Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
11 июля 1 просмотр

11.12.2013 г прекращена деятельность физ.лица в качестве индивидуального предпринимателя. По почте получено сообщение от 15.06.2016 г с требованием предоставления уточненной декларации. Текст сообщения: "На основании пункта 3 ст. 88 НК РФ требую предоставить уточненную налоговую декларацию по ЕНВД за 1,2,3,4 кв 2013 г в связи с выявлением камеральной налоговой проверкой несоответствия сведений, предоставленных плательщиком в декларации: физический показатель равен 0, согласно ст.346,29 НК РФ налогоплательщик, не осуществляющий в конкретном квартале предпринимательскую деятельность, переведенную на ЕНВД, все равно обязан предоставить в инспекцию налоговую декларацию, исчислить и уплатить этот налог. Или предоставить письменное пояснение по факту подачи "нулевой" декларации по ЕНВД." Далее угрозы по КоАПу. Правомерно ли проведение камеральной проверки через столько лет, а не при прекращении предпринимательской деятельности? Что может быть оправданием для подачи "нулевой" декларации? Если всё против Предпринимателя, то возможно не уточнять 1 кв 2013 г?

Камеральная проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления декларации, однако нарушение срока не может являться основанием для того, чтобы считать решение недействительным. Кроме того, при занижении налоговой базы налогоплательщик обязан подать декларации, даже если прошло более 3 лет, при этом он должен будет доплатить налог, а вот штраф в отношении данной декларации неправомерен.

Обоснование

1. Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


Ситуация: можно ли отменить решение по итогам налоговой проверки, если инспекция приняла его с нарушением сроков

Да, можно, если из-за нарушения сроков организация была лишена возможности подготовить и подать возражения по акту.

По общему правилу решение по налоговой проверке руководитель инспекции (его заместитель) должен принять в течение 10 рабочих дней после окончания месячного срока, отведенного организации на подачу возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101п. 6 ст. 100п. 6 ст. 6.1НК РФ). По усмотрению инспекции 10-дневный срок на рассмотрение материалов и принятие решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Принятие решения с опозданием к указанным нарушениям не относится, поэтому само по себе такое нарушение не может повлечь за собой отмены решения по проверке.

Вместе с тем, досрочное принятие решения (до истечения месячного срока, отведенного организации на подачу возражений по акту) может стать основанием для отмены решения по проверке. В такой ситуации инспекция самовольно ограничивает время организации на подготовку ее возражений по акту, то есть не обеспечивает ей возможности давать пояснения в том порядке, который предусмотрен Налоговым кодексом РФ. Наличие такого нарушения может стать основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 29 апреля 2009 г. № ВАС-4913/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23 января 2009 г. № А32-4732/2008-13/76Поволжского округа от 25 июня 2012 г. № А12-23020/2011, Московского округа от 29 декабря 2010 г. № КА-А40/16633-10от 23 января 2009 г. № КА-А41/12979-08от 23 января 2009 г. № КА-А40/12029-08, Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2012 г. № А78-9055/2009от 23 апреля 2008 г. № А33-10332/2007-Ф02-1056/2008).

В то же время некоторые суды признают: досрочное принятие решений, в которых возражения организаций были учтены, не нарушает требования статьи 101 Налогового кодекса РФ и не может быть самостоятельным основанием для их отмены (см., например, постановления ФАССеверо-Кавказского округа от 10 октября 2012 г. № А25-789/2011Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2008 г. № А33-476/08-Ф02-5025/08).

2. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию

<….
Ситуация: обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно

Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.

Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.

Главбух советует: Прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненнойотчетности может повлечь за собой негативные последствия.

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представленауточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.

Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.

Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует изписьма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составленауточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка