Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
4 июля 9 просмотров

В ООО есть директор, он же единственный учредитель, наемных работников нет, при увольнении директора 1- нужно ли сообщать в налоговую, 2-можно ли закрыть фирму по доверенности на другого человека?

1. Любая организация, вне зависимости от того, ведет ли она деятельность, или приостановила ее, должна сообщать ИФНС о смене директора. А вот возможности сообщить только об увольнении директора законодательство не предусматривает – ведь у организации не может не быть руководителя. И если директора уволить, а нового не назначить, а назначить вместо него, например, временно исполняющего обязанности – в ЕГРЮЛ по-прежнему будет указан прежний директор – до тех пор, пока не будет избран новый. Соответственно, только об увольнении руководителя (без назначения нового, сообщать ИФНС не нужно.

2. да, можно.

От имени организации может действовать не только руководитель, но и иное лицо, уполномоченное руководителем представлять интересы организации. Для этого у представителя должна быть доверенность, выданная руководителем до своего увольнения. После увольнения она продолжает действовать, поскольку выдается от имени организации, а организация продолжает существовать и после увольнения руководителя.
(см. образец Доверенности на представление интересов организации в налоговых органах).

При этом при начале процесса добровольной ликвидации учредитель должен назначить ликвидатора, и до регистрации ликвидации ООО к нему переходят полномочия руководителя, а самого руководителя можно после этого уволить. О начале процесса ликвидации и назначении ликвидатора организация должна уведомить ИФНС в течении 3-х дней, путем подачи заявления по форме 15001.

Уведомление о ликвидации организации в ИФНС может представить не только руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор, но и представитель по доверенности, но такая доверенность должна быть нотариально удостоверена.

При этом ликвидатором может быть любое лицо – бывший директор, сам учредитель или любое стороннее лицо, назначенное учредителем ликвидатором ООО.

Обоснование

Из рекомендации Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как оформить прием на работу генерального директора

<…>

Ситуация: Нужно ли заключить трудовой договор с генеральным директором, который является единственным учредителем (участником, акционером) организации

Нет, не нужно.

Если руководитель организации одновременно является и ее единственным учредителем (участником, акционером), трудовой договор с ним не заключается (письмо Минздравсоцразвития России от 18 августа 2009 г. № 22-2-3199). Аргументы следующие: особенности регулирования труда руководителей организации установлены в главе 43 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем, положения указанной главы не распространяются на руководителей, которые являются единственными учредителями (участниками, акционерами) организаций. Это четко следует из положений статьи 273Трудового кодекса РФ. В основе данной нормы лежит невозможность заключения трудового договора с самим собой, поскольку иных учредителей (участников, акционеров) у организации нет.

В этой ситуации директор должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа. Управленческую деятельность в этом случае директор будет осуществлять без заключения какого-либо договора, в том числе трудового. Вступление в должность оформляется соответствующим приказом.*

Аналогичный вывод содержится в письмах Роструда от 6 марта 2013 г. № 177-6-1 и от 28 декабря 2006 г. № 2262-6-1.

Поскольку трудовой договор с генеральным директором – единственным учредителем (участником, акционером) не заключается, начислять и выплачивать ему зарплату организация не обязана. Это следует из абзаца 1 статьи 135, абзаца 2 статьи 145 Трудового кодекса РФ.

Вместе с тем, организация вправе это делать. Ведь отсутствие с генеральным директором – единственным учредителем (участником, акционером) трудового договора не ставит под сомнение наличие трудовых отношений между ним и организацией. Согласно официальным разъяснениям, отношения, которые возникают в результате избрания на должность, назначения на должность или утверждения в должности, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора (ст. 16–19 ТК РФ). В частности, это означает, что указанный руководитель подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеет право на оплату больничного листка в общем порядке, даже при отсутствии заключенного с ним по общим правилам трудового договора (п. 2 разъяснений, утвержденныхприказом Минздравсоцразвития России от 8 июня 2010 г. № 428н). Правомерность этой позиции подтверждена и судом (определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6362/09).

Соответственно, зарплата такого гендиректора облагается НДФЛ и взносами на обязательное социальное (пенсионное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в общем порядке (ст. 210 НК РФ, ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ст. 20.1Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, письмо Минтруда России от 5 мая 2014 г. № 17-3/ООГ-330).

Установить зарплату генеральному директору, который является единственным учредителем (участником), можно в штатном расписании или приказе.

<…>

Уведомление инспекции о смене генерального директора

При смене генерального директора организации необходимо в течение трех рабочих дней сообщить об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Связано это с тем, что генеральный директор является лицом, имеющим право действовать от имени организации без доверенности. Сведения о нем содержатся в ЕГРЮЛ (подп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Поэтому при приеме на работу нового руководителя эти данные должны быть изменены.

Для этого направьте уведомление по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25. Подписать такое заявление может новый руководитель организации (письмо ФНС России от 23 августа 2006 г. № ГВ-6-14/846). Несмотря на то что указанное письмо комментирует порядок заполнения ранее действующей формы, его выводы актуальны и сегодня, поскольку затрагивают положения, по которым приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25изменений не вносил.*

Какие последствия могут возникнуть, если организация не проинформирует налоговую инспекцию о смене генерального директора

Генеральный директор вправе действовать от имени организации без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При этом сведения о нем должны быть зафиксированы в ЕГРЮЛ (подп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Ведение ЕГРЮЛ возложено на ФНС России (п. 5.5.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Поэтому о смене генерального директора организация обязана сообщить в налоговую инспекцию в течение трех дней с момента, когда новый директор приступил к исполнению своих обязанностей в соответствии с приказом (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Если сведения о новом генеральном директоре не представлены (представлены несвоевременно), налоговая инспекция может оштрафовать руководителя организации на 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 и ст. 23.61 КоАП РФ).

Кроме того, сделки, заключенные новым генеральным директором (до внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ), могут быть признаны недействительными. Объясняется это следующим. Организация приобретает для себя права (в т. ч. заключает договоры) и осуществляет обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Генеральный директор действует без доверенности от имени организации (подп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ и абз. 3 п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Генеральный директор, чьи полномочия не оформлены надлежащим образом (нет сведений о нем в ЕГРЮЛ), не вправе заключать сделки от имени организации. Сделки, совершенные неуполномоченным лицом, признаются недействительными на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ. Такой подход подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 24 июля 2007 г. № 3259/07ФАС Московского округа от 13 августа 2007 г. № КГ-А40-7913/07).

Недействительная сделка не влечет за собой никаких юридических последствий. Ее участники должны будут возвратить друг другу все полученное по сделке (в натуральной или денежной форме). Такие правила установлены в статье 167Гражданского кодекса РФ.

<…>

Из рекомендации И.И. Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости


Как оформить увольнение генерального директора

Трудовой договор с генеральным директором может быть прекращен:

Ситуация: на чье имя генеральный директор должен написать заявление при увольнении по собственному желанию

О своем желании досрочно расторгнуть трудовой договор генеральный директор должен уведомить работодателя (единственного участника* (акционера), председателя совета директоров или общего собрания и т. п.) в письменной форме не позднее чем за один месяц до желаемой даты увольнения (ст. 280 ТК РФ).

При увольнении в трудовой книжке генерального директора ссылку сделайте на пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225п. 5.2Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). При этом в графе 4«Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись» укажите решение собственников (реквизиты протокола общего собрания или решения единственного учредителя), на основании которого увольняется генеральный директор, и заверьте запись печатью организации. Такие разъяснения содержатся вписьме Роструда от 11 марта 2009 г. № 1143-ТЗ.*

<…>

Дополнительные основания увольнения

Трудовой договор с генеральным директором можно расторгнуть по дополнительным основаниям:

Дополнительные основания для увольнения генерального директора предусмотрены в статье 278 Трудового кодекса РФ.

Документальное оформление

Для прекращения трудовых отношений с генеральным директором (независимо от основания) необходимо решение собственника имущества организации или соответствующего уполномоченного органа*. В акционерных обществах это, как правило, общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет) (п. 3 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). В обществах с ограниченной ответственностью – общее собрание участников (подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Решение о прекращении трудового договора с генеральным директором оформите протоколом. Если в обществе только один акционер (участник), то увольнение генерального директора оформите решением единственного акционера (участника).

На основании решения издайте приказ об увольнении генерального директора по унифицированной форме № Т-8(постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

В трудовой книжке генерального директора сделайте запись об увольнении со ссылкой на решение собственников (реквизиты протокола общего собрания или решения единственного учредителя), на основании которого увольняется генеральный директор (п. 5.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Заверьте запись печатью организации. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Роструда от 11 марта 2009 г. № 1143-ТЗ.*

Пример оформления увольнения генерального директора

Генеральный директор ЗАО «Альфа» А.В. Львов был уволен в связи с принятием общим собранием акционеров решения о досрочном прекращении с ним трудового договора. Решение было оформлено протоколом.

Из рекомендации В.Л. Кузнецова, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр», Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидат юридических наук.

Как внести изменения в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ


Изменения в ЕГРЮЛ необходимо вносить в случае изменения содержащихся в нем сведений, внесенных ранее.

Обычно внесение изменений в ЕГРЮЛ связано со сменой единоличного исполнительного органа (далее – директор)*, изменением сведений об участниках (в т. ч. выход и смена участников), сменой видов экономической деятельности.

<…>

Ситуация: какие сведения об ООО содержатся в ЕГРЮЛ

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения об ООО (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)).*

1. Наименование.

2. Организационно-правовая форма («общество с ограниченной ответственностью»).

3. Юридический адрес ООО. При наличии управляющего (управляющей организации) указывается также местожительство управляющего (местонахождение управляющей организации).

4. Способ образования ООО (создание или реорганизация).

5. Размер уставного капитала.

6. Сведения о филиалах и представительствах ООО.

7. Сведения об учредителях (участниках) ООО, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

8. Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО (т. е. директора), а также паспортные данные и ИНН такого лица.*

9. Коды видов экономической деятельности.

10. ИНН, КПП и дата постановки ООО на учет в налоговом органе.

11. Номер и дата регистрации ООО в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ.

12. Дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО.

13. Сведения о лицензиях, полученных ООО.

14. Способ прекращения ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

15. Сведения о правопреемстве ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

16. Сведения о том, что ООО находится в процессе ликвидации или реорганизации.

Кроме того, в реестре хранятся подлинники учредительных документов общества.

Сведения, указанные в пунктах 1–5, содержатся также в учредительных документах ООО. Изменение таких сведений нужно проводить в порядке внесения изменений в учредительные документы.

Представление документов на регистрацию

Для внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо подать в регистрирующий орган (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)) подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001.*

<…>

Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Геннадия Уваркина, кандидата юридических наук, заместителя генерального директора Правового бюро «Омега»

Как зарегистрировать ликвидацию ООО

Ликвидация ООО считается завершенной с момента ее государственной регистрации. Регистрация осуществляется посредством внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО. Регистрирующий орган – ФНС России в лице ее территориальных органов (налоговых инспекций).

Чтобы зарегистрировать ликвидацию, общество должно выполнить ряд действий: направить в инспекцию несколько уведомлений, а затем представить установленный законодательством комплект документов.

При этом необходимо соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы в инспекцию представит не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При подаче документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет получить такие документы и внести запись в ЕГРЮЛ. В случае предъявления неполного их комплекта инспекция будет вправе отказать в регистрации ликвидации. Наконец, при включении в документы недостоверных сведений, а также при нарушении срока подачи документов председателя ликвидационной комиссии ООО могут оштрафовать.

Как подать документы для регистрации ликвидации ООО в налоговую инспекцию

В процессе ликвидации нужно представить документы в налоговую инспекцию несколько раз: сначала нужно направить уведомления, затем подать комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества.

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет ли инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы Единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации ликвидации ООО, находящегося на территории Москвы.

При подаче документов в налоговую инспекцию необходимо проверить:

  • соответствуют ли представляемые документы установленным законодательством требованиям;
  • подаются ли документы в полном объеме (перечень документов зависит от того, о каком именно этапе ликвидации идет речь);
  • направляются ли документы в налоговую инспекцию надлежащим способом;
  • не содержат ли документы недостоверных сведений (неточностей, искажений в содержании). Если председатель ликвидационной комиссии (иное уполномоченное лицо) общества представит в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения, то он может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказания за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

Документы в налоговую инспекцию можно представить любым из следующих способов:

1) непосредственно в налоговый орган – лично заявителем (руководителем ликвидационной комиссии, ликвидатором) либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность или ее копию, заверенную нотариусом;

2) в многофункциональный центр – лично заявителем или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

3) по почте – почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

4) через нотариуса, заверившего подпись на уведомлении или заявлении;

5) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

Обоснование

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации),пункте 37 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент), утвержденногоприказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

Правила подачи документов через нотариуса приведены также в статье 86.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденныхпостановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (далее – Основы законодательства о нотариате).

Порядок оформления и представления электронных документов установлен приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@.

В подтверждение того, что документы поданы, инспекция выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты принятия.

В каком порядке налоговая инспекция выдает расписку в получении документов, представленных для регистрации ликвидации ООО

Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.

Если документы представлены непосредственно в инспекцию, то в этот же день расписку выдают на руки заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.

При подаче документов в многофункциональный центр заявитель (представитель заявителя по нотариально удостоверенной доверенности) получает расписку от сотрудника центра на руки в день представления документов.

Если документы направлены по почте, инспекция высылает в адрес заявителя письмо, содержащее экземпляр расписки и уведомление о вручении. Письмо направляют по почте не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Наконец, если заявитель направил документы в электронной форме через Интернет, инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет расписку в форме электронного документа. Расписку высылают по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пунктах 66–69 Административного регламента.

Кроме того, на следующий день после принятия документов инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленные документы, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение пяти рабочих дней с момента получения документов налоговая инспекция должна принять одно из решений (п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации, п. 151677–82Административного регламента):

  • о государственной регистрации путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • об отказе в такой регистрации.

При успешном прохождении процедуры регистрации инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации,абз. 2 п. 15абз. 6 п. 16 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

Порядок выдачи листа записи ЕГРЮЛ различается в зависимости от того, каким способом заявитель представил комплект документов для регистрации.

1. Документы поданы непосредственно в инспекцию или направлены по почте

Заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ тем способом, который он указал в заявлении или уведомлении (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации). Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации должна направить лист записи ЕГРЮЛ почтовым отправлением в адрес заявителя.

Документы для регистрации ликвидации ООО поданы непосредственно в налоговую инспекцию либо направлены по почте. При этом заявитель не указал способ получения итогового документа. В каком порядке можно его получить

Лист записи ЕГРЮЛ заявитель получает по почте.

Дело в том, что документы, способ получения которых не указан, передаются в структурное подразделение инспекции, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции. В результате инспекция направляет лист записи ЕГРЮЛ почтовым отправлением по адресу заявителя, указанному в заявлении или уведомлении о ликвидации (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрациип. 88 Административного регламента).

2. Документы поданы в многофункциональный центр

За листом записи ЕГРЮЛ заявитель (его представитель по доверенности) должен явиться в многофункциональный центр (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 88 Административного регламента).

3. Документы представлены через нотариуса

Нужно обратиться к этому же нотариусу, чтобы получить лист записи ЕГРЮЛ:

Забрать лист записи у нотариуса может сам заявитель или его представитель:

  • по нотариально удостоверенной доверенности либо
  • по доверенности в простой письменной форме, которую ранее представил нотариусу сам заявитель.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 11 Закона о государственной регистрации, статье 86.3Основ законодательства о нотариате.

4. Документы направлены через Интернет

Заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ в электронной форме по e-mail. По своему усмотрению заявитель может потребовать выдачи такого документа в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрациип. 89 Административного регламента).

Как уведомить налоговую инспекцию о выполнении того или иного действия в процессе ликвидации ООО

Налоговую инспекцию нужно уведомить о следующих действиях:

  • о принятии решения о ликвидации ООО, а также о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора (п. 13 ст. 20 Закона о государственной регистрации);
  • о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Уведомление о начале процедуры ликвидации

Решение о ликвидации ООО принимается общим собранием участников. После проведения собрания в налоговую инспекцию необходимо представить уведомление о ликвидации ООО по форме № Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). При заполнении уведомления нужно указать, что документ представляется в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица и формированием ликвидационной комиссии (п. 2.1 и 2.2 формы № Р15001). К уведомлению необходимо приложить решение о ликвидации ООО (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрациип. 26 Административного регламента).

Уведомление подписывает руководитель (председатель) ликвидационной комиссии либо ликвидатор.

Обоснование

По закону инспекцию должны уведомить:

Вместе с тем, на практике решение о ликвидации ООО принимают, как правило, одновременно с решением о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 57 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). При этом с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества (п. 3 ст. 57 Закона об ООО). В одном из своих писем ФНС России пояснила, что при подаче в инспекцию уведомления в связи с принятием решения о ликвидации и назначением ликвидационной комиссии или ликвидатора в роли заявителя выступает руководитель ликвидационной комиссии либо ликвидатор (п. 14.2.05.18 приложения к письму ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@).

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о ликвидации ООО

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"» (далее – Закон № 107-ФЗ).

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о ликвидации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования к оформлению документов), утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).

Документ необходимо подать в течение трех рабочих дней после даты проведения общего собрания участников (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Внимание! За нарушение срока уведомления о ликвидации ООО предусмотрена ответственность.

Если председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) нарушит срок для подачи уведомления по форме № Р15001, его могут привлечь к административной ответственности в связи с несвоевременной подачей документа (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказание за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

Вправе ли инспекция отказать в регистрации ликвидации, если уведомление о принятии решения о ликвидации по форме № Р15001 подано с нарушением срока

Нет, не вправе.

Закон предусматривает лишь административную ответственность за нарушение срока, в течение которого должно подаваться уведомление о принятии решения о ликвидации (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Вместе с тем, закон не относит это нарушение к основаниям для отказа в регистрации ликвидации (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации). Следовательно, инспекция обязана принять уведомление, поданное по истечении трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.

Пример из практики: суд признал регистрацию ликвидации законной несмотря на то, что ликвидатор подал уведомление с нарушением срока

Общее собрание участников ООО «Г.» приняло решение о ликвидации общества и назначило ликвидатора. После завершения процесса ликвидации налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности ООО «Г.».

Гражданин Б. (участник ООО «Г.») посчитал, что в процессе ликвидации нарушены его права. По этой причине он обратился в суд с заявлением:

  • о признании незаконным решения налоговой инспекции о регистрации ликвидации;
  • о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО «Г.».

Один из доводов заявителя – нарушение срока подачи уведомления. Ликвидатор предъявил в налоговую инспекцию уведомление о принятии решения о ликвидации через пять месяцев после проведения общего собрания участников. По закону такое уведомление необходимо подать в инспекцию в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Следовательно, по мнению гражданина Б., регистрацию ликвидации нужно признать недействительной.

Суд не согласился с аргументацией заявителя. Нарушение срока подачи уведомления не является основанием для отказа в регистрации ликвидации (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации). Поэтому действия инспекции нельзя признать незаконными. В итоге суд отказал заявителю в удовлетворении требований (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 октября 2009 г. по делу № А56-9677/2009).

На основании представленных документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что ООО находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона о государственной регистрации). С этого момента не допускается:

  • государственная регистрация изменений, вносимых в устав ООО;
  • государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое ООО или которые возникают в результате его реорганизации.

До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о ликвидации общества по форме № С-09-4.

Обоснование

Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только по форме № Р15001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса

После того как общее собрание участников утвердит промежуточный ликвидационный баланс, необходимо уведомить налоговую инспекцию о составлении такого баланса (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Однако это разрешено сделать не раньше того, как истечет установленный срок для предъявления требований кредиторами (подп. «а» п. 4 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Кроме того, нельзя направить уведомление в каждом из следующих случаев:

Если препятствия для обращения в инспекцию отсутствуют, руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен направить уведомление по форме № Р15001. В качестве причины подачи такого документа нужно указать факт составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 формы № Р15001).

Можно ли представить одно уведомление о ликвидации ООО и сообщить в нем о составлении промежуточного ликвидационного баланса, принятии решения о ликвидации акционерного общества и формировании ликвидационной комиссии

Нет, нельзя.

ООО должно уведомить инспекцию о принятии решения о ликвидации в течение трех рабочих дней после даты проведения общего собрания участников. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией по окончании срока для предъявления требований кредиторами (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Такой срок начинает течь с момента опубликования в органах печати сообщения о ликвидации общества и не может быть менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Следовательно, между подачей в инспекцию первого уведомления о ликвидации (в связи с принятием решения о ликвидации и формированием ликвидационной комиссии) и второго уведомления (в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса) должен быть временной разрыв продолжительностью не менее двух месяцев.

Что нужно сделать для того, чтобы налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО

Завершающий этап процедуры ликвидации – подача установленного законодательством комплекта документов в налоговую инспекцию.

Представить документы нужно после того, как будет составлен и утвержден окончательный ликвидационный баланс, но в любом случае не ранее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Обоснование

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) может составить окончательный ликвидационный баланс только после того, как завершит расчеты с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

В свою очередь, расчеты с кредиторами проводятся на основании промежуточного ликвидационного баланса. Такой баланс ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет после истечения срока для предъявления требований кредиторами (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Этот срок начинает течь с момента опубликования в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации и не может составлять менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Таким образом, даже если предположить, что у ликвидируемого общества нет кредиторов, временной разрыв между публикацией в журнале и составлением окончательного ликвидационного баланса все равно не может быть менее двух месяцев. На практике такой разрыв обычно в несколько раз больше.

Кроме того, закон прямо предусматривает, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) может уведомить налоговую инспекцию о завершении процесса ликвидации ООО не ранее чем через два месяца с момента, когда опубликовано сообщение о ликвидации (п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации).

Перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, п. 274246.1 Административного регламента):

1) заявление о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@. Документ подписывается председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором). Подписывая заявление, председатель (ликвидатор) тем самым подтверждает, что при ликвидации соблюден установленный законом порядок и завершены расчеты с кредиторами;

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации ликвидации направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Законом № 107-ФЗ.

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о регистрации ООО в связи с ликвидацией не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).

2) ликвидационный баланс;

3) документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.;

Обоснование

По закону размер госпошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 20 процентов размера госпошлины, установленнойподпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Другими словами, размер госпошлины за регистрацию ликвидации равен 20 процентам от 4 тыс. руб., то есть 800 руб.

В качестве документа об уплате госпошлины выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме – абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными –абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или «Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Обязательно ли при регистрации ликвидации ООО представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся вГосударственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию ликвидации оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента).

Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее сведения об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации ликвидации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.

4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений о застрахованных лицах.

Обязательно ли при регистрации ликвидации ООО подавать в налоговую инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Ликвидируемое ООО должно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации ликвидации (абз. 5 п. 2 ст. 9п. 3 ст. 11Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; далее – Закон об индивидуальном учете).

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку (иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (подп. «г» п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрациип. 42 Административного регламента).

Однако все же имеет смысл самостоятельно подать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Это обезопасит заявителя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае (т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:

  • сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
  • сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат правилапредставления сведений.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации ликвидации.

Разумеется, в каждом из этих случаев можно попытаться оспорить действия инспекции. Но лучше заранее обезопасить себя ненужных споров.

На основании представленных документов налоговая инспекция регистрирует ликвидацию ООО – вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации. С этого момента общество считается прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8п. 5 ст. 22 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, - лист записи ЕГРЮЛ с информацией о том, что ООО ликвидировано (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 15абз. 6 п. 16 Административного регламента).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка