Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Восстанавливать ли НДС по спецодежде

Подписка
Срочно заберите все!
№23
24 августа 5 просмотров

Можно ли использовать квитанции в ред. Приказа МФ РФ от 15.12.2010 г. №173н, если есть уже новая ред. Приказа МФ РФ от 30.03.15 г. № 52н? Код формы одинаковый 0504510. При проверке налоговая может снять расходы по старым квитанциям?

Нет, нельзя. Эта форма утратила силу.

Оформление наличных денежных расчетов недействующими формами БСО является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

В каких случаях можно использовать бланки строгой отчетности при расчетах наличными

<…>

Реквизиты фискального БСО

Бланки строгой отчетности, которые печатает онлайн-касса, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

Такие требования установлены в статье 4.7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Реквизиты обычного БСО

Бланки строгой отчетности нефискального типа должны содержать следующие обязательные реквизиты:*

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование организации и ее организационно-правовая форма;
  • местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае его отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
  • ИНН, присвоенный организации;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата расчетов и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги, и которыми организация вправе дополнить документ.

Такие требования содержатся в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Исключением из данного правила являются утвержденные формы БСО,* в том числе БСО, применяемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа или при оказании услуг учреждениями культуры. Реквизиты данных документов устанавливают федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством. Об этом сказано в пунктах 5–6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112. Подробнее о составлении бланков строгой отчетности см. Как выписывать, хранить и уничтожать бланки строгой отчетности при расчетах наличными.

Перечень действующих форм бланков строгой отчетности приведен в таблице.

Ситуация: может ли организация изготовить (разработать) бланки строгой отчетности самостоятельно

Да, может.

Порядок осуществления наличных расчетов без применения ККТ регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. В этом документе сказано, что бланки строгой отчетности вправе утверждать федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Вместе с тем, указанным Положением не ограничено право организаций самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности. Подтверждением данного вывода является перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать БСО. Из него исключены такие реквизиты, как:*

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • код формы бланка по ОКУД.

Таким образом, организация вправе использовать БСО, разработанные самостоятельно. Утверждать формы таких бланков в уполномоченном федеральном ведомстве (в т. ч. в Минфине России) не нужно. Правомерность указанной позиции подтверждена в письмах Минфина России от 20 января 2016 г. № 03-11-06/2/1651Минэкономразвития России от 29 ноября 2011 г. № Д09-3014.

Однако в отношении этого порядка предусмотрен ряд исключений и ограничений.

Исключение действует в отношении организаций, оказывающих услуги, БСО для которых (до вступления в силу нового порядка) были утверждены:

Такие организации могут самостоятельно не разрабатывать свои формы, а применять утвержденные.

Ограничение действует в отношении:

  • организаций, которые оказывают услуги в сфере культуры и спорта;
  • организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

При разработке бланков строгой отчетности организации культуры и спорта вправе изменять обязательные реквизиты, предусмотренные подпунктами «ж»–«и» пункта 3 Положения, только по согласованию с Минкультуры России (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). При этом допускается размещение дополнительных реквизитов (п. 435866,111 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).

Бланки, которые были утверждены Минфином России до 11 апреля 2005 года (включительно) (например, письмом от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33), с 1 декабря 2008 года утратили силу. Следовательно, применять их для оформления наличных расчетов без использования ККТ или самостоятельно разработанных БСО нельзя.*

Это следует из пункта 2 постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Для применения самостоятельно разработанных бланков БСО вместо ККТ необходимо, чтобы они удовлетворяли требованиям законодательства к их оформлению и изготовлению. Такие бланки должны:

<…>

Из Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52Н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

<…>

6. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2015 года.*

7. Настоящий приказ распространяется на государственные (муниципальные) унитарные предприятия при ведении бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий государственных (муниципальных) заказчиков по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками.

<…>


9. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению"* (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 года, регистрационный номер 19658; Российская газета, 2011, 24 февраля).

<…>


Квитанция (ф.0504510) является типовой формой бланка строгой отчетности и применяется для оформления приема наличных денежных средств уполномоченным учреждением в установленном законодательством порядке лицами от физических лиц без применения контрольно-кассовых машин.* В случае приема наличных денежных средств, уполномоченное лицо ежедневно сдает в кассу учреждения полученные денежные средства при составлении реестра сдачи документов с приложением копий Квитанций (ф.0504510).

<…>

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники

<…>

Процедура проверки

В рамках проверки правильности применения ККТ инспекторы применяют следующие административные процедуры:*

Такой порядок предусмотрен пунктом 20 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

<…>

Услуги без применения ККТ

Если организация (предприниматель) оказывает услуги населению без применения ККТ, проведут проверку:*

  • реквизитов бланков строгой отчетности;
  • реквизитов иных документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Такой порядок предусмотрен пунктами 40 и 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

<…>

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

В каких случаях надо применять ККТ

<…>

Ответственность

Предпринимателей, организации и их руководителей, продавцов и кассиров могут серьезно оштрафовать за нарушение установленного порядка применения ККТ. В частности, когда они:*

Так, если покупателю не выдать кассовый чек (БСО), то за это могут предупредить или оштрафовать:*
– организацию – на 10 000 руб.;
– должностных лиц (руководителя, его заместителя) – на 2000 руб.

Это следует из части 6 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

А вот за неприменение ККТ штрафы такие:
– для организации – от 75 до 100 процентов суммы расчета, но не менее 30 000 руб.;
– для должностных лиц (руководителя организации, его заместителя) – от 25 до 50 процентов суммы расчета, но не менее 10 000 руб.

Это следует из части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За повторное нарушение порядка применения ККТ помимо штрафа работу организации и предпринимателя приостановят до 90 суток, а руководителя дисквалифицируют на срок от года до двух лет. Такое наказание применят в случае, если сумма расчетов без кассовых чеков составит 1 000 000 руб. и более.

Это следует из части 3 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наказать могут сразу нескольких виновных. Например, оштрафуют и организацию, и ее руководителя, и кассира, который допустил нарушение. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 и Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).

Рассматривать дела о правонарушениях, связанных с применением ККТ, могут налоговые инспекторы (ст. 23.5 КоАП РФст. 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Привлечь к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ могут в течение одного года со дня, когда это произошло (ст. 4.5 КоАП РФ).*

<…>

Письмо УФНС России по Москве от 21.11.2011 № 17-15/112571 «Применение устаревшей формы БСО»

Вопрос: ИП оказывает ритуальные услуги населению. Предприниматель использует при наличных денежных расчетах бланки строгой отчетности формы БО-13, утвержденные Минфином России. Нужно ли в данном случае самостоятельно изготавливать БСО?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕПИСЬМОот 21 ноября 2011 года № 17-15/112571Применение устаревшей формы БСО

При оказании ритуальных услуг населению ИП вправе при осуществлении наличных денежных расчетов не применять ККТ, а использовать самостоятельно разработанный документ, содержащий обязательные реквизиты. Невыдача документа строгой отчетности, а также оформление наличных денежных расчетов недействующими формами БСО являются основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику (далее – ККТ).

В пункте 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ указано, что организации и ИП в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.

Правительство РФ постановлением от 06.05.2008 № 359 утвердило Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение).

В Положении определено, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могут самостоятельно разрабатывать и применять документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

Документы (квитанции, билеты, талоны и другие документы) оформляются на бланках строгой отчетности, в которых в обязательном порядке должны содержаться реквизиты, установленные в пункте 3 Положения.*

Минфин России (письмо от 27.01.2009 № 03-01-15/1-29) разъяснил, что право применения БСО распространяется на все услуги согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93(далее – ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163. При этом бланк строгой отчетности должен относиться к конкретной, определенной услуге, поименованной в ОКУН. Согласно ОКУН к услугам в сфере бытового обслуживания населения отнесены ритуальные услуги (код 019500).

Таким образом, при оказании ритуальных услуг населению ИП вправе при осуществлении наличных денежных расчетов не применять ККТ, а использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться обязательные реквизиты, установленные пунктом 3 Положения.

Применение бланков строгой отчетности формы БО-3 и БО-13 неправомерно, поскольку данные формы, утвержденные Минфином России, могли применяться до 1 декабря 2008 года (п. 2 постановления Правительства РФ № 359).

Невыдача документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, оформление наличных денежных расчетов недействующими формами бланков строгой отчетности, а также неиспользование ККТ при наличных денежных расчетах являются основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка