Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24
24 августа 24 просмотра

Должно ли обычное акционерное общество, занимающееся ремонтом, разрабатывать регламенты по предотвращению коррупции в соответствии с Законом 273-ФЗ? Может ли прокуратура наложить взыскание на организацию, если таких регламентов нет?

Да, должно.

Дело в том, что с 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия (ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). До недавнего времени эта обязанность была декларативной, так как отсутствовали какие-либо нормативные положения, которые ее детализировали бы. Ситуация изменилась только с выходом Методических рекомендаций.

Да, прокуратура может вынести предписание об устранении нарушения. Если организация не исполнит предписание, то ее могут оштрафовать по ст. 19.7 КоАП РФ.

Дополнительно об ответственности см. по ссылке: http://www.1gl.ru/#/document/99/499057913/XA00M6U2MJ/.

Также см. рекомендации в обосновании.

Обоснование

Из рекомендации

Николая Чудакова, главного редактора ЮСС «Система Юрист»

Данилы Актянова, внутреннего аудитора дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», члена Международного института внутренних аудиторов

Как разработать корпоративную программу по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Недобросовестные действия со стороны отдельных сотрудников компании могут причинить ей значительный финансовый и репутационный ущерб. Чтобы предотвратить это, необходимо заранее выстроить систему мер по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям.

Разработать такую систему помогут Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.; далее – Методические рекомендации).

Дело в том, что с 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия (ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). До недавнего времени эта обязанность была декларативной, так как отсутствовали какие-либо нормативные положения, которые ее детализировали бы. Ситуация изменилась только с выходом Методических рекомендаций.*

Причем они могут быть полезны не только для того, чтобы формально выполнить упомянутую выше обязанность по профилактике и противодействию коррупции. Злоупотребления, совершаемые в компаниях, зачастую не ограничиваются одной лишь коррупцией. Ориентируясь на Методические рекомендации, юрист может разработать комплексную программу, нацеленную на противодействие:

  • мошенничеству,
  • коммерческому подкупу,
  • хищению активов,
  • посягательствам на интеллектуальную собственность и коммерческую тайну организации.

Разработка Программы по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Основные принципы, перечень и порядок выполнения отдельных мероприятий рекомендуется закрепить в едином документе, который можно назвать «Антикоррупционная политика», как это предложено в Методических рекомендациях. Можно выбрать и иное название – например, Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям (далее – Программа), что позволит более точно отразить суть проводимых мероприятий.

Подготовку проекта Программы оптимально разбить на следующие этапы.

1. Разработка проекта. Программа может быть подготовлена как внешними консультантами, так и силами самой компании. Распоряжением по организации нужно сформировать рабочую группу с участием представителей финансовой, юридической, кадровой служб, подразделений экономической безопасности, внутреннего аудита и внешних коммуникаций (PR). Для повышения авторитета рабочей группы целесообразно, чтобы ее возглавил представитель высшего менеджмента.

2. Первичное обсуждение рабочей версии документа. К участию в обсуждении желательно привлечь максимально широкий круг сотрудников компании. Чтобы получить обратную связь от сотрудников, проект стоит разместить на корпоративном портале.

3. Согласование. Программу необходимо согласовать со структурными подразделениями, оформить в виде локального нормативного акта и утвердить приказом по организации, что сделает обязательным выполнение ее положений всеми работниками.

4. Ознакомление. Утвержденная Программа доводится до сведения сотрудников компании, например, посредством оповещения по электронной почте. Затем сотрудники должны своей подписью подтвердить факт ознакомления.

Утвержденная Программа размещается на внутреннем интранет-портале, а также в других корпоративных СМИ (газеты, брошюры, плакаты-листовки). В качестве примера см. Программу, утвержденную в госкорпорации «Росатом».

При необходимости можно предусмотреть переходный период с момента принятия Программы и до начала ее действия. В течение переходного периода инициируются внутренние семинары для работников по разъяснению основных положений Программы.

Определение куратора Программы

Работа по противодействию коррупции и злоупотреблениям носит комплексный характер, и в ее выполнении участвуют многие службы. Однако для повышения эффективности рекомендуется определить структурное подразделение, которое будет координировать работу других департаментов компании по данному направлению.

В сложившейся практике российского бизнеса данная функция, как правило, возлагается на подразделение экономической безопасности (чаще) или департамент внутреннего аудита (реже). В российских подразделениях иностранных компаний такие задачи обычно выполняет специализированное подразделение по Compliance («комплаенс»).

Чтобы снизить риск противодействия со стороны недобросовестных сотрудников, необходимо подчинить руководителя подразделения, отвечающего за курирование Программы, напрямую генеральному директору.

Типовая схема возможного распределения сфер ответственности по реализации Программы представлена в таблице.

Реализация мероприятий Программы

Причиной совершения персоналом корпоративных злоупотреблений, как правило, становятся следующие основные факторы:

  • самооправдание. Низкая корпоративная культура в организации приводит к оправданию работниками совершенных ими проступков («маленькая зарплата», «все берут откаты» и т. п.);
  • возможности. Отсутствие эффективной системы внутреннего контроля создает предпосылки для отдельных сотрудников совершать злоупотребления с низкой вероятностью быть обнаруженными;
  • давление. Наличие внешних или внутренних обстоятельств, вынуждающих работников нарушать установленные правила и процедуры.

Программа должна предусматривать план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление, расследование коррупции и злоупотреблений за счет скоординированной работы структурных подразделений организации.

При составлении данного плана рекомендуется для каждого мероприятия указать конкретные сроки его проведения и ответственного исполнителя. Рассмотрим такие основные мероприятия по группам.

Система мероприятий по профилактике коррупции и иных злоупотреблений

Ключевой инструмент профилактики злоупотреблений – включение антикоррупционных положений в трудовые договоры с сотрудниками и контракты с деловыми партнерами. Важное значение также имеют повышение корпоративной культуры, формирование атмосферы честности и неприятия коррупции, мошенничества и хищений со стороны большинства работников компании.

1. Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников

В трудовые договоры сотрудников можно включить следующие обязанности:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени компании;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного начальника (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

При этом основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является статья 57 Трудового кодекса РФ.

Обоснование

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Такие правила устанавливает статья 57 Трудового кодекса РФ.

Если трудовой договор содержит приведенные выше обязанности, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания (включая увольнение) за совершение неправомерных действий, которые повлекли неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Руководство компании может поручить юридическому департаменту подготовить или проанализировать проект локального нормативного акта, регламентирующего порядок уведомления работодателя:

  • о случаях склонения работника к совершению злоупотреблений;
  • о ставшей известной работнику информации о случаях совершения подобных действий.

За основу вполне допустимо взять порядок, уже применяемый на государственной службе. Так, Методические рекомендации предлагают обратиться к опыту Минздравсоцразвития России, приведенному в письме от 20 сентября 2010 г. № 7666-17 «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений».

2. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

Методические рекомендации идут по пути опыта английского законодательства (UK Bribery Act). В его основе лежит включение в договоры с контрагентами так называемых антикоррупционных оговорок, которые направлены:

  • на установление юридических обязанностей сторон договора по антикоррупционному поведению;
  • на создание юридической базы для мониторинга контрагентов на предмет соблюдения законодательства по противодействию коррупции.

Пример стандартной антикоррупционной оговорки, которую можно включать в договоры с контрагентами

«1. При исполнении своих обязательств по Договору Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели. При исполнении своих обязательств по Договору Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Договора законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2. В случае возникновения у Сторон подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи, соответствующая Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основания предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи контрагентом, его аффилированными лицами, работниками или посредниками, выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действиях, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. После письменного уведомления соответствующая Сторона имеет право приостановить исполнение обязательств по Договору до получения подтверждения, что нарушение не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение десяти рабочих дней с даты направления письменного уведомления.

3. В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в данном разделе действий и (или) неполучения другой Стороной в установленный Договором срок подтверждения, что нарушение не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке полностью или в части, направив письменное уведомление о расторжении. Сторона, по чьей инициативе был расторгнут Договор в соответствии с положениями настоящей Статьи, вправе требовать возмещения реального ущерба, возникшего в результате такого расторжения».

В то же время стоит помнить о рисках, возникающих в связи с возможной неоднозначной трактовкой подобных положений со стороны регулирующих органов.

Так, Федеральная антимонопольная служба выдала в отношении ООО «Ново Нордикс» предписание № 1 10/91-10, в котором признала не соответствующей российскому законодательству о защите конкуренции антикоррупционную оговорку, предполагающую проведение ООО «Ново Нордикс» аудита в случае сомнений на предмет соблюдения партнерами антикоррупционного законодательства.

3. Принятие кодекса этики и положения о конфликте интересов, включая соответствующую процедуру декларирования

Кодекс этики фиксирует правила добросовестного ведения бизнеса и утверждается приказом по компании, а содержание его положений доводится до работников под подпись. При нарушении его положений данная процедура позволит привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, а при необходимости – принять более строгие меры (определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 августа 2010 г. № 11564).

4. Регулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности сотрудников компании - ключевой элемент предотвращения злоупотреблений.

В Приложении 3 к Методическим рекомендациям содержится примерный перечень возможных ситуаций, когда возникает конфликт интересов.

Компании рекомендуется разработать аналогичный перечень типовых ситуаций конфликта интересов, отражающих специфику ее деятельности.

5. Проведение агитационной кампании

Эффективным инструментом повышения корпоративной культуры может стать проведение PR-акции, направленной на пропаганду честной модели поведения и неотвратимости наказания лиц, совершивших злоупотребления. Это объективно способствует снижению рисков негативных инцидентов. Такая агитационная кампания может включать в себя публикации тематических материалов в корпоративных СМИ, информирование сотрудников о мероприятиях по реализации Программы и полученных результатах, тематические конкурсы среди работников.

В случае необходимости юридический департамент по запросу PR-службы участвует в претензионно-исковой работе с внешним коммуникационным агентством. Например, при несоответствии полученного результата техническому заданию, установленному в договоре.

Система мероприятий по предотвращению, выявлению и расследованию злоупотреблений

Помимо перечисленных выше профилактических мероприятий, Программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям подразумевает конкретные действия по выявлению и пресечению нарушений в компании. Такие действия можно разделить на несколько групп.

1. Оценка коррупционных рисков в бизнес-процессах и разработка контрольных процедур

Оценка коррупционных рисков нацелена на определение тех конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высок риск совершения работниками организации коррупционных правонарушений.

Методические рекомендации дают алгоритм проведения подобной оценки, включающий следующие шаги:

  • представить деятельность компании в виде отдельных бизнес-процессов, в каждом из которых выделяются составные элементы (подпроцессы);
  • определить «критические точки», подпроцессы, при реализации которых наиболее вероятно возникновение злоупотреблений, а также определить индикаторы (признаки) злоупотреблений в каждом процессе;

Примеры возможных индикаторов злоупотреблений

О наличии злоупотреблений в работе сотрудников организации могут свидетельствовать:

  • предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
  • закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
  • сомнительные платежи наличными;
  • снижение финансовых показателей (выручка, прибыль) по отдельным сегментам относительно предыдущего периода (признаки предоставления необоснованно крупных скидок или закупки у поставщиков по завышенным ценам за личное вознаграждение);
  • выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг;
  • увеличение количества брака по сравнению с предыдущими периодами (списание нового товара как бракованного за счет фальсификации первичных документов на списание ТМЦ);
  • наличие расхождений по физическим объемам ТМЦ, отпущенных в производство, по сравнению с объемами ТМЦ, полученных со склада;
  • оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
  • выявление дублирующих друг друга первичных документов (признаки «задвоения» платежей в рамках одного и того же контрагента, при этом часть денег может попадать на личный счет сотрудника);
  • наличие расхождений по весу груза, замеренного в момент получения в компании и при отправке от склада поставщика (признаки хищения части груза при транспортировке);
  • увеличение расходов по материалам, купленным сотрудниками компании за средства, полученные под отчет (риск фиктивного списания материалов в целях последующего хищения).
  • описать выгоды и преимущества, которые могут быть получены при совершении злоупотребления; должности, являющиеся ключевыми для совершения коррупционных правонарушений; вероятные формы осуществления необоснованных платежей. Например, «получение откатов от поставщиков руководителем службы закупок».

Проведенный анализ позволит составить «карту коррупционных рисков компании», что позволит разработать комплекс мер по их устранению или минимизации.

Примерные контрольные процедуры в отдельных бизнес-процессах представлены в таблице.

2. Внедрение технических контролей

Снизить воровство в компании можно за счет оснащения объектов инженерно-техническими средствами охраны и средствами специального инструментального контроля. В качестве таких средств могут выступать:

  • системы контроля доступа;
  • освещение и сигнализация на складах;
  • системы видеонаблюдения.

Кроме того, стоит применять (с письменного согласия кандидатов) полиграф при приеме на работу, связанную с обращением дорогостоящий ТМЦ, проводить систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств, а также заключить с работниками договоры о материальной ответственности.

На юридический департамент возлагается обязанность по проведению легализации использования технических контролей. Например, юристы должны проконтролировать следующие моменты:

  • в локальных нормативных актах и трудовых договорах предусмотрена возможность применения видеонаблюдения со стороны компании;
  • работники ознакомлены под подпись с приказом о введении системы видеонаблюдения, а информация о ее наличии размещена на рабочих местах;
  • оборудование сертифицировано и не входит в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Создание горячей линии приема сообщений о злоупотреблениях

Еще одним эффективным инструментом предотвращения и выявления коррупции и злоупотреблений может стать создание в компании горячей линии приема сообщений. В состав горячей линии могут входить: многоканальный телефон (с бесплатными входящими звонками из любой точки мира), электронная почта, абонентский ящик.

Юридическая служба оказывает содействие в разработке локальных нормативных актов, регламентирующих прием и обработку принятых сообщений с соблюдением законодательства о персональных данных и сохранением анонимности позвонивших лиц. С операторами горячей линии необходимо заключить соглашения о конфиденциальности.

4. Расследование злоупотреблений

По результатам выявленных фактов коррупции и иных злоупотреблений необходимо провести служебное расследование в полном соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством.

Юридическая служба оказывает содействие подразделениям экономической безопасности, кадров и внутреннего аудита в части закрепления доказательной базы и соблюдения установленных правил привлечения к дисциплинарной ответственности и процедуры увольнения.

Кроме того, правовой департамент может принять участие в разработке регламента служебного расследования.

Из справочника

Контрольные процедуры для выявления коррупционных рисков в компании

Процесс Риск Контрольная процедура
Снабжение Закупка по завышенным ценам на условиях получения личного вознаграждения со стороны контрагента (откат)
  • долгосрочное планирование закупок;
  • прозрачные тендерные процедуры;
  • контроль формирования начальной (максимальной) цены контракта;
  • контроль идентичности условий договора с положениями закупочной документации;
  • перераспределение полномочий в сфере снабжения
Расчеты Хищение денежных средств компании, задвоение платежей, перечисление денег на счета неустановленных лиц
  • четкие процедуры прохождения и согласования заявок на платеж;
  • разделение полномочий по инициированию платежей, их акцептованию и последующему контролю;
  • IT-контроль для предотвращения несанкционированного доступа к системе «Банк-Клиент»
Сбыт

Потеря денег и продукции в связи с отгрузкой недобросовестным компаниям.

Падение выручки в связи с продажей по заниженным ценам контрагентам, аффилированным с менеджерами по продажам

  • выборочный анализ контрагентов на аффилированность;
  • прозрачные правила предоставления скидок и отсрочек платежа;
  • контроль дебиторской задолженности

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка