Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
3 августа 6 просмотров

У нас заключен агентский договор (долгосрочный). Согласно договору агент ежемесячно, нам - "Принципалу" - предоставляет счет, отчет комитенту, акт об оказании услуг, акт взаимозачета, акт сверки, отчет по количеству принятых платежей. При проведении налоговой проверки нам говорят, что у нас нет отчета об исполнении агентского поручения, который является обязательной формой отчета к агентскому договору и утвержденной формы. Так ли это?

Да, проверяющие правы.

Отчет агента это первичный документ. И если Ваша организация обратилась к услугам посредника, отчет Вам потребуется, чтобы правильно отразить в налоговом учете все выплаченные ему суммы. В частности, на дату утверждения именно такого документа Вы включите сумму агентского вознаграждения в расходы (письмо УФНС России по г. Москве от 2 сентября 2010 г. № 20-14/2/092620@).


Отсутствие (непредставление) первичных документов является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Отсутствие первичных документов признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Обоснование

Из журнала

«ГЛАВБУХ», № 20, ОКТЯБРЬ 2012

Отчет, без которого не обосновать расходы по посреднической сделке

Почему этот документ важен: Отчет агента поможет подтвердить доходы и расходы, возникающие при исполнении посреднического договора. Он важен как для агента, так и для принципала.

В чем часто ошибаются: Не прикладывают к договору форму отчета. И вместе с таким документом забывают передавать принципалу копии первички, подтверждающей траты.

Когда потребуется документ

Если ваша компания на упрощенке

Образец отчета, данный в статье, пригодится любой компании, заключившей посреднический договор. И не важно, какую систему налогообложения она применяет.

Отчет о выполнении поручения сопровождает любую посредническую сделку. Будь то договор комиссии или агентский договор. Сразу скажем, что отчет комиссионера оформляется по тем же правилам, что и агентский отчет(ст. 1011 Гражданского кодекса РФ). В нашей статье мы будем говорить об отчете агента, подразумевая под этим любой из отчетов посредника.*

Для чего вообще нужен этот отчет? В таком документе посредник подробно расписывает, например, куда он потратил деньги, выданные ему принципалом. Или какие расходы он понес сам, пока выполнял поручение, чтобы потом заказчик возместил эти суммы. Плюс в отчете зачастую отдельно указывают сумму вознаграждения, которую принципал должен выплатить посреднику.

Так что, если ваша компания обратилась к услугам посредника, отчет вам потребуется, чтобы правильно отразить в налоговом учете все выплаченные ему суммы. В частности, на дату утверждения именно такого документа вы включите сумму агентского вознаграждения в расходы (см. письмо УФНС России по г. Москве от 2 сентября 2010 г. № 20-14/2/092620@).*

Ваша организация, напротив, выступает в роли агента? И в этом случае отчет поможет верно определить доходы и расходы.

Как часто оформлять отчет

В посредническом договоре надо изначально прописать, с какой периодичностью агент будет отчитываться. Так предусмотрено статьей 1008 Гражданского кодекса РФ. Решить этот вопрос стороны могут на свое усмотрение. Это может быть и месяц, и квартал.*

Мы советуем исходить из того, какую систему налогообложения применяет каждый из участников сделки. Ведь без отчета не рассчитать налоги, в том числе авансовые платежи.

Ну и, естественно, имеет значение, как часто вообще посредник будет выполнять поручения принципала. Возможно, операций по договору будет так много, что отчет придется составлять еженедельно. Или даже ежедневно. Для удобства обеих сторон.

Сроки сдачи агентского отчета в договоре отсутствуют? Значит, документ нужно будет оформлять по умолчанию по правилам статьи 1008Гражданского кодекса РФ. То есть по мере исполнения поручения — это если в договоре обозначены, например, этапы сдачи работ (услуг) или товар закупается партиями. Либо по окончании действия контракта.*

Что обязательно должно быть в отчете агента

Унифицированной формы отчета посредника нет. Поэтому вы можете разработать бланк документа самостоятельно, при необходимости согласуя его с контрагентом. И лучше это сделать на этапе заключения договора. Чтобы готовую форму отчета приложить к контракту (1). Так вы обезопасите себя в первую очередь от возможных разногласий со второй стороной сделки. Кстати, за основу можете взять образец, который мы разместили ниже.

Поскольку отчет агента это первичный документ, помните про обязательные реквизиты, названные в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.* Напомним их. Это наименование и дата составления документа. Название организации, оформившей отчет, и содержание хозяйственной операции. Единицы измерения в натуральном и денежном выражении. А также подписи ответственных лиц с расшифровкой их должности (2).

Важная деталь

Поскольку принципал обязан возместить все затраты агента, в отчете важно указать их точную сумму и документы, подтверждающие оплату.

Из отчета должно быть понятно, каков размер агентского вознаграждения(3). И за что конкретно принципал его выплачивает. При этом надо сделать ссылки на договоры и первичные документы, на основании которых посредник выполнял поручение. Например, если агент закупал товары для принципала, нужно указать реквизиты договора поставки (4). А также дату и номер товарной накладной (5). Или, допустим, агент помогал принципалу получить кредит. В этом случае в отчете надо прописать перечень составленных для банка документов. Таких, как бизнес-план, технико-экономическое обоснование и другие.

В отчете может быть и другая информация. Все зависит от особенностей сделки. Если по договору агент обязуется продать товары или услуги, то вотчете отражают сумму, полученную от покупателей. А в случае закупки товаров обозначают сумму истраченных средств (6). Ведь именно на основании этих сведений принципал возместит посреднику расходы (ст.10011011 Гражданского кодекса РФ).

Какие документы приложить

Доказательством агентских расходов будут копии документов. Тех самых, на которые сделаны ссылки в отчете (7).

Кстати, условие о том, что посредник обязан представлять копии подтверждающих документов, лучше прописать в агентском договоре. И хотя это условие прямо закреплено в пункте 2 статьи 1008 Гражданского кодекса РФ, лишним оно не будет.


Из ситуации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие первичных документов


Отсутствие (непредставление) первичных документов является правонарушением (ст. 106 НК РФст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Отсутствие первичных документов, счетов-фактур, а также регистров бухгалтерского и налогового учета признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.*

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. за непредставление первичныхдокументов, необходимых для налогового контроля (ч. 1 ст. 23.1ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Есть еще одна мера наказания для должностных лиц организации. Речь идет о грубом нарушении требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской отчетности. За такие действия предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Наказание по заявлению налоговой инспекции назначает суд (ч. 1 ст. 23.1ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка