Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
4 августа 7 просмотров

Можно ли в одном регионе зарегистрировать название организации, которое уже есть в этом городе?

Можно при условии соблюдения ограничения, установленного п. 3 ст. 1474 ГК РФ, а именно: если вновь создаваемая компания будет осуществлять иной вид деятельности, чем ранее зарегистрированная. Если же компании будут осуществлять аналогичные виды деятельности, то тогда новую компанию нельзя назвать так же, как и ранее зарегистрированную. То есть при выборе схожего наименования риски высоки, т.к. вряд ли организация сможет проверить виды деятельности всех организаций с таким наименованием.

Кроме того, в соответствии с п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 в случае возникновения спора в определении права первенства судебными органами учитывается, что защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, ранее другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.

При этом, налоговая инспекция не вправе отказать в регистрации из-за тождества фирменных наименований. Основания для отказа в регистрации юридического лица содержатся в ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом какого-либо указания на то, что в регистрации может быть отказано по причине схожести фирменного наименования новой компании с уже существующей в ЕГРЮЛ, в законе нет.

Обоснование

Из статьи журнала «Арбитражная практика», № 11, ноябрь 2012

Фирменное наименование. Как компании защитить свои права

<…>

В ЕГРП МОГУТ БЫТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ КОМПАНИИ С ИДЕНТИЧНЫМИ ФИРМЕННЫМИ НАИМЕНОВАНИЯМИ

Действующее гражданское законодательство относит фирменное наименование к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

При этом в законе особо подчеркивается, что, в отличие, например, от товарных знаков, исключительное право на фирменное наименование может принадлежать только одному лицу, то есть самой компании (п. 2 ст. 1229 ГК РФ). И такая правовая особенность регулирования фирменных наименований приводит к тому, что запрещается каким-либо образом распоряжаться фирменным наименованием: уступать или передавать на время для использования другими лицами (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Существование фирменного наименования, являющегося уникальным продуктом интеллектуальной деятельности, совпадает с периодом «жизни компании». Ведь право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации компании, а заканчивается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности компании либо изменением ее фирменного наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ).

Относительно возникновения фирменного наименования необходимо отметить следующее. Ранее существовала практика, когда регистрационные палаты, действовавшие в тот период в качестве регистрационных органов, вели региональные реестры юридических лиц и, соответственно, фирменных наименований, проверяя вновь создаваемые компании на «совпадение имен» с уже существующими юридическими лицами. Тем самым на региональном уровне обеспечивался некий фильтр и определенная уникальность фирменных наименований.

Однако ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», когда такая практика канула в лету. В итоге, в настоящее время каких-либо формальных ограничений на выбор фирменного именования при регистрации юридического лица не существует. Поэтому не исключаются ситуации, когда в ЕГРЮЛ могут находиться юридические лица с различными ОГРН, но с одинаковыми фирменными наименованиями.

Соответственно, в настоящее время закон устанавливает лишь одно ограничение по вопросу использования фирменных наименований. Так, не допускается использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).

Таким образом, для инициирования процесса по защите права на фирменное наименование необходимо одновременное наличие следующих критериев:

  • наличие признаков тождественности или сходства до степени смешения конкурирующих фирменных наименований;
  • осуществление компаниями аналогичной деятельности;
  • регистрация правообладателем фирменного наименования ранее, чем произошла регистрация конкурирующего фирменного наименования.

Итак, если вышеперечисленные признаки налицо, то компания-нарушитель обязана по требованию первого правообладателя прекратить использование фирменного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки (п. 4 ст. 1474 ГК РФ).*

В то же время п. 6 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что если фирменное наименование оказывается тождественным или сходным до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и/или контрагенты, преимущество имеет фирменное наименование, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может требовать полного или частичного запрета на использование фирменного наименования. При этом под частичным запретом на использование фирменного наименования понимается запрет на его использование в определенных видах деятельности.

Таким образом, закон предусматривает как вариант тотального запрета на использование конкурирующего фирменного наименования, так и более мягкий вариант: запрет на использование только в определенных сферах бизнеса.

Рассмотрим далее каждый из вышеперечисленных критериев, совокупность которых позволяет начать борьбу по защите права на фирменное наименование.

<…>

НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ НЕ ВПРАВЕ ОТКАЗАТЬ В РЕГИСТРАЦИИ ИЗ-ЗА ТОЖДЕСТВА ФИРМЕННЫХ НАИМЕНОВАНИЙ

Основания для отказа в регистрации юридического лица содержатся в ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом какого-либо явного указания на то, что в регистрации может быть отказано по причине схожести фирменного наименования новой компании с уже существующей в ЕГРЮЛ, в законе нет.*

Однако судебная практика содержит некоторые примеры самостоятельного толкования налоговыми органами положений ст. 23 указанного закона. Так, ст. 1474 Гражданского кодекса РФ запрещает юридическим лицам использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения.

Практика. Учредители обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС (МИФНС) об отказе в государственной регистрации юридического лица – ООО «Салта Плюс» и об обязании регистрирующего органа зарегистрировать указанную компанию. В обоснование своего отказа в осуществлении регистрационных действий налоговый орган представил в материалы дела документы об уже состоявшейся государственной регистрации юридического лица – ООО «Салта Плюс» с аналогичными учредителями и адресом регистрации. При этом заявители (учредители) настаивали в суде на том, что закон не ограничивает их право на создание нескольких юридических лиц с одинаковыми наименованиями. Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что основания, по которым заявителю может быть отказано в государственной регистрации, перечислены в ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом решение об отказе должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 ст. 23 названного закона. Согласно указанной норме отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, определенных Законом. Однако заявителями все необходимые документы были представлены. Тем не менее суд отказал заявителям в удовлетворении требования об обязании налогового органа произвести государственную регистрацию ООО «Салта Плюс» потому, что в ЕГРЮЛ уже содержатся сведения о юридическом лице с таким же наименованием и организационно-правовой формой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2009 по делу № А21-7992/2008).

Однако такую судебную практику нельзя признать однозначной, поскольку, как указывалось выше, в настоящее время налоговая инспекция не имеет правовых оснований для проверки фирменных наименований на схожесть и тождественность на момент регистрации нового юридического лица или регистрации изменений фирменного наименования уже существующего юридического лица. И об этом говорит следующий пример.

В судебном акте указано, что налоговая инспекция, отказывая в регистрации юридического лица, сослалась на ненадлежащее оформление заявления учредителей, поскольку указанное в нем фирменное наименование не соответствует положениям ст. 1474ГК РФ о запрете на использование схожих или тождественных фирменных наименований. Однако арбитражный суд признал такой отказ незаконным. При этом суд указал, что в соответствии с п. 4 ст. 1474 ГК РФ только правообладателю фирменного наименования принадлежит право требовать прекращение использования наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения (постановление ФАС Центрального округа от 08.04.2010 по делу № А14-15847-2009/517/26).

Данная правовая позиция изложена в п. 60 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ». Иных же оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации не предусмотрено.*

В данном случае у налоговой инспекции как у регистрирующего органа есть другой вариант защиты от существования конкурирующих фирменных наименований. Так, в соответствии с п. 5 ст. 1473 ГК РФ если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п.п. 3 и 4 указанной статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования (см., напр., разъяснение в письме УФНС России по г. Москве от 28.04.2008 № 09-14/041192).

Соответственно, перспективы оспаривания отказа налоговой инспекции в регистрации компании с фирменным наименованием, которое, по мнению налогового органа, является схожим с другим, следует оценить как положительные.

В целом же можно констатировать, что судебная практика по разрешению споров, связанных с нарушением прав на фирменное наименование, сформировалась. Хотя можно отметить, что определенные процессуальные сложности при доказывании некоторых критериев такого нарушения (прежде всего, это совпадение сфер деятельности и сходство наименований) все еще остаются, и суды продолжают нарабатывать опыт в этом направлении.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка