Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
8 августа 15 просмотров

Индивидуальный предприниматель применяет ОСНО. Вид деятельности оптовая торговля,осуществляет доставку товара собственным и арендованным транспортом. Является ли нарушением списание на затраты стоимости ГСМ по фактически заправленному количеству,а не по фактически израсходованному количеству?Как избежать налоговых рисков в данной ситуации?

Списывать на затраты можно фактически израсходованное количество топлива. Списание заправленного, но неизрасходованного топлива будет нарушением.

Предприниматель на ОСНО может учесть в составе профессионального налогового вычета те же расходы, что и организации при расчете налога на прибыль. Расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

По общему правилу, расходы на топливо являются экономически обоснованными, если топливо было фактически израсходовано в предпринимательской деятельности.

Фактически обосновать расход топлива можно пробегом автомобилей, а также принятыми внутренними нормативами списания топлива. Если фактически расходы на бензин превышают внутриорганизационные нормы, то данный факт нужно документально обосновать. В противном случае расходы будут признаны экономически необоснованными.

Чтобы избежать налоговых рисков в данной ситуации, необходимо документально подтвердить, что все списанное топливо было фактически израсходовано в предпринимательской деятельности.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Какие расходы предприниматель может учесть в составе профессионального налогового вычета

При расчете НДФЛ сумму полученных доходов, облагаемых по ставке 13 процентов (кроме дивидендов), предприниматель может уменьшить на профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Вычет применяется только в отношении доходов, полученных в рамках предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 221 НК РФ).

Условия учета расходов

Расходы включаются в состав профессионального вычета при одновременном выполнении условий, что они:

  • экономически обоснованны;
  • документально подтверждены;
  • связаны с получением доходов;
  • должны быть оплачены.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 1 статьи 221, пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ и пунктами 9 и 15 Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей и подтверждается письмом Минфина России от 15 ноября 2012 г. № 03-04-05/8-1308.

Понятие «экономическая обоснованность» расходов законодательно не определено и является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:

– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2004 г. № Ф04/2234-465/А46-2004 и Северо-Западного округа от 18 июня 2004 г. № А56-32759/03);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2005 г. № А26-7069/04-212 и от 2 августа 2004 г. № А56-1475/04, Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2004 г. № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1);
– связь расходов с обязанностями предпринимателя, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 октября 2004 г. № Ф09-4454/04-АК и Северо-Западного округа от 2 августа 2004 г. № А56-1475/04);
– соразмерность и степень участия затрат в производственной деятельности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 г. № А11-4426/2003-К2-Е-1961);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 июля 2005 г. № КА-А40/6950-05).

Ситуация: можно ли включить в состав профессионального налогового вычета расходы, если доходы от предпринимательской деятельности еще не получены

Нет, нельзя, поскольку включить расходы в вычет можно только в период получения доходов, связанных с такими расходами.

По общему правилу в состав профессионального налогового вычета включаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов (абз. 1 п. 1 ст. 221 НК РФ). При этом Налоговым кодексом РФ не определено понятие «расходы, непосредственно связанные с извлечением дохода». Представители Минфина России считают, что расходы, непосредственно связанные с извлечением дохода, не могут быть признаны до тех пор, пока не признан доход, для получения которого эти расходы были понесены. Например, если товар закупили в 2015 году, а доход от его реализации получили в 2016 году, то только в 2016 году доходы можно уменьшить на расходы по его приобретению.

Это следует из писем Минфина России от 18 апреля 2016 г. № 03-04-05/22206 и от 5 сентября 2012 г. № 03-04-05/8-1063.

<...>

Расходы документально не подтверждены

Если предприниматель не может документально подтвердить расходы, профессиональный налоговый вычет можно заявить в размере 20 процентов от общей суммы полученных доходов (абз. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ).

Перечень расходов

Перечень расходов, которые предприниматель может учесть в составе профессионального вычета, соответствует составу расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 221 Налогового кодекса РФ. Перечень групп расходов, которые предприниматель может учесть в составе профессионального налогового вычета, приведен в пункте 16 Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей, пункте 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

При этом необходимо учитывать, что некоторые расходы можно учесть в составе профессионального вычета только в пределах норм. К нормируемым расходам относятся, например, расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ, подп. 17 п. 47 Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей).

Об учете сумм страховых взносов в составе профессионального вычета см. Как предпринимателю учесть страховые взносы при налогообложении.

<...>

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные

Отражать операции с ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете нужно в зависимости от того, каким образом это топливо приобрели. На автозаправочных станциях (АЗС) приобрести бензин можно:

  • по талонам;
  • по топливным картам;
  • за наличный расчет.

Непосредственными покупателями ГСМ на АЗС обычно являются сотрудники организации (водители). Чтобы сотрудник мог приобрести бензин за наличный расчет, он должен располагать необходимой суммой денег. Эту сумму организация выдает ему под отчет по расходному кассовому ордеру (форма № КО-2).

Путевой лист

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого используйте путевые листы. Они необходимы независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).

Организация может использовать:

Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице. Путевые листы оформляйте независимо от того, в собственности организации транспортное средство или арендовано.

Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. При этом они не являются обязательными к применению.

Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Форму путевого листа решили разработать самостоятельно? Тогда проверьте, чтобы в ней были все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и другие. Можно предусмотреть и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности деятельности организации.

Плюс ко всему такой бланк должен отвечать и остальным требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. А тип машины надо сразу обозначить в наименовании путевого листа. Например: путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса. Заполнять же бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).

При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен проверить (показания одометра, расход топлива и т. д.) и заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.

По итогам месяца, квартала или на конкретную дату можно провести сверку соответствия фактических показаний одометра с данными в путевом листе. Результат такой проверки оформите актом.

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом. Кроме того, по результатам предрейсового осмотра в путевом листе медработник должен сделать запись: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». А по результатам послерейсового осмотра – запись: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр». Такие отметки необходимо делать независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).

Это предусмотрено пунктами 8, 9, 16 и 17 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Подробнее о том, кто может проводить медосмотр водителя, см. Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника.

Если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку сделает не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию оштрафуют.

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.

Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Главбух советует: Оформляя путевые листы, заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут стать для инспекторов основанием исключить путевые листы из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность затрат придется доказывать в суде.

Арбитражная практика, сложившаяся при рассмотрении подобных споров, неоднородна. Некоторые суды указывают: несоответствия в путевых листах не опровергают того, что у организации были расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (см., например, определение ВАС РФ от 15 декабря 2008 г. № ВАС-16222/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2009 г. № А32-24509/2007, от 27 августа 2008 г. № Ф08-5063/2008).

В то же время многие суды подтверждают: расходы на ГСМ не уменьшают базу по налогу на прибыль, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях одометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т. п. (см., например, определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13, постановления ФАС Уральского округа от 5 марта 2009 г. № Ф09-946/09-С5, Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. № А46-11958/2009).

Если заполнить какой-либо из реквизитов путевого листа невозможно, то причину этого необходимо задокументировать и указать в соответствующем поле. В частности, такая ситуация может возникнуть, если из-за неисправности одометра в путевом листе невозможно заполнить поле «Показания одометра». В этом случае факт поломки отразите в соответствующем документе (например, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства). Факт выхода оборудования из строя и реквизиты такого документа (например, акта) укажите в поле «Показания одометра». Кроме того, к путевому листу необходимо приложить документ, подтверждающий расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным одометром. Он должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные для первичных документов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подтвердить пробег можно, например, бухгалтерской справкой. В ней отразите пройденное автомобилем расстояние (его можно определить в результате измерений). Такой порядок действий рекомендован в письме ФНС России от 16 июля 2010 г. № ШС-37-3/6848.

Внимание: использование сотрудником служебного транспорта без путевых листов или других подтверждающих документов может быть расценено как использование автомобиля в личных целях. А раз так, то инспекторы могут потребовать начислить НДФЛ с дохода, полученного в натуральной форме. Например, исходя из стоимости аренды машины за период пользования. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 июня 2014 г. № 03-04-05/28243.

Чтобы контролировать, кому из водителей и когда выдали путевые листы, и вовремя ли их сдали в бухгалтерию, делайте записи в журнале учета движения путевых листов (п. 17 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152). Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 предусмотрена типовая форма этого документа (форма № 8).

Оформленные путевые листы нужно хранить в течение пяти лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).

Ситуация: как в путевом листе описать маршрут следования автомобиля

В путевом листе укажите конкретный пункт назначения. Например так: «Место отправления – г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 34; место назначения – г. Владимир, ул. Стартовая, д. 8». Недопустимы записи типа «поездки по городу». Если организация эксплуатирует автомобиль в пределах одного населенного пункта, в путевом листе надо записать каждый адрес, где побывал водитель. Кроме того, нужно указывать время выезда, прибытия и километраж на протяжении всего маршрута следования. Если эти графы будут заполнены некорректно, то расходы на ГСМ по данному путевому листу инспекторы могут признать необоснованными. Дело в том, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте и времени следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях. Об этом сказано в письмах Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 13 ноября 2006 г. № 20-12/100253, от 19 июня 2006 г. № 20-12/54213.

Главбух советует: расходы на бензин можно признать даже в том случае, если в путевом листе не обозначен конкретный маршрут следования автомобиля. Но, применяя такой подход, будьте готовы к спорам с проверяющими.

Аргументы в споре помогут следующие. Чтобы отнести стоимость ГСМ на расходы, нужны правильно оформленные первичные документы, подтверждающие производственные цели эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 252 НК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Организации (кроме автотранспортных) могут использовать для этих целей бланки путевых листов, разработанные самостоятельно. Главное, чтобы в них были все обязательные реквизиты, приведенные в разделе II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, а также те, что должны быть в любой первичке (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Однако путь следования автомобиля, а также адрес в маршруте не названы среди обязательных реквизитов. Поэтому признать стоимости ГСМ в расходах можно, даже если не вписать такие данные в путевой лист. Но не исключено, что такую позицию придется отстаивать в суде. А заранее предугадать, на чью сторону встанут судьи, сложно.

Так, есть примеры из арбитражной практики, когда судьи поддержали организацию (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 сентября 2013 г. № А40-19421/13-99-60, от 26 августа 2010 г. № КА-А41/9668-10, от 20 июля 2010 г. № КА-А40/7436-10, Северо-Западного округа от 18 ноября 2009 г. № А44-1106/2009, от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008, Уральского округа от 12 октября 2010 г. № Ф09-8425/10-С3).

Вместе с тем, есть и решения в пользу налоговых инспекторов (см., например, определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 4 мая 2012 г. по делу № А27-10606/2011, Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2010 г. № А33-10451/2009, от 21 октября 2009 г. № А33-13602/08).

Ситуация: как часто нужно оформлять путевой лист автомобиля

Такая периодичность зависит от того, является организация автотранспортным предприятием или нет.

Если речь идет об автотранспортном предприятии, то путевые листы оформляйте ежедневно. Поскольку в этом случае такие документы действительны в течение одного дня (смены). На более длительный срок путевые листы выписывают только при командировках. Тогда водитель самостоятельно записывает подробный маршрут с указанием соответствующих дат. Это следует из раздела 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Организации же, которые не относятся к автотранспортным, оформляют путевые листы с той периодичностью, которая позволяет обосновать расходы на ГСМ. Но как минимум один раз в месяц (п. 10 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, письмо Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 03-03-07/51).

Данные приборов учета

Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354.

<...>

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить при налогообложении приобретение ГСМ за наличные. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы на бензин учитывайте в зависимости от того, в какой деятельности используете транспорт. Если машины эксплуатируют для оказания автотранспортных услуг, то стоимость ГСМ отнесите к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Когда же транспортное средство используют просто для нужд организации (например, для перевозки сотрудников), то расходы включите в состав прочих, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Это подтверждает Минфин России в письмах от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61.

Для расчета налога на прибыль топливо принимайте к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 НК РФ). При этом сумму НДС, выделенную в чеке, исключите из налоговой базы (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ отнесли к материальным расходам, то списывайте их с учетом метода оценки материалов, который применяете в организации (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Когда же речь идет о прочих расходах, стоимость учтенного бензина списывайте по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 170 НК РФ).

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм

Нет, не нужно.

Дело в том, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). А те нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. То есть применять их не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12.

Главбух советует: для экономического обоснования расходов на ГСМ можете использовать нормы, рекомендованные Минтрансом России. Или же самостоятельно разработайте внутренние нормы.

Выбрав второй вариант, утвердите лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Лучше всего утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Сезонные нормы установите исходя из климатических условий в районе эксплуатации автомобиля. Для этого можно воспользоваться таблицей значений зимних надбавок по регионам России. Издавать каждый сезон приказы не нужно. Если зимний сезон наступит раньше, то руководитель может своим приказом изменить срок действия зимних надбавок.

Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).

Также в качестве ориентира можете использовать нормы расхода топлива, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Еще один вариант: заключить договор на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

А организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, стоит воспользоваться нормами, утвержденными отраслевыми ведомствами. Например, для предприятий лесной промышленности это Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденные приказом Рослесхоза от 13 сентября 1999 г. № 180.

Если расходы на бензин превысят и внутриорганизационные нормы, то данный факт надо документально обосновать. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут, и потому учесть их при расчете налога на прибыль не получится (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы. Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только на автомобили, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61, УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.

Ситуация: когда в состав расходов для расчета налога на прибыль можно включить стоимость ГСМ, приобретенных за наличный расчет

Даты списания ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Это объясняется тем, что основанием для списания ГСМ является правильно оформленный путевой лист. Именно этот документ подтверждает обоснованность списания ГСМ (письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. № 03-03-06/2/161, п. 1 ст. 252 НК РФ). После того как путевой лист провели по учету, стоимость израсходованных по нему ГСМ можно включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. К путевому листу должны быть приложены чеки АЗС.

При покупке ГСМ за наличный расчет к моменту фактического получения топлива его стоимость уже оплачена покупателем. Поэтому такой порядок списания топлива распространяется как на организации, которые применяют метод начисления, так и на организации, которые рассчитывают налог на прибыль кассовым методом. Данный вывод позволяют сделать положения пункта 2, подпункта 3 пункта 7 статьи 272, пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Однако из этого правила есть одно исключение. Если организация использует метод начисления и расходы на ГСМ признаются прямыми, то стоимость топлива можно учесть только по мере реализации услуг. Тех, в себестоимость которых они включены (абз. 6 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).

<...>

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 3, Февраль 2015

Документ

Составляем акт списания ГСМ, чтобы отразить в налоговом учете весь фактический расход топлива

Максим Иванов, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Где указать сведения, подтверждающие время работы и маршрут ТС

Как отразить отклонение от нормы расхода ГСМ

Целесообразнее использовать единую единицу измерения топлива

Долгое время Минфин России настаивал, что расходы на ГСМ компания обязана учитывать при расчете налога на прибыль в пределах установленных норм (письма от 03.09.10 № 03-03-06/2/57 и от 14.01.09 № 03-03-06/1/15). Но некоторые суды считали, что Налоговый кодекс не обязывает нормировать расходы на ГСМ. А значит, их можно учесть в размере фактически произведенных затрат (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.12 № А27-8757/2011, оставлено в силе определением ВАС РФ от 09.07.12 № ВАС-8327/12).

В начале прошлого года финансисты заняли более выгодную для налогоплательщиков позицию. В письме от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875 ведомство указало, что учет расходов на ГСМ по нормам — право компании, а не ее обязанность.

Рассмотрим, что важно отразить в акте списания ГСМ, чтобы не потерять на налогах (образец документа приведен ниже).

1. Форму акта списания ГСМ компания вправе разработать самостоятельно, утвердив приказом руководителя

В настоящее время формы первичных учетных документов компания вправе разрабатывать самостоятельно, включая в них обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон № 402-ФЗ).

При этом организация вправе использовать действовавшие ранее унифицированные формы, дополнять или изменять их. К примеру, при оформлении акта списания ГСМ можно дополнить отдельными сведениями форму № М-11 требования-накладной или форму № М-8 лимитно-заборной карты.

Отметим, что суды и ранее разрешали использовать самостоятельно разработанную «первичку» с обязательными реквизитами, если формы таких документов не были унифицированы (постановления ФАС Московского от 13.09.11 № А40-114362/10-4-649 и Уральского от 23.08.11 № Ф09-4143/11 округов).

2. Указание в акте списания ГСМ перечня документов, подтверждающих фактический расход топлива, обоснует понесенные расходы

Налоговое законодательство требует, чтобы все расходы были документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому в акте списания ГСМ, который подтвердит использование топлива в деятельности компании, целесообразно сделать ссылку на первичные документы, которые обоснуют фактическое потребление топлива и понесенные расходы на его приобретение.

В первую очередь такими документами являются путевые листы с приложенными к ним чеками ККТ (письмо Минфина России от 04.09.07 № 03-03-06/1/640). В путевом листе отражается информация о маршруте следования автомобиля, что позволяет рассчитать количество топлива, израсходованного за день (подробнее читайте ниже).

Читайте на e.rnk.ru

Еще больше полезных материалов

До 2013 года форму путевого листа самостоятельно разрабатывать и утверждать могли только нетранспортные компании. Но с принятием нового закона о бухучете (Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») эта возможность стала доступна и профильным перевозчикам.

Транспортные организации составляют путевые листы ежедневно по каждому автомобилю. А вот компании, для которых перевозка не является основным видом деятельности, вправе оформлять путевые листы с меньшей периодичностью (письмо Минфина России от 30.11.12 № 03-03-07/51 и п. 10 Порядка заполнения путевого листа, утв. приказом Минтранса России от 18.09.08 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

Подробнее о том, какие еще требования предъявляет Минфин России к оформлению путевых листов, читайте в статье «Как сейчас Минфин России рекомендует оформлять путевые листы, чтобы не было проблем с налоговой» // РНК, 2014, № 19

Кроме того, в качестве подтверждающих документов можно использовать показания тахографа — контрольного устройства, устанавливаемого на борту ТС для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. А также отчеты спутниковых систем слежения, которые фиксируют маршрут и скорость транспортного средства, расход топлива и прочие параметры. Все эти сведения также помогут компании обосновать расход топлива и ГСМ.

3. Отражение в акте списания ГСМ норм расхода топлива и причины перерасхода обоснует величину затрат на покупку топлива

Суды считают, что компания вправе учитывать стоимость топлива в размере фактически понесенных затрат

Помимо документального подтверждения затрат на приобретение ГСМ, необходимо обосновать эти расходы в экономическом плане (п. 1 ст. 252 НК РФ). Как мы уже упоминали выше, компания не обязана учитывать установленные правительством нормы расхода ГСМ при списании стоимости топлива в налоговые расходы (письмо Минфина России от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875).

Суды подтверждают, что компания вправе учитывать при налогообложении прибыли стоимость топлива в размере фактически понесенных затрат, превышающих расходы на ГСМ по установленным нормам (определение ВАС РФ от 09.07.12 № ВАС-8327/12). Но величину потребленного топлива важно обосновать.

В частности, повышенный расход топлива может быть обусловлен сезоном — в теплое время года расход топлива повышается из-за использования кондиционера и климат-контроля, а зимой автомобиль потребляет больше ГСМ в связи с необходимостью прогрева двигателя. Кроме того, перерасход ГСМ может возникнуть из-за вынужденного изменения маршрута и объезда препятствий (заторов на дороге и ДТП).

Вместе с тем производитель по каждому автомобилю прописывает в технической документации определенную норму потребления этим механизмом ГСМ (как правило, это расход топлива на 100 км). В этом случае целесообразно утвердить нормы расхода топлива и масел по всем используемым в компании ТС с учетом данных производителя, а также Методических рекомендаций (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р).

Чтобы подтвердить фактический расход топлива, компании используют показания тахографа, устанавливаемого в автомобиле

Отражение в акте списания ГСМ установленных в компании норм расходов топлива по конкретному автомобилю, а также описание причины возникшего перерасхода поможет обосновать в налоговом плане фактические затраты на приобретение таких ГСМ.

4. Единицы измерения топлива и масел целесообразно привести в соответствие с единицами измерения других первичных документов

Дело в том, что топливо, как и другие жидкости, имеет свойство менять свой объем в зависимости от окружающей температуры (при нагревании жидкость расширяется, при охлаждении — сжимается). Если в компании учет поступления и расхода ГСМ ведется в одних единицах, то проблем возникнуть не должно.

Но крупные компании могут закупать ГСМ в тоннах (или килограммах), а заправлять автомобили в литрах. Поэтому целесообразно выбрать единую единицу измерения, в которой вести учет. Тогда будет проще отследить остатки неизрасходованного закупленного топлива или выявить возможный перерасход.

5. Указание в акте списания ГСМ фамилий ответственных сотрудников и членов комиссии послужит дополнительным аргументом в пользу надлежащего оформления акта

Судебная практика показывает, что документами, подтверждающими расходы на топливо для служебных автомобилей, являются в том числе акты списания ГСМ, подписанные комиссией (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.10.11 № А27-15219/2010, оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.02.12 № ВАС-1772/12).

Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 25.06.13 № 09АП-18469/2013-АК (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 18.09.13 № А40-19421/13-99-60) также пришел к выводу, что основанием для списания топлива на затраты служили акты на списание, подписанные специально созданной для этих целей комиссией и утвержденные руководителем общества. Это обстоятельство свидетельствует о том, что комиссия и руководитель признали производственный характер расхода топлива, проанализировав данные путевых листов, данные о реализованных автомобилях и объемах состоявшихся поездок.

В связи с этим рекомендуем заверять указанный документ не только подписью материально ответственного лица, но и специализированной комиссией. В состав такой комиссии можно включить лиц, ответственных за заправку автотранспорта (водителей), за хранение топлива на складе (кладовщиков), и специалистов, в обязанности которых входит контроль за техническим состоянием транспортных средств (инженеров). Нелишним будет включить в комиссию также руководителя организации и главного бухгалтера как лиц, ответственных за финансовое состояние компании.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка