Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24
8 августа 5 просмотров

При формировании индивидуальных сведений по летному составу при указании вредного фактора ставим код- "САМОЛЕТ" и указываем часы налета. Без указания часов - отчет по форме РСВ-1 указывает на ошибку. Кроме того, при расчете досрочной пенсии каждому летчику учитывается не стаж работника по профессии а фактический налет до минут. Т.о. учитывая что право на досрочную пенсию у летного состава возникает не от стажа а от фактического налета, считаем не логичным начисление доп.взносов в тех периодах которые не учитываются при исчислении досрочной пенсии. Есть ли какие либо комментарии специалистов на эту тему?

В ответе на Ваш предыдущий вопрос была изложена точка зрения контролирующих органов, которой они последовательно придерживаются в течение многих лет.

Свое мнение они обосновывают следующим. Право работника на досрочный выход на пенсию и необходимость начислять взносы по доптарифам не связаны между собой. Ведь Закон не обуславливаетт исчисление взносов по доптарифам с наличием права на досрочные пенсии. Критерий один — „занят“ или „не занят“ работник на этих вредных работах». А значит, допвзносы начисляются независимо от формирования их стажа для досрочной пенсии.

Однако по данному вопросу существует и другая точка зрения. Так, в постановлении от 21.09.2015 №Ф01-3734/2015 суд выразил мнение, что взносы необходимо уплачивать только по тем работникам, у которых есть право на досрочную пенсию. Верховный суд оставил решение по данному делу в силе. Однако подобные решения носят пока единичный характер. Т.е. однозначная позиция по данному вопросу судебными органами еще не выработана.

Поэтому если компания не будет начислять со всех выплат летному составу страховые взносы по доптарифам, то высок риск споров с ПФР. А свою позицию компании придется отстаивать в суде.

Обоснование

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.03.2015 № А82-19103/2014

Дело А82-19103/2014

Резолютивная часть решения принята 18.03.2015г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ландарь Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Азотно-кислородный завод" (ИНН 7602037385, ОГРН 1027600509672)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) (ИНН 7604188661, ОГРН 1107604014825)

о признании недействительным решения от 18.11.2014г. № 176

при участии

от заявителя – Тулика С.З. – дов. от 11.12.2014г.

от ответчика – Манухина О.А. – дов. от 27.10.2014г.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Азотно-кислородный завод» (далее – Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) (далее – Управление ПФ, ответчик) от 18.11.2014г. № 176.

Определением суда от 25.12.2014г. дело принято к производству в порядке упрощенного производства.

На основании части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд перешел к рассмотрению дела в общем порядке.

В судебном заседании представитель Общества поддержала заявленные требования в полном объеме.

Заявитель считает необоснованным доначисление страховых взносов по повышенным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, поскольку у работника не возникает права на досрочную пенсию, соответственно, организация не обязана производить отчисления страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении произведенных выплат такому работнику.

Ответчик требования не признал, считает оспариваемое решение законным.

По мнению Управления ПФ, исходя из положений статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, предусмотренные для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статья 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ не предусматривает дополнительных условий, при наличии которых страхователем производится уплата страховых взносов по дополнительному тарифу. В связи с этим, по мнению ответчика, начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период времени работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет.

Также ответчик указывает, что действующим законодательством о пенсионном обеспечении вопросы назначения и выплаты пенсии, в том числе определения права на досрочное назначение трудовой пенсии отнесены к компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации, а не организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Судебное заседание проведено с объявлением перерыва до 11 час. 18.03.2015г.

Рассмотрев материалы дела, всесторонне и объективно оценив позиции сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено, что Управлением ПФ проведена выездная проверка Общества, по результатам которой составлен акт № 283 от 15.10.2014г. и принято решение от 18.11.2014г. № 176 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Указанным решением Обществу доначислено 3326 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в соответствии с частью 1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, 24 руб. 25 коп. пени и 665 руб. 36 коп. штрафа.

Основанием для принятия решения послужил вывод Управления ПФ о необходимости применения страхователем дополнительного тарифа в размере 2% в отношении выплат, произведенных работнику Общества Гладиной О.А., занятой на работах, поименованных в списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г. «Об утверждении списков, производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»- «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности» (23200000-13450).

Оценивая позиции сторон, суд исходит из следующего.

Согласно части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2013 год в размере 2%, на 2014 год – 4%, на 2015 год и последующие годы – 6%.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 173-ФЗ) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время подлежат применению Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 утверждены Списки № 1 и № 2

В частности, к числу таких профессий отнесена профессия маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (Список № 2).

Пунктом 3 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховыми взносами являются обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2007г. № 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3).

Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14). Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом.

Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей (статья 1, часть 1; статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации); этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией.

В действующем пенсионном законодательстве такая соотносимость достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии (абзацы четвертый и восьмой статьи 2, пункты 5 и 9 статьи 14, пункты 3 и 5 статьи 15, пункт 2 статьи 16, пункты 3 - 5 и 10 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 1 статьи 9, часть первая статьи 20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Так, расчетный пенсионный капитал, исходя из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

С учетом сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции и по смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному вышеуказанной нормой, назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии, соответственно, по мнению суда, страхователь обязан производить исчисление страховых взносов по повышенному тарифу с сумм выплат, производимым работникам, имеющим право на досрочное получении пенсии.

В соответствии с пунктом 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Согласно представленным заявителем карте аттестации рабочего места по условиям труда № 48 и протокола измерений и оценки химического фактора № 48-Х право на досрочное назначение трудовой пенсии у маляра не возникает, поскольку время воздействия вредных веществ составляет 60%.

Позиция заявителя об отсутствии у работника права на досрочную пенсию, а также представленные им документы ответчиком не опровергнуты.

С учетом изложенного, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При обращении в суд заявителем произведена уплата государственной пошлины в сумме 2000 руб. Учитывая результат рассмотрения спора, расходы по ее уплате суд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) от 18.11.2014г. № 176 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Азотно-кислородный завод» к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Азотно-кислородный завод» 2000 руб. в возмещение затрат по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007 г. Киров, ул. Хлыновская, 3) в месячный срок.

Судья

Ландарь Е.В.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка