Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
1 августа 25 просмотров

Наша организация хочет приобрести медицинскую технику в Республике Беларусь. Мед.техника освобождена от НДС. Какой пакет документов нужно подать в ИМНС для подтверждения освобождения от уплаты НДС.

Для подтверждения освобождения от уплаты НДС при импорте медицинской техники из Белоруссии в налоговую инспекцию представьте следующие документы:

- специальную декларацию (форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина России от 07.07.2010 г. № 69н);

- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года). В разделе 2 заявления инспекция поставит штамп об освобождении от уплаты НДС;

- транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение медицинской техники из Белоруссии в Россию;

- договор, на основании которого ввезена медицинская техника;

- регистрационное удостоверение на медицинскую технику, в котором указан код ОКП, предусмотренный перечнем необлагаемых НДС медицинских товаров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Декларацию с документами представьте не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором импортная медицинская техника была принята к бухгалтерскому учету.

Обоснование

1.Из рекомендации

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза

Начисляя НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза, нужно руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе и приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.*

А на официальном сайте ФНС России в разделе «Таможенный союз» можно посмотреть все международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Кто платит налог

86.79744 (6,8,9)

Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из стран – участниц Таможенного союза, обязаны платить НДС. Даже если применяют специальный налоговый режим или освобождены от этого налога (п. 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК РФ).

Не платят НДС при импорте лишь граждане, которые ввозят товары для личных нужд и целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 6 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Другое дело, что есть случаи, когда ввозимые товары налогом не облагаются. В частности, платить НДС не придется, если ввозят товары:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденные от налогообложения. Их перечень приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ.* Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях;
– при передаче в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому);
– по договору, заключенному между двумя российскими организациями (письмо Минфина России от 26 февраля 2016 г. № 03-07-13/1/10895).

Об этом сказано в пункте 6 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, пунктах 13 и 25 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подпункте 3 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса РФ.

<…>

В какой срок платить налог

86.79749 (6,8,9)

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором:

  • товары были приняты к учету;*
  • наступил срок платежа по договору лизинга (если товары ввозятся в Россию по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности на товары к лизингополучателю).

Об этом говорится в пункте 19 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Как отчитаться

86.79750 (6,8,9)

В срок, который установлен для уплаты налога с ввезенного товара, покупатель должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию.* Такой порядок предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

К декларации необходимо приложить следующие документы:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года. Заявление можно подать либо на бумаге в четырех экземплярах с одним электронным вариантом (можно без электронной печати), либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России.*
  • выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. Подавать банковскую выписку, возможно, не придется, если у организации есть переплата по федеральным налогам. В этом случае инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза;
  • транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров из стран – участниц Таможенного союза в Россию (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);*
  • счета-фактуры на отгрузку товаров (либо другой документ, если выписка счета-фактуры не предусмотрена национальным законодательством продавца);
  • договор, на основании которого товар ввозится в Россию* (договоры купли-продажи, лизинга, товарного кредита (товарного займа), договоры об изготовлении товаров, о переработке давальческого сырья);
  • информационное сообщение поставщика о том, у кого были приобретены товары. Это нужно, когда товары ввозятся с территории одного государства участника Таможенного союза, а продавцом является представитель другого государства, в том числе не являющегося участником Таможенного союза. Такое сообщение можно не представлять, только если все необходимые сведения есть в договоре (контракте) на импорт. В сообщении поставщик должен указать следующие сведения о первичном продавце: идентифицирующий его номер (аналог российского ИНН), полное наименование, адрес, номер и дату договора о приобретении импортируемых товаров, номер и дату спецификации. Если тот, у кого были приобретены импортируемые товары, является не собственником, а посредником (комиссионером, поверенным, агентом) этих товаров, то в сообщении дополнительно приводят аналогичные сведения о собственнике. Сообщение должен подписать руководитель организации-продавца и заверить печатью. Если сообщение на иностранном языке, обязательно нужен перевод на русский язык;
  • договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (если они заключались);
  • договор (контракт), в целях исполнения которого импортируемые товары были приобретены по договорам комиссии, поручения или агентскому договору (если посредники НДС не уплачивают).

Об этом сказано в пункте 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

<…>

2.Из рекомендации

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как составить и сдать декларацию по НДС при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза

Ввоз в Россию товаров из-за рубежа является объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Сумма налога, фактически уплаченная при ввозе импортных товаров, принимается к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

При ввозе товаров с территории стран – участниц Таможенного союза уплату и вычет НДС контролируют налоговые инспекции (п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, отражается в специальной декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам).

Форма декларации

Формы налоговой отчетности, а также порядок их представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). До принятия новых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчетности (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). В настоящее время при составлении специальной декларации следует руководствоваться формой и порядком, которые были утверждены приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.*

<…>

3.Из письма Минфина России от 20.05.2014 № 03-07-17/23762

[О применении освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских изделий, ввозимых в Российскую Федерацию]

Вопрос ООО (Россия, г.Новосибирск) является отечественным производителем импортозамещающей продукции для кардиохирургии (коронарных стентов и катетеров). Основной целью деятельности является обеспечение отечественной кардиохирургии стентами и катетерами по приемлемым для массового проведения операций ценам (стоимость отечественных стентов и катетеров в 2,5 раза ниже стоимости зарубежных аналогов, продаваемых в России). Готовая продукция поставляется в лечебные учреждения по всей России по государственным и муниципальным контрактам.

Ввиду того, что в Российской Федерации производится не весь перечень комплектующих для таких изделий, наша компания вынуждена приобретать их у иностранных производителей и завозить на территорию Российской Федерации.

Политика государства направлена на поддержку системы здравоохранения и стимулирование отечественного производства. Так, для производителей важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (медицинских изделий, в том числе - стенты и катетеры для проведения операций на сердце и сосудах) установлены льготы: Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет освобождение от уплаты НДС на ввозимые медицинские изделия, сырье и комплектующие для производства важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (медицинских изделий) (пп.2 п.1 ст.150 НК РФ), что позволяет удерживать цены на конечную продукцию на низком уровне.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и изданным в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" был введен новый термин "медицинские изделия", объединяющий понятия "медицинская техника" и "изделия медицинского назначения", в связи с чем предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения Росздравнадзора на "медицинское изделие".Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" понятие "важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника" в абзаце четвертом пп.1 п.2 ст.149 НК РФ заменено на понятие "важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия". В НК РФ разъяснено, что положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в пп.1 п.2 ст.149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Является действующим постановление Правительства от 17 января 2002 года № 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление № 19), принятое в соответствии с абзацем 4 пп.1 п.2 ст.149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением № 19 определены коды ОКП, в соответствии с которыми медицинская техника (медицинские изделия) относится к важнейшей и жизненно необходимой и подпадает под льготу. В настоящее время коды изделий по ОК 005-93 (ОКП), указанные в Постановлении № 19, не изменились (а именно: ОКП 94 4480, ОКП 94 3630). Данные коды ОКП содержатся (и содержались на дату ввоза) как в регистрационных удостоверениях старого и нового образца, так и в декларациях о соответствии на изделия. Таким образом, за исключением терминологии (медицинская техника стала называться медицинскими изделиями), сами изделия остались прежними.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19 к перечисленной в утвержденном им перечне важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России (а не ФТС России) порядке.

Письмом от 17.01.2014 № 2127885/25-3 Министерство здравоохранения Российской Федерации подтвердило, что указанные в обращении ООО медицинские изделия (коронарные стенты и катетеры) относятся к числу важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, включенных в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства от 17 января 2002 года № 19.С 2013 года до 2017 года все обязаны заменить регистрационные удостоверения старого образца на регистрационные удостоверения нового образца (вне зависимости от того, меняется ли как-то само изделие или нет). Больше не изменилось ничего.

Однако действиями должностных лиц Федеральной таможенной службы полностью нивелируются меры государственной поддержки отечественного производства. При этом Федеральная таможенная служба наказывает нижестоящие таможенные органы в случае предоставления последними льгот по уплате НДС декларантам медицинских изделий, вынуждая выносить противоправные решения.

Так, Новосибирской таможней вынесены решения об отмене в порядке ведомственного контроля решений Таможенного поста Аэропорт Толмачево о выпуске товаров с предоставлением льготы по уплате НДС по декларациям, оформленным с приложением регистрационных удостоверений нового образца. Решения НТ по ведомственному контролю мотивированы следующим:"Декларантом в момент таможенного декларирования указанных ДТ в графе 36 "Преференция" заявлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники. <...>.В ходе осуществления ведомственного контроля установлено, что выданные в соответствии с новыми правилами регистрационные удостоверения не позволяют отнести зарегистрированные медицинские изделия к группе товаров, которые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (действующим на момент декларирования товаров), в целях применения освобождения от уплаты НДС относились к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике.

С учетом изложенного, льгота по уплате НДС в силу подпункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ на основании РУ от 06.03.2013 ФСР, выданного на медицинское изделие, предоставлена неправомерно".Незаконность позиции Федеральной таможенной службы подтверждается и единообразной на настоящий момент судебной практикой (например, дела № А41-53636/13, № А60-32451/2013, № А40-179852/2013, № А41-38657/13, № А40-152558/13, № А63-10203/2013).Какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах и разъясненное письмами Министерства здравоохранения Российской Федерации, не должно лишать декларанта права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).Однако в настоящий момент таможенные органы отказывают в выпуске товаров (сырья и комплектующих для производства стентов и катетеров) в случае заявления льгот по НДС.

При этом страдают не только импортеры готовой продукции, но, прежде всего, отечественные производители медицинских изделий, которые ввозят сырье и комплектующие для производства: им вменяется НДС 18% и ввозная пошлина 5-20%. В России такие сырье и комплектующие закупить невозможно.

Удорожание ввоза коронарных стентов и катетеров, а также сырья и комплектующих к ним на 18% (НДС) влечет рост цен на конечные изделия, закупка которых лечебными учреждениями финансируется преимущественно из федерального бюджета. Компании вынуждены нести финансовые расходы в виде излишне уплаченного НДС, так как контракты на поставку сырья и комплектующих заключались ранее, коммерческие предложения не учитывали НДС в стоимости, к тому же Налоговый кодекс предписывает реализовывать медицинские изделия без НДС.

Кроме того, возникла ситуация, при которой субъекты обращения медицинских изделий, не успевшие сменить регистрационные удостоверения на новые, продолжают получать льготы по уплате НДС, а получившие регистрационные удостоверения нового образца (независимо от основания, например, в связи со сменой юридического адреса производителя, как это было в случае ООО) лишены этого права.

Просим вас принять активное участие в процессе урегулирования сложившейся ситуации, затрагивающей всех отечественных производителей и импортеров медицинских изделий. Одними судами ситуация не разрешится. Кроме того, суды повлекут, в случае удовлетворения требований декларантов, помимо возврата излишне уплаченных сумм НДС и пеней также возложение судебных расходов на таможенные органы, которые возмещаются из бюджета.

В связи с запросом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о применении освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских изделий, ввозимых в Российскую Федерацию, и сообщает.

Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения в абзац второй подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).

Таким образом, указанными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2014 года, терминология вышеупомянутой нормы Кодекса приведена в соответствие с терминологией, предусмотренной Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".До 1 января 2014 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождался ввоз и реализация на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При этом перечень такой техники утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 года № 19. Примечанием № 1 к указанному перечню предусмотрено, что к перечисленной в перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в порядке, установленном Минздравом России.

Таким образом, при ввозе в Российскую Федерацию, как до 1 января 2014 года, так и после этой даты, важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения на изделия медицинской техники или медицинские изделия с указанием кодов Общероссийского классификатора продукции (ОКП), предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 года № 19, применяется освобождение от налога на добавленную стоимость.*

Директор
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
И.В.Трунин

4.Из постановления Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042

Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.*

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службе осуществлять анализ применения перечня, утвержденного настоящим постановлением, и при необходимости вносить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении в него изменений.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года № 998 "Об утверждении перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 1, ст.129);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года № 240 "Об утверждении перечня линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 15, ст.1488);постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2001 года № 357 "О внесении дополнений в перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 20, ст.2020);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 года № 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 3, ст.226).*

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка