Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О главных бухгалтерских проблемах 2017 года

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 июля 16 просмотров

Как учесть импорт услуг из стран таможенного союза, а именно из Белоруссии. Мы хотим принять участие в выставке, проходящей в Белоруссии с целью рекламы своей продукции. Обязаны ли мы заплатить в бюджет РФ НДС по данной сделке и принять его к вычету в дальнейшем?

В случае если белорусская организация оказывает российскому предприятию - производителю рекламные услуги (предоставляет российскому предприятию выставочные площади исключительно для рекламных целей), данные услуги подлежат обложению НДС в соответствии с нормами НК РФ, а российское предприятие признается налоговым агентом по НДС. Если же передаются торговые площади в аренду, то такие услуги в РФ объектом обложения НДС не являются, соответственно, обязанности налогового агента у российского предприятия не возникает, поскольку взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг производится в том государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также НИОКР. Таким образом, если белорусская организация предоставляет российскому предприятию выставочные площади исключительно для рекламных целей (то есть, по сути, оказывает рекламные услуги), местом реализации услуг признается территория РФ, следовательно, российское предприятие признается налоговым агентом по НДС. Если же выставочные площади предоставляются в аренду в целях, отличных от рекламных (в частности, в случае, если российское предприятие осуществляет на них торговую деятельность), местом их реализации является территория Республики Беларусь и такие услуги в РФ объектом обложения НДС не признаются.

НДС можно принять к вычету не ранее того налогового периода, в котором были выполнены следующие условия: ТРУ приняты к учету; сумма НДС перечислена в бюджет; у организации есть заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговой инспекции; сумма НДС отражена в специальной декларации по косвенным налогам. В бухучете проводки будут следующие: Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» начислен НДС к уплате в бюджет на основании декларации по косвенным налогам, Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51 – перечислен НДС по сроку, Дебет 68 Кредит 19 – возмещен НДС в момент выполнения условий для вычета.

Обоснование

Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза

Ситуация: нужно ли начислить НДС со стоимости работ или услуг, которые белорусская (казахская, армянская, киргизская) организация оказывает российской организации. Белорусская (казахская, армянская, киргизская) организация не состоит в России на налоговом учете

Ответ на этот вопрос зависит от вида выполняемых работ (оказываемых услуг) и от того, какое государство признается местом реализации этих работ (услуг).

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является территория той страны, в которой организация-исполнитель зарегистрирована в качестве налогоплательщика (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Исключение предусмотрено для работ (услуг), перечисленных в подпунктах 1–4 пункта 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Например, местом реализации рекламных (маркетинговых, юридических, консультационных и т. п.) услуг считается территория государства, где зарегистрирован их покупатель или заказчик (подп. 4 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Если местом реализации услуг является территория России, то заказчик услуг, оказанных белорусской (казахской, армянской, киргизской) организацией, должен исполнить обязанности налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. После уплаты сумму входного налога заказчик вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Если же местом реализации услуг не является территория России, то объект обложения НДС по российскому законодательству не возникает (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Сумму НДС (его аналога), уплаченную иностранным контрагентам по законодательству других государств, к вычету не принимайте. Вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, на суммы налогов, уплаченных за рубежом, не распространяются.

В ситуациях, когда белорусская (казахская, армянская, киргизская) организация выполняет работы для российской организации по переработке давальческого сырья с последующим вывозом продуктов переработки в Россию, белорусская (казахская, армянская, киргизская) сторона должна будет начислить налог по ставке 0 процентов. При этом налоговой базой признается стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (с учетом акциза, если товар подакцизный). Об этом сказано в пункте 31 и разделе II приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Местом выполнения работ признается территория стран – участниц Таможенного союза. Если в дальнейшем продукты переработки будут ввезены на территорию России, то российская организация должна будет начислить НДС по ввезенным продуктам переработки, исходя из стоимости оказанных ей услуг в порядке, предусмотренном для импорта товаров из стран – участниц Таможенного союза. Это следует из положений пункта 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Пример: как отразить в бухучете суммы НДС со стоимости услуг, оказанных российской организации белорусской организацией. Местом реализации услуг является территория Республики Беларусь. Белорусская организация не состоит в России на налоговом учете

ООО «Альфа» ведет в России деятельность, облагаемую НДС. «Альфа» заключила договор с белорусской транспортной компанией на перевозку материалов по территории Республики Беларусь (из г. Минска в г. Брест). Стоимость транспортных услуг составляет 35 400 руб. (в т. ч. НДС – 5400 руб.).

Местом реализации транспортных услуг является территория Республики Беларусь (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

НДС со стоимости транспортных услуг был предъявлен организации по законодательству иностранного государства (а не в соответствии с российским законодательством). Поэтому сумму входного НДС бухгалтер «Альфы» к вычету не принял. В бухучете сумму налога бухгалтер включил в состав расходов.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 76
– 30 000 руб. – отражены расходы по транспортировке материалов на территории Республики Беларусь;

Дебет 19 Кредит 76
– 5400 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная транспортной компанией;

Дебет 20 Кредит 19
– 5400 руб. – отнесена сумма входного НДС на производственные расход

Пример: как отразить в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. * 18% = 126 144 руб.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;

Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором:

Об этом говорится в пункте 19 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

В срок, который установлен для уплаты налога с ввезенного товара, покупатель должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию. Такой порядок предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

К декларации необходимо приложить следующие документы:

Об этом сказано в пункте 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации. Или же передать их в электронном виде. Пока официальный электронный формат не утвержден ФНС России. Поэтому можете передавать копии договоров, выписок и других документов в любом виде. Удобнее всего отсканировать документы и отправить через сервис Отчеты (подраздел «Письма»).

Получив от вашей организации необходимый пакет документов, инспекция обязана их проверить в течение 10 рабочих дней. Тем самым она подтвердит факт уплаты НДС при импорте (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года). А это нужно, чтобы в дальнейшем:

Порядок подтверждения зависит от того, в какой форме вы подавали заявление. Он прописан в пункте 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года.

Заявление на бумаге

Получив бумажное заявление, инспекторы проставят в нем в разделе 2 отметку о ввозе товаров. Эта отметка и будет подтверждать, что импортер заплатил налог. Проверьте, чтобы в отметке были следующие сведения:

Отметку должны проставить на всех четырех экземплярах заявления, поданных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает импортеру.

Заявление в электронном виде

Если заявление вы отправляли в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью, то подтверждение уплаты НДС налоговая инспекция должна прислать вам также в электронном виде.

Если организация не платит или несвоевременно платит НДС, а также не сдает декларации при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, инспекция по местонахождению организации вправе:

Об этом сказано в пункте 22 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Сумму НДС, которую организация на ОСНО заплатила при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, можно принять к вычету. Так предусмотрено пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

http://www.1gl.ru/#/document/11/16026/

  1. Из рекомендации
    Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
    • товары были приняты к учету;
    • наступил срок платежа по договору лизинга (если товары ввозятся в Россию по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности на товары к лизингополучателю).
    • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года. Заявление можно подать либо на бумаге в четырех экземплярах с одним электронным вариантом (можно без электронной печати), либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России.
    • выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. Подавать банковскую выписку, возможно, не придется, если у организации есть переплата по федеральным налогам. В этом случае инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза;
    • транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров из стран – участниц Таможенного союза в Россию (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
    • счета-фактуры на отгрузку товаров (либо другой документ, если выписка счета-фактуры не предусмотрена национальным законодательством продавца);
    • договор, на основании которого товар ввозится в Россию (договоры купли-продажи, лизинга, товарного кредита (товарного займа), договоры об изготовлении товаров, о переработке давальческого сырья);
    • информационное сообщение поставщика о том, у кого были приобретены товары. Это нужно, когда товары ввозятся с территории одного государства участника Таможенного союза, а продавцом является представитель другого государства, в том числе не являющегося участником Таможенного союза. Такое сообщение можно не представлять, только если все необходимые сведения есть в договоре (контракте) на импорт. В сообщении поставщик должен указать следующие сведения о первичном продавце: идентифицирующий его номер (аналог российского ИНН), полное наименование, адрес, номер и дату договора о приобретении импортируемых товаров, номер и дату спецификации. Если тот, у кого были приобретены импортируемые товары, является не собственником, а посредником (комиссионером, поверенным, агентом) этих товаров, то в сообщении дополнительно приводят аналогичные сведения о собственнике.Сообщение должен подписать руководитель организации-продавца и заверить печатью. Если сообщение на иностранном языке, обязательно нужен перевод на русский язык;
    • договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (если они заключались);
    • договор (контракт), в целях исполнения которого импортируемые товары были приобретены по договорам комиссии, поручения или агентскому договору (если посредники НДС не уплачивают).
  2. Как подтвердить уплату НДС
    • сумма НДС, начисленная и уплаченная организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 20 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;
    • подпись, фамилия, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дата завершения им проверки;
    • подпись, фамилия и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дата проставления отметки и гербовая печать инспекции.
  3. Что будет, если не заплатить НДС и не отчитаться
  4. Вычет НДС
  5. Из рекомендации
    Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как получить вычет по НДС, уплаченному при импорте из стран – участниц Таможенного союза

Подтверждающие документы

Документами, подтверждающими уплату НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, являются заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговой инспекции или решение налоговой инспекции о зачете переплаты по федеральным налогам в счет уплаты НДС при импорте.

Кроме того, для подтверждения права на вычет НДС у российской организации-импортера должны быть документы, перечисленные в пункте 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Реквизиты заявления (номер и дату) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговой инспекции укажите в графе 3 книги покупок (подп. «е» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). А номер и дату платежного поручения, подтверждающего уплату НДС, – в графе 7 книги покупок (подп. «к» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). При этом импортер должен обеспечить хранение заявлений и платежных документов, подтверждающих уплату налога вместе с полученными счетами-фактурами. Об этом сказано в пункте 15 раздела II приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Сроки принятия НДС к вычету

НДС по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, можно принять к вычету не ранее того налогового периода, в котором были выполнены следующие условия:

  • товары приняты к учету;
  • сумма НДС перечислена в бюджет;
  • у организации есть заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговой инспекции;
  • сумма НДС отражена в специальной декларации по косвенным налогам.

Такой порядок следует из положений пункта 26 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, абзацев 2, 3 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 2 июля 2015 г. № 03-07-13/1/38180.

http://www.1gl.ru/#/document/11/13776//?step=1

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.05.2015 № 03-07-08/28428

Письмо

О применении НДС и налога на прибыль организаций в отношении услуг по предоставлению выставочной площади, оказываемых казахстанской организацией российской организации

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении услуг по предоставлению выставочной площади, оказываемых казахстанской организацией российской организации, и сообщает.

Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Пунктом 2 Протокола определено, что к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и признанной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства.

Таким образом, местом реализации услуг по предоставлению выставочной площади для проведения выставки в целях рекламирования продукции, оказываемых казахстанской организацией российской организации, признается территория Российской Федерации, и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджетную систему Российский Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российская организация, приобретающая оказываемые казахстанской организацией услуги по предоставлению выставочной площади для проведения выставки в целях рекламирования продукции, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по таким операциям. При этом российская организация имеет право на вычет указанных сумм налога в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению выставочной площади в целях, отличных от рекламных, оказываемых казахстанской организацией российской организации, то на основании подпункта 1 пункта 29 Протокола местом их реализации территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги в Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются.

Следует отметить, что вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных российской организации при приобретении у иностранной организации, в том числе казахстанской организации, услуг, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, нормами Кодекса не предусмотрен.

Что касается учета в целях налогообложения прибыли организаций сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных на территории иностранных государств, в том числе государств - членов ЕАЭС, при приобретении российской организацией услуг, то в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса предусмотрено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.

В статье 270 Кодекса, устанавливающей закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, не содержится нормы, согласно которой налоги, уплаченные на территории иностранного государства, в качестве расходов не учитываются.

Учитывая изложенное, указанные затраты могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса. Такой порядок следует применять в отношении иностранных налогов, по которым российская организация в соответствии с законодательством иностранного государства является плательщиком.

В отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных российской организации при приобретении у иностранной организации услуг, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, сообщаем, что сумма налога на добавленную стоимость в данном случае формирует цену услуги. Поэтому сумму налога на добавленную стоимость в рассматриваемом случае следует учитывать в цене услуги, а не выделять ее отдельно и учитывать в расходах на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

http://www.1gl.ru/#/document/99/420284148/?step=6

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка