Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

На каком счете — 70 или 76 — отражать доходы подрядчиков

Подписка
Срочно заберите все!
№23
24 августа 7 просмотров

Наша организация приобрела здание кинотеатра, после его покупки оно было поставлено на 08 счет и началась производиться достройка, реконструкция этого здания. В итоге из кинотеатра площадью 1183 кв.м. получилось здание, состоящее из кинотеатра и торгового центра, общей площадью 3072 кв.м. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было получено 22.06.16г., а новое свидетельство на право собственности 11.07.16г. Открытие и соответственно работа этого комплекса планируется на 04.09.16г. Скажите, пожалуйста, какой датой я должна ввести в эксплуатацию это здание и начислять на него амортизацию?

Введите в эксплуатацию здание 22.06.2016г.

В эксплуатацию вводят те объекты, которые в принципе готовы к использованию, что следует из документов (в Вашем случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22.06.16г.). Даже если фактически эксплуатировать готовое к этому имущество еще не начали, оно уже изнашивается и морально устаревает. А значит, его можно и нужно амортизировать.
Датой ввода в эксплуатацию считайте день, когда основное средство будет готово к использованию. Подтвердите это актом или отдельным приказом.

Здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно принять на учет и ввести в эксплуатацию еще до того, как документы, подтверждающие переход права собственности, будут поданы на регистрацию. Это следует из пункта 41 Положения по бухучету и отчетности, пункта 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Тогда Ввод в эксплуатацию 22.06.2016г. отражайте проводкой:

Дебет 01 субсчет «Основные средства, права собственности, на которые не зарегистрированы» Кредит 08 (принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство, право собственности, на которое не зарегистрировано).

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как ввести в эксплуатацию основное средство


Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению. Такое определение дано в ГОСТ 25866-83, который утвержден постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105.

Это означает, что в эксплуатацию вводят те объекты, которые в принципе готовы к использованию, что следует из документов. Даже если фактически эксплуатировать готовое к этому имущество еще не начали, оно уже изнашивается и морально устаревает. А значит, его можно и нужно амортизировать. И только если объект простаивает и законсервирован, его свойства не ухудшаются. Но поступить так можно только после ввода объекта в эксплуатацию.*

Прежде чем начать амортизировать имущество, проводят оценку самой возможности его применения. Кроме того, определяют первоначальную стоимостьамортизационную группу и срок полезного использования имущества. А сам ввод в эксплуатацию оформляют необходимыми документами.

Документальное оформление

Как и любой другой факт хозяйственной жизни, ввод в эксплуатацию надо оформить первичным документом. Такой порядок установлен в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Оформить ввод в эксплуатацию имущества вы можете типовыми формами, а именно:

  • № ОС-1 – для одного отдельного объекта. Кроме зданий и сооружений;
  • № ОС-1а – для зданий и сооружений;
  • № ОС-1б – для групп объектов основных средств. Кроме зданий и сооружений.

Это следует из указаний, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

В эти формы можно добавить специальные графы для внесения необходимых сведений налогового учета. В частности, таких:

  • дата ввода в эксплуатацию;
  • первоначальная стоимость;
  • срок полезного использования (амортизационная группа);
  • способ начисления амортизации.

Вы также вправе создать и утвердить собственную форму акта ввода в эксплуатацию. Главное, чтобы в нем были все необходимые реквизиты. Иначе документ не признают первичным. Например, можно составить такой акт ввода в эксплуатацию.

В любом случае форму документа, которым вы оформите ввод в эксплуатацию и оприходование имущества в качестве основного средства, утверждает руководитель приказом к учетной политике.*

Все это следует из статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 4 ПБУ 1/2008.

О готовности объекта к эксплуатации будет также свидетельствовать заключение специальной комиссии. Его достаточно указать прямо в акте ввода в эксплуатацию. Для этого можно привлечь комиссию, которая занята приемкой приобретенных основных средств.

Кроме того, на основное средство заводят инвентарную карточку или книгу в зависимости от того, как вы учитываете основные средства. При этом можно воспользоваться следующими типовыми формами: № ОС-6ОС-6аОС-6б.

Ситуация: как определить дату, когда основное средство ввели в эксплуатацию

Датой ввода в эксплуатацию считайте день, когда основное средство будет готово к использованию. Подтвердите это актом или отдельным приказом.

Момент, когда вы фактически начнете использовать имущество, значения не имеет. Ведь готовое к использованию имущество начинает изнашиваться и морально устаревать сразу. Его нужно амортизировать. При этом если объект не введен в эксплуатацию, его не амортизируют. Это следует из пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ.*

Исключение предусмотрено только для законсервированного имущества. Но даже его все равно сначала вводят в эксплуатацию, а потом консервируют.

Внимание: если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.

Чтобы зафиксировать дату ввода в эксплуатацию, используйте типовые документы – формы № ОС-1ОС-1а или ОС-1б. Для этого в них добавьте графу «Дата ввода основного средства в эксплуатацию». Так позволяет поступить Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20. Дополнительный реквизит в форме № ОС-1 пропишите в учетной политике.

В качестве альтернативы можно использовать акт ввода в эксплуатацию, разработанный самостоятельно, или просто зафиксировать дату приказом руководителя.

Для бухучета факт ввода в эксплуатацию не столь важен. Ведь в составе основных средств на счете 01 нужно отражать любое имущество, соответствующее установленным критериям. И начинать амортизировать основное средство в бухучете нужно именно после его принятия к бухучету.

Застройщику для ввода в эксплуатацию возведенной им недвижимости придется оформить еще и специальное разрешение. Выдает его учреждение, которое ранее разрешило строительство. Такое указание есть в пункте 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Чтобы получить разрешение, придется подать следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок (собственный, арендованный и т. д.);
  • градостроительный план;
  • разрешение на строительство;
  • акт приемки объекта капитального строительства;
  • заключение органа Госстройнадзора (в установленных случаях) и т. д.

Такие документы приведены в пункте 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2013 г. № 175 этот перечень дополнен техническим планом, подготовленным в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Оприходование основного средства

Зачастую ввод в эксплуатацию имущества и его оприходование в качестве основного средства совпадают. Однако важно помнить, что в бухучете в составе основных средств отражают все имущество, которое отвечает определенным критериям. Понятие же ввода в эксплуатацию амортизируемого имущества используют для целей налогообложения.

Но давайте разберемся с тем, что же нужно сделать в бухучете в эти моменты.

Оприходуйте имущество в составе основных средств в момент, когда оно будет соответствовать определенным критериям. Для этого сделайте следующие записи:

Дебет 01 (03) Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство.

Счет 03 используйте, если планируете сдавать основное средство в аренду или лизинг.

Такой порядок следует из пункта 4 ПБУ 6/01 и Инструкции к плану счетов (счет 01счет 03).

Внимание: если основное средство было приобретено, изготовлено или построено в одном месяце, а на счете 01 (03) отражено в последующих, необходимо заручиться документами, подтверждающими неготовность его к использованию. Иначе при проверке налоговые инспекторы признают, что в момент приобретения имущество ошибочно не учли в составе основных средств. В результате налог на имущество за месяцы, в которых основное средство числилось на счете 08, пересчитают и на сумму недоимки начислят пени и штрафы (письма Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98).*

По этому вопросу есть примеры судебных решений, принятых в пользу налоговых инспекций (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07, определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6250/09от 19 сентября 2008 г. № 11258/08от 28 апреля 2008 г. № 16599/07от 14 февраля 2008 г. № 758/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. № А29-3496/2007от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749от 25 апреля 2008 г. № А29-3494/2007Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440АЗападно-Сибирского округа от 23 июня 2008 г. № Ф04-3844/2008(7130-А75-40)Уральского округа от 28 октября 2008 г. № Ф09-7833/08-С3Московского округа от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08).

Однако суды встают и на сторону налогоплательщиков, если налоговая инспекция не может представить доказательств того, что спорный объект пригоден к эксплуатации (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 17 июня 2008 г. № А65-26068/07от 10 июня 2008 г. № А55-14778/07,Уральского округа от 11 октября 2007 г. № Ф09-8293/07-С3Северо-Западного округа от 16 июля 2007 г. № А56-2271/2007).

Документами, подтверждающими, что на момент приобретения основное средство было не доведено до состояния, пригодного к использованию, могут быть:

  • акты сторонних организаций на оказание услуг по монтажу и наладке оборудования;
  • накладные на приобретение комплектующих к основному средству;
  • наряды на монтаж оборудования;
  • договор подряда на выполнение строительных работ;
  • отчеты о проделанной работе по доведению основного средства до состояния, пригодного к использованию.

Если основное средство начали фактически эксплуатировать позже принятия его на учет, то к счету 01 (03) откройте субсчета «Основные средства на складе (в запасе)» и «Основные средства в эксплуатации». Принятие на учет основного средства отразите в общем порядке проводкой:

Дебет 01 (03) Кредит 08
– принято к учету основное средство.

Когда, наконец, основное средство будут фактически эксплуатировать, сделайте проводку:

Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 (03) «Основные средства на складе (в запасе)»
– введено в эксплуатацию основное средство.

Такой порядок следует из пункта 4 ПБУ 6/01 и Инструкции к плану счетов (счет 01счет 03).*

Здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно принять на учет и ввести в эксплуатацию еще до того, как документы, подтверждающие переход права собственности, будут поданы на регистрацию. Это следует из пункта 41 Положения по бухучету и отчетности, пункта 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ввод в эксплуатацию отражайте проводкой:

Дебет 01 субсчет «Основные средстваправа собственности на которые не зарегистрированы» Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство, право собственности на которое не зарегистрировано.*

Принимая к учету имущество в качестве основного средства, комиссия устанавливает срок его полезного использования. Такой срок необходим для начисления амортизации. В бухучете амортизацию начисляйте с месяца, следующего за тем, в котором основное средство поставили на учет. То есть после отражения на счете 01 (03). Это установлено в пункте 21 ПБУ 6/01.

Такой же порядок применяют и к недвижимости, право собственности на которую не зарегистрировано (п. 52Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

В налоговом же учете амортизацию начисляйте с месяца, следующего за вводом основного средства в эксплуатацию. Такой порядок установлен в пункте 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ. При этом срок, в течение которого первоначальную стоимость списывают, обычно устанавливают исходя из того, к какой амортизационной группе относится имущество.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка