Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как узнать КБК по взносам и налогу на упрощенке

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 августа 17 просмотров

Наше предприятие при исчислении транспортного налога относило автомобиль специальный автогидроподъемник к другим самоходным транспортным средствам и применяло соответственно ставку налога 22.Налоговая служба уведомила нас, что мы должны были применять ставку 32 для категории "Грузовые автомобили" и сдать уточненные декларации за 2014,2015 г.г. Кто прав в этом споре? Все дело в том, что есть разные решения арбитражного суда, где суд принимал позицию налогоплательщика.Не смогли бы Вы подобрать нам Постановления суда более ранних периодов.

Действительно, данный вопрос является спорным, а кто прав - решает суд.

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 361 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ ставки транспортного налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ).

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС).

Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137 и от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, ФНС России от 15 февраля 2012 г. № БС-4-11/2450 и от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769.

Однако данная информация не всегда отражается, например, в отношении спецтехники.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

По мнению Минфина, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории "Грузовые автомобили" и не могут быть отнесены к категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

Такой вывод можно сделать на основании данных таблицы, в которой приведен сравнительный анализ категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2965/07ФАС Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. № А46-14465/2010ФАС Волго-Вятского округа от 24 сентября 2009 г. № А29-133/2009).

Аналогичное мнение в отношении автогидроподъемника высказано в письме Минфина от 30.12.2004 № 03-06-04-04/17.

В этом письме финансовое ведомство указало, что ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных гл.28 Кодекса.

В соответствии с ОКОФ тракторы отнесены к категории «Машины и оборудование», что является основанием для признания их в целях применения гл.28 Кодекса транспортными средствами и, соответственно, объектом обложения транспортным налогом по категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу». К указанной категории транспортных средств также следует относить и автогидроподъемники на пневматическом ходу.

В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.

Классификация транспортных средств, введенная женевским Соглашением 1958 г., используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.

Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории «грузовые автомобили».

Удалось найти лишь несколько судебных решений в пользу организаций.

По мнению судей (постановление ФАС Уральского округа от 24.10.2006 № Ф09-9295/06-С1 и постановление ФАС ЗСО от 10.07.2007 № Ф04-4562/2007(36093-А27-37), налогоплательщик правомерно исчислял транспортный налог на принадлежащие ему транспортные средства по ставкам, установленным для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, а не для грузовых автомобилей, поскольку в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 автогидроподъемник (ОКОФ: 14 3410421) относится к подклассу «оборудование подъемно-транспортное», а не к категории грузовых автомобилей.

Обоснование

1.Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Какие ставки применять при расчете транспортного налога

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 361 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ ставки транспортного налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ). Региональными законами могут быть предусмотрены другие налоговые ставки, увеличенные или уменьшенные, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Кроме того, региональные законы могут предусматривать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств, количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Об этом сказано в пункте 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ.

2.Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как определить категорию транспортного средства в целях расчета транспортного налога


Категории транспортных средств

От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, тяга, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).

Категории транспортных средств перечислены в статье 361 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
  • яхты и другие парусно-моторные суда;
  • гидроциклы;
  • самолеты, вертолеты;
  • несамоходные (буксируемые) суда и др.

Определение категории

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС). Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137 и от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, ФНС России от 15 февраля 2012 г. № БС-4-11/2450 и от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769.

Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС на основании Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).

Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий транспортных средств можно выделить пять:
1) А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
2) В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
3) С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
5) E – прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

<…>


Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся автокраны на базе грузовых автомобилей: к самоходным машинам или к грузовым автомобилям

Автокраны относятся к категории грузовых автомобилей.

Автокраны, смонтированные на базе грузовых автомобилей, относятся к категории грузовых транспортных средств. Такой вывод можно сделать на основании данных таблицы, в которой приведен сравнительный анализ категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2965/07ФАС Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. № А46-14465/2010ФАС Волго-Вятского округа от 24 сентября 2009 г. № А29-133/2009).

<…>

3.Письмо Минфина РФ от 30.12.2004 № 03-06-04-04/17

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения положений гл.28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно положениям ст.11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.

Понятие "транспортное средство" для целей применения гл.28 Кодекса определено ст.358 Кодекса. Согласно указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие "транспортное средство", применяемое в гл.28 Кодекса, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 "Средства транспортные"), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с п.2 ст.358 Кодекса из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование". Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.

Таким образом, ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных гл.28 Кодекса.

В соответствии с ОКОФ тракторы отнесены к категории "Машины и оборудование", что является основанием для признания их в целях применения гл.28 Кодекса транспортными средствами и, соответственно, объектом обложения транспортным налогом по категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". К указанной категории транспортных средств также следует относить и автогидроподъемники на пневматическом ходу.

В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля, по мнению Департамента, необходимо учитывать следующее.

Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.

В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.

Классификация транспортных средств, введенная женевским Соглашением 1958 г., используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.

Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки (включая машины поливомоечные и машины пожарные), относятся к категории "грузовые автомобили".»

<…>

4.Из Постановления ФАС Уральского округа от 24.10.2006 № Ф09-9295/06-С1 по делу № А50-10350/06

<…>

«Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной обществом декларации по транспортному налогу за 2005 г. инспекцией вынесено решение от 17.05.2006 N 650 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 2939 руб. 20 коп. Кроме того, обществу было предложено уплатить доначисленный транспортный налог по пяти транспортным средствам в сумме 13200 руб.

Основанием для доначисления указанного налога послужили выводы инспекции о неправильном отнесении обществом принадлежащих ему транспортных средств к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" и неправомерном применении налоговой ставки в размере 15 руб.

По мнению инспекции, названные транспортные средства независимо от целей их использования подпадают под понятие "грузовые автомобили" и следует применять налоговые ставки, установленные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы) в следующих размерах: от 150 до 200 лошадиных сил включительно - 25 руб., от 200 до 250 лошадиных сил включительно - 30 руб.

Считая указанное решение инспекции незаконным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что спорные транспортные средства правильно отнесены обществом к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" и налоговая ставка в размере 15 руб. применена правомерно.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 22 Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 "О налогообложении в Пермской области", налоговые ставки на самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу устанавливаются в размере 15 руб. с каждой лошадиной силы.

Налоговое законодательство не содержит критериев, в соответствии с которыми спецтехника, смонтированная на шасси грузового автомобиля, могла бы быть неоспоримо отнесена к понятию "грузового автомобиля" применительно к гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации.

Более того, в разделе VII Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2003 № БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению", зарегистрированного в Минюсте России 29.01.2004 № 5501, при отнесении транспортных средств к соответствующим категориям используется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (далее - ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359.

Утвержденная указанным Приказом от 29.12.2003 № БГ-3-21/724 Инструкция обязательна для организаций, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые, согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектами налогообложения: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 № 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения", зарегистрированный в Минюсте России от 25.05.2006 N 7874, в приложении № 1 также использует коды вида транспортного средства, предусмотренные ОКОФ.

Таким образом, использование налогоплательщиками при определении ставок транспортного налога по самоходным транспортным средствам кодов ОКОФ является правомерным, что подтверждается складывающейся правоприменительной практикой арбитражных судов.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, у общества имеются транспортные средства: специальный гидроподъемник, специальные автокраны, кран автомобильный, автогидроподъемник, которые, согласно ОКОФ, относятся к подклассу "оборудование подъемно-транспортное", а не к категории грузовых автомобилей.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых решений, возлагается на соответствующие органы.

Однако инспекция не представила судам доказательства обоснованности своих действий по отнесению спорных транспортных средств к категории грузовых автомобилей.

В силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для доначисления обществу транспортного налога являются законными и обоснованными.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на неверном толковании законодательства.»

<…>

5.Из Постановления ФАС Западно- Сибирского округа от 10.07.2007 № Ф04-4562/2007(36093-А27-37) по делу № А27-163/2007-6

<…>

«По мнению налогового органа, налогоплательщик неверно применил налоговые ставки по транспортному налогу, в связи с тем, что при заполнении раздела 2 расчета в графе 2 указал код вида транспортного средства 57001 "Самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" по автокранам, автовышкам и автогидроподъемнику.

Несогласие с решением налогового органа послужило основанием для обращения ОАО "Кокс" в арбитражный суд.

Плательщиками транспортного налога согласно нормам статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая приведенные нормы права, суд сделал правильный вывод, что ставка транспортного налога зависит от типа транспортного средства и мощности установленного на нем двигателя.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, и Венской Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-8, автотранспортные средства подразделяются на грузовые, пассажирские и специальные.

К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов.

К специальному подвижному составу относятся пожарные автомобили, автолавки, автокраны и другие, предназначенные преимущественно для нетранспортных работ.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Как следует из пункта 2 Методических рекомендаций, при определении вида транспортного средства необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94.

Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд, руководствуясь указанными нормативными положениями, пришел к правильному выводу, что критерием отнесения транспортного средства к соответствующей категории транспортного средства является его функциональное назначение, а указание органами ГИБДД в паспортах транспортных средств (автомобильных кранов) категории "С" само по себе не является безусловным основанием для отнесения рассматриваемых автокранов к категории грузовых автомобилей.

В соответствии с ОК 013-94 (ОКОФ) автокраны относятся к категории "машины и оборудование", а не к категории "средства транспортные".

Таким образом, судом сделаны правильные выводы о том, что автомобильные краны, автовышки и автогидроподъемники являются специальными транспортными средствами, относящимися в соответствии с Общероссийском классификатором основных средств ОК 013-94 в раздел 14 0000000 "Машины и оборудование" и не отнесены к разделу 15 000000 "Средства транспортные".

Кассационная инстанция считает, что выводы арбитражного суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, на основании которых дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, представленным сторонами по существу спора.»

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка