговую базу определяйте отдельно по каждому транспортному средству.

Такие правила установлены статьей 359 Налогового кодекса РФ.

Мощность транспортного средства

Ситуация: как определить мощность транспортного средства для расчета транспортного налога

Мощность двигателя определите по данным, указанным в технической документации.

Например, по данным паспорта транспортного средства (ПТС) (п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177). Если в технической документации необходимые данные отсутствуют, мощность транспортного средства определите на основании экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса РФ (п. 22 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

Ситуация: как определить налоговую базу по транспортному налогу, если в технической документации транспортного средства мощность двигателя указана в кВт

Мощность двигателя пересчитайте с применением специального коэффициента.

Для расчета налоговой базы по транспортному налогу мощность двигателя должна быть выражена в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Если в технической документации этот показатель выражен в кВт, его нужно пересчитать по формуле:

Мощность двигателя, выраженная в л. с. = Мощность двигателя, выраженная в кВт х 1,35962


Полученный результат округлите по правилам арифметики до второго знака после запятой. Такой порядок предусмотрен пунктом 19 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177.

Если мощность автомобиля (в т. ч. гибридного) в лошадиных силах выражена дробным числом, то при расчете налога следует применять налоговую ставку, установленную для того интервала мощности, в который попадает полученный результат (без округления). Например, если мощность двигателя автомобиля составляет 100,6 л. с., нужно применить налоговую ставку, установленную для автомобилей свыше 100 л. с. до 150 л. с. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 31 октября 2012 г. № 03-05-07-04/18.

При расчете суммы транспортного налога показатель мощности двигателя тоже не округляйте.

Пример определения налоговой базы для расчета транспортного налога. В ПТС мощность двигателя указана в кВт

Организация приобрела грузовой автомобиль, мощность двигателя которого 210 кВт. Налоговую базу для расчета транспортного налога бухгалтер определил так:
210 кВтх1,35962 = 285,52 л. с.

Налоговая ставка для такой категории транспортных средств составляет 8,5 руб./л. с.

Сумма налога составила:
285,52 л. с. х 8,5 руб./л. с. = 2426,92 руб.

Ставки налога

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 361 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ ставки транспортного налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ). Региональными законами могут быть предусмотрены другие налоговые ставки, увеличенные или уменьшенные, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Кроме того, региональные законы могут предусматривать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств, количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Об этом сказано в пункте 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ.

Для расчета транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется в календарных годах. Количество календарных лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года. Отсчет лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, и включает в себя год, за который уплачивается налог. Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 27 мая 2011 г. № 03-05-05-01/36, от 29 марта 2010 г. № 03-05-05-04/08.

Пример определения количества лет, прошедших с года выпуска грузового автомобиля, для расчета транспортного налога

На балансе организации числится грузовой автомобиль, выпущенный в мае 2011 года. В регионе, где работает организация, установлены дифференцированные ставки транспортного налога в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства. В расчет этого количества включаются все налоговые периоды начиная с 1 января 2012 года и до окончания периода, за который уплачивается налог. При определении количества лет, прошедших с года выпуска автомобиля, для расчета транспортного налога за 2016 год бухгалтер учитывает пять лет – 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы.

Расчет налога

Транспортный налог рассчитывайте в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса РФ и региональными законами. Порядок расчета зависит от того, установлены региональным законодательством отчетные периоды по транспортному налогу или нет.

Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то в течение года организация должна рассчитывать авансовые платежи. Размер каждого авансового платежа равен 1/4 годовой суммы налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

В регионах, где отчетные периоды по транспортному налогу не установлены, годовую сумму налога определите по формуле:

Годовая сумма транспортного налога (в регионах, где отчетные периоды по налогу не установлены) = Налоговая база х Ставка налога


Об этом сказано в пункте 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета транспортного налога по грузовому автомобилю

На балансе организации (г. Москва) числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя 155 л. с. Ставка транспортного налога для данной категории транспортных средств составляет 38 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

Бухгалтер организации рассчитал транспортный налог так:
155 л. с. х 38 руб./л. с. = 5890 руб.

Пример расчета транспортного налога по несамоходному судну (барже)

На балансе организации (г. Москва) числится несамоходное судно (баржа) с валовой вместимостью 1500 регистровых тонн. Ставка транспортного налога для данной категории транспортных средств составляет 200 руб. за тонну (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

Бухгалтер организации рассчитал транспортный налог так:
1500 т х 200 руб./т = 300 000 руб.

При расчете авансового платежа по транспортному налогу используйте формулу:

Авансовый платеж по транспортному налогу = Налоговая база х Ставка налога х 1/4


Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Итоговую сумму транспортного налога за год рассчитайте по формуле:

Транспортный налог за год (в регионах, где установлены отчетные периоды по налогу) = Налоговая база х Ставка налога Сумма авансовых платежей, перечисленных в течение года


Такие правила установлены статьей 362 Налогового кодекса РФ.

Если в результате расчета сумма налога получилась с копейками, ее надо округлить по правилам арифметики. То есть значения менее 50 копеек следует отбросить, а значения 50 копеек и больше округлить до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).

<…>

Неполный налоговый период

Организация может быть собственником транспортного средства в течение неполного налогового периода. Например, если автомобиль был приобретен (продан) и поставлен на учет (снят с учета) в середине года. Иногда транспортные средства регистрируются и снимаются с учета в течение одного и того же отчетного (налогового) периода. В этих случаях сумму транспортного налога (авансового платежа) рассчитывайте исходя из фактического количества полных месяцев регистрации транспортного средства с учетом коэффициента использования транспортного средства (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Начиная с расчетов за 2016 год месяц постановки на учет (снятия с учета) примите за полный, если транспортное средство было:

  • зарегистрировано до 15-го числа (включительно);
  • снято с учета после 15-го числа.

Месяц постановки на учет (снятия с учета) не включайте в расчет налога, если транспортное средство было:

  • зарегистрировано после 15-го числа;
  • снято с учета до 15-го числа (включительно).

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Внимание: неполный период в зависимости от даты постановки на учет (до и после 15-го числа) при расчете налога за 2015 год не применяется.

При расчете налога за 2015 год месяц, в котором транспортное средство было зарегистрировано, и месяц, в котором оно было снято с учета, учитывайте как полные месяцы (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Сумму авансового платежа по налогу с учетом коэффициента использования транспортного средства определите по формуле:

Авансовый платеж по транспортному налогу при использовании транспортного средства в течение неполного отчетного периода = Налоговая база х Ставка налога х 1/4 х Количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано в организации
Число месяцев в отчетном периоде


Сумму налога с учетом коэффициента использования транспортного средства определите по формуле:

Транспортный налог при использовании транспортного средства в течение неполного налогового периода = Налоговая база х Ставка налога х Количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано в организации
Число месяцев в налоговом периоде


Такой порядок расчета рекомендован в письмах Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-05-06-04/21, от 6 марта 2009 г. № 03-05-06-04/24, от 23 сентября 2008 г. № 03-05-05-04/23, УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2008 г. № 18-12/1/112010.

Пример расчета транспортного налога. Транспортное средство было приобретено и продано в течение одного года. Отчетные периоды по налогу не установлены

В марте организация (г. Москва) приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 155 л. с. 10 марта транспортное средство было зарегистрировано в ГИБДД.

25 сентября автомобиль был снят с учета и продан. Таким образом, транспортное средство было зарегистрировано в организации в течение семи месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь).

Ставка налога для указанного автомобиля составляет 38 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

Сумма транспортного налога с учетом коэффициента использования транспортного средства равна:
155 л. с. х 38 руб./л. с. х 7 мес. : 12 мес. = 3436 руб.

Пример расчета транспортного налога. Транспортное средство было зарегистрировано и снято с учета в течение одного года. Отчетные периоды по налогу установлены

В марте организация (г. Электросталь Московской области) приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 145 л. с. Количество лет, прошедших с года выпуска данного автомобиля, свыше пяти. 10 марта транспортное средство было зарегистрировано в ГИБДД.

25 октября этот автомобиль был продан и снят с учета. Таким образом, транспортное средство было зарегистрировано в организации в течение восьми месяцев, в том числе:

  • в I квартале – один месяц (март);
  • во II квартале – три месяца (апрель, май, июнь);
  • в III квартале – три месяца (июль, август, сентябрь);
  • в IV квартале – один месяц (октябрь).

Ставка налога для указанного автомобиля составляет 32 руб. за 1 л. с. (ст. 1 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ).

Сумма авансового платежа за I квартал составляет:
145 л. с. х 32 руб./л. с. х 1/4 х 1 мес. : 3 мес. = 387 руб.

Коэффициент использования транспортного средства во II и III кварталах равен 1 (3 мес. : 3 мес.). Поэтому сумма авансового платежа за II и III кварталы равна 1160 руб. (145 л. с. х 32 руб./л. с. х 1/4).

Сумма транспортного налога за год составляет:
145 л. с. х 32 руб./л. с. х 8 мес. : 12 мес. = 3093 руб.

Сумма транспортного налога, которая подлежит уплате по итогам года, равна:
3093 руб. – (387 руб. + 1160 руб. + 1160 руб.) = 386 руб.

Собственник транспортного средства может снять его с учета в одном регионе и зарегистрировать в другом. Например, при перераспределении транспортных средств между обособленными подразделениями одной и той же организации. В этом случае применяйте общие правила расчета налога.

Если перерегистрация состоялась до 15-го числа (включительно), то за этот месяц транспортный налог нужно рассчитывать и платить по правилам, действующим по новому местонахождению транспортного средства. Если же перерегистрация состоялась после 15-го числа, то за этот месяц транспортный налог нужно рассчитывать и платить по правилам того региона, в котором транспортное было зарегистрировано изначально. А начиная со следующего месяца налог нужно рассчитывать и платить по правилам, действующим по новому местонахождению транспортного средства.

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как организации рассчитать транспортный налог, если автомобиль был угнан в середине года

По автомобилям, которые находятся в розыске, транспортный налог платить не нужно.

Для этого факт угона (кражи) автомобиля должен быть подтвержден органами внутренних дел (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Если автомобиль был угнан в середине года, при расчете транспортного налога применяйте коэффициент использования транспортного средства.

Коэффициент рассчитайте исходя из количества месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД и при этом не числился в угоне.

Месяц постановки на учет и месяц угона примите за полный, если автомобиль был:

  • зарегистрирован до 15-го числа (включительно);
  • угнан после 15-го числа.

Месяц постановки на учет и месяц угона не включайте в расчет налога, если автомобиль был:

  • зарегистрирован после 15-го числа;
  • угнан до 15-го числа (включительно).

Сумму авансового платежа по налогу с учетом коэффициента использования транспортного средства определите по формуле:

Авансовый платеж по транспортному налогу при использовании транспортного средства в течение неполного отчетного периода = Налоговая база х Ставка налога х 1/4 х Количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство не числилось в угоне
Число месяцев в отчетном периоде


Сумму налога с учетом коэффициента использования транспортного средства определите по формуле:

Транспортный налог при использовании транспортного средства в течение неполного налогового периода = Налоговая база х Ставка налога х Количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство не числилось в угоне
Число месяцев в налоговом периоде


Такой порядок расчета следует из пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 17 марта 2016 г. № 03-05-05-04/14738.

Пример расчета транспортного налога. В середине года автомобиль был угнан. Отчетные периоды по транспортному налогу не установлены

В январе на балансе организации (г. Москва) числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя 155 л. с.

Ставка транспортного налога для указанного автомобиля составляет 38 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

25 апреля автомобиль был угнан. Факт угона подтвержден оригиналом справки ОВД.

10 августа автомобиль был найден и возвращен владельцу.

Таким образом, автомобиль был во владении организации в течение девяти месяцев (январь–апрель, август–декабрь).

Сумма транспортного налога за год составляет:
155 л. с. х 38 руб./л. с. х 9 мес. : 12 мес. = 4418 руб.

Пример расчета транспортного налога. В середине года автомобиль был угнан. Отчетные периоды по транспортному налогу установлены

В январе на балансе организации (г. Электросталь Московской области) числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя 145 л. с. Количество лет, прошедших с года выпуска данного автомобиля, свыше пяти.

Ставка налога для указанного автомобиля составляет 32 руб. за 1 л. с. (ст. 1 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ).

25 апреля автомобиль был угнан. Факт угона подтвержден оригиналом справки ОВД.

10 августа автомобиль был найден и возвращен владельцу.

Автомобиль был во владении организации в течение девяти месяцев, в том числе:

  • в I квартале – три месяца (январь, февраль, март);
  • во II квартале – один месяц (апрель);
  • в III квартале – два месяца (август, сентябрь);
  • в IV квартале – три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).

Сумма авансового платежа за I квартал равна:
145 л. с. х 32 руб./л. с. х1/4 = 1160 руб.

Сумма авансового платежа за II квартал составляет:
145 л. с. х32 руб./л. с. х 1/4 х 1 мес. : 3 мес. = 387 руб.

Сумма авансового платежа за III квартал составляет:
145 л. с. х 32 руб./л. с. х 1/4 х 2 мес. : 3 мес. = 773 руб.

Сумма транспортного налога, которая подлежит уплате по итогам года, составляет:
145 л. с. х 32 руб./л. с. х 9 мес. : 12 мес. – (1160 руб. + 387 руб. + 773 руб.) = 1160 руб.

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как сдать уточненную налоговую декларацию

По общему правилу уточненные налоговые декларации следует сдавать за те периоды, в которых были допущены ошибки, исказившие налоговую базу. Если определить эти периоды невозможно, нужно скорректировать налоговые обязательства периода, в котором ошибка была обнаружена. Кроме того, в периоде обнаружения ошибки можно корректировать налоговые обязательства, если ошибка повлекла за собой переплату по налогу. Такой порядок прописан в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

<..>

Способы сдачи

Уточненную декларацию можно сдать в налоговую инспекцию теми же способами, что и первичную. Никаких исключений для уточненных деклараций пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ не содержит.

Ситуация: нужно ли к уточненной налоговой декларации оформить сопроводительное письмо

Да, нужно.

На практике налоговые инспекции требуют, чтобы уточненную отчетность организации подавали с сопроводительным письмом. Основанием для этого служит статья 88 Налогового кодекса РФ, по которой в ходе камеральной проверки инспекция вправе требовать от организации дополнительные сведения и получать пояснения, связанные с расчетом налога.

Главбух советует: сдайте уточненную декларацию вместе с сопроводительным письмом. Укажите в нем причины, из-за которых организация вносит изменения в отчетность. Это позволит вам отсрочить камеральную налоговую проверку и более тщательно к ней подготовиться.

Форма сопроводительного письма к уточненной декларации официально не утверждена. Поэтому его можно составить в произвольной форме. Обычно налоговые инспекции требуют, чтобы в сопроводительном письме организация объяснила, почему пересчитывает налог и не затрагивают ли внесенные изменения другие налоговые обязательства.

Если по результатам уточненного расчета организация должна доплатить налог, составить сопроводительное письмо можно по следующему образцу. К письму приложите копии платежных документов на перечисление налоговой недоимки и пеней за просрочку платежа.

Если по результатам уточненного расчета доплачивать налог не нужно, составить сопроводительное письмо можно по следующей форме.

Если по результатам уточненного расчета у организации сложилась переплата по налогу, то одновременно с сопроводительным письмом в инспекцию следует подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога.

Прием уточненных деклараций

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в приеме уточненной декларации

Да, может, если не был соблюден порядок оформления и представления налоговой отчетности.

Порядок представления налоговой отчетности установлен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ. Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:

  • отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
  • представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке). Подробнее об этом см. Как оформить уточненную налоговую декларацию;
  • отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
  • несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
  • представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.

Об этом сказано в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Таким образом, если какое-либо из перечисленных требований организацией не выполнено, инспекция может отказать ей в приеме уточненной налоговой декларации.

В других случаях отказать в приеме уточненной декларации налоговая инспекция не вправе. Если организация все-таки получила отказ, отправьте уточненную декларацию по почте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В статье 80 Налогового кодекса РФ сказано, что налогоплательщики могут сдавать декларации через своих представителей. При этом без доверенности могут действовать только законные представители (ст. 27 НК РФ). В их число входят руководители или управляющие (руководители управляющих организаций). Это следует из положений статьи 53 Гражданского кодекса РФ, статей 40 и 42 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, статьи 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Другие лица могут быть уполномоченными представителями. Они вправе действовать от имени организации только по доверенности (ст. 29 НК РФ). Отсутствие у них доверенности является основанием для того, чтобы налоговая инспекция отказала в приеме отчетности (подп. 2 п. 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).

Ситуация: примет ли инспекция уточненную декларацию с требованием зачесть переплату по налогу в счет будущих платежей. В отчетности за период, уже охваченный выездной проверкой, обнаружена ошибка, которая привела к переплате

Да, примет.

Налоговая инспекция обязана принять уточненную декларацию, даже если она представлена за период, уже охваченный выездной налоговой проверкой (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ). Однако вопрос о возврате (зачете) излишне перечисленной суммы может быть решен только после камеральной проверки уточненной декларации (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2005 г. № Ф04-624/2005 (8629-А46-14) и Московского округа от 17 апреля 2003 г. № КА-А41/2098-03). И только при условии, что с момента возникновения переплаты по налогу прошло не более трех лет. Это следует из пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ и постановления Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. № 2046/04.

Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности

Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Подача уточненной декларации, в которой налоговые обязательства организации увеличиваются, подразумевает, что в первичной декларации налог был посчитан неверно. Из этого налоговая инспекция может сделать вывод, что организация нарушила правила учета объектов налогообложения, вследствие чего налоговая база была занижена. Однако сам по себе факт подачи уточненной декларации не является основанием для привлечения организации к ответственности по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Чтобы оштрафовать организацию, инспекция должна провести камеральную налоговую проверку, установить факт совершения правонарушения и вынести соответствующее постановление (п. 1, 3 ст. 108 НК РФ). При этом инспекция должна учитывать наличие имеющейся у организации переплаты, подлежащей зачету или возврату. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 февраля 2013 г. № 03-02-07/1/2279.

При подаче уточненной налоговой декларации организация не привлекается к ответственности в трех случаях.

1. Если представит ее до истечения срока, установленного для подачи деклараций (п. 2 ст. 81 НК РФ).

2. Если представит ее позже, но до истечения срока, установленного для уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются, если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию:

  • о назначении выездной проверки;
  • об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке).

Такой порядок предусмотрен в пункте 3 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

3. Если представит ее после истечения сроков, установленных для подачи деклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:

  • если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;
  • если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.

Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция оштрафовать за неуплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ, если организация сдала уточненную декларацию и доплатила налог и пени по ней в один день

Нет, не может.

Если уточненную декларацию с суммой налога «к доплате» организация сдала в тот же день, когда перечислила эту сумму в бюджет, то у инспекции не будет оснований взыскивать штраф по статье 122 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемой ситуации – когда речь идет об ошибке, из-за которой оказалась занижена налоговая база и возникла недоимка, – действует общее правило, прописанное в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Если организация самостоятельно обнаружила такое нарушение, подала уточненную декларацию и «до представления декларации» погасила долг и заплатила соответствующие пени, то она освобождается от ответственности. То есть от штрафа по статье 122 Налогового кодекса РФ.

Слова «до представления декларации» вовсе не означают «накануне» или «за несколько дней» до подачи декларации. Заплатить налог и сдать уточненную декларацию можно в один и тот же день.

В рассматриваемой ситуации задолженность по налогу образуется в день подачи уточненной декларации. Именно эта дата должна быть указана в лицевом счете организации как день возникновения недоимки (раздел VI Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9). Формальным поводом для начисления штрафа за неуплату налога в этом случае мог бы стать временной разрыв между этой датой и датой погашения возникшей недоимки. Но если недостающая сумма налога и пени уплачены в тот же день, когда организация сдала уточненную декларацию, то этого разрыва не будет.

Ведь обязанность по уплате налога считается исполненной с момента, когда организация предъявила в банк поручение на перечисление необходимой суммы в бюджет (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). И если у организации есть платежное поручение, принятое банком в тот же день, когда инспекция приняла уточненную декларацию, то оснований для наказания у инспекции не будет. В этот день задолженность по налогу, отраженная в уточненной декларации, считается погашенной.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2007 г. № Ф04-2581/2007).

Внимание: подача уточненной декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку. Даже если с момента обнаружения ошибки прошло более трех лет. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли избежать штрафных санкций, если подать уточненную налоговую декларацию после начала камеральной проверки. По уточненной декларации налоговые обязательства организации увеличиваются

Да, можно.

Если уточненная декларация сдана до окончания камеральной проверки первичной декларации, все действия инспекции в отношении первичной декларации прекращаются. В этом случае налоговая инспекция обязана начать новую камеральную проверку на основе уточненной декларации. Такой порядок предусмотрен пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Одним из условий освобождения от ответственности при представлении уточненной декларации является ее подача до того, как организация узнает, что инспекция обнаружила в отчетности ошибку либо назначила выездную проверку. Об этом сказано в пунктах 3 и 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе камеральной проверки налоговая инспекция обнаружит в декларации ошибку, она обязана предложить организации внести в отчетность исправления или дать необходимые пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Причем при рассмотрении подобных споров арбитражные суды подчеркивают, что требование об исправлении отчетности должно быть официальным (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. № Ф04-7572/2004(5772-А27-3), Московского округа от 23 января 2006 г. № КА-А40/13941-05, Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. № А26-1859/2005-210 и Уральского округа от 16 июня 2005 г. № Ф09-2464/05-С2).

До тех пор пока организация не получила такой документ, ошибка считается не обнаруженной. Следовательно, уточненную декларацию можно представить даже после того, как камеральная проверка уже началась. При этом Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество подаваемых за один налоговый период уточненных деклараций. Организация освобождается от ответственности:

  • если уточненная декларация представлена до истечения срока уплаты налога;
  • если уточненная декларация представлена после истечения срока уплаты налога, но при этом организация перечислила в бюджет недостающую сумму налога и пени.

Об этом сказано в пунктах 3 и 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

На этих же условиях организация освобождается от ответственности, если она подала уточненную декларацию до того, как ошибка была обнаружена налоговой инспекцией. Аналогичная точка зрения была отражена в письме Минфина России от 13 февраля 2008 г. № 03-02-07/1-61.

А нужно ли подавать документы, которые инспекция затребовала, проверяя первичную декларацию? Да, нужно. Несмотря на то что при подаче уточненки проверка первичной декларации прекращается, требование, предъявленное инспекцией, должно быть исполнено. Иначе организацию ждет штраф по статье 126 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд РФ в определении от 12 апреля 2016 г. № 306-КГ16-2522.

Следует отметить, что организация не избежит ответственности и в том случае, если уточненную декларацию она подаст по истечении трехмесячного срока, отведенного инспекции на проведение камеральной проверки. Даже если к этому времени акт об окончании проверки не был составлен и решение о привлечении организации к ответственности инспекция не выносила. Это следует из положений пунктов 2 и 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых подтверждается правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2012 г. № Ф09-8834/11).

Расчет пеней

Пени нужно рассчитать в сумме 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа по налогу (ст. 75 НК РФ). День фактической уплаты налога (проведения зачета и т. д.) в период просрочки не включайте. Это связано с тем, что пени взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют. Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пример расчета суммы пеней при подаче уточненной налоговой декларации

Организация зарегистрирована в Московской области и является плательщиком транспортного налога. В апреле 2016 года бухгалтер организации обнаружил, что в налоговой декларации по транспортному налогу за 2015 год налоговая база была занижена (неправильно отражена мощность двигателя). В результате ошибки организация недоплатила в региональный бюджет 10 000 руб.

Недостающие суммы налога и пеней были перечислены 26 апреля 2016 года. В этот же день организация подала в налоговую инспекцию уточненную декларацию за 2015 год.

Последний срок уплаты транспортного налога за 2015 год – 28 марта 2016 года (п. 1 ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ). Доплата по налогу была перечислена с опозданием на 28 дней (с 29 марта по 25 апреля 2016 года). В период просрочки платежа действовала ставка рефинансирования в размере 11 процентов.

Сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога, составила:
10 000 руб. х 1/300 х11% х 28 дн. = 103 руб.

Уплата недоимки и пеней

Ситуация: можно ли сумму налога и пеней перечислить одним платежным документом. Организация перечисляет в бюджет оба этих платежа перед подачей уточненной налоговой декларации

Нет, нельзя.

Сумму недоимки по налогу и пеням нужно перечислять отдельными платежными документами. Это связано с тем, что для налоговых платежей, штрафных санкций и пеней установлены разные коды бюджетной классификации (КБК).

Если перечислить недоимку и пени одним платежным документом, налоговая инспекция может счесть, что в бюджет поступила только сумма налога. Даже если эта сумма будет больше, чем указано в уточненной декларации. В связи с этим инспекция может попытаться оштрафовать организацию по статье 122 Налогового кодекса РФ.

Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна. Некоторые суды считают, что уплата пеней является обязательным условием для освобождения от ответственности при подаче уточненной декларации (см., например, определения ВАС РФ от 18 января 2010 г. № ВАС-17586/09, от 31 октября 2008 г. № 14141/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 17 декабря 2010 г. № Ф03-8424/2010, Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2010 г. № А70-6877/2009, Волго-Вятского округа от 12 ноября 2009 г. № А28-8881/2009-222/21, Поволжского округа от 4 сентября 2008 г. № А57-22478/07, Северо-Западного округа от 14 января 2008 г. № А56-15591/2007). Такая же позиция отражена в определении Конституционного суда РФ от 17 декабря 2010 г. № 1572-О-О.

Однако есть примеры судебных решений, в которых говорится, что статья 122 Налогового кодекса РФ не предусматривает ответственности за неуплату пеней. Поэтому применять эту статью, если организация не уплатила пени при подаче уточненной декларации, нельзя (см., например, определение ВАС РФ от 5 сентября 2008 г. № 11161/08, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2009 г. № А19-8749/09, Поволжского округа от 9 октября 2008 г. № А06-1727/08, Уральского округа от 18 июня 2008 г. № Ф09-4351/08-С3, Московского округа от 29 мая 2007 г. № КА-А41/4573-07).

Чтобы избежать судебных разбирательств, перечисляйте недоимку и пени по налогу разными платежными документами.

Платежные поручения оформляйте по общим правилам.

<..>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка