Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
9 августа 3 просмотра

юр. лицо на ОСНО акционерное общество. Хотим перейти на упрощёнку и для этого нужно из АО реорганизоваться в ООО. Подскажите пожалуйста, возможно ли это сделать если акционеры у нас юр. лица, при этом один из акционеров юр. лицо нерезидент. Если возможно то по какими этапами проводится реорганизация из АО в ООО. Спасибо

Да, возможно, при этом никаких ограничений на реорганизацию из-за статуса учредителя закон не устанавливает.

Но нужно учесть, что решение о реорганизации общества учредители должны принимать большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, а значит иностранному гражданину может понадобится участвовать в общем собрании учредителей – лично или через представителя (если его доля больше 25 % акций).

При преобразовании АО необходимо:

1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Определить цену выкупа акций и уведомить о ней акционеров.

3. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

4. Разработать проект учредительного документа создаваемого юридического лица.

5. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО.

6. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

7. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

8. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе.

9. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

10. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.

Поскольку в результате реорганизации образуется новая организация (ст. 58 ГК РФ), на нее распространяется такой же порядок перехода на упрощенку, как для вновь созданных организаций - чтобы начать применять спецрежим, нужно в течение 30 календарных дней после постановки на учет подать заявление в налоговую инспекцию (абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

При смене организационно-правовой формы организация может сохранить за собой прежний банковский счет.

Обоснование

Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр»

Как провести преобразование АО

<…>

Понятие преобразования АО и основные этапы работы юриста в процессе преобразования АО

Преобразование АО – форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому юридическому лицу другой организационно-правовой формы.

Пункт 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ указывает, что в процессе реорганизации АО может преобразоваться в:

  • общество с ограниченной ответственностью;
  • хозяйственное товарищество (полное или коммандитное товарищество);
  • производственный кооператив;

Почему может потребоваться преобразовать ЗАО в ООО

Преобразование в ООО может оказаться оптимальным способом привести правовой статус ЗАО в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ.

Так, с 1 сентября 2014 года все акционерные общества разделили на публичные и непубличные. В связи с этим у обществ, созданных ранее в форме ЗАО, возникла обязанность привести свой устав и наименование в соответствие с новыми правилами (ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). В частности, устав ЗАО необходимо «переделать» в устав непубличного общества.

Однако, прежде чем это делать, стоит проанализировать, целесообразно ли вообще продолжать деятельность в форме АО. Может оказаться, что на самом деле эта организационно-правовая форма влечет для компании неоправданные риски и издержки.

Примеры недостатков ведения бизнеса в форме АО

1. Расходы на оплату услуг регистратора.

До 2 октября 2014 года все акционерные общества обязаны передать ведение реестра регистратору, то есть профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему соответствующую лицензию (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ«О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», письмо Банка России от 31 июля 2014 г. № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором»).

Затраты на оплату услуг такого регистратора могут оказаться для общества весьма существенными.

2. Наличие государственного регулятора в лице Банка России.

Банк России осуществляет:

  • регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
  • контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.

Такие полномочия предусмотрены в пунктах 10–10.2 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

На практике это порождает для АО много дополнительных обязанностей и увеличивает риск привлечения к ответственности.

Например, акционерные общества должны раскрывать установленную законодательством информацию (ст. 92 Закона об АО,глава VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11-46/пз-н). За нарушение такой обязанности общество могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Еще один существенный риск – возможность акционера подать в Банк России жалобу на общество (например, если, по мнению акционера, АО нарушило его права). В итоге общество может столкнуться с рядом проверок, предписаний и иных негативных последствий вплоть до привлечения к ответственности. В ООО же такой «корпоративный шантаж» крайне затруднителен. Разумеется, участник ООО вправе обратиться за защитой своих интересов в суд, однако это может стать для общества гораздо менее серьезной проблемой, чем проверки со стороны Банка России.

3. Расходы на оплату аудиторских услуг.

Для всех акционерных обществ предусмотрен обязательный аудит (п. 5 ст. 67.1 ГК РФп. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). А это дополнительные затраты времени и средств.

4. Невозможность исключить из общества недобросовестного участника.

При наличии ряда условий из ООО можно исключить участника, который:

  • грубо нарушает свои обязанности либо
  • своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Такое правило установлено в статье 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).

Закон об АО такой возможности не предусматривает.

В частности, акционеры могут придерживаться следующей логики. Если общество намерено разместить акции среди неопределенного круга лиц, бизнес необходимо вести в форме публичного акционерного общества (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). В этом случае все недостатки и издержки, свойственные АО, оправданны. Если же акционеры намерены ограничивать и контролировать число новых участников (в т. ч. при помощи преимущественного права покупки акций), возникает проблема выбора:

  • продолжить вести деятельность в форме АО (непубличного общества), сохранив все недостатки, свойственные этой организационно-правовой форме;
  • сменить организационно-правовую форму на ООО, то есть на более простую и «понятную» форму ведения бизнеса, которая лишена рисков и недостатков, свойственных АО.

Возможен и третий вариант – ликвидировать существующее АО и при необходимости создать новую организацию в более простой форме, например, ООО. Но вряд ли этот вариант покажется акционерам оптимальным.

Если акционеры решили «переделать» АО в ООО, то в этом случае как раз и нужно провести реорганизацию в форме преобразования. Несмотря на то что это достаточно длительный и сложный процесс, его проведение может оказаться менее серьезной проблемой по сравнению с рисками и издержками, свойственными АО.

Формально закон позволяет преобразоваться в ООО и при реорганизации в других формах. В частности, в настоящий момент Гражданский кодекс РФ разрешает проводить так называемую смешанную (комбинированную) реорганизацию (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • участвовать в реорганизации с юридическими лицами других организационно-правовых форм (например, проводить присоединение АО к ООО);
  • сочетать разные формы реорганизации (к примеру, объединять два АО, создавая в процессе слияния новое ООО).

Однако до тех пор, пока Закон об АО не приведут в соответствие новой редакцииглавы 4 Гражданского кодекса РФ, по возможности смешанную реорганизацию лучше все же не проводить.

<…>

Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо:

1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Определить цену выкупа акций и уведомить о ней акционеров.

3. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

4. Разработать проект учредительного документа создаваемого юридического лица.

5. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО.

6. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

7. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).

8. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе.

9. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательствомсведения.

10. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о реорганизации АО в форме преобразования

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о реорганизации АО (в т. ч. в форме преобразования) в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов общество должно было представить письменное сообщение о принятии решения о реорганизации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Необходимо ли при преобразовании АО составлять передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФподп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В отношении третьих лиц (кредиторов) эти права и обязанности не изменяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Вместе с тем, на практике в первое время после 1 сентября 2014 года налоговые инспекции порой по-прежнему указывали на обязанность составлять и представлять передаточный акт. Одним из распространенных доводов выступала пошаговая инструкция по реорганизации, размещенная на официальном сайте ФНС России. В ней вплоть до весны 2015 года содержалась информация о том, что при преобразовании в инспекцию необходимо подавать передаточный акт. Лишь в апреле 2015 года в инструкции конкретизировали, что передаточный акт необходим только при реорганизации в форме разделения и выделения. Во многом благодаря этому больше не возникает вопросов о том, нужно ли при преобразовании составлять передаточный акт.

Необходимо ли при преобразовании АО уведомлять кредиторов общества о реорганизации

Нет, с 1 сентября 2014 года закон освобождает от такой обязанности.

Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия реорганизации в форме преобразования: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении участников, изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (за исключением обязанности уведомить налоговую инспекцию). А именно при преобразовании больше не нужно (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ):

  • публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.

Однако при реорганизации АО в других формах (слияние, присоединение,разделение, выделение) уведомлять кредиторов по-прежнему необходимо.

Внимание! Если акционерное общество является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме преобразования.

Закон предоставляет акционерным обществам право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Закона об АО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.

Во-первых, нужно определить, позволяет ли организационно-правовая форма создаваемого юридического лица осуществлять эмиссию облигаций.

Если такое лицо может выступать в роли эмитента облигаций, то реорганизация акционерного общества в форме преобразования в это лицо будет соответствовать закону (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; далее – Закон о РЦБ). К примеру, акционерное общество, разместившее облигации, можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью, поскольку ООО имеет право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Закона об ООО).

Если же выяснится, что закон не наделяет создаваемое лицо правом размещать облигации, то преобразовать акционерное общество (эмитента непогашенных облигаций) в это лицо не удастся. Например, нельзя реорганизовать общество, разместившее облигации, путем преобразования в производственный кооператив. Возможность провести такую реорганизацию возникнет лишь после погашения облигаций. Причем при погашении облигаций надо соблюсти условия погашения, предусмотренные в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций (абз. 2 п. 21.29п. 21.39 положения Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»; далее – Положение о стандартах эмиссии).

Во-вторых, после принятия решения о реорганизации нужно:

  • внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
  • заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое юридическое лицо.

Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит совет директоров реорганизуемого акционерного общества, если его полномочия не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.

<…>

Как принимается решение о реорганизации АО в форме преобразования

Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.

Решение о преобразовании принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.

Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению

«Реорганизация АО в форме преобразования должна быть осуществлена в течение трех месяцев со дня принятия решения о реорганизации; если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению».

Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации созданного юридического лица (абз. 4 п. 8 ст. 49 Закона об АО).

Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):

  • наименование, сведения о местонахождении создаваемого юридического лица;
  • порядок и условия преобразования. Например, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в СМИ и т. д.;
  • порядок обмена акций;
  • указание об утверждении учредительного документа создаваемого юридического лица (учредительный документ прикладывается к решению);
  • список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (если устав такого лица предусматривает их наличие и относит их избрание к компетенции высшего органа управления);
  • указание об исполнительном органе создаваемого юридического лица: сведения о единоличном исполнительном органе (генеральном директоре) и коллегиальном исполнительном органе (если его создание предусмотрено уставом).

Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества

Изначально только участники реорганизуемого акционерного общества.

Их акции будут обмениваться на доли в уставном капитале создаваемого ООО в соответствии с установленным порядком обмена. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого акционерного общества, то стать участником создаваемого ООО он не сможет (ст. 75 Закона об АО).

Третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после егогосударственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.

Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества

Только реорганизуемое акционерное общество.

Ни акционеры реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе преобразования.

Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет:

  • уставного капитала реорганизуемого акционерного общества
  • и (или) иных собственных средств реорганизуемого акционерного общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).

Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.

Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:

  • дополнительные данные о единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, членах ревизионной комиссии (ревизоре) создаваемого юридического лица (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО). В решение можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Все эти сведения фиксируются с целью наиболее детально урегулировать отношения между участниками, создаваемым юридическим лицом и органами этого лица;
  • особый порядок совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель таких правил – ограничить вывод активов реорганизуемого общества. Например, в решении можно закрепить, что с момента его принятия запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества. В таком случае интересы участников будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость реорганизуемого АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной.

Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации АО в форме преобразования может быть признано недействительным.

Требование о признании такого решения недействительным могут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ):

  • акционеры реорганизуемого АО;
  • иные лица, не являющиеся акционерами, если такое право им предоставлено законом.

Обратиться с этим требованием в суд можно не позднее трех месяцев после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Если суд удовлетворит такое требование, наступят негативные последствия. Они будут различаться в зависимости от того, зарегистрировали ли создаваемое лицо илиеще нет.

Однако в любом случае лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ):

  • акционеру реорганизуемого АО, который либо голосовал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в голосовании;
  • кредиторам реорганизованного АО.

Если решение о реорганизации признают недействительным до регистрации создаваемого лица, совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден провести еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:

  • увеличится срок проведения реорганизации;
  • АО понесет расходы на проведение нового собрания;
  • реорганизация АО в форме преобразования может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.

Если создаваемое лицо успеют зарегистрировать, то оно будет нести солидарную ответственность наряду с другими ответственными лицами (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ). При этом созданная организация продолжит свою деятельность. Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидации созданного лица или служить основанием для признания совершенных им сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

Внимание! Если общее собрание акционеров не примет решение о преобразовании АО, но преобразование все равно проведут, то реорганизацию могут признать несостоявшейся

Требование о признании реорганизации АО несостоявшейся может предъявить акционер, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию АО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, реорганизованное АО восстановится и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо, а реорганизованное АО.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного АО к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного АО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) АО.

В-четвертых, акционеры реорганизованного АО будут признаны обладателями акций в том размере, в котором акции принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников (акционеров), акционер, утративший акции в реорганизованном АО, сможет потребовать:

  • возвратить ему акции с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие акции (доля участия) перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате акций.

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования

После принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий:

  • уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе;
  • представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.

АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своемурегистратору один из следующих документов, заверенных обществом:

  • копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
  • выписку из такого протокола.

Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.

Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации

В налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней после того, как общество приняло решение о реорганизации. Причем уведомление надо подать вместе с принятым решением о преобразовании.

Внимание! Налоговую инспекцию стоит уведомить о начале процедуры преобразования несмотря на то, что Гражданский кодекс РФ такую обязанность не предусматривает

Если толковать Гражданский кодекс РФ буквально, можно сделать вывод, что с 1 сентября 2014 года статья 60 полностью не применяется к реорганизации в форме преобразования (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А значит, не нужно уведомлять о преобразовании ни налоговую инспекцию, ни кредиторов АО.

В то же время упоминание об уведомлении инспекции осталось в пункте 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 19 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

Однако эти нормативные акты применяются лишь в части, не противоречащей новой редакции Гражданского кодекса РФ (ч. 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Следовательно, формально инспекцию уведомлять не нужно.

Такой вывод подтвердила ФНС России: «...при реорганизации юридического лица в форме преобразования представление в регистрирующий орган Уведомления о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003... а также размещение уведомления о реорганизации в средствах массовой информации... не требуется» (письмо ФНС России от 3 декабря 2014 г. № СА-4-14/24959@).

Но Пленум Верховного суда РФ истолковал новые правила Гражданского кодекса РФ иначе (п. 27 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). По его мнению, одна из обязанностей, указанных в статье 60 кодекса, все же распространяется на реорганизацию в форме преобразования. А именно о начале процедуры преобразования необходимо уведомить налоговую инспекцию.

Вероятно, такое толкование направлено на то, чтобы устранить противоречие, которое появилось в нормах о реорганизации после 1 сентября 2014 года. Так, закон устанавливает срок, в течение которого акционеры реорганизованного общества вправе потребовать признать решение о реорганизации недействительным (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Такой срок составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. Пока эти три месяца не истекут,создаваемое юридическое лицо зарегистрировать нельзя (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Если же исходить из того, что о начале преобразования инспекцию уведомлять не нужно, то становится неясно, с какого момента начинает течь указанный выше трехмесячный срок. Выходит, уведомить инспекцию необходимо для того, чтобы устранить неопределенность при исчислении срока.

ФНС России учла разъяснения Пленума Верховного суда РФ и изменила своюпрежнюю позицию: «...при преобразовании юридического лица в регистрирующий орган представляется уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № P12003» (письмо от 29 июля 2015 г. № ЕД-3-14/2874@).

Таким образом, уведомление о начале процедуры преобразования – это обязанность реорганизуемого АО. При ее нарушении инспекция может отказать в регистрации создаваемого юридического лица (подп. «х» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации).

Уведомление подписывает генеральный директор реорганизуемого АО либо иное лицо, действующее от имени общества без доверенности (далее – заявитель).

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации АО в форме преобразования

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о начале процедуры реорганизации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).

Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации АО, находящегося на территории Москвы.

В подтверждение того, что уведомление подано, инспекция выдает заявителю расписку в получении документа с указанием даты принятия (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 66–69 Административного регламента). Помимо этого на следующий день после принятия уведомления инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленный документ, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 16 Административного регламента).

В качестве подтверждения того, что запись внесена, инспекция выдает лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 15п. 86–90 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения кприказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации АО в форме преобразования

Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Для внесения записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган – налоговую инспекцию ФНС России.

С 1 сентября 2014 года документы для регистрации разрешено подать не раньше того, как истечетсрок для обжалования решения о реорганизации, то есть не ранее трех месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры преобразования (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

О представлении документов реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 50.7 Положения о стандартах эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в регистрирующий орган.

Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации, созданное юридическое лицо (правопреемник) обязано совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией:

<…>

Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как платить налоги при реорганизации

Кто платит

При реорганизации в форме слиянияприсоединенияпреобразованияразделения права, обязательства и имущество организации переходят к ее правопреемнику. Поэтому за реорганизованную организацию налоги (пени, штрафы) платит правопреемник (п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ).

Если происходит реорганизация, перечислить налоги (сборы, пени, штрафы) должна:

Если происходит реорганизация в форме выделения, правопреемства по отношению к реорганизованной организации в части уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) не возникает. Организация, из состава которой при разделении выделилась другая, продолжает действовать и платить налоги в обычном порядке. Из этого правила есть исключение. Если организация, из которой при разделении выделяются другие, не может полностью рассчитаться с бюджетом, то по решению суда выделившиеся организации будут обязаны заплатить налоги (пени, штрафы) за реорганизованную организацию. Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Какие налоги платить

Правопреемники должны заплатить за реорганизованную организацию все налоги, а также пени и штрафы, не уплаченные ею до реорганизации (п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ). При слиянии, присоединении или преобразовании задолженность по налогам переходит к правопреемникам (п. 1 и 2 ст. 58 ГК РФ). Если проводится разделение или выделение, то составляется передаточный акт (п. 3 и 4 ст. 58 ГК РФ).

Правила начисления НДС при реорганизации установлены статьей 162.1 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Какие операции с НДС нужно выполнить при реорганизации.

Правопреемник может получить имущество, имущественное и неимущественное право или обязательство, приобретенное реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. С их стоимости платить налог на прибыль вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций не нужно. Такие правила установлены в пункте 3 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ситуация: может ли организация, созданная в результате реорганизации, применять упрощенку, если реорганизованная организация применяла этот спецрежим

Да, может, если будут выполнены все условия перехода.

Поскольку в результате реорганизации образуется новая организация (кроме реорганизации в форме присоединения) (ст. 58 ГК РФ), на нее распространяется такой же порядок перехода на упрощенку, как для вновь созданных организаций. В частности, чтобы начать применять спецрежим, нужно в течение 30 календарных дней после постановки на учет подать заявление в налоговую инспекцию (абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Подробнее об этом см. Как начать применять упрощенку. Такую же позицию высказывает и Минфин России (письма от 5 декабря 2008 г. № 03-11-04/2/192от 23 мая 2006 г. № 03-11-04/2/116 и от 9 ноября 2006 г. № 03-11-04/2/233).

Ситуация: может ли организация, при смене организационно-правовой формы сохранить за собой прежний банковский счет

Да, может.

Если организация меняет организационно-правовую форму, то она проходит процесс преобразования. При этом к организации, возникшей в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованной организации. Об этом говорится в пункте 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ.

Договор банковского счета расторгается по основаниям, предусмотренным статьей 859Гражданского кодекса РФ. При этом если изменяются реквизиты, позволяющие банку идентифицировать клиента, то клиент (организация) предоставляет в банк новую карточку с образцами подписей и оттиска печати. Такую карточку при желании сохранить прежний банковский счет должна предоставить в банк организация, созданная в результате преобразования.

При этом банк обязан сообщить в налоговую инспекцию об изменении реквизитов банковского счета организации (абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ).

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 14 ноября 2007 г. № 03-02-07/1-469.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка