Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 августа 11 просмотров

Как на практике рассчитать сумму платы за негативное воздействие по офисным отходам и как составить расчет?Есть ли детальная инструкция?

Порядок расчета показателей и платы за загрязнение окружающей среды приведен в тексте подробного ответа.

По поводу отчетности:

До 2016 года для этого был предназначен расчет, форма и порядок заполнения которого утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Несмотря на то что этот приказ не отменен, последний период, за который нужно представить такой расчет, – IV квартал 2015 года. Начиная с 2016 года правила расчета платы за загрязнение существенно изменились. Общую сумму платежа необходимо перечислять одна раз в год до 1 марта следующего года. Кроме того, в течение года нужно перечислять авансовые платежи. Действующая форма расчета не приспособлена для того, чтобы отражать в ней такие данные. Поэтому квартальные авансовые платежи перечисляйте в бюджет без какой-либо отчетности.

С отчетности за 2016 год будет применяться новая форма – декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Форму декларации и порядок ее заполнения утвердит своим приказом Минприроды России. В настоящее время форма и порядок ее заполнения не утверждены.

Обоснование

Из рекомендации Олега Долматова заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Светланы Губановой главного специалиста-эксперта отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора


Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды

Показатели для расчета*

Чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, бухгалтеру необходимо знать:

1. Утвержденные для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

2. Утвержденные для организации лимиты (временные нормативы) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

3. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, приведенные в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

4. Коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы и природно-климатические особенности территорий, приведенные в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. К таким коэффициентам относятся:

  • повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы. Этот показатель применяется, только если не соблюдаются нормативы предельно допустимых выбросов, а также при выбросах, на которые не получено разрешение. Значение коэффициента всегда равно 5,0 (п. 14 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204);
  • коэффициент экологической значимости (коэффициент, учитывающий экологические факторы). Значение коэффициента зависит от того, куда сбрасываются загрязняющие вещества (в атмосферу, почву или водные объекты), а также от территории, где происходит негативное воздействие. Значения коэффициентов приведены в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344;
  • коэффициент, учитывающий экологический статус территории. Обычно он равен 1. Для особо охраняемых природных территорий (в т. ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия значение коэффициента составляет 2 (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);
  • коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов. Коэффициент равняется 1,2, если происходит негативное воздействие на атмосферный воздух городов, независимо от места расположения объекта негативного воздействия. В других случаях он равен 1 (п. 3 ст. 16.3 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).

Ситуация: кто вправе применять понижающий коэффициент 0,3 при расчете платы за негативное воздействие. Организация размещает отходы на специализированном полигоне

Понижающий коэффициент может применять тот, кто размещает собственные отходы на собственном специализированном полигоне.

Коэффициент 0,3 для расчета платы за негативное воздействие предусмотрен постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Его применяют при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках. Есть условие: эти полигоны (площадки) оснащены специальным оборудованием и расположены в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

Что такое «промышленная зона источника негативного воздействия», в законодательстве не сказано. Но из определения объекта негативного воздействия на окружающую среду следует, что промышленная зона источника загрязнения – это территория самого предприятия. Такой вывод подтверждают специалисты и Минприроды России в письме от 11 апреля 2014 г. № 12-50/1807-ОГ, и Росприроднадзора в частных разъяснениях.

Таким образом, применять коэффициент 0,3 можно, только если предприятие размещает собственные отходы на специализированных полигонах (площадках), расположенных на собственной территории. Платить за отходы на чужих полигонах (площадках) с коэффициентом 0,3 нельзя.

5. Фактические количественные показатели (массу, объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов с разбивкой:

  • в пределах утвержденных нормативов;
  • в пределах утвержденных лимитов (временных нормативов);
  • сверх утвержденных нормативов и лимитов (временных нормативов).

6. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

7. Коэффициенты индексации (инфляции) платы за загрязнение окружающей среды, которые утверждаются каждый год. На период 2015–2017 гг. такие коэффициенты установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.

8. Коэффициенты, стимулирующие проведение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, приведены в пункте 6 статьи 16.3 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Плату за загрязнение окружающей среды рассчитывайте по каждому загрязняющему веществу, виду отхода.

Ситуация: входят ли в состав платы за загрязнение окружающей среды платежи за сброс в системы канализации сточных вод, ливневых стоков, загрязняющих веществ

Нет, не входят.

Плата за загрязнение окружающей среды и плата за сброс сточных вод в системы канализации – это разные категории платежей. И основания для них тоже разные.

Платой за загрязнение вы возмещаете ущерб от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Точнее говоря, компенсируете расходы государства на нейтрализацию (предотвращение) вреда, который организации наносят окружающей среде в процессе своей деятельности. Такие платежи поступают частично в федеральный бюджет, а частично – в бюджеты субъектов РФ. Перечислять подобный сбор должны все организации, которые сбрасывают загрязняющие вещества непосредственно в атмосферу или в водные объекты.

Это следует из положений статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, статей 51 и 57 Бюджетного кодекса РФ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

А вот плата за сброс сточных вод в канализационные сети в бюджеты не поступает. Такие платежи вы перечисляете специализированным организациям, которые занимаются водоотведением на закрепленных за ними территориях. Это следует из положений пункта 19 статьи 1 Водного кодекса РФ, пунктов 1, 9, 16 статьи 2 и статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ. Договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения со специализированной организацией заключают на основании пунктов 24, 29 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

То есть к плате за загрязнение окружающей среды, которую взимает государство, платежи за сброс сточных вод никакого отношения не имеют – это самостоятельный вид затрат, связанный с оплатой услуг сторонних организаций.

Расчет платы*

Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используйте формулу:

Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов) = Норматив платы х Коэффициент к нормативу платы (если установлен) х Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов) х Коэффициент индексации


За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые значения, плату рассчитайте по формуле:

Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) = Норматив платы х Коэффициент к нормативу платы (если установлен) х Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных нормативов) х Коэффициент индексации х 5


За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые лимиты, плату рассчитайте по формуле:

Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) = Норматив платы х Коэффициент к нормативу платы (если установлен) х Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных лимитов) х Коэффициент индексации х 5


Если организация осуществляет сброс (выброс) загрязняющих веществ без специального разрешения, то вся масса таких веществ считается сверхлимитной. А размер платы рассчитывается по третьей формуле в отношении всего объема выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

В зависимости от проведенных природоохранных мероприятий и используемых технологий при расчете платы можно использовать и дополнительные коэффициенты, приведенные в пункте 6 статьи 16.3 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. К примеру, при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности, используется коэффициент 0,33.

Право на пониженные коэффициенты нужно подтвердить. Для этого сдайте в Росприроднадзор отчет о результатах мониторинга проведенных природоохранных мероприятий. Сделать это нужно не позднее 15 января года, следующего за отчетным. В течение 30 дней специалисты Росприроднадзора проверят отчет, и если все верно, подтвердят, что организация вправе применять пониженный коэффициент. Форма отчета не утверждена. Поэтому уточните в территориальном отделении Росприроднадзора, в каком виде сдавать отчет. Об этом сказано в пунктах 6–10 постановления Правительства РФ от 26 мая 2016 г. № 467.

Полученные при расчете размеры платы по каждому виду загрязняющих веществ просуммируйте.

Для удобства расчетов можно также воспользоваться программой «Модуль природопользователя», размещенной на официальном сайте Росприроднадзора.

Некоторые особенности имеет порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в нефтедобывающих организациях. В процессе добычи нефти на месторождениях образуется попутный нефтяной газ, который, как правило, либо сжигается на факельных установках, либо рассеивается в атмосферу. При расчете платы за загрязнение окружающей среды выбросами, которые образуются от сжигания (рассеивания) попутного нефтяного газа, руководствуйтесь Положением, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1148, а также приказом Минприроды России от 5 августа 2013 г. № 274.

Срок уплаты

Организации рассчитывают и перечисляют плату за загрязнение окружающей среды не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Для организаций, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, предусмотрены ежеквартальные авансовые платежи.

Из рекомендации Олега Долматова заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Светланы Губановой главного специалиста-эксперта отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора

Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Виды загрязнений

С 1 января 2015 года плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:

Перечисленные нормативы применяются с поправочными коэффициентами, учитывающими экологические факторы, и с дополнительным коэффициентом 2, установленным для особо охраняемых природных территорий (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Кроме того, предусмотрена ежегодная индексация нормативов. Раньше коэффициенты индексации определялись в законах о федеральном бюджете, а теперь – в постановлениях Правительства РФ. На период 2015–2017 гг. коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.

Нормативы выбросов и загрязнений*

Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:

  • нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с утверждением предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами:
– постановлениями Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 и от 12 июня 2003 г. № 344;
– приказами Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 и от 8 июня 2006 г. № 557 и т. д.

Это следует из письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.

Готовые нормативы предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, в законодательстве отсутствуют. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:

  • количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
  • наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
  • степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
  • наличие и эффективность очистных сооружений;
  • объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.

Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временно согласованных нормативов) территориальные отделения Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.

Такой порядок следует из положений статей 11, 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора. Если же разработка нормативов потребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа может быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией.

Инвентаризация выбросов, сбросов и отходов*

Одним из этапов разработки нормативов предельно допустимых загрязнений является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и отходов. В ходе инвентаризации устанавливаются:

  • источники выбросов загрязняющих веществ и образования отходов;
  • перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;
  • количество и качество выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.

Результаты инвентаризации отражаются в отчете, который должен быть утвержден руководителем организации.

Результаты инвентаризации используйте для подготовки нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ, а также проектов нормативов образования отходов (абз. 7 п. 11 приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349).

Порядок разработки нормативов зависит от вида загрязнения окружающей среды (выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, размещение отходов).

Нормативы выбросов в атмосферу

При разработке нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу руководствуйтесь постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.

Предельно допустимые выбросы определяются по каждому стационарному источнику выбросов, по организации в целом или по ее отдельным производственным территориям, устанавливаются территориальными отделениями Росприроднадзора (кроме радиоактивных веществ). Расчеты загрязнения атмосферы для установления нормативов выбросов для действующих и проектируемых объектов выполняются по методике ОНД-86, утвержденной Госкомгидрометом СССР от 4 августа 1986 г. № 192, а также ГОСТ 17.2.3.02-78. Расчет разрабатывается на пятилетний срок и оформляется в виде проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ). Предварительно необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии этих выбросов действующим санитарным правилам (приказ Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224).

Если по каким-либо причинам организация не укладывается в расчетный норматив, то на определенный период времени ей может быть установлен лимит (временно согласованный норматив) вредных выбросов в атмосферу. Это следует из пункта 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183, пункта 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Для того чтобы узнать, какие документы необходимо представить для согласования проекта ПДВ, обратитесь в территориальный орган Росприроднадзора. Нормативного документа, устанавливающего порядок представления документов, а также сроки утверждения нормативов предельно допустимых выбросов, в настоящее время нет.

Прежде чем приступать к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, необходимо получить разрешение на выброс. В зависимости от того, к какому уровню государственного экологического надзора – федеральному или региональному – относится организация, получать разрешение нужно в разных государственных учреждениях. В первом случае разрешение выдают в территориальном органе Росприроднадзора, а во втором – в уполномоченном министерстве или ведомстве региона. Перечни организаций, которые подлежат федеральному экологическому надзору, размещаются на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Проверки».

Порядок, сроки и последовательность действий территориальных органов Росприроднадзора по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками определены Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650.

Нормативы сбросов в водные объекты

При разработке нормативов допустимых сбросов в водные объекты руководствуйтесь:

Нормативы допустимых сбросов разрабатываются на пять лет. До истечения этого срока нормативы могут быть пересмотрены:

  • при изменении более чем на 20 процентов показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте;
  • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
  • при утверждении новых нормативов допустимого воздействия на водные объекты в установленном порядке.

Это предусмотрено пунктом 14 Методики, утвержденной приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. № 333.

Если по каким-либо причинам организация не укладывается в расчетный норматив, то на определенный период времени ей может быть установлен лимит (временно согласованный норматив) допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (п. 3 ст. 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ).

Чтобы узнать, какие документы необходимо представить для утверждения нормативов допустимых сбросов в водные объекты, обратитесь в территориальный орган Росприроднадзора. Нормативного документа, устанавливающего порядок представления документов, а также сроки утверждения нормативов допустимых сбросов, в настоящее время нет.

На основании согласованного проекта нормативов Росприроднадзор выдаст организации разрешение на сброс в окружающую среду загрязняющих веществ (сточных, дренажных, ливневых и фильтрационных вод).

Порядок, сроки и последовательность действий территориальных органов Росприроднадзора по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты определены Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650.

Нормативы образования отходов*

При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение руководствуйтесь приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.

Нормативы образования отходов определяют количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Такой порядок установлен пунктами 2 и 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Если у организации есть обособленные подразделения, которые расположены в пределах одного субъекта РФ, то проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение можно разработать как по организации в целом, так и по каждому обособленному подразделению в отдельности. Если же обособленные подразделения расположены на территории нескольких субъектов РФ, то проекты нормативов образования отходов придется разработать по каждому из подразделений. Это установлено пунктом 4 приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.

Срок действия проектов нормативов составляет 5 лет, за исключением организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории. Для них проекты нормативов пересматриваются ежегодно.

Это предусмотрено пунктами 12–13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Содержание и порядок оформления проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен пунктом 17 приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.

Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение плательщики подают в территориальные управления Росприроднадзора:

1. Заявление об утверждении нормативов с указанием:

  • полного и сокращенного наименования организации (Ф. И. О. предпринимателя);
  • организационно-правовой формы;
  • местонахождения;
  • государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

2. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Не позднее чем через 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов территориальное управление Росприроднадзора принимает одно из двух возможных решений:

  • утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • отказывает заявителю в утверждении нормативов с мотивированным обоснованием.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Форма отчета приведена в письме Ростехнадзора от 8 июня 2010 г. № 00-07-12/2968. Сдать его нужно не позднее 15 января года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30).

Кроме того, необходимо будет составить и сдать форму статистической отчетности 2-ТП (отходы), утвержденную приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.

Пример заполнения отчета об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов и формы 2-ТП (отходы)

ООО «Альфа» находится в г. Дзержинске Нижегородской области и является субъектом малого предпринимательства.

В течение 2015 года у компании образовалось 4,93 тонны мелкогабаритного несортированного мусора от офисных и бытовых помещений (4 класс опасности).

Все эти отходы были переданы на захоронение специальной организации – ООО «Бета» по договору от 12 мая 2013 г. № А-7984 с отчуждением права собственности.

14 января 2016 года бухгалтер «Альфы» составил и сдал в департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу отчет об образовании, утилизации, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год.

27 января 2016 года бухгалтер «Альфы» составил и сдал в территориальную службу государственной статистики по Нижегородской области форму 2-ТП (отходы) за 2015 год.

Ответственность за превышение нормативов

Внимание: за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность установлена:

  • за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (включая превышение нормативов предельно-допустимых выбросов) – статьей 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • за нарушение правил водопользования, в том числе при сбросе сточных вод в водные объекты (в т. ч. за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты) – частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления – статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из рекомендации Олега Долматова заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Светланы Губановой главного специалиста-эксперта отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора

Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

<…>

Если деятельность организации связана с природопользованием, она должна отчитываться о видах и объемах загрязняющих веществ (отходов), выброшенных в окружающую среду.

До 2016 года для этого был предназначен расчет, форма и порядок заполнения которого утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Несмотря на то что этот приказ не отменен, последний период, за который нужно представить такой расчет, – IV квартал 2015 года. Начиная с 2016 года правила расчета платы за загрязнение существенно изменились. Общую сумму платежа необходимо перечислять одна раз в год до 1 марта следующего года. Кроме того, в течение года нужно перечислять авансовые платежи. Действующая форма расчета не приспособлена для того, чтобы отражать в ней такие данные. Поэтому квартальные авансовые платежи перечисляйте в бюджет без какой-либо отчетности.

С отчетности за 2016 год будет применяться новая форма – декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Форму декларации и порядок ее заполнения утвердит своим приказом Минприроды России.*

Это следует из положений пункта 5 статьи 16.2 и пунктов 3, 5 и 6 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ и подтверждается письмом Росприроднадзора от 11 апреля 2016 г. № АС-06-01-30/6155.

Как только новая форма декларации будет опубликована, мы подготовим подробную рекомендацию по ее заполнению.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка